Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Абалакова Василина Павловна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
E-mail: GEleNa219@ya.ru
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Академик, педагог новатор современности В.М. Неменский рассматривает искусство как незаменимый способ познания окружающего мира, развития мыслительной деятельности личности, а так же предлагает создание современных основ художественного образования. Он считает, что сфера художественной деятельности культуры способствует совершенствованию эмоционально-образного познания окружающего мира, и поэтому объект познания считается уже не самой реальностью бытия, а нашим человеческим отношением к ней. «Без этой формы взаимодействия с окружающим миром человек никогда не существовал, и не будет существовать» [2, с. 17].
В.М. Неменским особо выделен феномен художественной культуры и мышления, породивших богатство разных видов жанров человеческого искусства, т.е. понимание, зачем же они нужны в жизни человека и обществу в целом. Исторически выявлены и различия и единство трех основных видов художественной деятельности, возникших до формирования искусств как таковых — «в те седые века, когда возникло само человечество». «Они объединяются общими основами своих образных языков: цвет, линия, тон, объем, пространство, фактура материала и т. п. Но и не только» [2, с. 32].
В основе единства этих видов искусств лежит нечто более существенное: целостность восприятия конструктивной (архитектура, дизайн); изобразительной (живопись, скульптура, графика) и декоративно-прикладной (ткани, керамика, кость, дерево и т. п.) деятельности. Все вместе эти группы искусств объединены особой пластичностью, способностью видоизменять предмет до неузнаваемости, находя все более совершенные вариации форм ранее использованных человеком. «Это как бы три сердца художественного творчества, и какое сердце в отдельно взятом произведении бьется сильнее — к такому виду искусств его и можно отнести». Вот именно в силу этих причин между видами искусств нет однозначной непререкаемой границы. Но каждому из них «необходим свой образный строй (язык)» — смысл существования тех или иных пластических видов искусств.
Трудно не согласиться с данной точкой зрения, ведь «разные виды пластических искусств произошли от первобытных форм» восприятия человеком окружающего (художественной деятельности), и «в основе их лежат три формы художественного мышления: конструктивная, изобразительная, декоративная» [2, с. 32].
На пороге третьего тысячелетия все три формы мышления художественного творчества, с которыми в той или иной степени школьники все же знакомы — изображение, украшение и построение формы предмета в плоскости (роспись предмета) или самостоятельно (сосуд, шкатулка) и являются проявлением детской непосредственности самовыражения.
А от того в какой степени это будет осмыслено и осознано использовано школьниками в раннем детстве и зависит работа начальной общей и дополнительной системы образования, методическое обеспечение содержания занятий, наглядно-иллюстративной базы средств обучения и самой подготовленности педагога дополнительного образования детей, способного делиться с миром богатым практическим опытом. В связи с этим в начале третьего тысячелетия коллективом авторов была разработана программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для школьной образовательной системы. Программа адресована педагогам, учителям, работающим в любой из общих и дополнительных систем обучения образования [3, с. 39]. Единство развивающего обучения и творческого мышления проявляется не только в объектах изучения, в исследуемых художественных образах, но и в практических действиях в социуме, формируя тем самым внутренний мир ребенка.
Идея развития у детей исторической памяти и творческой активности средствами народного и декоративно-прикладного искусства проходит в качестве основополагающей в ряде разработки экспериментальных программ преподавания декоративно-прикладного творчества, для общего образования и для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Но учитывая сложности организационных образовательных процессов в плане перехода или видоизменения внутри школ программного обеспечения не всегда и не везде возможно само включение новых экспериментальных программ художественного труда. Поэтому, скорее всего именно система дополнительного образования детей младшего школьного возраста сможет безболезненно легко перейти на данные экспериментальные технологии обучения так необходимые уже сегодня. Что собственно и происходит повсеместно.
Ведь развитие образного мышления, практических навыков в процессе освоения народных художественных традиций – необходимое условие для творчества школьников, так как создание изделий по аналогам или своего варианта вещи по мотивам той или иной «школы ремесел» возможно лишь при глубоком изучении «школы» народного искусства.
Сегодня мы можем смело утверждать, что при изучении базовых основ подобных «школ ремесел» народного искусства образное творческое мышление школьника активно развивается и способствует формированию художественного вкуса в частности и внутреннего мира человека в целом. Человека будущего способного защитить самого себя и окружающее пространство жизни.
Современные программы по организации обучения художественному труду декоративной росписи изделий мастеров-народников адресованные педагогам, учителям системы общего и дополнительного образования детей действительно являются огромным источником вдохновения. А единство всех видов искусств, включающих в себя и конструктивность, и изобразительность, и декоративность проявляется не только в объектах изучения (видах творчества), в исследуемых художественных образах изделий, но и в практических действиях так, же направленных на формирование внутреннего мира школьника.
Стоит упомянуть, что творческим коллективом под руководством Т.Я. Шпикаловой в 1998 году создана новая программа интегрированного курса «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для 1—4 классов и для 5—8 классов, отвечающих современному уровню востребованности знаний и умений о национальных культурных традициях. Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся 1—4 классов, чтобы познакомить их с эстетическими качествами доступных природных материалов.
Творческие учебные задания детей разновозрастных групп на занятиях в художественных мастерских ДПТ обязательно должны включаться работы по проектированию художественной среды вещи с использованием элементов дизайна, с опорой на стилистические особенности орнаментального ряда изделия (отделки). Предварительно проводя анализ предметной среды в произведениях художников декоративно-прикладного искусства мастеров прошлого и настоящего [3, с. 44].
Мотивация образовательной программы цикла занятий прикладного творчества (роспись по дереву), способствующая развитию образного мышления и воображения детей младшего школьного возраста включает в себя основы художественной деятельности мастеров народников. Занимаясь составлением программы цикла занятий необходимо учесть эффективность способов подбора содержания занятий и методического обеспечения наглядного иллюстративного фонда педагога.
При формировании основных компонентов художественной культуры младших школьников на каждом этапе обучения обязательно включать: средства активизации наглядно-образного мышления, приемы наработки умений «читать» художественный образный ряд (язык) вещи, включать в процессе практической деятельности школьников все виды мыслительной деятельности при создании художественного образа будущего изделия, того или иного вида искусства.
Это так же должно согласовываться с развивающими воспитательными результатами, достижение которых предполагается в ходе реализации школьной внеурочной деятельности [1, с. 33]:
1. уровень: приобретения школьниками социально направленных знаний, умений, понимания востребованной реальности эстетики народного искусства в быту и в жизни;
2. уровень: формирование позитивного отношения школьников к базовым эмоционально-нравственным ценностям народных традиций в общества;
3. уровень: получение школьниками навыков самостоятельного общественно-полезного труда в создании нового фонда культурного наследия в рамках той или иной народной традиции.
Разработку дополнительных образовательных программ по изучению методики художественной мазковой «живописи» необходимо с учетом традиционных методов подбора материала и инструментов, и приспособлений, поскольку их принцип действия и структура формы будущего изделия, его внешний вид напрямую зависят от свойств обрабатываемого материала (породы дерева).
Для активизации развития образного мышления школьников в процессе обучения технологиям народного творчества разных регионов России возможно использование нетрадиционных средств, таких как интеллектуально-образовательная игра, экскурсия по интерактивному музею, мультимедийная презентация, средства кинообразования и т. п. [1, с. 37].
Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники могут осваивать новые выразительные средства (контурного письма), сказочные образы или специфичное сюжетное содержание изделий (аленький цветочек, малахитовая шкатулка) народных мастеров. Особое значение в обучении так же будет иметь фактурные и эстетические свойства обрабатываемых материалов (твердой, средне-твердой или мягкой древесины). Наработка автоматических навыков владения инструментами еще один этап совершенствования ранее имеющегося опыта, ведь творческие способности мастера во многом определяются не только умением повторить старое, но и умением варьировать и импровизировать в рамках одной или нескольких традиций «школы ремесла».
Умение задействовать весь арсенал народного самобытного опыта мастеров ремесленников в способах приемах изменения формы и содержания художественного образа вещи (изделия) бытового или художественного назначения и в отделке на каждом занятии в той или иной степени. Благодаря выше перечисленным средствам активизации образного мышления детей и углубленному изучению специфики содержания любого ремесла возможно плавное последовательное обогащение эмоционально-эстетического опыта школьников младших классов, что способствует развитию их художественного вкуса.
Уже отмечалось, что декоративный художественный образ вещи выражается с помощью художественной выразительности линий, ритма, цвета, пропорций орнаментального ряда в каждом отдельном изделии. Поэтому составляя программу цикла занятий (роспись по дереву) художественные навыки письма кистью («мазковая живопись») очень важно отследить продуктивность наработки опыта: постановка руки, техническая сноровка, приемы наложения цвета или заливки фона, перевод мотивов узоров на форму изделия, составление орнаментальной композиции с учетом требований «традиции» и времени.
В качестве методических рекомендаций к творческим занятиям, можно определить следующие моменты для организации:
· формировать собственное представление детей о принципах создания художественных вещей с учётом важнейших закономерностей — связи формы вещи с её назначением, декора с формой вещи и материалом;
· активно использовать наглядные средства народного изобразительного искусства на примерах изделий мастеров Городца, Полхов-Майдана, Борецкой, Мезенской и Борецкой росписи по дереву содействуя эстетическому воспитанию школьника;
· практическую деятельность школьников направлять на варьирование приемов работы с материалами (вязания и вышивания; работы с глиной и росписи; резьбы по дереву и росписи, и т. п.). Изучая различные виды декоративного, художественного искусства, чтобы ближе познакомиться с эстетическими качествами природных материалов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как: текущая оценка достигнутого самим ребенком, оценка законченной работы, участие в выставках, играх, реализация творческих идей.
Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.
На занятиях изобразительной деятельностью для учреждений дополнительного образования детей программой предусмотрено не только использование произведений народного искусства, но и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами.
На примерах изделий мастеров Северной Двины учащиеся получают представление о принципах создания художественных вещей с учетом важнейших закономерностей народного искусства — связи формы вещи с ее назначением, декора с формой вещи и материалами. На уроках развиваются творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций, формируются навыки кистевой росписи. С этой целью школьникам предлагалось ознакомиться со следующими приемами народной росписи: цветные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в рисовании розанов и купавок (Городец), изображение ягод, выполненных тычком (Полховский Майдан), геометрический орнамент — спираль, скобочка, волна, полосы, края, обводки, бугорки, ромбик и другие элементы (Мезенской и борецкой росписей).
Подходя к заключению, может показаться на первый взгляд, что был сделан акцент на изучение одной из областей психолого-педагогического аспекта художественного творчества педагогов дополнительного образования детей ни в коей мере не ограничивающего кругозор обучаемых, их творческую активность. Ведь специфика подобных программ обучения состоит в достижении начальных практических навыков в технике росписи, и в проникновении в глубины народной культуры мастеров Северной Двины, в обогащении внутреннего мира школьников, заинтересованности ими в дальнейшем изучении других видов росписи.
При разработке цикла занятий по декоративно-прикладному творчеству способствующих развитию образного мышления детей младшего школьного возраста были использованы материалы по традициям народного искусства Северной Двины (мотивы художественной росписи села Борки) — борецкой мазковой росписи.
На первых этапах разработки и составления планов занятий по теме «Виды народного творчества мастеров «Северной Двины: Народная борецкая роспись» мы активно использовали материалы исторического и ретроспективного анализа истории промыслов. Для этого были сделаны мультимедийные презентации, фотокомпозиции по народным промыслам Северной Двины, а так же видеофильмы мастер-классов ремесленников, их поделок, фотосессии готовых изделий из природных материалов мастеров прошлых поколений. Для большей убедительности были представлены и свои авторские наработки (миниатюры росписи на дощечках).
Для составления программы практических учебных и творческих заданий на занятия по теме «Приобретение навыков «мазковой» художественной росписи по народным традициям Северной Двины (мотивы борецкой росписи)» так же были представлены образцы, фотографии поделок мастеров (фрагменты росписи), пробники, сделанные своими руками. Школьники с большим интересом выполняли учебные задания по образцу на первых этапах и свои собственные творческие разработки на следующих занятиях. Освоение навыков художественной росписи мастеров села Борки начиналось с геометрических орнаментальных мотивов в полосе, ленте — самое простое. Далее предлагались растительные орнаментальные мотивы в круге (розетке) — более сложное письмо. На заключительном этапе освоения навыков мазковой росписи проводилась работа с фрагментами сюжетной композиции в круге (овале) или треугольнике, арке, квадрате, прямоугольнике. Каждому обучающемуся предлагалось (на выбор) самому определять «круг интересов» по характеру работы: письмо на бумаге, письмо на ватмане, письмо на дощечках. Наиболее интересно проходили последние занятия при подготовке детьми своих работ к выставке на тему «Мастера росписи».
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что успешному формированию творческого образного мышления, художественных способностей детей на раннем этапе образования способствует правильная организация работы школьников, соблюдение определенной последовательности создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Именно данные принципы организационно-педагогической деятельности способствуют реализации комплекса педагогических условий, включающих:
· целенаправленное развитие склонностей, интересов и потребностей школьников с учетом возрастных особенностей;
· разнообразие форм, методов и видов художественно-творческой деятельности;
· соблюдение единства познавательной и практической творческой преобразующей деятельности школьников на разных уровнях обучения.
Таким образом, можно отметить, что итогом обучения любой направленности служат творческие самостоятельные задания, в которых чаще всего проявляются такие качества школьника, как творческая инициативность, углубленность знаний изучаемого предмета, мастерство в области приобретенных умений и навыков художественной росписи, полученных на данных занятиях.
Список литературы:
- Григоровская И.В. Развитие образного мышления младших подростков. К: Научная мысль, 1990. — 95 с.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. — 255 с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1998. — 192 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий