Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алабушева Н.П. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МУЗЫКАНТОВ И ХУДОЖНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ИЗУЧЕНИЕ  ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ  МУЗЫКАНТОВ  И  ХУДОЖНИКОВ

Алабушева  Наталья  Павловна

студент  3  курса,  факультет  психологии,  валеологии  и  спорта  КГУ,  РФ,  г.  Курган

E-mailnataliaalabusheva2606@yandex.ru

Мальцева  Лариса  Валентиновна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  психологии  развития  и  возрастной  психологии  КГУ,  РФ,  г.  Курган

 

 

Актуальность  проблемы  исследования.  В  современных  условиях  в  российском  обществе  постоянно  растет  потребность  в  компетентных  специалистах  в  самых  разных  областях  профессиональной  деятельности.  Успешность  профессиональной  деятельности  во  многом  определяется  соответствием  личности  профессионала  требованиям  рынка  труда  и  профессии.  В  связи  с  чем,  наличие  и  развитие  профессионально-важных  качеств  является  непременным  условием  успешной  реализации  профессиональных  функций. 

Наибольшее  формирование  профессионально-важных  качеств  проявляется  во  время  профессионального  обучения,  когда  студенты  проходят  определенные  этапы  личностного  и  профессионального  развития. 

Люди  творческих  профессий  помимо  специальных  способностей  и  особой  профессиональной  подготовки  (владения  навыками  и  умениями)  должны  обладать  определенными  психологическими  качествами,  важными  для  успешной  профессиональной  деятельности. 

Актуальность  данного  исследования  заключается  в  попытке  проанализировать  особенности  личностных  качеств  музыкантов  и  художников,  а  музыкантов  сравнить  в  разрезе  специфики  исполнительской  и  дирижерской  деятельности.

Степень  разработанности  научной  проблемы.  Изучением  комплекса  личностных  и  профессионально  важных  качеств  личности  занимались:  Е.А.  Климов,  А.В.  Карпов,  Н.В.  Кузьмина,  А.К.  Маркова,  Е.С.  Шелепова,  А.А.  Крылов  и  другие. 

Особенности  личности  музыкантов  изучали  Л.Л.  Бочкарев,  А.Л.  Готсдинер,  Г.В.  Иванченко,  Д.К.  Кирнарская,  В.А.  Петрушин,  Р.Ф.  Сулейманов,  А.В.  Климов,  Б.М.  Теплов,  Ю.А.  Цагарелли. 

Изучением  личностных  особенностей  художников  занимались  О.А.  Кривцун  Я.А.  Пономарев,  Е.С.  Романова.

Цель  исследования:  изучение  взаимосвязи  между  личностно-профессиональными  особенностями  музыкантов  и  художников  и  их  творческой  направленностью.

Объект  исследования:  личностные  и  профессионально  важные  качества  музыкантов  и  художников.

Предмет  исследования:  общее  и  различное  в  профессионально-личностных  особенностях  пианистов,  дирижеров  и  художников.

Задачи  исследования:

1.  Рассмотреть  и  проанализировать  теоретические  материалы  по  проблеме  исследования.

2.  Изучить  основные  положения,  касающиеся  понятия  и  содержания  профессионально  важных  качеств.

3.  Подобрать  диагностический  инструментарий.

4.  Выявить  и  проанализировать  личностные  и  профессионально  важные  качества  музыкантов  и  художников.

5.  Сравнить  психологические  особенности  пианистов,  дирижеров  и  художников.

6.  Сформулировать  выводы.

Гипотеза  исследования:  мы  предполагаем,  что  личностно-профессиональные  особенности  музыкантов  и  художников  связаны  с  их  творческой  направленностью,  есть  схожие  и  различные  качества.

Опытно-экспериментальная  база  исследования:  В  исследовании  принимали  участие  студенты  и  преподаватели  Курганского  областного  музыкального  колледжа  имени  Шостаковича,  а  также  студенты  и  преподаватели  учебных  музыкальных  и  художественных  заведений  из  других  городов  методом  он-лайн  тестирования  в  количестве  120  человек,  из  которых:

·     40  человек  —  дирижеры

·     40  человек  —  пианисты

·     40  человек  —  художники

Методы  и  методики  исследования: 

1.  обзорно-аналитический  метод; 

2.  эмпирические  методы:

·     Методика  диагностики  исследования  межличностных  отношений  Т.  Лири,

·     Методика  диагностики  темперамента  Г.  Айзенка;

3.  методы  математической  обработки  и  анализа  данных:  метод  математического  сравнения  (расчет  U-критерия  Манна-Уитни)  с  применением  программы  Microsoft  Excel  для  windows.

Личностные  качества  —  индивидуальные  устойчивые  особенности  психической  деятельности  человека,  его  личностно-социальных  и  межличностных  отношений,  с  помощью  которых  можно  описать  и  прогнозировать  поведение  человека,  динамику  и  направление  психического  развития. 

Теоретическое  обоснование  исследования.  Маслоу  с  точки  зрения  гуманистической  позиции  пишет,  что  личностные  качества  —  это  результат  осознания  человеком  своих  потребностей,  роль  их  удовлетворения  и  значимости. 

По  словам  Роджерса,  личностные  качества  —  это  способ  реализации  преобладающего  мотива  человека,  который  основан  на  субъективном  опыте  человека  [5]. 

Профессионально  важные  качества  (ПВК)  —  это  отдельные  динамические  черты  личности,  психические  и  психомоторные  свойства,  физические  особенности,  которые  соответствуют  человеку  определенной  профессии  и  способствуют  успешному  овладению  этой  профессией  [3].

Профессиональная  деятельность  как  бы  задает  направление  развития  личности.  Экспериментальные  исследования  дают  основание  считать  наличие  влияния  каждой  профессии  на  формирование  сходных  интересов,  привычек,  установок,  манеры  поведения,  традиций,  черт  личности.  Это  позволяет  говорить  об  идентификации  личности  с  профессией,  усвоении  и  отражении  в  личности  основных  особенностей  конкретной  профессии  [1].

Наряду  с  эмоционально-волевыми  качествами  для  дирижера  характерной  является  экстравертированность,  в  основе  ее  лежат  такие  свойства  как  выраженная  коммуникабельность,  открытость  и  готовность  к  сотрудничеству.  Также  среди  дирижеров  наблюдается  преобладание  холерического  темперамента,  этим  людям  свойственны:  повышенная  возбудимость,  яркая  выраженность  эмоциональных  переживаний,  импульсивность,  энергичность,  легкое  переключение  с  одного  на  другое,  инициативность,  способность  работать  на  износ  [2]. 

Среди  пианистов  преобладающий  тип  темперамента  —  флегматичный,  для  них  не  свойственна  общительность,  социальная  адаптированность,  гибкость  поведения,  они  мало  зависят  от  группы,  самодостаточны,  имеют  низкую  социальную  активность,  успешно  выполняют  работу,  требующую  терпения.

Игра  на  фортепиано  требует  таких  личностных  качеств  как  музыкальная  одаренность,  воля,  твердость  характера,  целеустремленность,  сосредоточенность  и  внимание  [2]. 

Для  эффективности  профессиональной  деятельности  музыканта  человек  должен  обладать  следующими  качествами:  терпеливость;  оригинальность,  настойчивость;  интуитивность;  целеустремленность;  эмоциональность  и  сильная  воля.

E.С.  Романова  в  своей  книге  «99  популярных  профессий»  выделяет  такие  профессионально  важные  качества  для  художника,  как  оригинальность,  находчивость,  самостоятельность,  открытость  для  восприятия  нового,  чувство  гармонии  и  вкуса,  наблюдательность.  К  качествам,  которые  препятствуют  эффективности  профессиональной  деятельности  она  относит:  отсутствие  или  низкий  уровень  развития  пространственно-образного  мышления  и  воображения;  отсутствие  творческих  способностей;  отсутствие  вкуса;  ригидность  мышления  [4]. 

Результаты  эмпирического  исследования.  Мы  провели  исследование  профессионально  важных  качеств  музыкантов  и  художников,  по  результатам  которого  было  установлено,  что  дирижеры,  пианисты  и  художники  имеют  сходные  и  различные  психологические  свойства,  которые  составляют  профессионально  важные  качества  людей  творческих  специальностей. 

Мы  видим,  что  у  дирижеров  преобладающий  тип  темперамента  —  холерический,  составляет  48  %,  также  сангвинический,  составляет  32  %,  малую  часть  составляют  представители  меланхоличного  и  флегматичного  темперамента 

У  пианистов  главенствующими  являются  флегматичный  и  меланхоличный  типы  темперамента  по  32,5  % 

Среди  художников  большинство  меланхоликов  50  %.

Отсюда  следует,  что  художникам  свойственны  низкая  психическая  активность,  сдержанность  моторики  и  речи,  быстрая  утомляемость,  ранимость.  Их  отличает  высокая  эмоциональная  чувствительность,  застенчивость  и  нерешительность.

При  сравнительном  анализе  групп  можно  выявить  различия  по  показателям  шкалы  "Экстраверсия".  Показатель  "Интроверсия-Экстраверсия"  характеризует  индивидуально-психологическую  ориентацию  человека  либо  на  мир  внешних  объектов  (экстраверсия),  либо  на  внутренний,  субъективный  мир  (интроверсия).

Среди  дирижеров  очевидно  преобладание  экстравертов,  следовательно,  это  люди  общительные,  с  большим  количеством  социальных  контактов,  а  среди  пианистов  и  художников  —  преобладание  интровертов,  характеризует  их  как  людей  сдержанных  и  спокойных,  склонных  к  мечтательности.

Показатель  нейротизма  характеризует  человека  со  стороны  его  эмоциональной  устойчивости  (стабильности).  Высокие  показатели  по  данной  шкале  у  всех  исследуемых  групп.  Следовательно,  им  присущи  характеристики  эмоциональной  нестабильности  (нейротизма),  заключающиеся  в  повышенной  чувствительности  и  эмоциональности,  тревожности.  Такие  люди  болезненно  переживают  неудачи,  имеют  выраженную  тенденцию  к  беспокойству,  озабоченности,  депрессивным  реакциям.  Они  импульсивны  и  впечатлительны,  склонны  к  раздражительности,  неустойчивы  в  стрессовых  ситуациях.

Таблица  1.

Данные  исследования  психологических  особенностей  музыкантов  и  художников

 

ДИРИЖЕРЫ

ПИАНИСТЫ

ХУДОЖНИКИ

Темперамент

Холерики  48  %

Меланхолики  и  флегматики  32,5  %

Меланхолики

50  %

Экстраверсия

13,2*

7,8

9,7

Нейротизм

14,3

12,7

14,3

Доминантно-лидирующий  тип  межличностного  взаимодействия

9,45*

5,9

6,5

Независимо-лидирующий  тип  межличностного  взаимодействия

5,3

5,8

6,2

Прямолинейно-агрессивный  тип  межличностного  взаимодействия

4,9

6

5,5

Недоверчиво-скептический  тип  межличностного  взаимодействия

4,1

6,15*

7,8*

Покорно-застенчивый  тип  межличностного  взаимодействия

3,9

6,8*

7,6*

Зависимо-послушный  тип  межличностного  взаимодействия

4,3

7,3*

7,65*

Сотрудничающий-конвенциальный  тип  межличностного  взаимодействия

10,3

8,8

9,7

Альтруистический  тип  межличностного  взаимодействия

9,9*

6,7

8,3*

*  значимые  различия  p≤0.01

 

Обратимся  к  анализу  данных  по  методу  математического  сравнения  (расчет  U-критерия  Манна-Уитни)  с  применением  программы  Microsoft  Excel  для  windows,  которые  представлены  в  Таблице  1. 

По  показателю  экстраверсии  дирижеры  отличаются  от  пианистов  и  художников,  их  различия  лежат  в  зоне  значимости  по  критерию  Манна-Уитни.

По  показателю  нейротизма  различия  лежат  в  зоне  незначимости.

По  доминантно-лидирующему  типу  отношений  холерики  отличаются  от  пианистов  и  художников,  различия  находятся  в  зоне  значимости.

По  независимо-лидирующему  типу  отношений  у  всех  групп  особых  различий  нет,  так  как  они  находятся  в  зоне  незначимости.

Аналогичная  ситуация  с  показателями  прямолинейно-агрессивного  типа  и  сотрудничающего-конвенциального,  особых  различий  не  обнаружено,  все  различия  находятся  в  зоне  незначимости.

По  недоверчиво-скептическому  типу  межличностных  отношений  у  дирижеров  наблюдаются  существенные  различия  с  пианистами  и  художниками,  различия  находятся  в  зоне  значимости.

Существенные  различия  наблюдаются  по  альтруистическому  типу,  у  дирижеров  и  художников  высокие  значения  по  данному  критерию  в  отличие  от  пианистов,  различия  лежат  в  зоне  значимости.

В  своей  работе  мы  рассмотрели  литературные  источники  по  проблеме  профессионально  важных  качеств  для  музыкантов  и  художников.  В  результате  проведенного  эмпирического  исследования  по  заявленной  проблеме  была  достигнута  цель  исследования  —  мы  изучили  профессионально  важные  качества  дирижеров,  пианистов  и  художников.

Для  достижения  поставленной  цели  мы  провели  эмпирическое  исследование  по  выявлению  психологических  особенностей  музыкантов  и  художников.  В  итоге,  нами  были  получены  следующие  основные  результаты:

1. был  выявлен  ряд  сходств  и  различий  личностных  особенностей  для  дирижеров,  пианистов  и  художников;

2. были  обнаружены  различия  в  преобладании  темперамента,  у  дирижеров  холерический,  у  пианистов  —  флегматичный  и  меланхоличный,  у  художников  меланхоличный;

3. также  мы  нашли  различия  в  экстраверсии,  наиболее  выражена  она  у  дирижеров;

4. схожи  по  шкале  нейротизма  все  группы;

5. также  испытуемые  отличаются  по  доминантно-лидирующему  типу  отношений,  где  высокий  балл  имеют  дирижеры;

6. альтруизм  более  выражен  у  дирижеров  и  художников;

7. много  сходных  личностных  качеств  наблюдается  у  пианистов  и  художников,  преобладание  у  них  покорно-застенчивого,  зависимо-послушного,  недоверчиво-скептическому  типов;

8. было  установлено,  что  дирижеры  обладают  высокой  эмоциональностью,  эмоциональной  неустойчивостью,  экстравертированностью,  склонностью  к  лидерству,  инициативностью,  социальной  активность,  дружелюбием,  решительностью,  склонностью  к  альтруизму,  эти  качества  рассматриваются  как  профессионально  важные  для  данной  специальности,  так  как  дирижер  должен  управлять  и  взаимодействовать  с  коллективом.

В  процессе  эмпирического  исследования  были  определенны  личностные  качества  пианистов  и  художников  —  сдержанность,  интровертированность,  рассудительность,  склонность  к  самоанализу,  выносливость,  сентиментальность  —  пианисты  и  художники  не  взаимодействуют  с  коллективом,  они  сосредоточены  на  своем  внутренним  содержании.  Им  присущи  черты,  способствующие  получению  качественного  результата  (аккуратность,  ответственность),  а  также  созерцательные  черты  (рефлексия,  эмпатия).

Таким  образом,  мы  подтвердили  нашу  гипотезу,  что  личностные  особенности  музыкантов  и  художников  связаны  с  их  творческой  направленностью,  есть  схожие  и  различные  качества.

Теоретическая  значимость  работы  состоит  в  обобщении,  осмыслении  и  оценке  роли  комплекса  личностно-профессиональных  качеств  в  процессе  профессионального  становления  личности  музыкантов  и  художников.

Достоверность  и  надёжность  положений,  выводов  и  рекомендаций  обусловлены  логикой  проведения  исследования  в  соответствии  с  целями,  задачами,  гипотезой  и  репрезентативным  объёмом  выборки,  предварительной  апробацией  применяемых  методик.

Практическая  значимость  исследования.  Данные  настоящего  исследования  могут  быть  использованы  в  практической  исполнительской  и  дирижерской  работе,  в  процессе  обучения  студентов  музыкальных  и  художественных  учебных  заведениях.  Также  их  можно  применять  для  разработки  рекомендации  по  развитию  профессионально-важных  качеств  у  музыкантов,  художников,  в  педагогической  деятельности,  направляя  учеников  в  нужное  профессиональное  русло,  в  профориентационных  мероприятиях  —  для  оптантов  собирающихся  поступать  в  музыкальные  и  художественные  учебные  заведения,  а  также  в  дальнейших  научных  изыскания.

 

Список  литературы:

  1. Бодров  В.А.  Психология  профессиональной  пригодности.  Учебное  пособие  для  вузов.  М.:  ПЕР  СЭ,  2001.  —  511  с.  —  (Современное  образование).
  2. Борисова  Е.С.,  Психологическое  исследование  личностных  особенностей  дирижера-хормейстера  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://terramusic.nm.ru/art1.htm  (дата  обращения  20.04.2014).
  3. Психология  труда:  учебник  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности  031000  «Педагогика  и  психология»  /  [А.В.  Карпов  и  др.];  под  ред.  проф.  А.В.  Карпова.  М.:  Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС,  2005.  —  350  с.  —  (Учебник  для  вузов).
  4. Романова  E.С.  99  популярных  профессий.  Психологический  анализ  и  профессиограммы.  2-е  изд.  СПб.:  Питер,  2003.  —464  с.
  5. Хьелл  Л.,  Зиглер  Д.  Теории  личности.  Спб.:  Питер  Пресс,  1997.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий