Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА КАК ЖАНРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Муртазина Лилия Раифовна
студент 5курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства
ВятГГУ,
РФ, г. Киров
Савинов Андрей Михайлович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент
ВятГГУ,
РФ, г. Киров
Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, в котором основой изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа [3]. Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже преобладают реальная и воображаемая местность, архитектура, города. Живописец проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.
Для подробного анализа истории пейзажа, как жанра современного искусства, мы рассмотрим хронологию от древних времен до современности.
Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые элементы пейзажа были обнаружены в эпоху неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры.
В рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древнего Египта так же содержатся элементы пейзажа. В искусстве Крита XVI—XV века до нашей эры достигалось впечатление эмоционально убедительного единства флоры, фауны и природных стихий. Пейзаж древнегреческого искусства обычно неотделим от изображения человека. Эллинистический и древнеримский пейзаж обладал большой самостоятельностью и включал в себя элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики) [1, с. 10].
В западноевропейском искусстве XII—XV века преобладают тенденции к чувственно убедительной трактовки мира. Поэтому пейзажная живопись осмысляется как принципиально важная составляющая произведения искусства. Символический фон сменяется пейзажным пространством, и превращается в широкую панораму мира.
Для художников эпохи Возрождения характерно изучение пейзажа с натуры, на основе этого они разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства. Начиная с эпохи Возрождения, в изобразительном искусстве появляются предпосылки для возникновения самостоятельного пейзажного жанра. Данное проявление можно наблюдать в графике и в небольших живописных композициях, где природа главенствует над сценами переднего плана.
Немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, придавая ей катастрофически-бурный облик. Итальянские же художники, напротив, стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажах воплощали представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль).
В конце XVIII — первой половине XIX века в пейзаже преобладают тенденции романтизма. В этот период происходит сближение человеческой души с жизнью природы. Возвращаясь к естественной природной среде, художники видели средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Мастера проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы.
Данные черты характерны для творчества англичанина Дж. Констебла, в котором можно увидеть эволюцию пейзажа к реальным образам и сохранение легкости и воздушности этюда.
Мастера европейских школ работали над реалистичным пейзажем. Для их творчества характерна обобщённость и интерес к проблемам пленэра. В середине XIX века французские барбизонцы, английские преимпрессионисты и К. Коро стали писать непосредственно «на натуре», стараясь передать в живописи состояние природы в определенный момент дня и времени года.
Лидирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Работа на пленэре для них являлась одним из главных условий создания пейзажного образа. Важнейшей составляющей пейзажа для художников-импрессионистов стала прерывистая, богатая различными оттенками световоздушная среда, создающая зрительную неразделимость природы и человека.
При создании пейзажных серий, объединённых одним мотивом, мастера стремились запечатлеть разнообразные изменения состояний окружающей среды. В работах мастеров импрессионизма отразилась динамичность современного человека, благодаря чему городской пейзаж обрел равные права с изображениями природы. Изображая город на своих полотнах, мастера стремились отразить в нем суету жизни.
На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия отношения с ними. П. Сезанн показывал в своих произведениях величественную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов [3].
Творчество Ж. Сёра и его пейзажные мотивы подчинены строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям, он отказался от смещения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, накладывая их практически друг на друга. Несоответствие полученной цветовой гаммы естественным краскам природы, а достигаемой их игрой особый декоративный эффект являлось главным его экспериментом.
Голландский живописец Ван Гог придавал отдельным элементам пейзажа почти человеческую одушевленность, стремился к трагично-психологической ассоциативности пейзажных мотивов. Он работает все по первому впечатлению, в творческом порыве, и кажется, что картина вырывается из под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку.
Произведения французского живописца П. Гогена близки к пейзажу символизма и отличаются звучностью цветовых плоскостей. Так же в них радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. При академической школе живописи пейзаж отходил на «второй план», а начиная с эпохи импрессионизма, это направление представлено в творчестве многих художников.
Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно измененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.
Немаловажный вклад в развитии пейзажа, как жанра изобразительного искусства привнесли русские художники, а именно И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев. В своих пейзажах они искусно доносили зрителю черты сельской природы - леса и степи, рек и озер. За основу мастера русского искусства брали традиции среднеевропейского пейзажа, в частности Голландии XVII века, с его приглушенными красками, облачным небом, далекими равнинами и крестьянскими домиками. Так же в Россию голландские традиции проникали и через немецких мастеров. Поэтому И. Крамской сравнивал Ф. Васильева с А. Ахенбахом, хотя и признавал, что русский мастер превзошел немецкого.
В творчестве И.К. Айвазовского и М.Н. Воробьёва романтические традиции в русской пейзажной живописи играют ведущую роль. Русские мастера обращались к родной природе, мотивы которой отличаются особой грациозностью и большим размахом.
Реалистические традиции второй половины XIX века тесно связаны со стилями импрессионизм и модерн. В произведения В.А. Серова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского изображаются скромные, непримечательные виды, отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Эмоционально-взволнованные мотивы и повышенная звучностью цвета характерна для творчества К.А. Коровина и И.Э. Грабаря. Национально-романтические черты присущи произведениям А.А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям [2].
Значимой вехой в развитии пейзажного жанра является советский период. В работах советских мастеров преобладают образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира и тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. В этой области известны художники, такие как В.Н. Бакшеев, И.Э. Грабарь, Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.П. Остроумова-Лебедева, и другие, а так же чья деятельность была связана с советским временем (С.В. Герасимов, А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков).
В 20-х годах в связи с индустриализацией зарождается советский индустриальный пейзаж и складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В.К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).
Но уже к 30—50-х годах появляется монументальный пейзаж-картина, который основан на переосмыслении этюдного материала и подчинен росту городов. Художники пишут картины, в которых показывают взаимодействие индустриальных и природных форм, динамический рост в пространственном восприятии мира, связанные с набирающим оборотом темпом современной жизни (А.А. Дейнека, П.П. Оссовский).
В республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И.И. Бокшая, А.А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане. В 60—80-х годах сохраняет значение принцип пейзажа-картины, но большую роль играет выразительность фактуры и колорита, а так же активные композиционные ритмы [3].
Пейзаж в течение долгого времени развивался как вид изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и приемы построения изображения элементов пейзажа, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду. В процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Искусство выражало свое, современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей. Его развитие происходило через раскрытие вновь понятых качеств вещей мера понимания реальной действительности. К настоящему времени у пейзажа как вида изобразительного искусства сформировались свои характерные черты и особенности.
Список литературы:
- Аксёнова М. Искусство: энциклопедия. М.: Астрель, 2010. — 590 с.
- Музей. Термины и понятия. Пейзаж [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2545-landscape (дата обращения: 11.06.2015).
- Федоров-Давыдов А.А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX в.: книга. М., 1953. — 348 с.
дипломов
Оставить комментарий