Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Алабушева Наталья Павловна
Суслова Юлия Алексеевна
Лукьянова Любовь Сергеевна
студенты 3 курса факультета психологии, валеологии и спорта КГУ, РФ, г. Курган
Для инновационного развития современного общества человечество нуждается в творческих личностях, именно они определяют прогресс в различных сферах жизни общества. Целью современной педагогики является развитие креативной личности с положительной я-концепцией, способной самореализовать свои способности на благо общества. Задача воспитательно-образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования знаний, умений и навыков как средств всестороннего развития ребенка. Дошкольный возраст является уникальным и имеет огромное значение в становлении личности ребёнка, по мнению Л.С. Выготского именно этот возраст является сенситивным для развития и формирования креативности. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности [4].
Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема креативности достаточно широко представлена в литературе, как на теоретическом уровне, так и в эмпирических исследованиях. Вопросы креативных проявлений личности на различных этапах ее становления и развития рассматривались в отечественных исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, И.В. Дубровиной, A.A. Мелик-Пашаева, A.B. Петровского, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, Т.А. Ратановой, Е.А. Яковлевой, А.И. Савенкова и др.; в зарубежных исследованиях П. Торренса, Дж. Гилфорда, К. Урбана, Дж. Рензулли, С. Медника, Р. Стернберга и др. Изучались и анализировались особенности креативности, условия ее реализации, методы диагностики и способы развития (В.А. Левин, E.H. Щебланова, Н.Б. Шумакова, Н.П. Щербо, В.Д. Шадриков, Н.В. Хазратова, И.С. Якиманская и др.)
Под креативностью понимают творческие способности человека, которые помогают ему принимать решения и находить новые идеи, отличающиеся от стандартных и традиционных. Как утверждает американский психолог Абрахам Маслоу креативность — это творческая направленность, которая от рождения присуща всем людям, но теряемая под влиянием сложившейся системой воспитания и обучения [1].
Такая способность как креативность, помогает нетривиально и остроумно решить возникающие проблемы.
По мнению Пола Торренса, креативность включает в себя большую чувствительность к проблемам, к недостатку знаний, действия, направленные на решения проблем, создание новых гипотез и их проверка, формулирование результата решения. Чтобы оценить креативность, используются тесты на развитие дивергентного решения, личностные опросники, анализ результатов действий.
Пол Торренс разработал тест, который помогает выявить вербальную, образную креативность, беглость, оригинальность, гибкость, способность сопротивляться стереотипам и способность видеть суть проблемы.
Выделяют следующие признаки креативности:
1. Беглость — это совокупность идей, которые приходят за единицу времени;
2. Оригинальность — способность создавать необычные идеи, которые отличаются от стандартных;
3. Гибкость — способность оригинальность решать проблемы, проявляя при это свою креативность;
4. Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, неопределенности и готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
5. Метафоричность — готовность работать в необычном контексте и склонность к ассоциативному мышлению, умение видеть в простом сложное, а в сложном простое;
6. Удовлетворенность — это итог работы креативности. При отрицательном результате теряется смысл и дальнейшее развитие [3].
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у подрастающего поколения.
По данным ряда исследований, истоки творчества выдающихся художников и композиторов обнаруживаются именно в дошкольном детстве. Поэтому дошкольный возраст часто называют «золотым периодом творчества». Действительно, ученые пришли к выводу, что возраст от 3 до 5 лет является сенситивным периодом для развития креативности. Дети в этом возрасте очень пластичны и особо восприимчивы ко всему новому. Детская непосредственность, спонтанность, эмоциональность, наивность и любознательность, обуславливают и способствуют развитию творческого потенциала дошкольников. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому важно, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
В настоящее время, перед родителями и педагогами встают несколько очень важных вопросов — «Как своевременно заметить начало развития этого творческого потенциала?» И, конечно же, «Как помочь ребенку, что сделать для того, что бы их ребенок творчески развивался?». Главное, на что должны быть направлены внимание и усилия родителей — это создание оптимальных условий для развития креативности у детей, которая в свою очередь, развивает их чувства, способствует более интенсивному развитию высших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память и мышление. Помимо этого, важным является целенаправленная работа взрослых с детьми, ориентированная на развитие их творческого потенциала. Огромное значение для развития креативности, а в частности фантазии и творческого воображения детей, имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. В процессе игры, у детей проявляется инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные ранее знания, и в целом, раскрываются их творческие возможности. Развитие творчества в игре подтверждается тем, что, играя, ребенок не просто копирует жизненные ситуации, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления, подкрепляя это мыслями, эмоциями и чувствами.
Огромным источником развития креативности ребенка является сказка. Существует много вариантов работы со сказкой, например, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, или даже сочинение новой сказки. Так же, дети в этом возрасте очень любят заниматься изобразительным искусством. Рисование способствует развитию эмоционально - чувственного мира дошкольника. Где, как не в рисунках, он может дать выплеснуться наружу всем своим идеям и фантазиям? Не последнее место в творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, пение, танцы, музыкально-ритмические движения. При этом, у детей расширяется музыкальный кругозор, они учатся творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое в песне или танце, формируется язык выразительных движений [5].
Развитие креативности личности рассматривается в педагогическом процессе, поскольку именно в нем может быть созданы условия для обогащения субъектного опыта ребенка. Поэтому нами была разработана программа по развитию креативности для дошкольников. В ней можно выделить два направления. Во-первых, это направленность педагогической деятельности на развитие креативности, организация педагогического процесса соответствующего целям творческого развития дошкольников. Во-вторых, это технологическое и содержательное обеспечение, в него входят программы, методы, средства, формы, приемы, направленные на развитие креативности.
В своей программе мы используем следующие приемы: сочинение сказок; театрализованные представления с использованием игрушек; телесно-ориентированные техники: погружение в различные стихии, изображение растений и т. п.; занятия-путешествия; игры с предметами: пуговицами, спичками; коммуникативные игры: техника рифмования, словотворчества; музыка, лепка, рисование, танцы. Все приемы направлены на развитие творческого мышления у детей. Творческое мышление — это процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся системностью и динамичностью. Творческое мышление характеризуется новизной произведенного продукта, своеобразным процессом получения, осуществляет движение к новым знаниям. Детям при выполнении заданий будет необходимо находить не стандартные способы решения предлагаемых задач, например, предлагаем следующие упражнения из нашей программы: «Дети садятся в круг. Психолог предлагает тему для сочинения сказки. Затем психолог начинает повествование, следующий участник продолжает начатую историю, и так далее по кругу. Закончится сказка, может на любом из участников, тогда задача следующего — продолжить сказку, повернув сюжет окончания на дальнейший ход событий». Выполняя, это задание дети придумывают свой оригинальный сюжет, происходит развитие креативного воображения в процессе коллективного творчества.
Выполняя упражнение «сказочные герои», дети, сидя за столом, лепят из пластилина сказочных героев, придуманных ими самими, дают им названия. В конце занятия все ребята рассказывают о своих героях. Дети имеют возможность посмотреть, сколько различных вариантов существует на выполнение одного и того же задания [6].
Нами планируется внедрить программу в образовательный процесс дошкольного учреждения. Психологу дошкольного учреждения необходимо проводить специальные беседы с родителями и воспитателями, объяснять, почему так важно развивать креативность с детства. Следует заметить, что эффективное развитие креативности возможно лишь при совместных усилиях семьи и воспитателей дошкольных учреждений.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли креативности для становления личности ребенка. В теоретических исследованиях о развитии креативности у старших дошкольников мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, также воображения. Л.С. Выготский считает, что основным компонентом креативности дошкольника является именно его способность к воображению [2].
Практическая значимость заключается в определении организационно-методических условий развития креативности дошкольников в воспитательно-образовательных учреждениях, способствует совершенствованию подготовки будущего воспитателя по развитию творческого мышления дошкольников.
Список литературы:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М., 2001.
- Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. М.: «ИП РАН», 1997.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т. I. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1996. — 320 с., ил.
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/550641/. (дата обращения — 16.05.15).
- Экспериментальная работа на тему: Исследование развития творческого мышления у старших дошкольников в процессе социально-психологичекого тренинга. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://infourok.ru/material.html?mid=104825 (дата обращения — 15.05.15).
отправлен участнику
Оставить комментарий