Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пушкина Н.Н. СМЫСЛОВОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СМЫСЛОВОЕ  ИНТОНИРОВАНИЕ  КАК  УСЛОВИЕ  РАЗВИТИЯ  ИНТОНАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ  УЧАЩИХСЯ

Пушкина  Наталья  Николаевна

магистрант  1  курса,  факультет  иностранных  языков,  культуры  и  искусств  ВоГУ, 
РФ,  г.  Вологда

E-mail

Субботина  Инна  Витальевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  пения  и  музыкального  образования  ВоГУ, 
РФ,  г.  Вологда

 

Современная  музыкальная  педагогика  ставит  своей  задачей  не  просто  обучать  детей  слушать  музыку,  но  и  слышать  её,  т.  е.  эмоционально  переживать,  правильно  интонировать,  учиться  мыслить,  понимать  её  смысл.  Необходимость  многогранного  исследования  сферы  развития  смыслового  интонирования  у  детей  осознается  как  актуальная  проблема  современной  музыкальной  педагогики.

Музыка  всегда  оказывала  большое  влияние  на  внутренний  мир  человека  на  формирование  его  нравственных  качеств.  В  художественном  восприятии  и  музыкальном  мышлении  культура  требует  базовых  музыкально-творческих  способностей  личности  в  образовательном  процессе,  опирающиеся  на  всестороннее  развитие  слуха,  интонационной  культуры  учащихся,  а  так  же  освоение  ими  языка  музыки,  постоянное  обогащение  личного  «интонационного  словаря»  [1].

Ведущей  ролью,  как  в  музыкальном,  так  и  в  личностном  развитии  воспитания  детей,  является  пение.  Особенно  для  детей,  пение  является  самым  доступным  видом  музыкальной  деятельности.  Поскольку  голос  –  общедоступный  инструмент,  петь  могут  и  любят  практически  все.  Кроме  того,  пение  является  одним  из  самых  демократичных  способов  музицирования.

Целью  нашего  исследования  является  раскрытие  понятия  сущности  смыслового  интонирования  как  развития  интонационной  культуры  учащихся.

В  области  музыкального  искусства  и  музыкальной  педагогики  важным  звеном  является  развитие  и  формирование  смыслового  интонирования.  Исходя  из  этого,  мы  сначала  рассмотрим  понятие  интонации,  так  как  правильное  интонирование  является  самой  трудной  задачей  в  формировании  пения.  Термин  «интонация»  означает  «громко  произношу»,  «произношу  нараспев»,  «пою  первые  слова»,  следовательно,  становится  понятно,  в  чем  заключается  связь  интонации  и  голоса.  Переживания  человека,  его  чувства,  состояние  радости  или  горя,  напряжения  или  спокойствия  –  всё  это  передается  через  интонацию,  через  эмоционально-образный  смысл.

Ольга  Александровна  Апраксина  отмечает,  что  «музыкальная  интонация  родственна  по  происхождению  речевой  –  и  та  и  другая  обращены  к  слушателям  с  целью  воздействия  на  него,  являются  средством  общения.  Как  музыкальная,  так  и  речевая  интонации  оперируют  звуковым  материалом,  обе  они  обращены  к  слуху»  [3,  с.  3].  Итак,  выразительность  музыкальной  и  речевой  интонаций  обусловлена  определенными  эмоциональными  состояниями  человека.  В  процессе  овладения  речью,  в  первую  очередь  ребенку  необходима  речевая  среда,  чтобы  ребенок  привыкал,  сопереживал  различным  настроениям. 

Музыкальная  интонация  основывается  на  ритмической  организации  и  на  особой  музыкально-звуковой  системе,  а  так  же  оперирует  тонами  точной  зафиксированной  высоты.  И  благодаря  этим  показателям,  музыкальная  интонация  становиться  более  развитой,  самостоятельной  и  обладает  неизмеримо  большими  выразительными  возможностями. 

Б.В.  Асафьев  отмечал,  что  «…Интонация  –  первостепенной  важности  фактор…Без  интонирования  и  вне  интонирования  музыки  нет»  [1,  с.  198].  Он  рассматривает  музыку  как  «искусство  интонируемого  смысла»  и  опирается  на  общехудожественный  метод  интонационно-стилевого  постижения  музыки,  а  главными  элементами  интонационного  процесса  являются  средства  музыкального  языка.  Тем  самым,  основной  проблемой  для  учителя  музыки  в  процессе  обучения  пению  –  это  найти  методы,  способы  личностного  осмысления  интонационного  постижения  музыки.

Интонация  –  важное  средство  музыкальной  выразительности,  что  приводит  нас  к  новому  понятию  смысловое  интонирование.  Смысловое  интонирование  –  это  личностное  внутреннее  понимание,  содержания  произведения  и  воспроизведения  его,  а  в  процессе  его  исполнения  добиваться  чистого  и  осмысленного  интонирования.

Главной  составляющей  в  системе  музыкальных  способностей  для  точного  интонирования,  является  музыкальный  слух.  Пение  не  может  осуществляться  без  слухового  контроля,  поэтому  слух  играет  важную  роль  в  пении.  В  своей  статье  Е.Д.  Критская  обращается  в  меткому  выражению  В.В.  Медушевского  «За  интонацией  спрятан  живой  человек»  [7,  с.  108],  это  выражение  становиться  ключом  как  к  восприятию  детьми  конкретного  музыкального  образа,  к  смыслу  произведения,  так  и  к  личности  в  целом.

В  пении  педагог  должен  добиваться  правильной  передачи  мелодии,  поскольку  исполнение  мелодии  искажает  характер  исполняемого  произведения,  создает  неправильное  представление  о  музыкальном  содержании  произведения,  его  смысле.  Главным  смыслом  является  «зерно»  мелодии  –  интонация  –  это  самая  малая  смысловая  ячейка  в  музыке,  которая  образует  последовательность  двух  и  более  звуков.

В  философском  значении  смысл  понимается  как  «внеположенная  сущность  феномена,  оправдывающая  его  существование,  связывая  его  с  более  широким  пластом  реальности»  [4,  с.  576].  Смысл  не  субъективен,  человек  не  изобретает  его,  а  находит  в  объективной  действительности  среди  ее  ценностей.

Рассматривая  понятие  «смысл»,  мы  опять  обратимся  к  толковому  словарю  русского  языка  С.И.  Ожегова,  в  котором  смысл  понимается  как  внутреннее  содержание,  значение  чего-либо  постигаемое  разумом  [5]. 

В  психологической  литературе  смысл  рассматривается  как  личное  понимание  человеком  значения  какого-либо  явления.  По  мнению  отечественного  психолога  А.Н.  Леонтьева,  смысл  связывает  человека  с  реальностью  собственной  индивидуальной  жизни  в  этом  мире  [2].  Следовательно,  мы  выходим  на  понимание  того,  что  каждый  человек  имеет  свой  личностный  смысл,  который  опосредован  мотивом  и  придает  ценностно-смысловую  направленность  его  деятельности.  А  в  певческой,  музыкально-художественной  деятельности  особенно  важным  моментом  является  личностное  осмысление  исполняемого  произведения.

Таким  образом,  смысловое  интонирование  заключается  в  следующем:

  • в  необходимости  научиться  чисто  интонировать;
  • в  понимании  связи  и  отношения  между  интонационно-звуковыми,  интонационно-смысловыми  комплексами;
  • в  выявлении  определенной  эмоционально-смысловой  окраски  интонации.

Именно  в  пении  нужно  направлять  внимание  учащихся  не  только  на  чистое  интонирование,  но  и  на  смысловое  интонирование,  вслушиваясь  в  произведение.  «Интонационным  анализом,  –  пишет  Асафьев,  я  считаю,  осознание  реализуемой  смысловой  музыки  в  ее  процессе  звучания  и  ее  произнесении,  в  осмыслении  того,  что  слышится,  а  не  одно  лишь  констатирование  умения  сочетать  и  соотносить  элементы  и  схемы  произведения  вне  их  слышимости…Надо  стремиться  повествовать  о  музыке,  чтобы  чувствовалось  ее  звучание,  и  тем  вовлекать  в  жизнь  музыки»  [1,  с.  120].

Интонационно-стилевое  постижение  музыки  ориентировано  на  личностную  интерпретацию  музыкальной  речи,  а  значит,  активнее  будет  воспитываться  у  учеников  чувство  музыки,  собственный  стиль  мышления,  смысловое  интонирование.  Так  А.А.  Пиличяускас  отмечает,  что  главная  задача  школьника  заключается  в  познании  тех  эмоций  и  сопутствующих  им  мыслей,  которые  возникают  у  него  в  процессе  общения  с  музыкой.  А  в  этом  и  заключается  познание  личностного  смысла  произведения.  «Такой  подход  к  музыке  активизирует  деятельность  учащихся  и  закрепляет  ценностно-значимый  мотив  этой  деятельности  –  познание  жизни,  человека,  самого  себя»  [6,  с.  7].

В  процессе  приобщения  учеников  к  творчеству  главной  проблемой  является  достижение  выразительности  музыкальной  речи  в  воплощении  художественного  содержания  произведения.  А.А.  Пиличяускас  в  своей  статье  о  познании  музыки  применяет  метод  осознания  интонируемого  смысла,  или  метод  осознания  личностного  смыла  музыкального  произведения.  Вся  сущность  метода  осознания  личностного  смысла  музыки  построена  на  фундаменте  общения.  При  этом  принципиально  важным  является  то,  что  общение  ведется  не  по  поводу  музыки,  а  благодаря  ей  по  самому  существенному  –  человечности.  Индивидуальность  воспринятого  художественного  образа  делает  учащегося  более  активным,  и  не  сковывает  его  необходимостью  осознать  объективную  суть  произведения.

Следовательно,  развитие  интонационной  культуры  учащихся  зависит  от  успешных  занятий  в  области  музыкального  слуха,  освоения  ими  языка  музыки,  осмысленного  интонирования  мелодии,  личностного  отношения  к  воплощению  музыкального  образа  произведения.

 

Список  литературы:

  1. Асафьев  Б.В.  Музыкальная  форма  как  процесс.  –  М.,  1971.  –  386  с.
  2. Леонтьев  А.Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность.  –  М.:  Политиздат,  1977.  –  304  с.
  3. Музыкальное  воспитание  в  школе.  Вып.  №  3:  сборник  статей  /  сост.  О.А.  Апраксина.  –  М.:  Музыка,  1978.  –  104  с.
  4. Новая  философская  энциклопедия  /  в  4.т.  Т-3.  –  М.:  Мысль,  2001.  –  692  с.
  5. Ожегов  С.И.  Толковый  словарь  русского  языка:  80000  слов  и  фразеологических  выражений  /  С.И.  Ожегов,  Н.Ю.  Шведова  /  Российская  академия  наук.  Институт  русского  языка  имени  В.В.  Виноградова.  –  4-е  изд.;  допол.  –  М.:  Азбуковник,  1999.  –  944  с.
  6. Пиличяускас  А.А.  Познание  музыки  как  педагогическая  проблема  //Музыка  в  школе  №  1.  –  М.,  1989.  –  С.  6–11.
  7. Теория  и  методика  музыкального  образования  детей:  Научно-методическое  пособие  /  Л.В.  Школяр,  М.С.  Красильникова,  Е.Д.  Критская  и  др.  –  2-е  изд.  –  М.:  Флинта:  Наука,  1999.  –  336  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.