Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Желонкина Ю.Н. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ И АБСТРАКТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 19.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДИАГНОСТИКА  И  РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  НА  ОСНОВЕ  НЕЗАКОНЧЕННЫХ  И  АБСТРАКТНЫХ  ИЗОБРАЖЕНИЙ

Желонкина  Юлия  Николаевна

студент  4  курса  специальности  «Изобразительное  искусство  и  черчение»  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

E -mailGelon-ol@yandex.ru

Андреева  Татьяна  Васильевна

научный  руководитель,  преподаватель  живописи  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

 

Творчество  давно  стало  объектом  многих  исследований,  однако  пути  его  познания,  также  бесконечны,  как  и  само  творчество.  Любые  задатки,  прежде  чем  превратиться  в  способности,  должны  пройти  большой  путь  развития.  Первые  годы  жизни  ребенка  —  самые  ценные  для  его  будущего,  и  надо  как  можно  полнее  использовать  их.  Период  дошкольного  детства  очень  благоприятен  для  развития  творческого  воображения.  У  ребенка  в  игровой  деятельности  рождаются  сюжеты,  образы,  проявляется  и  формируется  способность  определять  сходство  и  различие  предметов,  замещать  одни  предметы  другими,  применять  их  в  разных  ситуациях,  видеть  существенные  признаки  и  свойства.

Все  ли  дети  обладают  творческим  воображением?  Как  можно  его  развивать?  В  рамках  проблемы  необходимо  разобрать  понятие  «творческое  воображение».  Воображение  —  результат  деятельности  мозга,  проявляющийся  в  способности  человека  к  построению  новых  образов.  Под  воображением  понимают  психический  процесс,  с  помощью  которого  создаются  новые  образы  путем  переработки  полученного  в  прошлом  опыте.  Этим  качеством  «воображение»  отличается  от  «представления»,  которое  является  тоже  психическим  процессом,  но  отражает  предметы  и  явления  окружающей  действительности  в  форме  обобщенных  наглядных  образов,  и  уровень,  качество  творчества  здесь  другой.  Представление  часто  называют  образами  памяти,  т.к.  идет  воспроизведение  прошлого  опыта  человека.  Сущность  же  воображения  состоит  в  комбинировании  образов  представлений.  Воображение  более  творческий  процесс,  чем  представление,  развивающийся  во  времени.

В  зависимости  от  уровня  новизны  различают  воображение:

· репродуктиное  (воссоздающее,  воспроизводит  образы  исходя  из  известных)

· продуктивное  (творческое,  рождает  новые  образы,  не  имеющиеся  в  прошлом  опыте)

Воображение  —  это  свойство  личности,  проявляющейся  в  творческой  деятельности.  Исходя  из  определения  «творчество»,  как  деятельность  в  результате,  которого  создается  художественный  продукт,  формулируется  понятие  «творческое  воображение»  —  это  психический  процесс,  созидающий  новые  образы  для  художественного  произведения,  продукта.

Творческая  деятельность  —  специфический  вид  активности  человека,  направленный  на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира.  Существуют  различные  виды  детской  творческой  деятельности.  Рассмотрим  проявление  воображение  у  детей  в  изобразительном  искусстве.  Детское  рисование  один  из  наиболее  доступных  видов  творческой  деятельности.  По  характеру  того,  что  и  как  изображает  ребенок,  можно  судить  о  восприятии  им  окружающей  действительности,  об  особенностях  мышления,  воображения,  памяти.

И  так,  воображение  способно  создавать  нечто  совершенно  новое,  но  главной  работой  воображения  является  преобразование  уже  имеющихся  образов.

В  Енисейском  педагогическом  колледже  организована  студия  «Дошколенок»,  в  которой  занимаются  дети  5—6  лет.  Занятия  имеют  разную  направленность:  развитие  речи,  сенсорное  развитие,  изобразительное  искусство,  музыка,  изучение  окружающего  мира,  английский  язык.  Одним  из  направлений  является  развитие  творческого  воображения.

Для  определения  творческого  воображения  была  проведена  диагностика  детей  6  лет  с  использованием  метода  Е.П.  Торранса  (невербальный  уровень)  «Закончи  рисунок».  Метод  заключается  в  том,  что  детям  предлагается  дорисовать  10  различных  линий  до  определенного  образа,  предмета,  картинки  (рисунок  1).

 

Рисунок  1.  Тестовый  материал
 

Оценка  результатов  осуществляется  по  4  показателям:

·     легкость  (беглость)  —  количественный  показатель,  отражающий  способность  к  порождению  большого  количества  идей  (ассоциаций,  образов).  Измеряется  числом  результатов;

·     оригинальность  характеризует  способность  к  выдвижению  идей,  отличных  от  очевидных,  нормативных.  Измеряется  количеством  неординарных  и  неповторяющихся  образов;

·     гибкость  —  отражает  способность  выдвигать  разнообразные  идеи,  переходить  от  одного  варианта  решения  задачи  к  другому.  Измеряется  числом  категорий  (мир  природы,  животный  мир,  человек,  механическое,  символическое,  декоративные  элементы,  искусство,  динамическое  явление,  видовое  (город,  дом,  двор,  шоссе)) 

·     разработанность  (тщательность,  детализация  образов,  прорисовывание  деталей,  создание  сюжетной  картинки).  Фиксирует  способность  к  изобретательству,  конструктивной  деятельности.  Измеряется  числом  существенных  и  несущественных  деталей  при  создании  образа  [1,  с.  15].

За  10  минут  75  %  детей  группы  дорисовали  все  10  фрагментов.  Это  говорит  о  том,  что  большая  часть  детей  группы  способны  быстро  переходить  от  одной  идеи  к  другой.  Говоря  о  параметре  «оригинальность»  нужно  отметить,  что  данный  параметр  выявляет  степень  непохожести  созданного  ребенком  изображения  на  изображения  других  детей.  При  этом  следует  помнить,  что  двух  идентичных  изображений  не  бывает,  соответственно,  говорить  следует  о  статистической  редкости  типа  (или  класса)  рисунков.  Рисунки,  которые  созданы  детьми  в  рамках  диагностики  в  большинстве  случаев  повторяют  типичные  рисунки,  которые  прилагаются  к  методике.  Например,  большинство  детей  увидели  в  линии  (рисунок  2)  незаконченную  букву.  Оригинальными  можно  считать  рисунки,  встретившиеся  у  2-х  детей  (рисунки  2,  3) 

 

Рисунок  2.  Оценка  оригинальности
 

Рисунок  3.  Оценка  оригинальности
 

Параметр  «гибкость»  позволяет  увидеть  кругозор  ребенка,  степень  его  наблюдательности.  У  детей  данной  группы  встречаются  чаще  других  категории  «животные»  и  «человек»  (рисунок  4  и  5).

 

Рисунок  4.  Выполнил  Юра,  6  лет
 

Рисунок  5.  Выполнила  Маргарита  ,  6  лет
 

Рисунок  6.  Оценка  разработанности
 

Прорисовывание  деталей  и  сюжета  встретились  у  30  %  детей.  Например,  тщательная  прорисовка  ежика,  создание  сюжета  картинки  и  прорисовка  фигуры  ковбоя  к  шляпе  (рисунок  6).

Таким  образом,  проведенная  диагностика  и  анализ  детских  рисунков  помогают  сделать  вывод,  что  творческое  воображение  у  детей  имеется,  но  различного  качества  и  уровня,  поэтому  есть  необходимость  его  развивать  и  подбирать  методы  и  приемы  для  развития  детей  данной  группы.  К  таким  приемам  можно  отнести  использованный  в  диагностике  прием  «Дорисовка  линии»,  а  также  создание  образа  на  основе  абстрактных  изображений,  например  дорисовка  пятен,  клякс,  отпечатка  собственных  ладошек.  В  работе  с  абстрактными  изображениями  выделяется  два  направления.  Первое  —  это  поиск  знакомых  образов  и  второе  дорисовка  до  знакомого  образа.  Полезными  в  общении  с  детьми  дошкольного  возраста  являются  вопросы  «На  что  похоже  облако?»,  «Что  рисует  мороз  на  окне?».  Рассматривание  картин  художников-абстракционистов  не  только  приобщает  детей  к  искусству  и  знакомит  с  шедеврами  живописи,  но  и  дает  пищу  для  воображения.  Выделяя  мысленно  из  абстрактных  картин  конкретный  объект,  ребенок  задействует  и  в  тоже  время  развивает  свое  образное  мышление.  «Какое  настроение  передал  художник?»,  «Что  вы  представляете,  рассматривая  картину?»  «Какие  эмоции  вызывает  у  вас  картина?»  —  вопросы,  которые  следует  задавать  детям  при  знакомстве  с  абстрактными  композициями  (рисунок  7).

 

Рисунок  7.  В.В.  Кандинский.  Композиция  №  218
 

Упражнения  на  развитие  воображения.

1.  Рисунок  в  несколько  рук  (сюрреалистическая  игра)

Первый  ребенок  делает  первый  набросок,  изображает  какой-то  элемент  своей  идеи.  Второй,  обязательно  отталкиваясь  от  первого  наброска,  делает  элемент  своего  изображения  и  т.  д.  до  законченного  рисунка.  Может  получиться  реальный  объект,  а  может  —  абстрактная  композиция,  в  которой  снова  следует  поискать  знакомые  образы.

2.  Волшебные  кляксы.

Перед  упражнением  изготавливают  несколько  клякс:  на  середину  листа  выливается  немного  чернил  или  туши,  затем  лист  складывают  пополам.  Затем  лист  разворачивают,  и  дети  по  очереди  говорят,  какие  предметные  изображения  они  видят  в  кляксе  или  её  отдельных  частях.  Когда  клякса  подсохнет  ее  можно  дорисовать  до  увиденного  или  придуманного  образа.

3.  Что  спрятано?

На  репродуктивном  уровне  дети  дорисовывают  рисунок,  часть  которого  видна  и  узнаваема  (рисунок  8),  на  творческом  уровне  задания  предполагают  разные  варианты  полученных  образов  (рисунок  9).

 
 
Рисунок  8.  Репродуктивный  уровень
 

Рисунок  9.  Творческий  уровень

 

Предлагаемые  развивающие  упражнения  к  занятиям  детей  является  результатом  педагогической  деятельности,  а  также  опыта  реальной  практики  дополнительного  образования.  Данный  материал  поможет  модифицировать,  корректировать  программы  для  развития  творческих  способностей  у  детей  дошкольного  возраста.

 

Список  литературы:

1.Барышева  Т.А.  Как  воспитать  в  ребенке  творческую  личность?  Ростов  н/Д:  Феникс,  2004.  —  224  с.

2.Зяблицева  М.А.  Развитие  памяти  и  воображения  у  детей.  Игры  и  упражнения.  Ростов  н/Д:  Феникс,  2005.  —  189  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

//используется не только как пиксел, но так же в голосовании и поделиться