Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Исикеева Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КРАСИВОГО ПОЧЕРКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К  ФОРМИРОВАНИЮ  КРАСИВОГО  ПОЧЕРКА  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

Исикеева  Екатерина  Александровна

студент  3  курса,  отделение  начальных  классов  и  дошкольного  образования,  ГАОУ  СПО  НСО  Болотнинский  педагогический  колледж,  РФ,  г.  Болотное

Е-maileisikeeva@  mail.ru

Черняева  Лариса  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  преподаватель  ГАОУ  СПО  НСО  Болотнинский  педагогический  колледж,  РФ,  г.  Болотное

 

«Красиво  писать  —  красоту  творить»,  -  говорит  народная  мудрость.  Как  можно  сформировать  в  ребенке  младшего  школьного  возраста  ответственное  отношение  к  письму?  Этот  вопрос  задают  себе  многие  учителя,  так  как  понимают,  что  красивое  письмо  —  это  ещё  и  грамотное  письмо.  В  какой-то  степени  аккуратное,  красивое  письмо  —  это  и  способ  отношения  к  людям:  небрежный  и  неаккуратный  почерк  в  какой-то  степени  указывает  на  безучастное  отношение  к  другому  человеку.

Из  чего  же  оно  складывается,  красивое  письмо?

Мы  считаем,  что  учителю  приступая  к  обучению  письму  необходимо  помнить,  что  формирование  и  становление  почерка  у  младшего  школьника  совпадает  со  временем  становления  личности.  Поэтому,  такие  качества  личности  как  аккуратность  и  опрятность,  внимательность  можно  привить  ребенку  в  процессе  научения  письму.

Рассмотрим  ключевые  моменты  воспитания  учащихся  в  период  формирования  почерка.

С  первых  дней  пребывания  ребенка  в  школе  учителя  знакомят  детей  с  правилами  чистописания  и  азами  каллиграфии.  Так  как  непосредственно  от  того,  с  какими  имеющимися  навыками  письма  пришел  первоклассник  в  школу,  складывается  дальнейшее  совершенствование  почерка  ученика,  его  орфографическая  грамотность,  так  как  эти  направления  письменной  речи  тесно  переплетены.

Знаменитый  русский  ученый  —  лингвист  академик  Л.В.  Щерба  еще  в  20-е  годы  прошлого  столетия  писал:  «Хорошая  тетрадь,  грамотное  письмо,  четкий  почерк  возможны  при  большой  внутренней  дисциплине  и  подтянутости»  [7].

Постоянная  работа  над  формированием  почерка  у  учащихся  одна  из  главных  задач  педагога.  Для  ее  решения  необходимо,  чтобы  первоклассники  ежедневно  тренировались  в  написании  различных  элементов  букв,  самих  букв  и  их  соединений.  Также  необходима  интенсивная  работа  над  развитием  мышц  кистей  рук  и  мелкой  моторики.  Анализ  педагогического  опыта  учителей  начальных  классов  показывает,  что  процесс  обучения  письму  протекает  у  всех  детей  по-разному.  У  одних  все  складывается  легко  и  быстро,  у  других  —  хорошо,  но  немного  медленнее,  а  у  третьих  буквы  выводятся  плохо  независимо  от  темпа  выполнения  работы.  Как  планировать  и  осуществлять  процесс  обучения  письму,  когда  в  классе  —  ученики  с  различными  склонностями  и  способностями  к  обучению  письму?

На  основе  анализа  изученной  литературы  по  нашей  проблеме  мы  пришли  к  выводу,  что  в  обучении  письму  необходим  дифференцированный  подход  и  нетрадиционные  приемы  работы.  К  большому  сожалению,  в  методических  разработках  внимание  этому  почти  не  уделяется,  а  вместе  с  тем  структура  урока  предполагает  этот  этап.  Этим  объясняется  и  проблема  и  актуальность  рассматриваемой  темы.

Рассмотрим  наиболее  значимые  моменты  в  дидактике  начальной  школы  в  нашем  контексте  обучения  письму.

История  обучения  грамоте  тесно  связана  с  историей  обучения  письму.  В  ХIX  в.  обучение  письму  было  длительным  процессом,  использовался  в  основном  метод  механического  переписывания.  Учащиеся  на  протяжении  нескольких  месяцев  копировали  одни  и  те  же  буквы  в  алфавитном  порядке,  затем  слоги,  потом  предложения,  зачастую  не  умея  прочесть,  то,  что  написали.

До  середины  ХIX  в.  Научение  письму  шло  независимо  от  обучения  чтению.  В  свое  время  К.Д.  Ушинский  рекомендовал  обучать  письму  вместе  с  чтением.  Эти  рекомендации  имеют  место  и  в  современной  школе  [4].

Другие  методисты  70—90-х  гг.  прошлого  столетия  —  В.И.  Водовозов  и  Н.Ф.  Бунаков,  не  отрицая  значимости  грамматики  для  образования  и  развития  детей,  отдавали  предпочтение  организованному  чтению  и  письменным  работам  в  виде  изложений  и  сочинений.  В  истории  методики  их  часто  называли  антиграмматистами,  так  как  они  не  придавали  решающего  значения  правилам  грамматики  при  обучении  языку  и  особенно  правописанию  [4].

С  конца  XIX  века  закладываются  гигиенические  правила  к  посадке  детей,  производится  комфортная  для  занятия  мебель.  Также  были  выявлены  достоинства  наклонного  письма  как  наиболее  скорого  и  удобного.

В  современной  педагогической  науке  общепризнанными  основными  чертами  методики  преподавания  грамматики  и  правописания  являются:

•      научный  метод  грамматических  знаний,  сознательное  и  прочное  усвоение  норм  литературного  языка;

•      курс  на  совместное  формирование  речи  и  мышления  в  процессе  обучения;

•      взаимосвязь  обучения  правописанию  с  изучением  грамматики;

•      создание  плодотворных  видов  упражнений  в  соответствии  с  содержанием  изучаемого  материала.

При  обучении  письму  наиболее  часто  используются  следующие  методы:  копировальный  (его  смысл  в  обведении  букв,  напечатанных  в  специальных  тетрадях  точками,  специальными  чернилами  или  карандашом),  линейный  (в  его  основе  лежит  шрифтовой  путь  к  обучению  —  равные  расстояния  между  частями  букв),  генетический  (первоначально  рассматриваются  более  простые  буквы,  а  затем  все  более  сложные),  размеренный  (письмо  под  счет,  в  ровном  для  всех  учеников  скорости),  метод  Карстера  (его  суть  состоит  в  том,  что  учащиеся  выполняют  особенные  упражнений  для  развития  движений  руки,  так  назыаемые  росчерки).

В  практике  современного  школьного  образования  ни  один  из  вышеназванных  методов  в  качестве  исключительного  себя  не  оправдал.  Успех  достигается  путем  грамотного  комбинации  данных  способов  на  различных  этапах  обучения  письму  [4].

Почерк  —  исключительно  индивидуальное  образование.  Внешний  вид  письма,  его  аккуратность  зависти  от  анатомо-физиологических  структур  мозга.  Изменения  в  области  коры  головного  мозга  ведёт  к  различным  расстройствам  письма  и  письменной  речи.  У  младшего  школьника  ещё  не  все  участки  коры  головного  мозга  функционально  развиты  и  особенно  лобные  доли  коры  [2].

Вместе  с  тем  для  устойчивого  навыка  письма  необходимо,  чтобы  обучающийся  был  готов  к  освоению  этого  навыка.

С  этой  целью  важна  тренировка  движений  пальцев  и  кисти  руки.

Методистом  Е.Н.  Соколовой  были  изучены  движения  пальцев  у  детей  4—7  лет  с  целью  обнаружения  возможностей  подготовки  к  формированию  навыка  письма.  В  процессе  иссследования  она  выявила,  что  дети  этого  возраста  легче  производят  сгибание  и  разгибание  большого  и  указательного  пальцев  и  труднее  производят  вращательные  движения  этих  пальцев  [5].

Этот  результат  говорит  о  том,  что  союз  движений  на  высшем  уровне  корковой  регуляции,  по  всей  видимости,  еще  недостаточно  дифференцирован:  движения  пальцев  и  речедвигательного  аппарата  неразрывно  связаны.

Развитие  движений  пальцев  руки,  по-видимому,  отстает  даже  при  частых  упражнениях,  так  как  к  моменту  поступления  ребенка  в  школу  еще  не  закончено  окостенение  пальцев  кисти  [5].

Следует  обратить  внимание  на  нестандартный  подход  обучения  письму  Е.Н.  Потаповой.  На  ранних  этапах  своей  педагогической  работы  Потапова  заметила,  что  при  написании  некоторых  букв  дети  ведут  себя  необычно,  часто  плачут,  особенно  нервничают,  когда  пишут  буквы  со  сложными  элементами.  Причина  —  мышцы  пальцев  слабые  и  рука  быстро  устает,  значит  для  написания  букв  у  них  не  хватает  мускульной  натренированности.

С  первых  уроков  письма  многие  учащиеся  теряют  надежду  на  легкое  и  красивое  письмо,  а  родители  огорчаются  и  нередко  ругают  своих  детей  за  нестарание  и  неаккуратность.  Слишком  частые  напоминания  о  правильной  посадке,  правилах  написания  того  или  иного  элемента  отвлекают  ученика  и,  радости  от  письма  он,  конечно,  не  испытывает.  Наступает  момент,  когда  появляется  и  быстро  растет  нелюбовь  к  письму,  т.  е.  исчезает  положительная  мотивация  учения.

Учитель  наблюдает  гигантский  барьер  в  обучении  письму:  во-первых  —  «не  хочу»,  во-вторых  —  «не  могу».

Как  это  нежелание  преодолеть?  Необходимо  облегчить  обучение  письму,  построить  уроки  интереснее,  чтобы  детям  захотелось  писать.  Тогда  Евгения  Николаевна  приняла  решение  найти  выход  из  этой  ситуации  и  начала  эксперимент,  главными  целями  которого  были:  снижение  психологической  нагрузки  ребенка  в  процессе  обучения  письму  и  освобождение  времени  для  занятий  грамматикой,  звуко  —  буквенным  анализом  слова,  развития  речи  детей,  их  познавательной  активности.  Эксперимент  не  прошел  даром,  учащиеся  стали  писать  с  радостью,  буквы  получались  изящные  и  ровные.  И  сейчас  многие  педагоги  используют  методику  Евгении  Николаевны  [3].

Обучение  письму  —  это  в  первую  очередь  выработка  графического  навыка,  то  есть  действия,  доведенного  до  автоматизма.  Как  и  всякий  навык,  он  воспитывается  в  результате  обучения  путем  формирования  умений  и  систематического  выполнения  на  их  основе  ряда  упражнений.

Особенности  графического  навыка  состоят  в  том,  что,  с  одной  стороны,  это  двигательный  навык,  т.  е.  такое  действие,  которое  опирается,  на  первый  взгляд,  лишь  на  мускульные  усилия.  С  другой  же  стороны,  в  процессе  письма  осуществляется  замена  осмысленных  единиц  речи  на  графические  знаки  (перекодировка),  что  придает  ему  характер  сознательной  деятельности.

В  педагогической  науке  принят  сознательный  характер  письма,  который  состоит:

•      в  правильном  соотнесении  звука  и  буквы;

•      в  соблюдении  ряда  графических  и  орфографических  правил;

•      в  использовании  письменного  навыка  для  передачи  своих  собственных  мыслей,  чувств,  намерений.

В  формировании  графического  навыка  выделяют  этапы:

•      заштриховка  фигур,  обводка  трафаретов  и  другие  упражнения,  направленные  на  выработку  умения  соблюдать  строку  и  т.  п.;

•      письмо  элементов  букв;

•      письмо  отдельных  букв  без  соединения  с  другими  буквами;

•      письмо  сочетаний  букв,  слогов,  целых  слов  для  выработки  навыка  соединения  букв.

Конечной  целью  в  формировании  графического  навыка  письма  является  выработка  плавных  и  быстрых  ритмических  колебательных  движений  кисти  руки,  на  которые  накладываются  дополнительные  микродвижения,  связанные  со  спецификой  написания  каждой  отдельной  буквы.

Успешность  в  обучении  письму  и  чистописанию  во  многом  определяется  созданием  таких  гигиенических  условий,  как:

•      точный  подбор  мебели;

•      правильная  посадка;

•      положение  тетради;

•      направление  освещения;

•      оптимальность  формы  ручки;

•      продолжительность  беспрерывного  письма.

Немаловажное  значение  для  формирования  и  становления  в  дальнейшем  красивого  почерка  имеет  правильное  определение  длительности  непрерывного  письма:

1  класс  —  5  минут.

2  класс  —  8  минут.

3  класс  —  12  минут.

4  класс  —  15  минут.

Это  необходимо  учитывать  при  планировании  урока:  смена  письменных  и  устных  видов  работ,  проведение  2—3  физкультминуток,  упражнения  для  пальцев  и  кисти  рук  или  игры  для  развития  мелкой  моторики.

Немаловажное  значение  для  формирования  красивого  почерка  также  имеет  устойчивая  поза  и  осанка  на  уроке  [4].

Для  её  развития  необходимо  научить  детей  готовить  рабочее  место,  правильно  располагать  тетрадь  и  другие  учебные  предметы,  а  также  научить  правильно  обращаться  с  ручкой  и  тетрадью.  Необходимо  создать  условия  видимости  классной  доски  и  дидактических  учебных  материалов.

Свет  должен  падать  слева  для  большинства  учащихся,  пишущих  правой  рукой,  чтобы  тень  от  руки  не  мешала  процессу  письма  [1].

Наиболее  распространенным  нарушением  посадки  при  письме  является  такая  поза,  когда  ученик  сгибается  над  столом  и  сутулится.  В  таком  положении  сдавливается  грудная  клетка  и  брюшная  область,  что  затрудняет  дыхание  и  кровообращение.  Еще  такая  посадка  приводит  к  сколеозу.  Это  же  вызывает  быстрое  утомление  во  время  письма,  и  напрасную  трату  времени.  Ноги  должны  стоять  ровно  на  полу  или  на  подставке  для  ног,  чрезмерное  сгибание  ног  в  коленях  приводит  к  замедлению  кровообращения.

Еще  один  вид  нарушения  правильного  положения  корпуса  и  головы  во  время  письма  находится  в  том,  что  часть  обучающихся  склоняют  их  в  сторону  или  поворачивают  вправо  или  влево.  Такое  положение  тоже  вызывает  искривление  позвоночника.  Для  того  чтобы  это  нарушение  не  произошло  необходимо  держать  обе  руки  на  столе  в  симметричном  положении  на  одинаковом  расстоянии  от  корпуса,  важно  чтобы  во  время  письма  локти  лежали  на  парте.  Тетрадь  должна  лежать  на  столе  под  определенным  наклоном,  чтобы  ученик  мог  смотреть  прямо  перед  собой.

Неправильное  положение  туловища  и  головы  способствует  течению  ранней  близорукости.  Необходимо  знать,  что  для  нормального  функционирования  зрения  оба  глаза  должны  находиться  на  равном  расстоянии  от  объекта,  на  который  они  направлены.  Поэтому  тетрадь  должна  лежать  прямо  против  пишущего.  Левая  половина  строки  должна  находиться  немного  влево  от  середины,  а  правая  —  направо.  При  письме  на  левой  половине  голова  должна  поворачиваться  несколько  влево,  а  при  письме  на  второй  половине  —  несколько  вправо.  Если  туловище  и  голова  пишущего  повернуты  боком  к  тетради  и  если  при  нужном  положении  туловища  и  головы  тетрадь  находится  справа  или  слева  от  середины  груди  пишущего  —  это  правило  не  выполняется.  В  этом  случае  каждый  глаз  должен  адаптироваться  к  рассматриванию  того,  что  воспроизводится,  по-разному,  а  наличие  в  приспособлении  глаз  может  вызвать  мышечное  напряжение,  которое  вредно  для  зрения  [2].

Для  достижения  хорошего  результата  необходимо  следовать  определенным  требованиям,  которые  предъявляются  к  школьному  материалу:  тетрадь  должна  иметь  качественную  бумагу,  определенную  разлиновку,  поверхность  бумаги  должна  быть  гладкой,  чтобы  стержень  легко  скользил  по  ней.  Стоит  обращать  внимание  и  на  форму  стержня.  Он  должен  быть  с  удлиненным  наконечником  и  оставлять  на  бумаге  тонкий  след,  чтобы  выписывать  мелкие  элементы  букв.  Ручка  не  должна  быть  толстой.  В  нижней  части  лучше  иметь  поперечную  насечку  или  же  «мягкую»  основу,  что  в  свою  очередь  создает  удобство  руке  при  письме  и  снимает  напряжение  [8].

Учителю  необходимо  рассказать  ученикам  правила,  соблюдение  которых  способствует  выработке  красивого  почерка  и  хорошей  осанки,  желательно  перед  каждым  занятием  напоминать  правила  посадки.

Санитарные  требования  так  же  распространяются  и  на  школьную  мебель.

Так  одно  из  требований  к  школьной  мебели  —  это  обязательность  в  правильном  соотношении  основных  ее  элементов:  крышки  стола,  сиденья  и  спинки  стула,  эти  соотношения  зависят  от  возраста  детей  и  их  роста  и  прописаны  в  ФГОС  НОО  [6].  Еще  необходимо  учитывать  уровень  зрения  обучающихся,  так  как  в  наше  время  многие  учащиеся  приходят  в  первый  класс  со  слабым  зрением.  К  сожалению,  данные  требования  не  всегда  соблюдаются  и  в  результате  у  более  50  %  учащихся  наблюдаются  серьезные  физиологические  нарушения  (искривление  позвоночника,  нарушение  зрения),  что  в  свою  очередь  приводит  к  серьезным  последствиям.  В  некоторых  семьях  также  редко  создаются  условия,  необходимые  для  правильной  позы  ученика  при  письме.  Так,  при  поступлении  детей  в  школу  часть  из  них,  по  набдюдениям  учителей,  не  умеют  правильно  сидеть.

В  наше  время  каждому  человеку  необходимо  стремиться  владеть  красивым  и  разборчивым  почерком,  но  и  в  совершенстве  владеть  грамотной  речью,  так  как  прогресс  не  стоит  на  месте  и,  без  сомнения  обществу  потребуются  более  образованные,  компетентные  специалисты.  Графические  умения  школьников  неразрывно  связаны  с  орфографией,  и  чем  аккуратнее  пишет  ребенок,  тем  легче  и  быстрее  он  справится  с  трудностями  правописания.  Также  ровные  и  правильные  буквы  способствуют  развитию  положительной  мотивации  к  учению  и  любви  к  изучаемому  языку.  Существует  множество  различных  методик  обучения  письму,  как  традиционных,  так  и  нестандартных.  Одни  методы  можно  использовать  еще  до  того,  как  дети  начнут  писать,  в  основном  они  направленны  на  развитие  мышц  пястья  и  запястья,  развитие  мелкой  моторики  рук,  а  другие  используются  для  исправления  уже  сформировавшегося  почерка.  Чем  старше  ребенок,  тем  сложнее  исправить  почерк,  так  как  это  требует  огромных  волевых  усилий,  поэтому  начать  работу  над  графическими  умениями  следует  с  первого  класса,  обязательно  следуя  рекомендациям  специалистов,  нормам  и  гигиеническим  требованиям,  ведь  каждый  педагог  несет  ответственность  за  здоровья  обучающихся  в  своем  классе.

 

Список  литературы:

  1. Горецкий  В.Г.,  Львов  М.Р.,  Сосновская  О.В.  Методика  преподавания  русского  языка  в  начальных  классах:  «Академия»,  2007  —  464  с.
  2. Журова  Л.В.,  Ткачева  Л.Ф.,  Основы  физиологии  детского  организма.  «Академия»,  2000  —  25  с.
  3. Потапова  Е.Н.  Радость  познания:  Москва,  «Просвещение»,  1990  —  94  с.
  4. Сальникова  Т.П.  (составитель).  Методика  обучения  грамоте:  Москва,  «Сфера»,  2000  —  97  с.
  5. Сальникова  Т.П.  (составитель).  Методика  преподавания  грамматики,  правописания  и  развития  речи:  Москва,  «Сфера»,  2006  —  320  с.
  6. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования.  М.,  изд-во  «Вентана-Граф»,  2013.
  7. Щерба  Л.В.  Избранные  работы  по  русскому  языку:  «Учпедгиз»,  1989.
  8. Формирование  каллиграфических  навыков  у  младших  школьников:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.allbest.ru/  (дата  обращения  14.02.2015).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.