Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КОРСЕТКА КАК ЭЛЕМЕНТ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Иванюра Юлия Валерьевна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства
ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
РФ, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
РФ, г. Абакан
Если песня — это душа народа, а танец — его характер, то народный костюм его внешность, привлекательная и яркая, изысканная и прихотливая. Традиции украинской национальной одежды уходят корнями вглубь общенародной культуры. Вместе с историей народа усилиями многих поколений они развивались на протяжении веков вплоть до начала ХХ века, когда в силу политико-экономических и историко-культурных причин народная одежда вышла из широкого употребления и заняла, образно говоря, празднично-ритуальную нишу.
Украинская национальная одежда является ярким, визуально фиксированным проявлением самобытности нашей культуры, одним из наиболее подвижных ее видов. Вопреки своей изменчивости и активному восприятию внешних влияний она аккумулирует значительную этнокультурную информацию, свидетельствует о приобретенном коллективном опыте народа, его представлениях о мире, критериях поведения, эстетических воззрениях, межэтнических контактах.
Традиционная многослойность украинской одежды — обычай надевать несколько предметов одежды один поверх другого, а именно: плахту (поясная одежда, сшитая из двух длинных полотнищ) на сорочку ( нательная рубашка из домотканого полотна, украшенная вышивкой), запаску (поясная одежда в виде прямоугольного куска домотканой шерстяной материи) на плахту, юпку с рукавами (верхняя одежда, расширенная вставными клиньями) на запаску, причем каждый нижний слой должен был выглядывать из-под верхнего уходит корнями вглубь раннего средневековья.
Многослойный принцип формирования костюма у еврейских народов существовал почти до конца ХVIII в., в то время как в украинской традиции задержался вплоть до начала ХХ в. Европейские средневековые принципы драпировки женских головных уборов, в основу которых легли восточные головные уборы абрус, тюрбан и чалма, проявились в украинских женских платковых головных уборах — убрусах, намитках, позже — платках, которые своеобразно повязывались на очипок (шапочка из хлопка, шелка, парчи).
Не обошли своим влиянием украинскую народную одежду и общеевропейские стилевые тенденции, в частности барочные. Пышность, декоративная насыщенность, пластические выразительность барокко сполна нашли свое отражение в художественных принципах декорирования украинских костюмов.
Не смотря на то, что народный костюм − творение материальной культуры, благодаря своей символической насыщенности он выполнял функции, присущие феноменам культуры духовной. Базируясь на общенародных представлениях о мироздании, построенных на распространенных противопоставлениях свой-чужой, добро-зло, девушка-женщина, богатый-бедный, одежда хранила информацию о владельце, фиксируя его пол, возраст, место проживания, этническую принадлежность, социальный статус. По сравнению с западноевропейскими костюмами, которые под воздействием городской моды существенно изменились, традиционная одежда украинцев конца ХIХ — начала ХХ в. продолжала сохранять многочисленные элементы прежних эпох. Особенно заметно это было в костюмах бойков и правобережных полещуков, в то время как в традиционной одежде жителей юга Украины происходили активные заимствования новаторских городских элементов [5].
В общеславянском контексте украинский костюм характеризовался гармоничным сочетанием элементов одежды южных и западных славян. Тем не менее, тяготея в определенной степени к западноевропейскому образцу и одновременно наследуя некоторые ближневосточные элементы, украинский наряд сохранил свою неповторимую красоту и самобытность.
Национальная специфика украинской одежды более полно была представлена в сельской одежде, благодаря чему именно за ней закрепился термин «народный костюм». Украинский народный костюм — символ характеризовался наличием таких обязательных элементов, как белая вышитая сорочка до пола; тканая клетчатая плахта с «крыльями», фартук-запаска, закрепленный на талии; декорированная, отрезная по линии талии корсетка (безрукавка с фалдами на спине, декорированная вышивкой, аппликацией): широкий, опоясывающий талию пояс; свадебный девичий венок из живых цветов с прикреплёнными к нему разноцветными шелковыми лентами (рис. 1).
Рисунок 1. Праздничный украинский костюм с полным набором традиционных компонентов
В действительности же украинский народный костюм, не имея единого общенационального образца, бытовал как система региональных комплексов и их локальных вариантов.
Разнообразие природно-ландшафтных зон, своеобразие путей социально-экономического и этнокультурного развития отдельных земель Украины повлияли на формирование определенных региональных комплексов традиционной украинской одежды: полесского (северного), лесостепного (центрального), степного (южного) и карпатского (юго-западного). Они длительное время отражали своеобразие историко-культурных регионов Украины. В границах каждого из них выделялись субрегиональные комплексы [1].
В частности, в полесском — три правобережных (волынский, житомирский и киевский) и два левобережных (черниговский и новгород-северский). В пределах лесостепного — пять правобережных (волынский, галицкий, опольский, подольский и среднеднепровский) и три левобережных (среднеподнепровский, полтавский, слободжанский).
В степном — буджатский, одесский, нижнеднепровский, таврический, приазовский и крымский. В карпатском ареале выделялись соответственно западный, или лемковский, три центральных комплекса (бойковский, гуцульський, закарпатский) и два юго-восточных (покутский и буковинский).
Каждый из перечисленных комплексов имеет свои характерные признаки символы. Такими символами могут выступать как отдельные элементы костюма, его орнаментика, так и все система одежды в целом (колористическая гамма, силуэт).
Если обобщить существующие на сегодня стериотипы восприятия украинской одежды, то четко прослеживаются три различных региональных типа костюма (рис. 2—5): волынско-полесский (один из вариантов полесского), гуцульский (один из вариантов карпатского) и полтавский (один из вариантов лесостепного).
Рисунок 2. Этнографический костюм Волынской, Ровненской, Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой областей
Рисунок 3. Гуцульский костюм
Рисунок 4. Этнографический костюм горских районов Ивано-Франковской, Черновецкой и Закарпатской областей
Рисунок 5. Этнографический костюм Полтавской области
Так, для полтавского костюма характерны плахта, вышитая белым по белому сорочка, корсетка с аппликативным орнаментом и пышный венок с лентами. В гуцульском костюме обязательным являются две запаски, богато декорированный кептарь (кожушок-безрукавка, изготовленный из овчины, украшенный цветным сафьяном, металлическими заклепками), роскошный головной убор с металлическими украшениями, постолы (самодельная кожаная обувь, которая крепилась к ноге ремешками либо шерстяными завязками — волоками). Волынско-полесский костюм характерен красно- белой гаммой домотканых юбок, сорочек, запасок и платков [2; 3].
Женский украинский костюм Полтавской области складывался из сорочки, плахты, запаски, корсетки, юпки, свити, кожуха, кожушанки, намитки, хустки, чобот и украшений. Характерными являются способы ношения некоторых элементов одежды. Сорочку чаще вышивали белыми нитками. Орнамент сосредотачивался на рукавах. Место соединения рукавов собирали в складочки. Кроме белой вышивки, так же была распространена вышивка в красно-черном колорите, с вкраплениями синего или зеленого цветов.
Костюм так же имел поясную одежду — плахту, в черно-вишневой гамме с вкраплениями синего или зеленого цветов. Запаски так же имели ярки колорит: синие, красные, черно-желтые, парчовые. Кроме плахты и запаски, носили и юбки. В этом этнографическом регионе юбки по низу украшали несколькими рядами разноцветных строчек, а пояс украшали шерстяными кистями. Так же юбки из фабричной ткани, юбки-андораки из красной домотканой ткани внизу украшали геометрическими мотивами. Юбку носили с шерстяной запаской или фартуком с поперечными строчками и вышитым краем, позже носили парчовые запаски.
Особенным элементом в Полтавском костюме было одновременное ношение парчовой запаски и парчового очипка или хустки. Низ вышитой сорочки всегда оставался открытым. В полтавском костюме ярко представлены украшения: намисто с дукачами, из коралла и граната, всевозможные перстни, а голову девушек украшали венками из живых цветов, особенно богато украшены были свадебные венки.
Корсетка — вид традиционного для украинцев элемента верхней женской одежды, безрукавка имеющая приталенный силуэт, изготовлена из цветной ткани, украшенная аппликациями.
Корсетки появились в начале ХХ в, их шили из домотканого сукна, позднее из фабричной ткани на подкладке. Корсетка облегала стан и расширялась за счет клиньев к низу, полы и низ украшали аппликацией и кружевом.
Большое значение имел силуэт, который задавала корсетка. Она выступала цветным акцентом, гармонично контрастировала с другими элементами одежды.
В Харьковской области характерным элементом в одежде была парчовая корсетка, с девятью складочками. На груди украшалась зубцами, обшитыми цветной тесьмой (рис. 6).
В Сумской, Черниговской и Киевских областях безрукавки имели прямой крой. Художественной выразительности достигали за счет составления контрастных цветов из сатина и ситца на нагрудной части безрукавки (рис. 7).
Рисунок 6. Костюм с корсеткой Харьковской области
Рисунок 7. Костюм с корсеткой Черниговской области
Полтавская корсетка (рис. 5) — это безрукавка с подкладкой изготовленая из фабричной ткани. Их шили со сборками на завышенной талии с тремя-девятью клиньями расширенными книзу. Правая пола была шире и заходила на левую. На груди карсетку украшали орнаментом расположенным симметрично. Именно такой орнамент отличает полтавскую корсетку от киевских и слободжанских. Крой с завышенной талией был отличным приемом продемонстрировать стройную фигуру придав стану эффект монументальности. Корсетка имела большое значение в создании художественного образа всего строя, его композиционной завершенности. Она выступала цветовым акцентом или гармонично сочеталась тонально со всеми составными частями костюма. В разных районах Приднепровья корсетка имела свои особенности в крое и колорите. Корсетку шили с вырезом или с большим круглым воротником. Чаще корсетка была свободного кроя спереди и подчеркивала стан сзади. На спинке, как правило, делали девять и более клиньев-усов. В этом этнографическом районе корсетка достигает ниже бедер. Корсетки из пестрой ткани украшали аппликацией из ткани, строчкой, синие или зеленые сатиновые корсетки прострачивали с подкладкой, украшали плисовыми обшивками и вышивкой или аппликацией. Полтавские корсетки длинные, с высокой линией талии сзади. Впереди корсетка не приталенная, свободного кроя [3].
Украинский народный костюм соединяет в художественном ансамбле искусство вышивки, аппликаций, плетения, обработку кожи и металла. Коллекции народной одежды характеризуют этнографические особенности украинской народной одежды.
Целесообразность, функциональность, логическая связь конструкции и орнаментации, нахождение пластичных особенностей тканей — основные принципы украинского народного костюма.
Список литературы:
1.Білан М.С., Стельмащук Г.Г. Український стрій. Львів : Апріорі, 2011. — 314 с.
2.Косміна О.Ю. Традиційне вбрання українців. К.: Балтия-Друк. Т. ІІ: Полісся. Карпати. — 160 с.
3.Косміна О.Ю. Традиційне вбрання українців. К.: Балтия-Друк. Т. І: Лісостеп. Степ. — 160 с.
4.Косміна О.Ю. Українське народне вбрання. К.:Балтия-Друк, 2006. — 64 с.
5.Стельмащук Г.Г. Українське народне вбрання. Львів: Апріорі, 2013. — 256 с.
дипломов
Оставить комментарий