Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кулибанова М.Е. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРНОЕ  НАСЛЕДИЕ  РЕГИОНА  КАК  ОСНОВА  ПРОФИЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Кулибанова  Мария  Ермекбаевна

студент  4  курса,  кафедра  теории  и  методики  музыкального  образования  ПГПИ, 
Республика  Казахстан,  г.  Павлодар

E-mail:  kulibanova94@mail.ru

Личман  Елена  Юрьевна

научный  руководитель,  д-р  философии  PhD,  доцент  ПГПИ, 
Республика  Казахстан,  г.  Павлодар

 

Актуальность  изучения  культурного  наследия  региона  обуславливается  тем  обстоятельством,  что  во  второй  половине  XX  века  Казахстан  потерял  свою  самобытность,  были  утрачены  национальные  и  исторические  традиции,  которые  создавались  веками.  В  настоящее  время  происходит  возрождение  культурного  наследия  Казахстана.  Защита  исторических  культурных  памятников  стала  приоритетным  направлением  национальной  политики,  о  чем  свидетельствует  ратификация  Казахстаном  Конвенции  «Об  охране  нематериального  культурного  наследия»,  которая  была  принята  в  Париже  17  октября  2003  года  [1].

Данный  проект  реализуется  в  системе  отечественного  образования.  Согласно  п.  11  ст.  1  Закона  Республики  Казахстан  «Об  образовании»,  образовательная  деятельность  –  это  своеобразный  процесс  целенаправленного,  педагогически  обоснованного,  последовательного  взаимодействия  субъектов  образования,  который  направлен  на  решение  задачи  обучения,  развития  и  воспитания  личности  [2].  Развитие  личности  в  условиях  профильного  обучения  предполагает  развитие  духовно–нравственных  качеств,  формирование  которых  должно  быть  основано  на  исторических  традициях  народа,  культурном  наследии  нации.

Следовательно,  в  условиях  профильного  образования  необходима  разработка  специальных  учебных  курсов,  направленных  на  воспитание  уважения  к  национальному  достоянию,  культурным  традициям  и  обычаям  своего  народа,  к  культуре  своего  региона.

Основой  программы  элективного  курса  профильной  направленности  должна  стать  этнокультурная  составляющая  культурного  наследия  региона,  что  является  необходимым  с  позиции  его  структуры,  которая  заключается  в  следующем:  материальное,  движимое  и  недвижимое,  нематериальное,  традиционное,  фольклорное  и  природное  наследие.

Цель  изучения  культурного  наследия  в  региональном  аспекте  –  сохранение  и  защита  культурных  ценностей,  имеющих  историческое  значение,  определение  особенностей  культурного  наследия  региона,  сохранение  и  защита  самобытной  культуры,  на  исторических  традициях  которой  формируется  личность.

Строение  программы  учебного  курса  по  изучению  культурного  наследия  региона  должно  зависеть  от  выбранной  формы  обучения,  это  может  быть  и  организация  работы  музея,  и  создание  этнокультурного  центра,  и  организация  поисковой  работы  и  т.  д.  Главное,  что  должно  быть  заложено  в  основе  любого  вида  деятельности  по  избранному  направлению,  это  исследовательская  деятельность.

Исследовательская  работа  уже  предопределена  самой  тематикой  курса  «Культурное  наследие  региона»,  так  как  важно  не  только  изучение  имеющегося  исторического  культурного  национального  достояния,  но  и  поиск  новых  национальных  культурных  ценностей  таких,  к  примеру,  как  фольклорные  традиции,  традиции  и  обычаи  бытового  характера  и  т.  д.  К  примеру,  в  курсе  музейного  краеведения,  можно  организовать  поисковую  работу  в  различных  вариантах.  Так,  краеведческий  музей  предполагает  организацию  различных  направлений,  которые  можно  классифицировать  либо  по  тематическим  направлениям,  либо  по  временным  эпохам.  Поэтому  поисковая  работа  в  рамках  музейной  работы  может  быть  направлена  на  сбор  информации  о  каких–то  исторических  или  просто  важных  для  региона  событиях,  поиском  документальных  подтверждений:  это  могут  быть  фотографии,  имеющие  историческую  ценность,  предметы  домашней  утвари  или  быта.

Отметим,  что  исследовательская  работа  предполагает  не  просто  сбор  исторических  культурных  ценностей,  но  и  описание  с  последующим  анализом  найденной  исторической  ценности,  которая  является  прямым  доказательством  культуры  определенной  эпохи.

Изучение  в  качестве  учебного  курса  в  профильном  образовании  культурного  наследия  региона  важно  еще  и  потому,  что  само  понятие  «культурное  наследие»  уже  наделено  познавательным,  ценностным,  политическим,  юридическим,  социально-психологическим  смыслом,  т.  е.  оно  многозначно  в  смысловом  плане  и  является  предметом  междисциплинарного  исследования.  Так,  будущие  политики  могут  подойти  к  изучению  культурного  наследия  региона  с  позиции  особенностей  общественного  устройства,  то  есть  выстроить  исследовательский  процесс  с  позиции  того,  как  то  или  иное  историческое  культурное  доказательство  (экспонат  в  материальном  или  духовном  выражении)  доказывает  тот  или  иной  общественный  уклад,  что  он  может  «рассказать»  о  социально–политическом  положении  и  т.  д.  Будущие  юристы  могут  выстроить  исследовательскую  работу  в  нормативно-правом  направлении:  изучать  тот  или  иной  элемент  целой  системы  культурного  наследия  с  позиции  правового  обеспечения  на  современном  этапе.  Это  может  быть  подбор  соответствующего  нормативно-правового  акта,  который  призван  охранять  историческую  и  культурную  ценность,  можно  заняться  разработкой  проекта  правового  акта,  который  бы  определял  правовые  основы  защиты  и  охрану  культурного  наследия  региона.

Помимо  исследовательской  работы  в  рамках  реализации  учебного  курса  в  профильном  образовании  необходимо  философское  осмысление  и  осознание  культурного  наследия  региона.  Нужно  создать  такие  условия,  чтобы  каждый  субъект  образовательного  процесса  принял  культурное  наследие  в  качестве  незыблемой  ценности.

Философский  анализ  культурного  наследия  региона  представляет  собой  своеобразное  осознание  культуры  как  целостности,  основанной  на  следующих  идеях:

1.восприятие  культурного  наследия  региона  в  качестве  сферы  творческой  деятельности,  имеющей  исследовательский  характер,  и  ее  результатов,  сфера  свободы  и  область  ценностей;

2.совпадение  мира  и  явлений  культуры  региона;

3.на  принципе  «мирового  события»,  представленного  в  качестве  события  культуры;

4.на  концептуализации  понятий  в  контексте  культурного  наследия  региона  [3].

Сказанное  обусловлено  тем,  что  понятие  –  это  абстрактный  образ  объективно  существующих  свойств  какой–то  группы  предметов  и  связано  со  знаковыми  и  значимыми  структурами  языка.

В  рамках  учебного  курса  возможно  исследование  с  последующим  определением  основных  характеристик,  входящих  в  структурное  понятие  «культурная  ценность».  В  процессе  исследовательской  работы  необходимо  подвести  учащихся  к  пониманию,  что  является  основной  особенностью  культурного  наследия,  что  можно  назвать  культурной  ценностью.  Возможно  описание  характерных  черт  культурного  наследия  региона,  которое  воспринимается  в  качестве,  социокультурной  и  индивидуально–этнической  реальности,  которая:

охватывает  различные  типы  культур  и  разные  виды  творческой  и  исследовательской  активности;

исследование  генезиса  и  исторической  изменчивости  обрядов  и  ритуалов,  запреты  и  норм,  культурных  паттернов,  механизмов  социальной  коммуникации,  раскрывающие  многообразие  моделей  культуры  повседневности  прежних  поколений;

объективно  упорядочивает  его  смысловую  структуру,  устанавливает  порядок,  по  причине  которой  огрубляется  и  в  некоторой  степени  опрощается  сложность  и  многогранность  культурного  наследия  и  феномена  творчества  в  целом;

является  одним  из  способов  выживания  человека,  рассматриваемого  в  качестве  биологического  существа;

есть  показатель  передвижения  в  жизненном  пространстве,  осмысленный  видом  человеческой  деятельности  и  т.  д.;

есть  коллективная  память  определенной  этнической  общности  (регион),  содержащая  представления  о  «древности»  народа,  грядущем  «золотом  веке»,  отношение  к  собственной  и  другим;

выделяет  особо  важные  события  этнической  истории  «имеют  привязку»  к  научно-историческим  датировкам  и  периодизации,  представляет  интегральное  описание  этих  черт  культурного  наследия  возможно  в  рамках  философской  ориентации.

Изучение  культурного  наследия  региона  должно  стать  основой  профильного  образования,  так  как  знание  исторических  культурных  ценностей  своего  региона  обогащает  личность  духовно,  расширяет  его  нравственное  и  интеллектуальное  пространство.  Обществу  нужны  образованные  личности,  которые  не  только  знают,  но  и  ценят  свои  культурные  традиции.

В  заключении  отметим,  что  культурное  наследие  является  достоянием  всего  народа,  поэтому  популяризация  культурного  достояния  в  системе  образования  дает  возможность  для  организации  более  эффективного  процесса  воспитания  патриотической  молодежи,  развития  духовно-нравственных  качеств.  Приобщение  к  культурному  наследию  и  истории  своего  народа  происходит  в  процессе  визуального  восприятия  и  изучения  культурных  традиций  своего  региона  (исторические  памятники,  этнокультурные  центры,  музеи,  памятники  археологии  и  т.  д.).  Поэтому  задачей  профильного  обучения  является  привитие  необходимости  к  изучению  и  сохранению  культурного  наследия  своего  региона,  воспитания  чувства  сопричастности  к  истории  своего  края.

 

Список  литературы:

  1. Закон  Республики  Казахстан  от  21  декабря  2011  г.  №  514-IV  «О  ратификации  Конвенции  об  охране  нематериального  культурного  наследия»  /  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  –  online.zakon.kz.  (дата  обращения:  28.10.2015).
  2. Закон  республики  Казахстан  «Об  образовании»  №  319-III  от  27.07.  2007  года  (с  изменениями  и  дополнениями  по  состоянию  на  21.07.2015  г.)  /  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  –  online.zakon.kz.  (дата  обращения:  28.10.2015).
  3. Молдабеков  Ж.Ж.  Культурное  наследие  как  проблема:  характерные  черты  и  исследовательская  позиция  //  Вестник  КазНУ.  –  2011  /  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  –  articlekz.com/article/8267.  (дата  обращения:  28.10.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.