Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Толстоброва А.С. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОП-АРТА КАК НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


ОСОБЕННОСТИ  ПРЕПОДАВАНИЯ  ОП-АРТА  КАК  НАПРАВЛЕНИЯ  В  СОВРЕМЕННОМ  ДИЗАЙНЕ  НА  УРОКАХ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА  В  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ


Толстоброва  Анастасия  Сергеевна


студент  6  курса,  факультета  технологии  и  дизайна,


кафедра  дизайна  и  изобразительного  искусства 
ВятГГУ, 
РФ,  г.  Киров


Е-mailnastasia43@mail.ru


 


Оптические  иллюзии  —  интересная,  но  пока  малоизученная  тема  в  методике  преподавания  изобразительного  искусства.  Исследование  программ  Б.М.  Неменского  [3],  Т.Я.  Шпикаловой  [4],  В.С.  Кузина  [5]  позволило  нам  раскрыть  новые  возможности  при  изучении  темы  «Дизайн  среды».  Программы  построены  с  учетом  возраста  детей,  межпредметных  связей,  последовательного  усвоения  информации  (от  простого,  к  сложному).


Занятия  по  изобразительному  искусству  в  8  классе  общеобразовательной  школы  проводятся  в  рамках  обычного  учебного  часа  —  45  минут.  По  стандартам  на  проведение  урока  изобразительного  искусства  отводится  1  час  в  неделю  (34  учебных  часа  в  год.)


Выбранная  нами  тема  раскрывается  в  двух  учебных  часах.


На  первом  уроке  предлагается  сложная  и  в  тоже  время  интересная  тема  «Оп-арт  в  дизайне».  Для  того,  чтобы  школьники  легче  воспринимали  сложный  теоретический  материал,  предлагается  использоватьнаглядный  метод  презентации.  В  первой  части  урока  объясняются  понятия  «дизайн»,  «дизайнер»,  раскрывается  значение  дизайна  в  жизни  человека,  рассматривается  особенности  каждого  из  7  видов  дизайна  (промышленный,  графический,  дизайн  книги,  визаж,  дизайн  одежды,  фитодизайн,  дизайн  среды)  [7].  Далее  рассказывается  о  разных  стилях  и  направлениях  в  дизайне  и  причинах  их  возникновения,  затем  рассматривается  влияние  оп-арта  в  современном  дизайне.  Так  же  в  первой  части  даётся  понятие  оп-арта,  оптических  иллюзий,  говорится  о  его  особенностях  и  об  основателе  этого  направления  —  Викторе  Вазарелли  [1,  с.  102].  Затем  рассматриваются  снова  7  видов  дизайна,  но  уже  с  применением  мотивов  оп-арта.  Таким  образом,  прослеживается  связь  понятий  и  учащиеся  могут  обсудить  значение  дизайна  в  их  собственной  жизни.  Так  же  затрагивается  тема  профориентации,  так  как  с  учащимися  обсуждается  многообразие  профессий,  связанных  с  дизайном  —  профессии  модельера,  ювелира,  рекламного  дизайнера,  визажиста,  иллюстратора,  декоратора,  дизайнера  интерьера,  архитектора  и  др.


В  следующей  части  урока  предлагается  выполнить  творческое  задание,  создав  плоскую  композицию  по  мотивам  оп-арта  в  технике  компьютерной  графики  в  программе  CorelDRAW  и  подумать  —  в  каком  виде  дизайна  эту  композицию  можно  применить.  Чтобы  облегчить  создание  композиции  в  стиле  оп-арт,  мы  предлагаем  поэтапное  рисование  простых  элементов  с  последующим  их  усложнением  (таблица  1).  Также  для  того,  чтобы  учащиеся  видели,  что  от  них  требуется  в  конце  урока,  демонстрируются  эскизы  готовых  работ,  выполненные  учителем  и  иллюстрации  работ  Виктора  Вазарелли  [6].  Для  объяснения  нового  материала  предлагается  метод  лекции,  с  элементами  презентации  (другие  методы  здесь,  навряд  ли  уместны),  так  как  учащиеся  скорее  всего  мало  знают  о  дизайне  и  имеют  отдалённое  представление  об  оп-арте.  Для  проверки  степени  усвоения  учащимися  новых  знаний  в  конце  презентации  даны  контрольные  вопросы.  Например:  какие  виды  дизайна  вы  знаете?  Кто  является  основателем  оп-арта?  Какие  цвета  применяются  в  оп-арте? 


К  концу  первого  урока  учащиеся  должны  создать  линейный  эскиз  композиции  и  эскиз  композиции  позитив-негатив.


Основным  заданием  второго  урока  является  практическая  работа,  на  которой  учащиеся  должны  выполнить  панно  в  стиле  «оп-арт»  в  свободной  технике  (гуашь,  акварель,  цветные  карандаши,  фломастеры),  используя  созданную  на  предыдущем  занятии  линейную  композицию.  В  начале  урока  обобщаются  знания  учащихся,  при  этом  используется  метод  беседы,  так  как  по  этой  теме  у  учащихся  есть  какой-то  накопленный  опыт,  и  они  уже  могут  анализировать  его  для  получения  выводов.  Далее  предлагается  небольшой  теоретический  блок  по  цветоведению.  Для  кого-то  из  учащихся  это  может  быть  повторением  пройденного  ранее  материала,  а  для  кого-то  —  новыми  знаниями.  Для  облегчения  восприятия  школьниками  данного  материалаиспользуются  наглядные  пособия  по  цветоведению  в  виде  таблицы.  Также  для  того,  чтобы  ребята  видели,  что  от  них  требуется  в  конце  урока,  демонстрируется  пример  готовой  композиции,  выполненной  учителем.  Перед  практической  работой  проводится  вводный  инструктаж,  во  время  практической  работы  —  учитель  консультирует  индивидуально.  По  окончании  практической  работы  подводятся  итоги  и  учащимся  предлагается  заполнить  анкету-опросник.  Данный  метод  рефлексии  направлен  на  осмысление  учениками  собственной  деятельности.


К  концу  второго  урока  учащиеся  должны  выполнить  цветовую  композицию  по  мотивам  оп-арта  для  декоративного  панно,  используя  уже  не  технику  компьютерной  графики,  а  техники  художественных  материалов  (гуашь,  фломастеры,  гелиевые  ручки).  Такой  переход  позволит  учащимся  проследить  воплощение  дизайнерской  идеи  в  реальный  арт-объект.


Для  адекватной  оценки  творчества  учащихся  предлагаются  критерии  оценок,  которые  должны  озвучиваться  в  начале  объяснения  задания  учащимся.  На  оценку  5  —  сложное  графическое  решение,  использование  цветовых  растяжек.  Аккуратность  в  работе.  На  оценку  4  —  если  есть  две  недоработки,  изложенной  выше  информации.  На  оценку  3  —  если  работа  не  аккуратная,  слабая.  При  этом  важно  искать  положительные  моменты  и  обязательно  найти  за  что  похвалить  ребёнка,  стимулируя  его  к  дальнейшей  творческой  работе.


Детское  дизайнерское  творчество  способствует  появлению  вещей,  придуманных  и  изготовленных  самими  детьми,  которые  особо  ценятся  ими,  становятся  любимыми.  В  этом  процессе  учащиеся  познают  радость  созидания  и  приобретенного  опыта,  получают  удовольствие  от  использования  собственных  изделий.  Также  этот  процесс  стимулирует  художественные  и  творческие  таланты.


Таблица  1.


Поэтапное  рисование  композиции  в  стиле  оп-арт  на  основе  модуля  квадрат  в  компьютерной  программе  CorelDRAW





 


Список  литературы:

  1. Алпатов  М.В.  Всеобщая  история  искусств.  М.В.  Алпатов  —  М.:  Искусство.  1948.  —  470  с.
  2. Арнхейм  Р.  Искусство  и  визуальное  восприятие.  —  М.:  Изд-во  Прогресс,  1974.  —  392  с.
  3. Программы  общеобразовательных  учреждений.  Изобразительное  искусство  и  художественный  труд.1—9  кл.[  Текст  ]  /  Под  ред.  Б.М.  Неменского.  —  М.:  Просвещение,  2006.  —  139  с. 
  4. Программы  общеобразовательных  учреждений.  Изобразительное  искусство  и  художественный  труд.  1—9  кл.  [Текст]  /  Под  ред.  Т.Я.  Шпикаловой.  —  М.:  Просвещение,  2010.  —  180  с.
  5. Программы  общеобразовательных  учреждений.  Изобразительное  искусство  в  5—9  кл.  [Текст]  /  Под  ред.  Кузина  В.С.,  Ломова  С.П.,  Шорохова  Е.В.  —  М.:  Просвещение,  2010.  —  46  с.
  6. Хольцхай  М.  Вазарели.  —  Изд-во  Taschen  /  Арт-родник,  2006.  —  480  с.
  7. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Течения_и_направления_в_современном_искусстве  (дата  обращения  20.01.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.