Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кочкина К.В. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ: ОТ НОЕВА КОВЧЕГА ДО НАШИХ ДНЕЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения: 24.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ  ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ:  ОТ  НОЕВА  КОВЧЕГА  ДО  НАШИХ  ДНЕЙ

Кочкина  Кристина  Владимировна

студент  5курса,  кафедра  дизайна  и  изобразительного  искусства 
ВятГГУ, 
РФ,  г.  Киров

Е-mail:  cristina.ko4kina@yandex.ru

Крысова  Виктория  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент 
ВятГГУ, 
РФ,  г.  Киров

 

Прикладное  искусство  по  своей  природе  национально,  оно  рождается  из  обычаев,  привычек,  верований  народа  и  непосредственно  приближено  к  его  производственной  деятельности,  к  его  быту.  В  настоящее  время,  в  силу  изменившихся  условий  жизни,  в  период  развитого  производства,  человек  стал  утрачивать  многие  традиции  народного  декоративно-прикладного  искусства.  Новое  время  все  более  стирает  отпечаток  индивидуальности  творца  с  произведений,  созданных  заводским  способом.  Это  неизменно  ведет  к  утере  и  обезличиванию  народных  изделий,  обеднению  духовной  культуры.

В  век  высоких  технологий  и  применения  разнообразных  современных  материалов  человечество  вновь  обращается  к  истокам  древних  ремесел,  к  культурным  и  историческим  ценностям.  К  сожалению,  время  беспощадно  к  произведениям  искусства,  и  многие  художественные  орнаментальные  традиции  войлока  частично  утеряны  или  упрощены.

Народное  искусство  заключает  в  себе  огромный  потенциал  всестороннего  развития  личности.  Обогащение  нравственной,  трудовой,  эстетической  и  художественной  культуры  способствует  формированию  гармоничной  личности,  значение  которой  в  современном  обществе  велико.  Декоративно-прикладное  искусство  оказывает  положительное  воздействие  на  душевное  состояние  человека,  его  настроение,  эмоции,  а  также  формирует  отношение  личности  к  окружающему  миру.  Войлочные  изделия  демонстрируют  не  только  эстетический  вкус  и  фантазию  художника,  в  них  отражаются  материальные  и  духовные  интересы  людей  многих  поколений.

История  войлоковаляния  уходит  далеко  вглубь  веков.  Существует  легенда,  гласящая,  что  первый  валяный  ковер  появился  на  Ноевом  ковчеге.  Если  верить  этой  легенде,  то  история  валяния  шерсти  берет  начало  именно  на  Ноевом  ковчеге.  Из  Книги  Ветхого  завета,  нам  известно  о  том,  что  Ной,  по  наставлению  и  при  помощи  Бога  построил  ковчег,  в  котором  со  своими  сыновьями  и  их  жёнами,  и  различным  зверьём,  должен  был,  переждать  Великий  Потоп.  Среди  других  животных  на  ковчеге  были  и  овцы.  Множество  животных,  в  том  числе  и  овцы,  находились  в  тесных  помещениях.  Они  постоянно  терлись  друг  о  друга,  в  результате  чего  их  шерсть  падала  на  пол,  оставляя  проплешины  на  боках.  В  ковчеге  было  очень  тесно  и  овцам  приходилось  переступать  с  ноги  на  ногу,  пытаясь  размять  конечности.  И  под  воздействием  копыт  и  большой  влажности,  их  шерсть  падала  на  пол  шерсть  и  постепенно  сваливалась.  Когда  животные  покинули  Ковчег,  полы  их  временного  приюта  оказались  покрыты  ароматным  плотным  полотном.  Потом,  после  Потопа,  когда  люди  и  звери  вновь  размножились  по  всему  земному  шару,  войлок  получил  широкое  распространение.

Шумерская  легенда  утверждает,  что  секрет  создания  войлока  был  обнаружен  воином-героем,  царем  Ура,  Шумера  и  Аккада,  Ур-Намму,  который  правил  приблизительно  в  XXII—XXI  вв.  до  н.  э.

Согласно  средневековой  легенде  Святой  Климент,  живший  в  I  в.  н.  э.,  впоследствии  ставший  четвёртым  папой  римским,  странствуя,  случайно  открыл  процесс  создания  войлока.  Для  большего  удобства  он  набил  сандалии  очесом  (короткими  волокнами  шерсти),  в  результате  воздействия  ног,  пота  и  влаги  с  земли  клочки  шерсти  спутались  и  превратились  в  валяное  полотно.  Став  епископом,  он  набрал  группу  работников  для  совершенствования  процесса  валяния.  Впоследствии,  Святой  Климент  считался  покровителем  шляпных  мастеров,  широко  использовавших  войлок  в  своей  работе.

Считается,  что  самыми  ранними  прототипами  войлока  были  кусочки  шерсти  диких  овец,  которые  выпадали  на  землю  и  скапливались  внутри  пещер.

Археологам  доподлинно  не  известно,  когда  и  кем  было  открыто  получение  такого  жизненно  необходимого  материала.  Остается  предполагать,  что  первые  подобия  войлока  получались  из  клочков  шерсти  диких  овец,  собиравшихся  в  углах  пещер.  Там  они  постепенно  уплотнились,  и  человек  стал  использовать  их  в  качестве  лежанок.  Шерсть  также  могла  сваливаться  непосредственно  на  шкурах,  служивших  постелью  [1].

Валяние  войлока  неразрывно  связано  с  овцеводством.  Потому  первая  отправная  точка  в  его  истории  —  одомашнивание  овцы.  Однако  для  обеспечения  жизни  требуется  большое  количество  войлока.  Поэтому  о  его  масштабном  применении  можно  говорить  лишь  со  времен  организации  овец  в  отары.  Вторая  отправная  точка  —  одомашнивание  лошади  и  собак  5—6  тыс.  лет  назад  [2].

Овца  —  неприхотливое  животное.  Именно  упоминание  о  нем  чаще  всего  встречается  в  Библии.  Овечьи  отары  наравне  с  другими  домашними  животными  —  коровами,  верблюдами,  козами  —  были  мерилами  богатства  и  достатка.  Наибольшее  распространение  овцеводство  получило  среди  кочевых  народов.  И  невозможно  представить  их  культуру  и  жизнь  без  войлока. 

Первые  войлоки  были  обнаружены  около  3  тыс.  лет  до  н.  э.  на  территории  современной  Анатолии.  Они  были  определены  как  работа  северных  протоиранских  племен.  Рождение,  свадьба,  война,  погребение  —  войлок  сопровождал  кочевников  не  только  в  течение  всей  жизни,  но  и  после  смерти.  Войлок  помогал  человеку  выжить,  защищал  от  холода,  служил  одеждой  и  кровом.  Но  кроме  того,  войлок  являлся  ярким  произведением  искусства.  С  древнейших  времен  войлоки  научились  декорировать,  и  способов  украшения  изобрели  довольно  много.  На  данный  момент  самым  древним  войлоком  являются  обнаруженные  археологами  фрагменты  войлока  из  шерсти  овец  в  одном  из  древнейших  поселений  времен  неолита  Чатал-Хююк.

Древнейшие  сохранившиеся  до  наших  дней  изделия  из  войлока  —  ковры  и  чепраки  из  Пазырыкских  курганов  Горного  Алтая  (скифы,  VI—V  вв.  до  н.  э.).

Настоящий  переворот  в  представлении  об  искусстве  валяния  у  ранних  кочевников,  произошел  с  открытием  царских  Пазырыкских  курганов.  Сложно-декорированные  войлочные  изделия  являются  самыми  известными  войлоками  в  мире.  Сделанные  они  из  тонких  1—2  мм  толщиной  панелей,  украшенных  аппликацией  войлок  по  войлоку,  изредка  дополняемых  вышивкой  тамбурным  швом,  окантовкой  белым  шнуром,  или  вырезанными  из  золотой  фольги  деталями.  Тип  войлока,  который  отличается  тончайшей  аппликацией,  стал  называться  «пазырыкской  линией».  Известно,  что  древние  алтайцы  валяли  войлок  различных  сортов  и  качества  из  шерсти  и  пуха  овец.  Натуральный  цвет  войлока  белый  или  чёрный,  в  зависимости  от  масти  овец,  но  нередко  войлок  окрашивали.  Наблюдающийся  теперь  желтоватый  цвет  является  результатом  долгого  пребывания  войлока  во  влажной  земле.  Войлок  лучшего  сорта  тонкий,  не  более  2—3  мм,  и  именно  из  этого  войлока  шили  кафтаны,  чулки,  носки,  изготавливали  ковры  и  седельные  попоны.

Толстое  многослойное  войлочное  полотнище  крытое  тканью,  сцены  борьбы  животных  и  другие  мифологические  сюжеты,  украшения  в  виде  аппликаций  с  обязательной  стежкой  и  окантовкой  толстым  витым  шнуром,  такова  манера  валяния  и  декорирования  войлочных  изделий,  найденных  в  курганах  Ноин-Улы  (хунну,  2—1  вв.  до  н.  э.)  во  внутренней  Монголии.

Сюны  —  народ  который  отличался  воинственностью  и  приверженностью  кочевому  образу  жизни,  особенностью  их  культуры  было  отсутствие  ткачества.  Единственным  текстилем,  который  они  производили,  были  войлоки,  поэтому  последние  имели  для  них  особое  значение.  Изображение  огромной  юрты  Чингисхана,  крытой  войлоками,  традиционные  монгольские  войлочные  изделия,  старинные  и  современные,  подтверждает,  что  монголы  прямые  наследники  и  продолжатели  сюнской  традиции  войлоковаляния.  Яркими  последователями  этой  традиции  стали  многие  народы  центральной  Азии:  Тибетцы,  Тувинцы,  Алтайцы,  Казахи.  Сюнская  манера  войлоковаляния  распространилась  вплоть  до  Северного  Кавказа,  каждый  народ  вносил  в  украшения  войлочных  изделий  свои  национальные  элементы,  но  все  степные  народы  воспринимали  и  воспринимают  войлок,  как  гарант  их  образа  жизни.

Славяне  никогда  не  были  кочевниками  и  никогда  не  жили  в  юртах,  а  вот  о  войлоке  знали  и  умели  делать  и  его,  и  полувойлоки  (тканные,  а  затем  подваленные  материалы,  которые  шли  на  пошив  верхней  одежды)  характерные  для  европейской  традиции  войлоковаляния.  Древнеславянские  названия  шерстяных  тканей,  дошедшие  до  нас  благодаря  летописям,  звучат  не  привычно  и  таинственно:  водмол,  апона,  орниц,  ерига,  сукно.

Слово  сукно  встречается  в  памятниках  письменности,  начиная  с  XII  века,  но  способ  его  изготовления  очевидно  гораздо  древнее.  На  территории  Старой  Ладоги,  археологами  найдены  войлочные  фрагменты  не  ясного  назначения,  и  головное  покрывало  датируемой  VIII  веком,  а  вот  валеной  обуви  археологами  пока  нигде  не  обнаружено.  До  нас  дошел  способ,  с  помощью  которого  славяне  валяли  сукно.  Шерсть  раскладывали  на  доске,  понемногу  и  непрерывно  её  поливали  горячей  водой,  а  двое  крепких  мужчин  устраивались  друг  против  друга  около  доски  и  ногами  двигали  по  ней  ткань,  то  к  себе,  то  от  себя,  при  этом  образовался  тонкий  слой  похожий  на  тонкий  войлок.  В  холодную  пору  славяне  мужчины  и  женщины  надевали  длинные  теплые  одеяния  из  сукна,  назывались  они  свитами  от  слова  свивать,  что  значило  кутать.  В  конском  убранстве  у  славян  широко  использовался  войлок,  из  него  делали  подкладки  для  хомутов  и  седел,  конские  попоны.  Начиная  со  скифов,  и  по  сей  день,  войлок  есть  и  остается  самым  подходящим  материалом  для  конского  убранства.

Не  спокойное  было  время,  славянам  много  приходилось  воевать,  и  войлок  всегда  верно  служил  им  в  этом  деле.  Из  него  делались  мягкие  подкладки  для  шлемов,  при  ударе  топора  или  меча,  войлок  смягчал  удар.  Пригодились  в  военном  деле  и  полувойлоки.  Из  сукна  изготавливался  мятель  (плащ)  который  мог  быть  элементом  воинской  одежды.  Намотав  на  руку  толстое  валяное  сукно,  воин  мог  использовать  его  в  качестве  своеобразного  щита,  да  и  в  военных  походах  такой  плащ  служил  и  одеялом  и  палаткой.

Валенки  впервые  появились  в  Сибири,  сначала  это  была  низкая  обувь,  голенища  валялись  отдельно,  потому  такая  обувь  была  со  швом,  называлась  она  в  разных  регионах  по-разному:  чуни,  коты,  кеньги.  Впрочем,  обычные  валенки  также  имели  разные  названия:  чесанки,  катанки,  пимы,  валенцы,  самовалки.

Среди  русских  валенок  ручного  производства  наиболее  ценны  близкие  к  белому  цвету,  для  придания  уникальной  бархатистости  их  поверхность  шлифуется  пемзой  и  при  необходимости  обрабатывается  мелом.  Валенки  могут  отделываться  вышивкой  и  аппликацией.  Для  каждого  района  России  характерны  свои  виды  валенок:  в  Сибири  предпочитают  обшитые  кожаной  тесьмой  бурки,  подошвы  вятских  непременно  подшиты  плотным  войлоком,  татары  украшают  валенки  тесьмой,  бисером  или  гарусом  [4].

Благодаря  староверам  появляются  бесшовные  валенки.  С  приходом  в  глухие  нижегородские  леса  старообрядцев  в  конце  XVII  —  начале  XVIII  вв.  в  уезде  возник  и  достиг  большого  развития  валяльно-сапожный  промысел.  Лучшие  семеновские  мастера  посылали  валенки  в  1851  г.  на  Всемирную  выставку  в  Лондоне.  Промышленное  производство  валенок  началось  только  в  конце  XIX  в.  [3].

В  Европе  в  60-х  года  XX  в.  был  бум  на  художественный  войлок.  Благодаря  немецкому  художнику  Йозефу  Бойсу  (1921—1986),  войлок  вошёл  в  арсенал  современных  артистических  материалов.  Во  время  Второй  мировой  войны  Бойс  служил  в  авиации  и  его  самолет  был  сбит  в  Крыму.  Израненное  тело  летчика  подобрали  в  степи  татары-кочевники,  которые  лечили  его  древними  ритуальными  и  традиционными  методами:  раненого  обмазывали  топленым  бараньим  жиром  и  заворачивали  в  войлок.  Чудесное  спасение  и  выздоровление  стали  решающими  для  последующей  творческой  карьеры  художника.  В  своих  многочисленных  инсталляциях  он  заворачивал  в  войлок  предметы  (стулья,  кресла,  рояли)  и  сам  закутывался  в  него.  Это  возродило  интерес  к  истории  материала  и  дало  новый  толчок  для  всплеска  идей  в  среде  художников  и  дизайнеров,  подтолкнуло  промышленность  выпускать  специально  окрашенную  шерсть  и  различные  аксессуары  для  этого  увлекательного  рукоделия.  Расширился  интерес  к  редким  и  особенным  породам  овец.

В  1984  г.  создана  и  успешно  развивается  Международная  Ассоциация  по  валянию  из  войлокаГлавная  цель  организации  —  сохранение,  развитие  и  распространение  древнего  ремесла  во  всем  мире.  Проводятся  международные  конференции,  выставки  и  мастер-классы,  организуются  обучающие  поездки  в  страны,  где  сохранились  традиционные  навыки  валяния.

  В  настоящее  время  активно  используются  творческие  наработки  многих  поколений.  Были  рассмотрены  приёмы  валяния,  применяемые  с  зарождения  войлоковаляния,  и  новые,  значительно  обогатившие  его,  расширившие  сферы  применения  войлока.

Сегодня  этот  продукт  интересен  для  мастеров,  на  него  есть  спрос,  а  значит,  нужно  активнее  его  вводить  в  современные  реалии.  Войлок  очень  податливый,  с  ним  можно  что  угодно  делать:  объемные  вещи,  украшение  тканей,  игрушку,  бусы,  ковры  и  панно.  Можно  дать  вторую  жизнь  старым  вещам,  украсив  шерстяным  рисунком  или  объемным  украшением  из  войлока.  Такое  занятие  успокаивает,  развивает  фантазию.  Здесь  можно  много  задумок  воплотить,  огромный  простор  для  творчества  и  экспериментов.  Одни  делают  обувь  —  валенки  и  тапочки,  другие  создают  художественные  полотна,  которые  представляют  собой  произведения  искусства. 

 

Список  литературы:

  1. Артюшкина  Е.И.  Народное  искусство:  сквозь  века/  Е.И.  Артюшкина  —  Челябинск:  Аркаим,  2007  —  164  с.
  2. Иштвана  Видак,  фильм  «История  войлока»  венгерского  этнографа  Иштвана  Видака.
  3. Калашникова  Н.М.  Мир  войлока.  (Статья  подготовлена  по  материалам  Российского  этнографического  музея.)  СПб.,  —  23  с. 
  4. Чаликова  Д,  статья  «Валенки  русские»,  журнала  «Наука  и  жизнь»  №  12,  2005  г.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий