Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
БЫЛИННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖЕНКОЙ ДУШИ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЙ РУСЬ, В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ
Золотова Наталья Владимировна
студент Вятского государственного гуманитарного университета,
РФ, г. Киров
E -mail:
Окишева Лариса Алексеевна
научный руководитель, старший преподаватель, Вятского государственного гуманитарного университета,
РФ, г. Киров
Русские женщины удивительно красивы, искренни, они отличаются величием души, сердечности и доброты. Но при этом они и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. В них живет сильная воля и способность к самопожертвованию. Они искусны во всех областях бытия и способны менять мир, внося в него гармонию красоты, вдохновение и гуманизм.
В былинно-историческом эпосе мы находим образы красоты, величия духа, непреходящую мудрость народа, высокие нравственные идеалы. По существу в нем сконцентрированы все лучшие человеческие качества, которых, возможно, так не хватает в настоящее время. Обращение именно к женским образам, можно еще объяснить тем, что в древности на Руси девушка всегда следовала традициям семьи, рода и стойко и бережно их хранила [1, с. 42].
Вечная тема искусства — это подвиг человека. В русской истории мы встречаемся с женским подвигом, который раскрывается перед нами в любви, верности и преданности. Мы обращаемся к былинно-историческому эпосу России, в первую очередь для того, чтобы знать и уважать свои истоки и традиции. В нем мы находим, как история передает нам образ России через женскую душу. Тема подвига и тема глубины русской женской души раскрывается в символических образах художников. Эти темы связаны друг с другом, они раскрываются в русского национальном характере, мироощущении и менталитете.
Образ России — Аленушки, Снегурочки, Берегини мы можем найти в верованиях древних славян, когда все их мировоззрение было тесно связано с природой. Изучая мифы, мы видим, красоту образов наших предков о Матушке Сырой Земле. «Реки мыслились ее венами, леса — волосами, озера — глазами, горы — костьми» [1.с.23].
Прекрасно передали эти образы русские художники В. Васнецов, Б. Ольшанский, К. Васильев (табл. 1).
Например картина В. Васнецова «Аленушка» пронизана чисто русским духом. Сестрица Аленушка, потеряв своего брата, сидит на большом камне, грустно облокотившись наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темносером обветшалом сарафане, босая, в глазах отражается грусть и печаль и даже сама природа грустит вместе с ней [3]. Васнецов хорошо написал пейзаж, в котором героиня и опечаленная природа тесно взаимосвязаны. В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от важного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений. Художник сумел передать нам глубину страданий русской души.
На картине Б. Ольшанского «Берегиня» изображена великая богиня, породившая все сущее. Мы видим духовный женский образ, который идет по земле и окутывает Русь, укрывает ее своей защитой, оберегает ее и людей от всех невзгод. Поклонялись Берегине через березу, которая представлялась воплощением небесного сияния. До сих пор береза является символом Руси. Во всех русских сказках русалки качались на березовых ветвях. В картине К. Васильева «Русалка» (табл. 1) мы видим именно этот сюжет, русалка сидит на ветвях дерева около пруда, ее бледно-голубое платье, длинные белые волосы, бледное красивое лицо, грациозно вплетено в окружающую природу. Листья и сережки березы свисают вниз, как волосы русалки, платье полностью закрывает ноги, взгляд задумчивый, печальный.
Однако языческая религия, религия поклонения силам природы, могла объяснить только некоторые явления. Уход от язычества к христианству был неизбежен в развитии общества. Русь укреплялась, появлялось государство и человек вынужден был вступать в более сложные отношения. Христианство давало ответы на многие вопросы, а также несло в мир новое: единобожие и любовь к ближним.
Легенды и былины несут сквозь века имена лишь самых выдающихся личностей. Одно из знаменитых имен, сохраненных для нас в древнерусскими летописями, — женское. Это княгиня Ольга.
Утвердив внутренний порядок государства, после победы над древлянами, Ольга возвратилась в Киев. Здесь, оканчиваются дела ее государственного правления, но здесь начинается эпоха славы ее в нашей церковной истории. Ольга захотела быть христианкой и сама отправилась в греческую столицу. Она была торжественно принята в Цареграде и в 957 году крестилась, по преданию, от самого патриарха Фотия, в Константинополе. Церковь назвала Ольгу святой, предание — хитрою, а история — мудрою [2, с. 11].
Княгиня Ольга была прославлена и в своих потомках. Сын княгини, Святослав, стал знаменитым полководцем, он воплотил в себе символ мужества и военного искусства. Владимир Красно Солнышко, внук княгини, вошёл в историю как Креститель Руси [2, с. 19].
Образ святой великой княгини Ольги встречается в работах многих мастеров: В. Васнецов, М. Нестеров, Н. Рерих, Н. Бруни. В этих работах художники передают нам внутреннею мощь, духовную силу и мудрость княгини, сочетающуюся с удивительной женственностью и широтой русской души.
История писалась мужчинами, о мужских подвигах нам известно многое. Гораздо меньше мы знаем о женщинах. История страны через судьбы женщин — тема благодатная своей глубиной и неисчерпаемостью. В «Слове о полке Игоревом» мы находит удивительный образ любящей жены, призывающей небесные силы заступиться за попавшего в беду мужа. Ярославна — это русская женщина, преданную своей Родине и мужу, это яркий образ благоверной жены, которая, ощущая всем сердцем, всей глубиной своей чистой души, омытой слезами, страдания мужа, совершает свой женский подвиг по спасению Богом данного супруга. Мы видим классический подвиг русской женщины — любить, ждать и верить, который позже в истории найдем и в женах декабристов и в годы Великой Отечественной войны. Это не просто женская молитва, любовь и верность мужу, это плач олицетворенной Руси, призывающей к себе защитников и покров небес.
К образу Ярославны обращаются многие художники: К. Васильев, В. Перов, И. Глазунов, А. Кузьмич (табл. 1).
Большинство рассмотренных нами картин, обращено к былинно-историческому эпосу России, где мы встречаем образы русских женщин, воплощающих в себе вечную женственность. Несмотря на то, что в России на женских плечах лежал большой груз ответственности, мы видим, что и в горе, и в радости русские женщины всегда несли жизнеутверждающее начало. Женская душа закалялась в страданиях и стремилась к Надежде, Вере и Любви. Это и есть три главных составляющих русской души, которые художники воплощали в своих работах, чтобы передать нам образ России.
Таблица 1.
Работы художников
№ |
Художник, название работы |
Иллюстрация |
1 |
В. Васнецов «Аленушка» |
|
2 |
Б. Ольшанский «Берегиня» |
|
3 |
К. Васильев «Русалка» |
|
4 |
В. Васнецов «Эскиз княгиня Ольга» |
|
5 |
М. Нестеров «Святая княгиня Ольга» |
|
6 |
К. Васильев «Плач Ярославны» |
|
7 |
В. Перов «Плач Ярославны» |
|
8 |
И. Глазунов «Ярославна» |
|
9 |
А. Кузьмич «Плач Ефросинии Полоцкой» |
|
Список литературы:
1.Былины. Исторические песни. Баллады / [сост., предисл., примеч. А. Калугиной, В. Ковпика]. М.: Эксмо, 2008. — 800 с.
2.Великие русские женщины. М.: Эксмо, 2014. — 288 с. : В 27 ил. — (Подарочные издания. Они изменили мир).
3.Википедия. Свободная энциклопедия. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович (дата обращения: 09.06.2015).
дипломов
Оставить комментарий