Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Буденная О.М. СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 29.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУБЪЕКТИВНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ  СПРАВЕДЛИВОСТИ  МИРА  ПОДРОСТКАМИ  С  ДЕВИАНТНЫМ  ПОВЕДЕНИЕМ  И  ИХ  РОДИТЕЛЯМИ

Буденная  Олеся  Михайловна

студент  5  курса,  кафедра  клинической  и  специальной  психологии  МГПУ,  РФ,  г.  Москва

Е-mail

Свистунова  Екатерина  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  психол.  наук,  доцент  кафедры  клинической  и  специальной  психологии  МГПУ,  РФ,  г.  Москва

 

В  подростковом  возрасте  очень  остро  чувствуется  уровень  справедливости  или  несправедливости  мира  в  целом  и  по  отношению  к  самим  себе.  Прежде  всего,  это  связано  с  кризисом,  который  переживает  каждый  подросток  в  возрасте  11—18  лет.  Большую  роль  в  становлении  личности  у  подростков  играет  семья,  которая  оказывает  наибольшее  влияние  на  его  поведение,  мировоззрение  и  успешную  социализацию  [6].

Говоря  о  важном  социально-психологическом  феномене  веры  в  справедливый  мир,  нужно  упомянуть  М.  Лернера,  который  впервые  сформулировал  что,  по  мнению  людей,  мир  устроен  справедливо,  и  каждый  в  жизни  получает  то,  что  заслуживает  в  соответствии  со  своими  личными  качествами  и  поступками.  Такая  уверенность  в  справедливости  мира,  дарит  людям  ощущение  надежности  и  стабильности.  Также  М.  Лернером  была  установлена  взаимозависимость  уровня  достатка  человека,  его  социального  статуса  и  уверенности  в  том,  что  мир  справедлив  [5].

Зик  Рубин  и  Летиция  Анна  Пеплау  в  своем  исследовании  изучали  особенности  людей,  у  которых  отмечалась  сильная  убежденность  в  то,  что  мир  справедлив  [4].  В  результате  авторами  было  установлено,  что  испытуемые  с  выраженной  убежденностью  в  справедливость  мира,  как  правило,  консервативны,  авторитарны,  религиозны.  Следует  отметить,  что  такие  люди  "чувствовали  меньшую  необходимость  заниматься  деятельностью,  направленной  на  изменение  общества  или  облегчение  бедственного  положения  социальных  жертв",  они  уверены,  что  в  мире  все  решается  по  независящим  от  них  обстоятельствам,  что  есть  силы  вершащие  правосудие  безих  участия.  Как  результат-  отказ  от  личной  ответственности,  молчаливое  страдание  в  случаях  несправедливости,  а  так  же  безразличие  к  несправедливости  [3].

Учитывая  вышеизложенное,  в  рамках  разработки  программ  психологической  коррекции  девиантного  поведения  является  актуальным  изучение  представлений  об  общей  и  личной  справедливости  мира  подростков  с  девиантным  поведением,  а  также  членов  их  семей.

Целью  исследования   явилось  изучение  восприятия  справедливости  мира  у  подростков  с  девиантным  поведением  и  их  родителей.

В  соответствии  с  поставленной  целью,  мы  решали  следующие  задачи:

·     определить  уровень  общей  справедливости  мира  у  подростков  и  родителей  из  исследуемых  групп;

·     изучить  уровень  личной  справедливости  мира  у  подростков  и  родителей  из  исследуемых  групп.

Гипотеза  исследования

Субъективное  восприятие  справедливости  мира  у  подростков  с  девиантным  поведением  и  их  родителей  имеет  специфические  особенности.

Для  достижения  поставленной  цели  и  решения  указанных  задач  использована  методика  «Шкала  веры  в  справедливый  мир»  К.  Дальберт,  которая  содержала  две  шкалы:  BCM  личн.  —  шкала  личной  веры  в  справедливый  мир  и  BCM  общ.  —  шкала  общей  веры  в  справедливый  мир  (авторы:  Л.  Монтала,  М.  Шмитт,  К.  Дальберт).

Описание  контингента

В  исследовании  приняли  участие  120  человек.  Подростки  с  девиантным  поведением,  состоящие  на  учете  в  Комиссии  по  делам  несовершеннолетних  ЗАО  г.  Москвы  и  их  родители,  а  также  подростки  с  нормативным  поведением,  учащиеся  8—10  классов  ГБОУ  СОШ  №  1001  г.  Москвы  и  их  родители.  По  составу  семей,  группы  были  сбалансированы,  включали  примерно  одинаковое  число  полных  и  неполных  семей  (см.  таблица  1). 

Таблица  1. 

Описание  контингента  испытуемых  принимающих  участие  в  исследовании

№  группы

Описание

Кол-во

Жен.пол

Муж.пол

Возраст  (лет)

1.ПДП

Подростки  с  девиантнымповедением

30

12

18

14±3

2.ПНД

Подростки  с  нормативным  поведением

30

12

18

14±2

3.РДП

Родители  подростков  с  девиантным  поведением

30

20

10

42±9

4.РНП

Родители  подростков  с  нормативным  поведением

30

20

10

44±9

 

Результаты  изучения  субъективного  восприятия  справедливости  мира  подростками  и  их  родителями  представлены  на  рисунке  1. 

Количественный  анализ  результатов  показал,  что  сумма  балов  по  шкалам  личной  справедливости  мира  и  общей  справедливости  мира  во  всех  исследуемых  группах  превысила  средний  показатель  (18  баллов),  но  различия  между  группами,  кроме  групп  подростков,  были  статистически  недостоверны  (Рис.  1).

 

Рисунок  1.  Распределение  результатов  ответов  по  исследуемым  группам.  (*p <0,5)

 

Показатели  общей  справедливости  мира  у  подростковс  девиантным  поведением  оказались  выше,  чем  у  сверстников  с  нормативным  поведением.  Это  позволяет  сделать  вывод,  что  подростки  из  контрольной  группы  в  меньшей  степени  убеждены,  что  в  целом  люди  получают  то,  что  заслуживают,  и  заслуживают  то,  что  получают,  поэтому  человек  не  должен  ждать  решения  проблем  извне,  а  добиваться  всего  сам.

На  втором  этапе,  мы  провели  качественный  анализ  результатов  по  отдельным  параметрам  субъективного  восприятия  справедливости  мира.

Результаты,  полученные  по  шкале  «Личная  справедливость  мира»  приведены  в  таблице  2. 

Таблица  2.

Уровень  личной  веры  в  справедливый  мир,  выраженный  в  баллах  отдельно  по  каждому  параметру

Группа

1

2

3

4

5

6

7

Пдп

3,7

4,2

3,9

4,3

3,9

4,4

4,3

Пнп

4,3

3,9

4,4

4,1

4,8

4,3

4,4

Рдп

4

3,9

4,2

4,2

3,7

4

3,7

Рнп

5,1

4,5

4,4

4,1

4,5

4,1

3,8

 

Большинство  подростков  из  экспериментальной  (ПДП)  и  контрольной  группы  (РДП)  по  параметру  «В  моей  жизни,  в  общем  и  целом  всё  происходит  справедливо»  показывали  высокий  результат,  превышающий  среднее  значение  ответов  всех  испытуемых  (4,2).  Это  говорит  о  том,  что  значение  справедливости  в  жизни  является  одинаково  важным  для  подростков  этого  возраста.

Все  подростки  первый  параметр  оценили  ниже,  чем  родители  обеих  групп:  «Я  считаю,  что  заслуживаю  того,  что  происходит  со  мной»,  вероятно,  в  подростковом  возрасте  сохраняется  разрыв  между  пониманием  связи  действия  и  его  последствий  в  силу  недостатка  жизненного  опыта.

Низкий  уровень  согласия  всех  подростков  с  утверждением:  «В  моей  жизни  несправедливость  —  скорее  исключение,  чем  правило»,  вероятно,  вызван  «возрастными  обидами»,  когда  отношение  взрослых  к  подростку  строится  на  заведомо  несправедливой  основе,  что  связано  с  неизбежным  ограничением  некоторых  прав  подростков.

По  утверждениям  «Как  правило,  жизнь  ко  мне  справедлива»  и  «Я  считаю,  что  в  целом  в  моей  жизни  всё  справедливо»  подростки  из  экспериментальной  группы  были  более  уверены  в  справедливости  в  своей  жизни.  Но  в  то  же  время  они  в  меньшей  степени  верят,  что  получают  то,  что  заслуживают.

Результаты  ответов  подростков  из  контрольной  группы,  отличались  низкими  показателями  по  параметрам  (1,  3,  5):  «Я  считаю,  что  по  большому  счёту,  заслуживаю  того,  что  происходит  со  мной»,  «Я  верю,  что  обычно  получаю  то,  что  заслуживаю»,  «В  моей  жизни  несправедливость  -  скорее  исключение,  чем  правило».  Это  может  указывать  на  переживания,  связанные  с  совершенными  подростками  правонарушениями,  а  также  с  последствиями,  которые  повлекли  эти  правонарушения.  Таким  образом,  осознавая  свою  вину  за  содеянное,  сталкиваясь  со  справедливостью/несправедливостью,  подростки  из  экспериментальной  группы  рассчитывают  на  то,  что  заслуживают  принятие  своего  раскаянья.

Схожи  ответы  всех  групп  (кроме  ПДП)  попараметру  (3)  «Я  верю,  что  обычно  получаю  то,  что  заслуживаю»  —  это  указывает  на  наличие  убежденности  в  личной  справедливости.

Обе  группы  родителей  показали  одинаково  низкие  результаты  по  6  и  7  параметру:  «Я  считаю,  что  в  целом  в  моей  жизни  всё  справедливо»,  «Я  думаю,  что  важные  решения,  которые  касаются  меня,  обычно  справедливы».  Это  объясняется  недовольством  по  отношению  к  состоянию  своей  жизни.

В  основном,  ответы  подростков  и  их  родителей  совпадали  по  значению,  либо  были  сходными  подростковые  ответы  и  ответы  взрослых  членов  семей.  Единственным  показателем,  по  которому  высокие  значения  давали  подростки  экспериментальной  группы  и  родители  контрольной  группы,  был:  «Как  правило,  жизнь  ко  мне  справедлива».  И  если  родители  контрольной  группы  в  свой  ответ  вкладывали  позитивный  смысл,  —  существуя  внутри  нормативной  семьи,  они  получают  от  жизни  блага,  прикладывая  усилия  для  их  достижений,  то  ответы  подростков  из  экспериментальной  группы  несли  негативный  смысл:  за  свои  правонарушения  они  призваны  к  ответственности  и  состоят  на  учете  в  комиссии  по  делам  несовершеннолетних.

При  исследовании  общей  справедливости  мира,  подростки  контрольной  группы  в  целом  показали  более  низкие  результаты  по  сравнению  с  экспериментальной  группой  (Рис.  3).  Анализ  результатов  полученных  по  шкале.  Анализ  результатов,  полученных  по  шкале  «Общая  справедливость  мира»  представлен  в  таблице  3.

Таблица  3.

Уровень  общей  веры  в  справедливый  мир,  выраженный  отдельно  по  каждому  параметру

Группа

8

9

10

11

12

13

ПДП

3,4

4,5

4,4

4,9

4,4

4,4

ПНП

3,7

4,7

4

4,5

4,3

4,3

РДП

3,7

3,9

3,7

4,3

3,9

2,9

РНП

3,8

4,5

4,3

4,7

4,1

3,5

 

Все  испытуемые,  включая  подростков  из  экспериментальной  (ПДП)  и  контрольной  группы  (РДП)  показали  высокий  результат  по  параметру  (11)  «Я  убежден,  что,  если  человек  пережил  несправедливость,  в  будущем  это  возместится».  В  то  же  время  представители  всех  групп  продемонстрировали  низкий  уровень  по  8  параметру:  «Я  считаю,  что  в  целом  мир  справедлив».  Это  говорит  о  том,  что  все  испытуемые  не  рассматривают  мир  как  модель  абсолютной  справедливости,  однако  при  этом  убеждены  в  неизбежности  возмещения  любой  несправедливости.

В  то  же  время  подростки  из  экспериментальной  группы  отличались  от  подростков  из  контрольной  группы  по  уровню  согласия  с  утверждениями  (9,  10,  12,  13):  «Я  считаю,  что,  по  большому  счёту,  люди  получают  то,  что  заслуживают»,  «Я  уверен,  что  справедливость  всегда  побеждает  несправедливость»,  «Я  твёрдо  уверен,  что  несправедливость  в  самых  разных  жизненных  ситуациях  (в  семье,  в  учёбе  и  т.  д.)  —  скорее  исключение,  чем  правило»  и  «Я  думаю,  что  все,  кто  принимает  важные  решения,  стремятся  быть  справедливыми».  По  этим  утверждениям  они  давали  более  высокие  результаты,  чем  подростки  из  контрольной  группы,  так  как  подростки  из  экспериментальной  группы,  имеют  больший  практический  опыт  справедливости,  они  более  уверены  в  общей  справедливости.  При  этом  по  утверждению  «Я  думаю,  что  все,  кто  принимает  важные  решения,  стремятся  быть  справедливыми»,  подростки  из  контрольной  группы  дают  самые  низкие  результаты,  по  сравнению  со  всеми  остальными  утверждениями  теста.  Таким  образом,  они  в  большей  степени  допускают  предвзятое  корыстное  поведение,  если  того  требует  ситуация.

Выводы:

1.  Субьективное  восприятие  общей  и  личной  справедливости  мира  подростками  с  девиантным  поведением  и  их  родителями,  имеет  свою  специфику,  в  сравнении  с  нормативными  подростками  и  их  родителями

2.  Осознавая  свою  вину  в  содеянном,  и  имея  больший  опыт  столкновения  со  справедливостью/несправедливостью,  подростки  из  экспериментальной  группы  рассчитывают  на  то,  что  заслуживают  принятие  своего  раскаянья.

3.  Подростки  из  контрольной  группы  чувствуют  справедливость  со  стороны  родителей,  но  не  со  стороны  сверстников.

4.  Подростки  из  контрольной  группы  в  большей  степени  допускают  предвзятое  корыстное  поведение,  если  того  требует  ситуация.

5.  Родители  из  экспериментальной  группы  тратят  много  времени  и  сил  на  решение  проблем  связанных  с  поведением  подростков,  это  приводит  к  большому  расходу  и  последующему  недостатку  жизненной  энергии.

 

Список  литературы :

1.Шамионов  Р.М.  Психология  субъективного  благополучия:  к  разработке  интегративной  концепции.  Мир  психологии.  —  2007.  —  №  2  —  С.  145.

2.Bradburn  N.M.  The  structure  of  psychological  well-being.  1969.  —  С.  26.

3.Diner  E.  Subjective  well-being:  Three  decades  of  progress.  Psychological  Bulletin.  1999.  —  С.  301.

4.Hill  С,  Rubin  Z.,  and  Peplau  L.  Journal  of  social  issues.  Volume  32,  Issue  1.  1976.  —  С.  32.

5.Lerner  М.  The  Belief  in  a  Just  World:  a  Fundamental  Delusion.  N.  Y.,  1980.  —  С.  283.

6.Schutte  Lusilda,  Wissing  Marié  P,  Khumalo  Itumeleng  P.  Research  Open  Access  Further  validation  of  the  questionnaire  for  eudaimonic  well-being  (QEWB)Psychology  of  Well-Being:  Theory,  Research  and  Practice  2013,  3:3  (1  October  2013).  —  С.  57.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.