Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИДЕИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТАХ Ш.А. АМОНАШВИЛИ
Глухов Константин Валерьевич
студент 3 курса, кафедра общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,
РФ, г. Оренбург
E-mail: kos94tya@mail.ru
Султанова Татьяна Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,
РФ, г. Оренбург
Начало XX столетия стало знаменательным в истории развития альтернативных педагогических течений, что определило направляющий вектор процесса становления общественных образовательных систем. Данный этап исследователи [3; 4; 7] связывают с прогрессирующим на рубеже XIX—XX столетий общественным движением, отстаивающим идею «нового» воспитания. Его значимость обусловлена острой потребностью в создании такой общественной школы, которая не только противопоставлялась бы кризисным положениям консервативного образования, но и привносила кардинальные изменения в политико-социальный уклад существования мирового сообщества.
Именно в данный период актуальными и значимыми становятся новые постулаты современной педагогики. Источником развития человека является он сам. Его становление происходит путем «проживания» взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, через осознанное изменение как окружающей, так и внутренней сущности. При этом природа рассматривается как фактор, создающий предпосылки для рождения и развития человека.
Формат проявления активности человека определяется феноменом свободного действия, раскрывающего перед человеком просторы для деятельности, реализуемой на основе единства процессов осознания, переживания и расширения границ возможного. Активизируя интеллектуальные и интуитивные особенности, человек познает собственное «Я» в контексте взаимодействия с окружающим миром, характеризующимся системностью и целостностью. Индивидуальное проявление через контакт с окружающим миром в рамках определенных событий и позитивную самореализацию раскрывает подлинный смысл развития человека.
Эти положения воплотились в содержании проекта гуманистической педагогики. Одним из наиболее известных сподвижников идей гуманно-личностной педагогики начала XXI века в России является академик РАО Ш.А. Амонашвили. Его труды «Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др. раскрывают глубинный смысл таких категорий педагогики как «воспитание», «школа», «учитель». По мнению Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление является основанием гуманно-личностной педагогической системы, которая выступает антиподом консервативной и авторитарно-императивной педагогики.
В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили утверждает, что из данных соображений, вытекают три постулата «Веры Учителя» в личность ребенка [1, с. 47]:
1. Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.
2. Ребенок несет в себе жизненную задачу — миссию.
3. Ребенок несет в себе неограниченную Энергию Духа.
«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза ребенка. Вот удивительно четко сформулированная позиция учителя «Если Вселенная действительно беспредельна, а природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок» [1, с. 51].
В процессе развития гуманистической педагогики были разработаны положения, включающие в себя прогрессивные признаки, которые должны учитываться при реализации процесса обучения и воспитания.
Отметим следующие основы гуманистического и личностно-ориентированного подхода в педагогике:
1. Гуманистическое мышление не открывает современную теорию и практику. Оно основано на традициях народной школы и находит истоки в религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика включает в себя культурное мышление и тенденции общества, которого заложены природой в функциональные возможности человека.
3. Процесс воспитания личности человека проходит через развитие духовно-нравственного потенциала, способствующего раскрытию и созиданию благородных черт в ребенке.
4. Гуманно-личностная педагогика берет во внимание основные постулаты классической философии и педагогики о том, что ребенок — это главное явление в жизни. Именно он, наделенный «высочайшей энергией духа» является носителем собственной жизненной миссии.
5. Образовательный процесс строится на осмыслении целостности личности человека и природных начал, силы которых состоят в раскрытии и обосновании научных трудов современной психологии и философии.
В 80-х годах XX века педагоги-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов в отчете о своей творческой встрече написали: «То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития» [2; 7].
Данные мысли явились концептуальной основой для обоснования Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода в образовательном процессе и носят характер практико ориентированных методов и инструментов педагогики, которые нашли свое воплощение в «Школе жизни» [1].
«Школа жизни» Ш.А. Амонашвили основана шести концептуальных положениях, включающих особенностипедагогического процесса.
Первая основа строится на внутренней преемственности природы и человека как воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в человеке приоритет безграничного развития разума.
Вторая основа процесса педагогики в гуманистической школе заключается в целостности, которая включает в себя прогностический компонент анализа будущего человека.
Третья концептуальная основа затрагивает особенности урока, который рассматривается как единый механизм охвата процессов жизнедеятельности и обучения человека.
Четвертая основа педагогического процесса строится на сотрудничестве педагога и обучаемого.
Пятая основа гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у обучающихся способности к самооценочной деятельности. При этом залогом успешности обучения является упразднение отметок.
Шестая основа «Школы жизни» — заключается в особой мисси педагога. «Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя» [1].
Создание культурно-воспитательной процессов, способствующих свободному выбору способов творческой самореализации личности человека и ее культурное саморазвитие раскрывают общие требования ко всем гуманистическим моделям обучения.
Средства обучения, методы и формы организации педагогического процесса — это творческий поиск в собственном содержании педагога и обучаемых.
Прогностический характер гуманистической педагогики определяет будущее человека и является утверждением, что все изменения, происходящие в личности человека, зависят от его личностных проявлений и активности, опирающихся на силу разума, а не на сферу социального контакта с обществом по отношению к индивиду [5]. Тем самым «Школа жизни» утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация педагогического процесса исключает безличностный подход к человеку.
Гуманистическое направление центрировано на человеке, культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах педагогического взаимодействия, направленного на поддержку индивидуального развития и самоопределения человека. Таким образом, данные постулаты гуманистической педагогики создали предпосылки для возникновения личностно-ориентированных моделей и стратегий будущего образования.
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Теория и практика. Педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили. М.: Дрофа, 2010. — 176 с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Вентцель К.Н.: Антология гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999. — 250 с.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. — 235 с.
- Султанова Т.А. Историография проблемы прогнозирования в образовании // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28—31.
- Узнадзе Д.Н. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: Просвещение, 1980. — 95 с.
дипломов
Оставить комментарий