Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИКИ БАТИКА
Гарифуллина Люция Ильфатовна
студент 5 курса, кафедра технологии и дизайна ВятГГУ,
РФ, г. Киров
Е-mail : lusiya_ya@yahoo.com
Кулябина Светлана Алексеевна
научный руководитель, доцент ВГУ,
РФ, г. Киров
В настоящее время особую ценность приобретают изделия ручной работы, и одним из самых популярных видов искусства, которое подразумевает выполнение изделий руками, является батик. Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип нанесения резерва. Данный принцип заключается в том, что отдельные участки ткани покрываются специальным составом, который не пропускает краску. И затем при нанесении краски на ткань именно эти неокрашенные участки формируют узор. В качестве резерва обычно используется парафин, пчелиный воск или различные смолы. Также в некоторых странах, например, в Индонезии сохранились древние рецепты резервирующего состава, приготовленного на основе рисовой пасты, которая наносилась бамбуковой палочкой. Но традиционным и наиболее распространенным видом резерва остается резерв на основе воска. Благодаря применению воска батик и получил свое название, которое в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском».
Учёные не пришли к единодушному мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII—XIV веке. Самые древние фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в египетских гробницах. А наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относят к I веку н. э. Плиний Старший в одной из своих книг подробно описал используемый в Египте способ окраски тканей: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, опустив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Описание очень похоже на современное определение батика. Только сейчас такие растворы называют «резерв», так как они защищают полотно от краски, резервируя его первоначальный цвет. Несомненно, что корни данного вида искусства уходят в глубокую древность.
Существуют несколько видов батика. Одним из старейших и интереснейших видов оформления ткани можно считать узелковый батик (рис. 1). Это искусство имеет тысячелетние традиции. Даже самый простой и дешевый материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым. Принцип его преображения прост. По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перекручивая их нитью. Затем ткань окрашивают, удаляя нити, и в результате получается изумительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрашивать ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые [2, с. 31]. Краска под нитями, где перекручена ткань, не закрашивается, сохраняя свой цвет, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, тем самым образуя цветовую растяжку.
Для того чтобы рисунок получился более интересным и богатым по цвету, такое крашение рекомендуется повторить 2—3 раза красками других цветов. После первого окрашивания и промывки ткани узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других уже закрашенных участках материи и снова красят в ванной в другой цвет, тем самым получая большее количество тонов и более интересный рисунок. Данный процесс можно повторить и в третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такой вид крашения начинается переходом от светлого цвета (первое крашение) к самому темному (третье крашение). Но важно знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную желаемую окраску. Узелковый батик делается на различных материалах — хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шёлке, ацетатных, триацетатных и капроне — разными классами красителей [3].
Но, несмотря на существование традиционной технологии окрашивания ткани многие страны могут похвастаться своим особым способом. Например, в Индии, где этот вид батика называют «бандана», существует дополнительный эффект в технологии узелковой техники. Индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков и, тем самым, создавать сложные многоцветные орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем кусочке ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания ткани ее не проглаживают. Таким образом полотно сохраняет эффект гофрировки. Подобный способ позволяет создавать ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком. Эта техника росписи до сих пор используется в Индии при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Обычно узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В Западной Африке свои представления о технологии покраски ткани, которая заключается в том, что ее традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов велика, она равна среднему росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, представляющую собой прямоугольное полотно шириной в размах рук с прорезью для головы [4, с. 18].
Также эта техника была распространена в Японии, где она носила название «шибари», что значит «связывать узелком». В Японию эта техника попала из Китая и Индонезии и там уже развивалась своим путем, что обуславливалась ее своеобразной культурой, изолированностью и самодостаточностью [1]. Также интересно то, что в стране в то время была распространена и другая техника создания рисунка, которая была сформирована еще на стадии ткачества. Она называлась — икат.
В каждой стране узелковый батик имел свои особенности. Часто его дополняли деталями, например, бусинками или вышивкой, а где-то кусочками зеркала (в Индии), в Африке изделия декорировались жемчужинам и раковинами.
Рисунок 1. Узелковый батик
Следующим, одним из наиболее популярных видов батика является горячий батик (рис. 2). Технология заключается в том, что расплавленный резерв наносится на контур рисунка или покрывает отдельные участки полотна. Данный батика возник в Индонезии, пережив свой расцвет на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Существует Яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь — зеленый, желтый, синий — и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия.
Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным — аристократам. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Лишь со временем к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг, а затем и население острова. На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, при этом в каждой семье называясь по-разному. Например, чеплокан, что значит «с повторяющимися узорами» или кавунг — «с круговыми элементами».
До производства первых тканей роспись наносилась на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, при помощи расплавленного воска диких пчел, а оставшиеся места затем окрашивались растительными красителями. С появлением тканей данная технология стала применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует материю, которую затем можно окрашивать, поэтому участок, который покрылся воском, будет светлее другого, что дает возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани.
Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XIV веке, когда был изобретен «чантинг», специальное приспособление для заливания воска, представляющее собой металлический резервуар с загнутым носиком, который насаживался на бамбуковую или деревянную ручку. Данное приспособление благодаря тому, что воск выливался тоненькой струйкой, позволял наносить тоненькие штрихи и создавать изысканные узоры.
Рецепты красок хранились мастерами в строжайшей тайне. Они изготавливались из натуральных красителей: деревьев, минералов, специй, цветов, камней и наносились только на натуральные ткани.
Особый вид горячего батика получил распространение в Китае. Там он назывался «лацзе». Традиции данной техники передавались в семьях из поколения в поколение. Особенность данной техники заключалась в технологии росписи ткани. Ткань натягивалась и заливалась горячим воском, который затем соскабливался, образуя узоры. Пространство узоров заливалось краской. Использовался и традиционный способ, когда узоры закрашивались воском и после высыхания погружались в чан с краской, краска покрывала материю, оставляя не закрашенными участки с воском и тем самым формируя узор. Мастерами батика в Китае прославился народ мяо в провинции Гуйчжоу. В своих работах они использовали различные техники батика и использовали разнообразные сюжеты, включающие изображения птиц, животных, цветов, растений, а также геометрические узоры. Роспись преимущественно производилась на шелке.
Рисунок 2. Горячий батик
Самым молодым, но не менее распространенным видом батика является холодный батик (Рис. 3). Этот способ предполагает нанесение резерва в виде замкнутого контура, создавая барьер, в пределах которого осуществляется роспись красками. В начале XX века батик начал переживать свое второе рождение, благодаря появлению в Европе восточных тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому был создан другой, более доступный и простой вид росписи с применением холодного резерва и соответственно других приемов росписи.
Данная техника отличалась от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку чаще всего используются белые и цветные линии, отделяющие одно цветовое пространство от другого, при этом все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри линии резерва. В результате рисунок образует четкие контуры.
На различных тканях краска ведет себя по-разному: на тонких шелках она растекается лучше, на более плотных хуже, и как правило, в холодном батике краски наносятся только поверхностно, мягкими кистями, губчатыми или ватными тампонами. При этом кисть с краской необходимо подводить близко к резервной линии. Делать это нужно для того, чтобы краска не окрасила разделяющий барьер и не перешла на соседний участок. Если же это случилось, необходимо смочить водой ватную палочку и попытаться удалить пятна краски, стараясь делать это быстро, до высыхания краски. Данный метод, за счет того что удаление резерва после окрашивания не подразумевается, считается наиболее простым и безопасным, что делает его доступным и популярным.
В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Это сделало ее родиной «холодного батика». В промышленных предприятиях таким способом изготавливали как предметы гардероба: косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, так и изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее в данной технике начали создавать декоративные и живописные панно [5]. В Европе широкое распространение холодный батик получил в 70—80-е годы.
Рисунок 3. Холодный батик
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь. При этом батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый художник может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою технику.
Искусство батика, возникнув еще в древние времена, не только не теряет актуальности и в наше время, но и переживает пик популярности, особенно в нашей стране. Это неудивительно, поскольку преимущество этого вида искусства заключается в том, что оно доступно не только для профессиональных художников, но и для обычных, интересующих творчеством и рукоделием людей, так как особенности данной техники позволяют создавать замечательные по своей красоте изделия, которые поражают своим многообразием, вариативностью, яркостью красок, а также являются местом для воплощения творческих фантазий автора и создания уникальных работ.
Список литературы:
1.Горюшкина Н.И. Рукоделие и декор // Школа шитья [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Batik.html (дата обращения: 12.06. 2015).
2.Демин Л.Р. Искусство Индонезии. М.: Знание, 1965. — 210 с.
3.Жолобчук А.Я. Подарки из батика // Галерея Надежды Шубиной. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.html (дата обращения: 12.06.2015).
4.Cинеглазова М.О. Распишем ткань сами. Ремесло и рукоделие.М.: Профиздат, 2001. — 62 с.
5.Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
дипломов
Оставить комментарий