Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Волкова Н.Ф. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГРАХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(39). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf (дата обращения: 01.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Волкова Надежда Фёдоровна

магистрант 1 курса, психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, г. Арзамас​

Агеева Людмила Геннадьевна

научный руководитель,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, г. Арзамас

Проблема развития ребенка в игровой деятельности является злободневной и актуальной. Общеизвестно, что дошкольный возраст — это возраст развития всех способностей и качеств ребенка. В первые семь лет закладывается фундамент личностного развития детей, происходит развитие творческих способностей, воображения, эмоционально - волевой сферы. Доказано, что все эти качества и способности развиваются в разных видах игры.

Однако, наблюдения педагогов, исследования ученых показывают, что игра с каждым годом уходит все дальше и дальше из жизни ребенка. Что же происходит с игрой? Как отмечают психологи, игра перестает носить творческий характер.

Творчество, процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий.

Возникшее противоречие между необходимостью развития творческих способностей и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевых игр возможно разрешить в процессе систематического обучения детей игровой деятельности.

Одними из первых, квалифицировавших игру как педагогическое явление, были Я.А. Коменский, И.А. Сикорский, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал.

В разработку теоретических основ развития игровой деятельности и творчества дошкольника свой вклад внесли такие учёные как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский,  С.Л. Новосёлова, Кравцова Е.Е.

Бытует неправомерное представление о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, присуща ему от природы и не требует специальной работы по ее развитию со стороны воспитателя. Но для того, чтобы ребенок в полной мере овладел игрой, взрослые, воспитатели должны применять особые способы ее педагогического сопровождения. Игра как деятельность развивается при условии руководства со стороны взрослых, создания условий: материальных (подбор игрушек, оборудования и т.д.) и психолого-педагогических (общение взрослых с детьми).

Работа по развитию творческих способностей в сюжетно-ролевых играх проводилась на базе «Детского сада комбинированного вида №50» в следующих направлениях: создание игровой среды, организация образовательной работы с детьми и осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.

С учетом специфики детской сюжетной игры, были подобраны игрушки с разной мерой условности: реалистические или игрушки-копии, передающие черты реальных предметов, вплоть до деталей и прототипические игрушки, т.е. игрушки как бы "выпячивающие" самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты, передающие в обобщенной, недетализированной форме и условные.

Кроме игрушек того или иного типа, подобран полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, пуфы на колесиках, всевозможные объемные предметы (коробки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Дети имеют возможность приспосабливать, передвигать игровое оборудование, т.е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Для обеспечения комплексного руководства играми воспитанников были разработаны перспективные планы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых по профессиям: швея, помощник воспитателя, врач, водитель, повар, продавец. Приступая непосредственно к образовательной деятельности в первую очередь была проведена педагогическая диагностика развития творческих способностей и формирования игры у каждого ребенка, на основе которой строилась индивидуальная работа с воспитанниками.

Для того, чтобы дети в группе научились играть в творческую сюжетно-ролевую игру нам с ними нужно было последовательно пройти пять ступенек.

На первой ступеньке знакомились с той действительностью, которую они будут затем отображать в игре. Для этого придумывали историю, на основе художественного произведения, после прочтения которого, дети придумывали ему свое окончание. При рассматривании иллюстраций, картин побуждала детей придумывать рассказы самостоятельно, передавая в них свои впечатления. Для получения информации об окружающем организовывались  экскурсии в медкабинет, на пищеблок, прачку, к швее, причем не просто показывалось место работы, а объяснялось детям кто перед ними, чем он занимается, какие действия выполняет, какие инструменты использует, для чего это нужно. Например, во время наблюдения за работой водителя, детей заинтересовал вопрос: какие продукты привёз водитель в детский сад? Когда он ещё приедет? Водитель рассказал, что сегодня он задержался, потому что по дороге заглох мотор, ему пришлось заехать в автомастерскую. А потом предложил ребятам посидеть за рулём машины.

Во время наблюдения за работой плотника мальчики подавали инструменты, которые требовались для постройки кормушки для птиц. Наблюдая за работой дворника, он спросил детей, есть ли у них свои лопаты, и предложил разгребать снег около веранды. Ребята спросили, чем еще можно убирать снег, кроме лопаты, и приедет ли снегоуборочная машина, чтобы вывезти сугробы из садика. Дворник предложил смастерить из одного сугроба горку, дети помогали прихлопывать горку.

Очень интересно проходила экскурсия на пищеблок. Ребята узнали, из каких овощей варит суп повар, для чего нужен кран над плитой, что готовится в духовке, увидели, как повар пробовать бульон – солёный или нет?

В нашем детском саду проходил плановый осмотр детей врачами-специалистами центра здоровья. Мы не упустили возможность увидеть, как врач делает кардиограмму сердца. Детям измерили рост и вес, угостили витаминами и дали пустые бутылочки для игр в группе.

Особое внимание обращалось на трудолюбие и аккуратность работников, на доброжелательное отношение к тем, о ком они заботятся, выполняя свою работу.

На второй ступеньке мы, вместе с детьми играем в особый вид сюжетно-ролевой игры -  отобразительную игру. Просмотрев мультфильм, предлагалось  поиграть в него. Договаривались, кто кем будет и просто воспроизводии то, что видели несколько минут назад. Иногда обыгрывали не чужой сценарий, а ту историю, которая произошла с кем-либо из детей, воспоминания о походе в парикмахерскую, семейный праздник и др. Обыгрывание реальных отношений, событий дает детям возможность открыть для себя волшебный мир «понарошку», «как будто».

На третьей ступеньке мы играем в еще один вид игры – в игру-драматизацию. Причем на этом этапе, в отличие от предыдущего ребенок может поменять, по своему желанию, ход сказки, или акцентировать внимание на важном для него моменте. В своей работе используем сказки русские народные и авторские, например, короткие истории В. Сутеева.

На четвертой ступеньке мы переходим непосредственно к играм с ребенком. Важно при этом, каждый раз играть по-разному, чтобы избежать простого запоминания и повторения действий. Например, играем в больницу: у ребенка главная роль, на прием приходит то ребенок, то женщина, то старенькая бабушка в исполнении воспитателя. Организуя такие игры,  предлагалось  ребенку выбрать, кем он будет, сопровождая ролевые действия ролевыми высказываниями. В реальные сценки часто включался приход сказочного персонажа. Не всегда получается организовывать сюжетно-ролевые игры индивидуально с каждым ребенком, поэтому часто играю с подгруппой детей. Начиная игру, выбирается в качестве основного партнера один ребёнок, предлагается главная в сюжете роль: «Давай играть. Ты кем будешь? А хочешь быть врачом? Давай, ты будешь врач, а я приду к тебе лечиться». Начав игру,  привлекается к исполнению роли пациента еще несколько детей. «Давайте вы тоже заболели и пришли к доктору!» Взаимодействуя с ребенком, выполняющим основную роль, «полечившись» уступается место следующему «пациенту», меняется  своя роль на роль медсестры. «Я теперь медсестра. Доктор, давайте я вам буду помогать». Затем роль медсестры предлагается одному из детей «пациентов» в очереди, а я становлюсь врачом другого кабинета. Меняя роли, каждый раз воспроизводим  разные ролевые диалоги, побуждая детей к ролевым высказываниям.

На пятой ступеньке, последней, которую ребенку нужно освоить для того чтобы играть в коллективные сюжетно-ролевые игры, вместо реального персонажа предлагается ребенку игрушка, за которую ему тоже приходится говорить, придумывать ролевой диалог. Этот вид игры очень похож на режиссерскую. Например, играя в больницу, ребенок будет и врачом, и пациентом (говоря за игрушку, которую он лечит), тем самым  ребенок учится общаться с реальными партнерами, сверстниками.

Во время обучения, которое проходит в утреннее и вечернее время, подбираются такие игрушки, которые могут привлечь внимание ребенка, предлагаются ему множество предметов-заместителей, которые могут заменить нужный предмет. Например, расчёска - это карандаш, ножницы – палочка и т.д.

После прохождения всех пяти ступеней, ребенок способен участвовать в коллективных сюжетно-ролевых играх. И на этом этапе  задача педагога не допускать возникновения шаблонов в игре, осуществлять косвенное руководство играми детей, «мешать» им играть одинаково. Для внесения в игру разнообразия создаются  проблемные ситуации. Например, в игре во врача, его срочно вызывают к тяжелому больному, который живет очень далеко. Для того чтобы доставить его к больному, ребенок придумал вызвать такси, предложил позвонить по телефону. Потом оказывается, что из кабинета врача исчезли все медикаменты. Дети ищут выход из положения, на помощь приходит коробка с предметами - заместителями: пустыми баночками, коробочками, футлярами из-под киндер-сюрпризов, палочками, карандашами, тканями, бумагой и т.д.

Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей в игровой деятельности используются  различные формы взаимодействия. На первом этапе, с целью изучения мнения родителей о влиянии сюжетно-ролевых игр на развитие детей, провела анкетирование. В результате выяснилось, что все родители стараются создать условия для игр, приобретают игрушки, но не играют вместе с детьми, оправдывая занятостью и нехваткой времени. Для формирования представлений о необходимости играть вместе с ребенком проведено  родительское собрание, в ходе которого обсуждались вопросы становления детской игры, периодизация в соответствии с возрастом ребенка и ее влияние на психическое развитие ребенка, развитие его творческой активности. Для индивидуальных бесед использовались  информационные буклеты. Для оказания помощи родителям в организации игровых уголков дома проведён мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, предложены варианты организации сюжетно-ролевых игр.

Большое участие родители принимали в создании игровой среды в группе и на участке детского сада как в летнее, так и зимнее время.

На итоговом родительском собрании был организован показ видеофильма «Один день из жизни группы», где родители смогли понаблюдать за играми детей.

Результативность работы по формированию творческих способностей, а именно способность самостоятельно придумывать разнообразные игровые замыслы, проявление самостоятельности в постановке игровых задач, применении предметных и ролевых способов решения игровых задач, использовании предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых высказываний, отслеживалась на основе диагностической методики Н.Ф. Комаровой.

Возникновение самостоятельных игровых замыслов отмечается у 78% воспитанников. Они разнообразные, отображают знакомые и мало знакомые события, комбинируемые между собой. Проявляется самостоятельность в постановке игровых задач.

У 77 % предметные способы решения игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, могут быть как развернутыми, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно используют в разных значениях. По мере необходимости включают в игру воображаемые предметы.

У 75% частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, сопровождаются ролевыми высказываниями. Обращенными к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам.

85 % охотно вступают во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставят им игровые задачи.

Опыт работы был представлен как педагогам нашего детского сада в ходе участия в семинаре-практикуме, так и на уровне города. Участвовала в городском методическом объединении по социальному развитию детей с показом игровой деятельности.

Свои разработки опубликовала в сетевых педагогических сообществах.

В дальнейшем планирую освоить технологию развития воображения у старших дошкольников посредством организации режиссерских игр (Кравцова Е.Е., Гурова О.В.).

 

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – С.-Пб: СОЮЗ, 1997.
  2. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 1992.
  3. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей. Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 1992.
  4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  5. Лещинская – Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Учеб.- метод. пос. Н.Н., 1999.
  6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. С.-Пб.-2010.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Наталья 01.03.2016 00:43
Очень актуальная тема для педагогов дошкольных учреждений. Понятен стиль изложения. Спасибо автору и научному руководителю за статью!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.