Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Канцедалова Т.П. РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДИЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(39). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДИЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории, философии и культурологи, БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель,

к.ф.н., доцент БГПУ, г. Благовещенск

Духовно-нравственное развитие граждан России является основой функционирования современного общества. Личностные характеристики граждан, являются фактором развития государства. От нравственных убеждений, приоритетов, духовных ценностей, норм морали, гражданской позиции человека зависят  характер и темп развития общества. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности. Именно ценностные установки определяют потребности и мотивы человека[4]. Поэтому духовно-нравственное воспитание человека является приоритетной задачей государства.

Личностное становление проходит в школьной среде, в школьном возрасте ребенок способен усваивать национальные ценностные установки. Нравственное представление о человеке его воспитании и обучении имеет конкретно-исторический характер, поскольку соответствует условиям определенной эпохи. Поэтому выбор национального воспитательного идеала осложняется сложной структурой российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам.

Сильное государство опирается на единство народа, скрепленного общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы. В соответствии с этим должен определяться и современный национальный идеал личности, воспитываемой в общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Согласно концепции о духовно-нравственном воспитании традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество[2]. Система базовых ценностей заключается в единстве нации и готовности основных социальных групп к гражданской консолидации в решении общегосударственных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи является первостепенным.

Целостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания школьников строится на базовых национальных ценностях. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требует общих усилий всех участников воспитания: семья, общественные организации т.д. Но ведущая, роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса, т.е. образовательным учреждениям.

Школа сама выстраивает программу духовно-нравственного воспитания своих обучающихся на основе государственных стандартов. Учитель, опираясь на общую концепцию, разрабатывает план конкретных действий. В современной политической ситуации патриотическое воспитание является первостепенной задачей государства, учитель выстраивает свои действия на основе недавно принятой концепции «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» [1].

Именно исторические знания составляют основу духовно-нравственного воспитания школьников. Все чаще учителя обращаются к истории края, области, города, села, семьи. Краеведческий материал используется во всех взаимодействиях, касающихся воспитания школьников: урочное (учебное), внеурочное (кружки, группы, объединения и т.п.), внешкольное (центры патриотического, эстетического воспитания, общественные объединения, различные организации, работающие со школьниками).

Частой практикой для современных школ является введение профильных классов, например кадетские классы, казачьи классы, классы делающие упор на военное воспитание и др. Где основу духовно-нравственного воспитания составляют исторические знания, знание о стране, о родном крае, городе. Для учеников водятся специальные модули и факультативные занятия. На примере общеобразовательного учреждения лицея №6: Приамурье мое, юный экскурсовод, история казачества. Сейчас в городе действует 4 класса таких профильных направлений, в которых увеличены часы изучения гуманитарных дисциплин и возможность отвести часы на изучения истории малой Родины.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется и во внеурочной деятельности, в специально созданных для школьников кружка, клуба, секции, объединения и др. По данным представленным управлением образованием г. Благовещенска в 18 школах города функционируют 58 кружков направленных на духовно-нравственное воспитание школьников. Из которых 23 кружка взяли за основу обучения и воспитания историю родного края, что составляет около 40% от всего числа объединений. (Историческое краеведение, Моя малая Родина, Юный краевед, историко-краеведческий клуб «Поиск»).

Отсюда следует вывод о том, что основой духовно-нравственное воспитания школьников в городе Благовещенске учителя считают материал, основанный на историческом краеведении. По официальным данным в них задействовано 691 ученик общеобразовательных учреждений, но если смотреть от общего числа обучающихся, которое составляет около 23 000, то это лишь 3%. В некоторых школах действуют музейные комнаты, комнаты боевой славы (школа №15, 25, 11), военно-патриотические клубы («Юный патриот», «Воевода» и т.п.) [3].

Внешкольное направление представлено различными военно-патриотическими кубами, которых на территории Амурской области зарегистрировано по данным на 2014 г. - 23, центрами по работе со школьниками общегородского и областного уровня, волонтерскими корпусами и т.д.

Важную роль в воспитании школьника играет семья. Именно при обращение к истории семьи, которая непосредственно связано с историей родного края, (относится к историческому краеведению) школьник впитывает традиции, нормы морали, ценности. Семья является главным соратником школы в воспитании личности ребенка. Например, изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего города, района, области, страны.

Содержание изучения исторического краеведения можно выделить по уровням: первый уровень представлен изучением родословной семьи, второй уровень – история школы, третий уровень история – родного населенного пункта (город, поселок, село, деревня), четвертый – изучение истории области, края.

Работа с краеведческим материалом позволяют реализовывать в полной мере системно-деятельностный подход. В своей работе учитель может задействовать учеников в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми), устраивать мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ), другие формы работы, позволяющие применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

При использовании исторического краеведения источником нравственной культуры может выступать изучение религиозной истории области: религиозные верования местного населения, история различных конфессиональных общин края и др. Рассмотрение междунациональной и межконфессиональной обстановки, помогает воспитывать чувство толерантности.

Изучая со школьниками историю родного края, важно познакомить обучающихся не только с прошлым, но с современной ступенью развития государства, а также предположить перспективы развития. Подобный подход оказывают влияние на правовое сознание, формирование гражданской позиции школьника.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль для личностного развития и социализации учащихся. В процессе изучения родного края у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Именно краеведческий материал дает возможность эффективно влиять на воспитание школьников, на их духовно-нравственное развитие, привитие национальных ценностей. Понимая это, в нашем государстве нарастает тенденция активного использования краеведческого материала учителями в обучении, воспитании и развитии школьников, даже на примере нашего города.

 

Список литературы:

  1. Дополнительное образование в 2015-2016 учебном году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obrblag.info/dopolnitel-noe-obrazovanie-kruzhki-sektsii/ (дата обращения: 17.01.2016)
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009
  3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феменология ценностной регуляции деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //mary1982.narod.ru/leontiev.html (дата обращения: 20.01.2016)
  4. Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 18.01.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.