Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ВЕЧНЫЙ МУЖ»
Костяхина Анна Константиновна
студент 3 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: ann.kostyahina@mail.ru
Логунова Наталья Валерьевна
научный руководитель, д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры отечественной литературы ИФЖиМКК ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Великий критик XIXвека В.Г. Белинский отзывался о Достоевском как о таланте необыкновенном и самобытном, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей [1, с. 551]. Он исследователь больной человеческой души, художник, который раскрыл перед читателем эту душу во всей ее глубине. Нам показалось интересным обратиться к повести «Вечный муж», отразившей темы любовного треугольника, обездоленного детства, подполья, «хищного» и «слабого» типов. Именно с точки зрения типов художественных образов мы будем рассматривать эту повесть.
Систему образов данной повести составляет ряд персонажей. Главные — это Алексей Иванович Вельчанинов и Павел Павлович Трусоцкий. Вельчанинов — «человек много и широко поживший, уже далеко не молодой, лет тридцати восьми или даже тридцати девяти» [4, с. 113]. Павел Павлович Трусоцкий, человек-призрак, «ничтожный траурный господин», «вечный муж». Они составляют центр композиции действующих лиц повести. Из ретроспективной вставки становятся понятны те взаимоотношения, которые объединяли этих двух персонажей с Натальей Васильевной Трусоцкой. Так же в V главе появляется маленькая девочка восьми лет — Лиза Трусоцкая, которая на самом деле дочь Вельчанинова. Без этой героини не были бы ясны все мотивы поведения Трусоцкого и все страхи Вельчанинова. Семья Погорельцевых, Багаутов, Захлебинины, Предпосылов, Александр Лобов и Олимпиада Семеновна являются героями второго плана. Они участвуют в развитии сюжета, но Достоевский не обращает должного внимания на их психологию — они не так важны автору, как Трусоцкий и Вельчанинов, которые являются антиподами и двойниками одновременно.
Вельчанинов и Трусоцкий являются образцами «вечного мужа» и «вечного любовника», а также «хищного типа» и «смирного типа». Но, на самом деле, определить кто из них кто — кто хищник, а кто — жертва, весьма трудно. Достоевский мастерски завуалировал эти типы и заставил читателя задуматься: «А есть ли вообще тип?» Ведь как каноничные муж и любовник эти герои предстают лишь в предыстории. К моменту начала действия повести Вельчанинов уже переживает кризис: отказывается от былых жизненных принципов. А Трусоцкий вовсе не тихий, слабый «вечный муж», а мстительный, мнительный и коварный. Он «маленький человек» нового типа: он унижен, но будет всеми способами мстить за свое унижение, ставить психологические эксперименты над обидчиком, перешагивать через смерть своей дочери. Достоевский создал очень яркую антитезу на уровне персонажей: реально изображенный характер героев совсем не совпадает с предысторией. По мнению исследователя А.Б. Криницына, происходит неожиданная подмена характера на противоположный [6, эл.ресурс]. Выходит, Достоевский разрушил типы: «вечный муж» намного страшнее и хищнее, чем любовник, который оказывается смирным и тихим. Но у этих героев есть один общий знаменатель — «подполье». «Оба мы порочные, подпольные, гадкие люди…» — говорит Вельчанинов [4, с. 223]. Но даже здесь видна авторская антитеза. Вельчанинов к подполью пришел в результате самоказни, т. е. «сверху»: ему наскучил свет и он выбрал раскаяние и муки совести. Для Вельчанинова «подполье» имеет положительные коннотации, потому что это путь к искуплению грехов, это пробуждение от болезни света. Достоевский пишет: «Припомнилась ему забытая — и в высочайшей степени забытая им — фигура добренького одного старичка чиновника, <…>оскорбленного им когда-то, давным-давно, публично и безнаказанно и единственно из одного фанфаронства» [4, с. 117]. А Трусоцкий в подполье и жил. Он упивается самоуничижением, примеряет разные маски и сам, наверное, не знает, кто он: любящий отец и муж или мстительный мелкий человек, мечтающий о самоутверждении за счет наивности и юности Захлебининой. Литературовед М.Ю. Лучников называет Трусоцкого — подпольным шутом, а Вельчанинова — Наполеоном [7, с. 61—62].
Исследователь М.Ю. Лучников также делает подробный анализ образа Трусоцкого и указывает на большое количество масок героя, в которых он появляется перед читателем и Вельчаниновым [7, с. 61—67]. Этот герой переживает целый ряд перевоплощений: сначала он является предметом материализации мук совести Вельчанинова, навязчивой идеей, потом становится сном на яву, в конце получает воплощении в господине, стоящем за замочной скважиной. Затем идет череда ролей — старый знакомый, покорный и наивный муж, изверг, сумасшедший, навязчивый визитер, мститель, благонадежный жених и язвительный завистник. Трусоцкий меняется так часто, что порой сложно понять, кто же он на самом деле. Это и есть главная загадка повести. И можно сказать, что этот персонаж — бесовское порождение «подполья». Это человек, появляющийся будто из-под земли, после общения с ним Вельчанинов «плюнул, как бы чем-нибудь опоганившись» [4, с. 138]. Трусоцкий — бес в человеческой плоти, на уме которого — месть. Причем месть подлая, исподтишка. Вызывать у противника муки совести и наслаждаться его страданиями — вот цель героя. Он не желает смерти своему врагу, ему приятней видеть его терзания. Он озлоблен и ничтожен. Поэтому каждый его шаг открашен ничтожеством. К тому же этот герои еще и трус. Да, он «заставил поцеловаться с собой» [4, с. 244] Вельчанинова, но смог сделать это лишь изрядно выпив. «Непьяный он бы не смог» [4, с. 244]. Трусоцкий — по замечанию Вельчанинова и Достоевского, «подпольная дрянь» [4, с. 180], «урод, потому все у него должно быть уродливо — и мечты и надежды» [4, с. 244]. И все действительно такого: и его месть, и планы на Захлебенину, и вся жизнь.
Достоевский использовал в повести многие способы создания персонажей. В первую очередь обращают на себя внимание небольшие, но меткие портретные характеристики героев, которые, описывают не только внешний облик героя, но и дают отсылки к его внутреннему миру. Эти портреты, по замечанию литературоведа С.М. Соловьева, поливариантные, не монологические. Они отличаются психологичностью, двойственностью, они созданы чтобы подчеркнуть контраст между внешним и внутренним миром героя [8, с. 10—11]. Например, портрет Вельчанинова. «Это был парень высокий и плотный, светло-рус, густоволос и без единой сединки в голове и в длинной, чуть не до половины груди, русой бороде<…>Экой здоровенный, кровь с молоком!» [4, с. 113]. Однако автор не скрывает, что герой вовсе не молод душой. Он постарел изнутри, вырвался из затхлого светского общества разочарованным и опустошенным. Об этом говорят глаза героя, которые, по мнению упомянутого С.М. Соловьева, являются у Достоевского наиболее полным воплощением внутреннего во внешнем [5, с. 29]. «В них появились цинизм не совсем нравственного и уставшего человека, хитрость, всего чаще насмешка и еще новый оттенок, которого не было прежде: оттенок грусти и боли, какой-то рассеянной грусти, как бы беспредметной, но сильной» [4, с. 114], — пишет Достоевский.
Так же выразителен, хотя и менее детализирован, портрет Трусоцкого. В первых главах герой подается как «господин с крепом на шляпе», «господин был, как и все, ничего в нем не было такого особенного» [4, с. 119—121]. Но этот «обычный» господин, вызывал странные терзания и беспокойства Вельчанинова, что указывает на незаурядность героя. И следующее описание: «Павел Павлович, одетый лишь до половины, без сюртука и без жилета, и с раздраженным красным лицом» [4, с. 146] — тоже весьма антонимично: его внешность в беспорядке, но все его действия давно уже рассчитаны, расписан каждый шаг. По ходу действия Павел Павлович предстает перед нами в разных образах, он более подвижен и изменчив в своих эмоциональных реакциях, чем Вельчанинов. Это ему нужно для выживания, для того, чтобы одержать верх над своим соперником.
Изображая своих героев, Достоевский использует, по замечанию В.Я. Кирпотина, метод двукратного портретирования [5, с. 322], т. е. создает портреты дважды, при этом первый портрет героя представляет собой поверхностное описание его внешности, второй портрет открывает его внутреннюю сущность. Эти вторичные портреты главных героев выдают страх и растерянность Вельчанинова и бесовское происхождение Трусоцкого, его ненависть и желание мстить. Мы читаем на страницах повести: «И Павел Павлович вдруг, совсем неожиданно, сделал двумя пальцами рога над своим лысым лбом и тихо, продолжительно захихикал. Он просидел так, с рогами и хихикая, целые полминуты, с каким-то упоением самой ехидной наглости смотря в глаза Вельчанинову» [4, с. 163].
Коренным образом отличаются принципы изображения сознания героев. Вельчанинов показан изнутри, повествование ведется с его точки зрения. Трусоцкий показан только извне, глазами стороннего наблюдателя, как «другой» по отношению к «я» Вельчанинова, то есть его мысли и переживания всегда остаются непонятными как для Вельчанинова, так и для читателей [6, эл.ресурс]. Во внутренних монологах Вельчанинова мы встречаем оценки Трусоцкого. Вся XVI глава посвящена его самоанализу и попытке выявить мотивы Трусоцкого, который лишен внутренних монологов. В тексте встречается лишь его прямая речь, которая по большему счету лишена каких-либо прямых оценок.
В диалогах героев Достоевский раскрывает их внутренний мир, и мы можем говорить, что искренняя речь Вельчанинова, которая проста, но эмоциональна, соответствует его душевным переживаниям, а вот речь Трусоцкого указывает на лицемерие и скрытые намерения: фразы его изобилует постфиксами «-с», его предложения чаще всего простые и не имеют яркой эмоциональной окраски. В его речи преобладает недосказанность, что соответствует его образу — скрытому и мнительному.
Так же красноречиво поведение героев в разных ситуациях. Вельчанинов держит себя весьма уверенно в обществе, умеет шутить, играть, привлекает внимание женщин. Видно, что это человек уверенный в себе, он не смущается, даже если оказывается в окружении незнакомых людей. Наедине с Трусоцким он испытывает вполне понятый страх и растерянность. А вот с Трусоцким все в точности до наоборот. Уверенность ему придает лишь страх собеседника. Только осознание того, что он может надавить на человека, вселяет уверенность в Павла Павловича. Он может либо унижать, либо унижаться. Третьего ему не дано.
Имена и фамилии главных героев являются «говорящими». По мнению литературоведа С.В. Белова, имена, отчества и фамилии у Достоевского всегда полны глубочайшего смысла [2, эл.ресурс]. Так первая ассоциация к фамилии Павла Павловича — трус, а к Алексея Ивановича - величавый. Да и сами имена имеют значения: «Павел» с латинского «Paulus», то есть «маленький», «Алексей» же с древнегреческого «Αλέξιος», что означает «защитник». Это меткие описания: один из них — маленький человек с мелкой душой, другой — защитник, пытающийся спасти Лизу от отца и возлюбленную от сплетен.
Таковы типы «вечный муж» и «вечный любовник» с точки зрения Ф.М. Достоевского. Он смотрел на них через призму «подполья» и снова смог разглядеть, как верно подметил И.Н. Бродский, «все складки и морщинки их душевной подноготной» [8, эл.ресурс].
Список литературы:
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13т. / М.: Издательство АН, — 1955. — Т. 9. — 803 с.
- Белов C.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. «Просвещение», 1979. // Русская литература. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.literatura-totl.narod.ru/belov_komment.doc (дата обращения: 06.04.2015).
- Бродский И.А. О Достоевском. 1980 г. // Библиотека Максима Мошкова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/br_dost.txt (дата обращения: 22.3.2014).
- Достоевский Ф.М. Повести. Рассказы. М.: «Правда», 1985. — 336 с., ил.
- Кирпотин В.Я. Избранные работы. В 3-х томах. Т. 3. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Достоевский-художник. М.: «Худож. лит.», 1978. — 751 с.
- Криницын А.Б. Сюжетно-мотивная структура повести «Ф.М. Достоевского «Вечный муж»// Образовательный портал «Слово». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения: 22.03.2014).
- Лучников М.Ю. Композиция характера: образ Трусоцкого в повести Ф.М. Достоевского «Вечный муж» // Вестник ЛГУ. Серия: История. Язык. Литература. — 1978. — № 14. — Вып. 3.
- Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Советский писатель, 1979. — 352 с.
дипломов
Оставить комментарий