Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Танабасова У.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(35). URL: http://sibac.info/archive/guman/8(35).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЗАИМОСВЯЗЬ  САМОРЕГУЛЯЦИИ  СТУДЕНТОВ  С  МУЗЫКАЛЬНЫМИ  ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

Танабасова  Урсула  Владимировна

студент  3  курса,  кафедра  генетической  и  клинической  психологии  ТГУ,

РФ,  г.  Томск

Е-mail:  u.tanabasova@mail.ru

Бохан  Татьяна  Геннадьевна

научный  руководитель,  д-р  психол.  наук,  заведующая  кафедрой  психотерапии  и  психологического  консультирования  ТГУ, 
РФ,  г.  Томск

 

Музыка  сопровождает  молодого  человека  везде:  дома,  на  улице,  в  общественных  местах,  в  автомобиле,  в  кафе  и  т.  д.  В  современном  мире  наблюдается  тенденция  увеличения  роли  музыки  в  жизни  людей,  именно  этот  вид  художественных  предпочтений  молодежь  ставит  на  ведущее  место  [7].  Не  смотря  на  то,  что  в  данной  области  достаточно  исследований,  как  за  рубежом,  так  и  в  отечественной  психологии,  все  же  выявление  взаимосвязи  саморегуляции  с  музыкальными  предпочтениями  молодежи  остается  актуальной.  Т.  Адорно  одним  из  первых  обратился  к  анализу  социальных  функций  музыки,  особенностей  воздействия  музыкальных  произведений  на  индивидов  [1].  В  рамках  отечественной  науки  циклы  исследований  музыкального  слуха,  восприятия  музыки  и  формирования  звукоразличительной  чувствительности  принадлежат  Ю.Б.  Гиппенрейтер  [3].  Также  экспериментальные  исследования  музыкальной  деятельности  были  проведены  А.Н.  Леонтьевым,  Б.Г.  Ананьевым  [2].

Музыка,  постоянно  воздействующая  на  индивида,  в  определенной  степени  оказывает  влияние  на  формирование  его  идентичности,  уровня  самоорганизации  и  способов  самодетерминации,  таким  образом,  взаимосвязь  с  музыкальными  предпочтениями  может  оказаться  важным  элементом  при  оценке  личностного  потенциала.  С  точки  зрения  Д.А.  Леонтьева,  личность  следует  рассматривать  как  интегральною  высшую  психическую  функцию,  а  под  личностным  потенциалом  необходимо  понимать  системную  организацию  личностных  особенностей,  образующих  «стержень  личности»,  личностный  потенциал  лежит  в  основе  личностной  автономии,  способов  самодетерминации  и  саморегуляции  личности  [4]. 

В  последнее  время  вопросы,  связанные  с  самоорганизацией  в  контексте  эффективного  управления  собственным  временем  остро  встают  перед  молодыми  людьми.  Действительно,  стратегия  и  тактика  обращения  со  временем  своей  жизни,  часто  сопровождаемой  музыкой,  как  в  текущей  ситуации,  так  и  в  масштабах  целой  жизни,  являются  важными  составляющими  жизнедеятельности  современного  человека  и  показателями  его  личностной  эффективности  [5].

Наличие  высокого  личностного  потенциала  может  обеспечить  мобилизацию  его  интеллектуальной,  креативной  и  прочих  видов  активности,  способствуя  достижению  большей  продуктивности  и  результативности  деятельности,  зачастую  в  современном  мире  подобная  мобилизация  достигается  под  воздействием  музыки.  Таким  образом,  музыкальное  искусство,  которому  в  современном  обществе  молодые  люди  уделяют  огромное  внимания,  не  может  не  оказывать  влияния  на  механизмы  самоорганизации. 

В  исследовании  приняли  участие  50  студентов  в  возрасте  от  19  до  22  лет,  обучающихся  на  гуманитарных  направлениях.  Из  которых  20  молодых  людей  учились  в  музыкальной  школе,  30  человек  не  имели  опыта  изучения  музыкального  искусства.

Были  использованы  следующие  методики:  опросник  «Музыкальные  предпочтения»;  «Опросник  самоорганизации  деятельности»  (Е.Ю.  Мандрикова),  в  котором  выделяются  6  шкал:

  • «Планомерность».  Данная  шкала  измеряет  степень  вовлеченности  человека  в  тактическое,  структурированное  ежедневное  планирование;
  • «Целеустремленность».  Шкала  направлена  на  измерение  чувства  цели,  способности  сконцентрироваться  на  ней;
  • «Настойчивость»,  измеряет  уровень  приложения  своих  волевых  усилий  для  завершения  начатого  дела  и  упорядочения  активности;
  • «Фиксация»,  измеряет  склонность  к  фиксации  на  запланированной  структуре  организации  событий  во  времени,  его  привязанность  к  расписанию;
  • «Самоорганизация».  Шкала  выявляет  то,  насколько  человек  склонен  к  использованию  внешних  средств  организации  своей  деятельности;
  • «Ориентация  на  настоящее»,  измеряет  временную  ориентацию  на  настоящее  [5].

Методы  статистической  обработки:  описательная  статистика,  сравнительный  анализ  (критерий  Манна-Уитни),  частотный  анализ.

В  результате  проведения  исследования  были  получены  следующие  показатели.  У  студентов,  как  получивших  музыкальное  образование  в  школе,  так  и  не  имеющих  его,  наиболее  предпочтительными  жанрами  оказались  такие  направление,  как  «рок»  (его  указали  70  %  выборки).  Не  менее  популярной  оказалась  и  классическая  музыка,  которую  предпочли  62  %.  Также  среди  лидирующих  жанров  оказалась  поп  музыка  и  появившийся  сравнительно  недавно  современный  жанр  «рэп».  Кроме  того,  некоторые  участники  исследования  указали  такие  направления,  как  «панк»,  «рэгги»,  «пост-рок»,  «эпик»,  «чилстеп»,  «блюз»,  «эмбиент»,  «психоделика»,  «авангард».  Средний  показатель  прослушивания  музыки  среди  студентов,  обучающихся  на  гуманитарных  направлениях,  составил  около  3-х  часов  в  день.

Для  сравнения  следует  привести  социологическое  исследование,  проведенное  среди  студенческой  молодежи  в  2008  г.,  в  результате  которого  были  выявлены  музыкальные  предпочтения  студентов.  Были  получены  следующие  данные:  такие  жанры,  как  джаз  и  рок  предпочитают  69  %  молодежи,  эстрадная  музыка  —  35  %,  классическая  —  31  %,  бардовская  музыка  —  8  %,  народная  —  5  %  и  духовная  —  3  %.  Можно  подчеркнуть,  что  классическая  музыка  находится  в  лидирующей  тройке  предпочитаемых  студенчеством  музыкальных  направлениях.  Студенческая  молодежь,  несмотря  на  влияние  масс-культуры,  которая  в  меньшей  степени  ориентирована  на  пропаганду  классических  композиций,  все-таки  ставит  классическую  музыку  в  структуре  музыкальных  предпочтений  на  третье  место.  Хотя  их  выбор  в  пользу  этого  направления  в  музыкальном  искусстве  не  носит  характера  погруженности,  о  чем  свидетельствуют  ответы  на  вопрос  «Как  Вы  относитесь  к  классической  музыке  (опера,  камерные,  симфонические  произведения)?».  Студенты  отмечали  свое  положительное  отношение  к  классической  музыке,  но  в  то  же  время  отвечали,  что  в  целом  знают  её  неважно  и  хотели  бы  понимать  эту  музыку  лучше  [6].

Именно  такая  социальная  группа  как  молодёжь  является  основным  «потребителем»  различных  музыкальных  жанров  и  направлений,  которые  в  основном  относятся  к  масс-культуре.  Т.  Адорно  по  этому  поводу  упоминал  о  предпочтении  молодежи  «лёгкой»,  элементарной  музыки.  Лидирующие  позиции  подобных  направлений  в  музыке,  возможно,  связаны  со  стилем  прослушивания  музыкальных  композиции.  Так  в  нашем  исследовании  большинство  респондентов  на  вопрос  «Чем  Вы  занимаетесь,  прослушивая  музыку?»  отметили,  что  используют  ее  в  качестве  фона  при  какой-либо  другой  основной  деятельности  (например,  занимаясь  спортом,  домашними  делами,  когда  едут  куда-либо  и  т.  д.)  Лишь  небольшое  количество  молодых  людей  слушают  музыку,  полностью  погружаясь  в  нее,  не  отвлекаясь  на  внешние  раздражители.

Кроме  того,  необходимо  отметить  эмоциональный  компонент  прослушивания  музыки,  который  имеет  место  в  саморегуляции  студента,  так  большинство  студентов  (70  %)  указали,  что  после  прослушивания  предпочитаемой  ими  музыки,  они  чувствуют  эмоциональный  подъем,  воодушевление  и  желание  к  деятельности,  часто  планируют  свою  деятельность.

Опираясь  на  результаты  методики  «Опросник  самоорганизации  деятельности»  можно  сделать  следующие  выводы.

Во-первых,  студенты  без  музыкального  образования  имеют  средние  показатели  по  шкалам  «планомерность»,  «настойчивость»,  «фиксация»,  «самоорганизация»,  это  может  свидетельствовать  о  том,  что  представители  данной  группы  в  умеренной  степени  склонны  разрабатывать  четкие  планы  и  планомерно  следовать  им  при  достижении  поставленных  целей.  Молодые  люди  достаточно  организованны,  способны  к  структурированию,  но  склонны  оставлять  начатое  дело,  переключаясь  на  более  значимые  виды  деятельности.  Кроме  того,  они  способны  планировать  свое  рабочее  и  личное  время,  для  них  свойственно  полагаться  в  большей  степени  на  свою  природную  организованность.  Низкие  баллы  по  шкалам  «целеустремленность»,  «ориентация  на  настоящее  и  будущее»  характеризуют  человека,  который  не  придает  особого  значения  планированию,  четкому  следованию  к  цели,  но  это,  в  свою  очередь,  позволяет  ему  достаточно  быстро  перестраиваться  на  новую  деятельность,  не  «зацикливаясь»  на  структурированности.

В  то  время  как  высокие  показатели  студентов  с  музыкальным  образованием  по  таким  шкалам,  как  «планомерность»,  «целеустремленность»  и  общий  суммарный  балл  по  методике,  могут  свидетельствовать  о  том,  что  у  них  сформирована  потребность  в  постоянном  осознанном  планировании  деятельности,  планы  в  этом  случае  иерархичны,  детализированы,  устойчивы,  а  цели  деятельности  выдвигаются  самостоятельно.  Характеризуют  целеустремленного  и  целенаправленного  человека,  который  знает,  чего  он  хочет  и  к  чему  стремится,  и  четко  идет  по  направлению  к  этим  целям.  Такой  человек  неуклонно  стремится  к  достижению  поставленной  задачи. 

Преобладание  низких  значений  по  шкалам  «саморганизованность»  и  «направленность  на  будущее»  может  говорить  о  том,  что  представители  данной  группы  не  склонны  прибегать  при  самоорганизации  к  помощи  внешних  средств,  таких  как,  ежедневники,  расписание  дня  и  т.  д.  Высокий  общий  суммарный  балл  по  методике  характеризует  человека  следующим  образом:  ему  свойственно  видеть  и  ставить  цели,  тщательно  планировать  свою  деятельность,  в  данном  случае,  успешно  справляясь  без  помощи  внешних  средств,  и,  проявляя  волевые  качества  и  настойчивость,  идти  к  ее  достижению,  что  иногда  может  приводить  к  негибкости  и  «зацикленности»  на  одной  цели,  ее  структурированности  и  организованности.

Кроме  того,  между  этими  группами  студентов  методом  сравнительного  анализа  были  обнаружены  статистически  достоверные  различия  по  шкале  «целеустремленность»  (р  =  0,33).  Таким  образом,  можно  предположить  о  различиях  студентов  в  четком  следовании  цели,  различном  уровне  способности  на  ней  сконцентрироваться.  Для  студентов,  не  имеющих  музыкального  образования  не  характерно  наличие  одной  доминирующей  цели,  достижение  которой  является  лидирующей  задачей,  молодые  люди,  изучавшие  в  свое  время  музыкальное  искусство,  склонны  в  большей  степени  настойчиво  и  неуклонно  следовать  поставленной  цели.  Кроме  того,  не  обнаружено  достоверных  различий  в  музыкальных  предпочтениях  студентов,  обучающихся  на  гуманитарных  направлениях,  лидирующие  позиции  принадлежат  таким  музыкальным  жанрам,  как  «рок»,  «классическая  музыка»,  «популярная  музыка»,  также  у  них  совпадает  и  стиль  прослушивания  любимых  композиций.

 

Список  литературы:

  1. Адорно  Т.  Избранное:  Социология  музыки  /  Пер.  с  нем.  2-е  изд.  М.:  Российская  политическая  энциклопедия  (РОССПЭН),  2008.
  2. Ананьев  Б.Г.  Задачи  психологии  искусства.  Публикации  и  примечания  Л.Л.  Бочкарева.  —  В  сб.:  Художественное  творчество.  Л.,  1982.
  3. Гиппенрейтер  Ю.Б.  К  методике  измерения  звуковысотной  различительной  чувствительности.  —  В  кн.:  Доклады  Академии  педагогических  наук  РСФСР.  №  4,  М.,  1967.
  4. Личностный  потенциал:  структура  и  диагностика  /  под  ред.  Д.А.  Леонтьева.  М.:  Смысл,  2011.  —  679  с. 
  5. Мандрикова  Е.Ю.  Разработка  опросника  самоорганизации  деятельности  (ОСД)  //  Психологическая  диагностика.  —  2010.  —  №  2.  —  С.  87—111.
  6. Массовая  культура.  Учебн.  пос.  М.:  Альфа-М.,  2004.
  7. Серебрякова  А.Н.  Учебно-методический  комплекс.  Спецкурс  по  выбору  «Основы  музыкальной  культуры:  классическая  музыка  для  вас».  М.:  РХТУ  им.  Д.И.  Менделеева,  2007.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.