Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Боброва О.Д. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ СТАДИАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭРИК ЭРИКСОН И ЖАН ПИАЖЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ  ИДЕЙ  СТАДИАЛЬНЫХ  МОДЕЛЕЙ  ДЕТСКОГО  РАЗВИТИЯ:  ЭРИК  ЭРИКСОН  И  ЖАН  ПИАЖЕ

Боброва  Ольга  Дмитриевна

студент  4  курса,  факультет  психологии  образования  МГППУ,  РФ,  г.  Москва

Е-mail:  olgab427@yandex.ru

Авдеева  Наталия  Николаевна

научный  руководитель,  кандидат  психологических  наук,  профессор  кафедры  «Возрастная  психология»  МГППУ,  РФ,  г.  Москва

 

Многие  выдающиеся  психологи  предлагали  стадиальные  модели  для  понимания  фаз  роста  и  развития  ребенка.  Разумеется,  в  зависимости  от  принадлежности  к  той  или  иной  школе  определялся  критерий,  на  основании  которого  выделялись  стадии.

Я  бы  хотела  рассмотреть  концепции  развития  личности  Эрика  Эриксона  и  Жана  Пиаже,  которые  несомненно  представляют  собой  огромную  ценность  для  психологической  науки  в  целом  и  для  детской  психологии  в  частности.

Эрик  Эриксон,  выдающийся  психолог,  работая  в  русле  психоанализа,  отошел  от  классического  учения  Фрейда  и  разработал  новую  концепцию  развития  личности,  являющуюся  одной  из  ведущих  в  Эго-психологии.  Его  теория  получила  название  «эпигенетическая»,  а  предложенные  им  стадии  развития,  в  отличие  от  фрейдовских,  психосексуальных,  называются  психосоциальными.  Думаю,  сложно  объяснить  основную  идею  теории  Эриксона  и  мою  симпатию  к  ней  не  прибегая  к  сравнениюс  теорией  отца-основателя  всего  психоанализа,  поэтому  мне  придется  ее  затронуть.

Фрейд,  утверждая,  что  развитие  человека  обусловлено  перемещением  сексуальной  энергии  либидо  по  различным  эрогенным  зонам,  оставляет  человека  один-на-один  с  враждебным  его  естеству  обществом,  обрекая  его  на  вечные  конфликты  с  ним.  Эриксон,  в  отличие  от  Фрейда  полагал,  что  влечения,  которые  имеются  у  ребенка  при  появлении  на  свет  -это  не  инстинкты,  так  как  они  не  несут  в  себе  паттернов  завершения  и  самосохранения,  традиция  и  совесть  призваны  их  организовать.  Традиции  и  совесть,  являясь  логическим  порождением  культуры,  призваны  развивать  биологически  данное  и  разделять  функции  между  полами  таким  образом,  чтобы  оно  одновременно  было  осуществимо  в  рамках  схемы  тела,  значимо  для  конкретного  общества  и  выполнимо  для  индивидуального  эго  [6].  Эриксон  концентрирует  внимание  на  «Я»  человека,  уверяя  нас,  что  общество  является  источником  развития  нашей  личности,  только  благодаря  ему  мы  можем  обрести  целостность  и  быть  психологически  здоровыми.  С  его  точки  зрения,  последовательность  стадий  —  результат  биологического  созревания,  но  содержание  развития  определятся  тем,  что  ожидает  от  человека  общество,  к  которому  он  принадлежит  [2].  Я  считаю,  что  это  очень  здравая  мысль  —  человек  рождается  в  обществе,  живет  в  обществе  и  умирает  в  нем  же,  в  конце  концов,  такие  как  он  это  общество  и  составляют;  и  было  бы  крайне  пессимистично  ставить  личность  и  общество  по  разные  стороны  баррикад.  А  Эрик  Эриксон  дает  нам  надежду,  надежду  на  то,  что  мы  обретем  Эго-идентичность  и  проживем  жизнь  так,  что  сможем,  оглянувшись  на  свое  прошлое,  сказать,  что  мы  полностью  удовлетворены.  При  этом,  —  что  мне  кажется  очень  важным-он  не  отказывался  от  идеи  психосексуального  развития  с  переходом  от  аутоэротизма  к  внешнему  объекту-  он  предполагает,  что  оно  существует  наряду  с  психосоциальным.  Когда  какой-то  процесс  рассматривается  с  разных  точек  зрения,  всегда  мы  получаем  возможность  понять  его  лучше  и  точнее,  именно  по  этой  причине  я  отдаю  предпочтения  эриксоновской  концепции.  Также  немаловажной  является  идея  развития  личности  в  течение  всей  жизни,  в  противовес  классической  психоаналитической  периодизации,  оканчивающейся  на  возрасте  18  лет.  Мне  кажется,  это  гораздо  более  логично,  нежели  фатализм  ортодоксального  психоанализа,  убеждающего  человека  в  том,  что  ему  всю  жизнь  предстоит  пожинать  плоды  ошибок  родителей,  которые  они  совершили  в  его  воспитании  в  первые  5  лет  жизни.  Причем,  Эриксон  был  согласен  с  тем,  то  характер  человека  формируется  в  детстве,  но  при  этом  он  считал,  что  он  способен  меняться  на  каждом  этапе  жизни.  И  с  этим  трудно  не  согласиться!  Достаточно  вспомнить  множество  примеров  из  жизни,  ведь  как  часто  на  каком-то  этапе  перед  человеком  оказываются  альтернативные  пути,  и  в  зависимости  от  его  выбора  он  сам  меняется  в  ту  или  иную  сторону.

Второй,  рассматриваемый  мной  в  этой  работе,  психолог  —  Жан  Пиаже,  создатель  теории  когнитивного  развития.  Он  рассматривал  детское  развитие  с  точки  зрения  формирования  интеллектуальных  процессов.  Безусловно,  Пиаже  внес  огромный  вклад  в  психологию:  факты,  полученные  в  ходе  проводимых  им  экспериментов  неоспоримы,  и  нельзя  отрицать  того,  что  на  определенных  возрастных  этапах  развития  у  ребенка  имеются  особые,  отличные  от  взрослых,  формы  мыслительной  деятельности,  но  считал,  что  развитие  всех  психических  процессов  ребенка  детерминировано  интеллектом  и  подчинено  ему.

Итак,  следует  рассмотреть  подробнее  теорию  Жана  Пиаже.  Пиаже  стремился  показать,  каковы  биологические  основы  и  механизмы  развития  логического  мышления  ребенка  [1].  Мыслительные  операции,  по  его  мнению,  первоначально  возникают  как  элементарные  действия,  которые  могут  интегрироваться  с  другими  действиями  и  формировать  часть  организованной  структуры.  Действия  в  ходе  развития  интериоризируются,  что  ведет  к  возникновению  организованных  мыслительных  операций,  обладающих  важными  свойствами  обратимости  и  логической  необходимости.  В  начальный  период  своей  деятельности  Пиаже  описал  особенности  представлений  детей  о  мире,  для  объяснения  которых  он  использовал  понятие  эгоцентризма.  Под  эгоцентризмом  он  понимал  определённую  позицию  по  отношению  к  окружающему  миру,  преодолеваемую  за  счёт  процесса  социализации  и  влияющую  на  конструкции  детской  логики:  синкретизм  (связывание  всего  со  всем),  невосприятие  противоречий,  игнорирование  общего  при  анализе  частного,  непонимание  относительности  некоторых  понятий.  Все  эти  феномены  находят  наиболее  яркое  выражение  в  эгоцентрической  речи.

Я,  придерживаясь  взглядов  отечественных  психологов  на  развитие  ребенка,  не  разделяю  мнения  Пиаже  относительно  биологических  основ  и  механизмов  развития  логического  мышления. 

У  Пиаже  процесс  развития  мышления  идет  от  индивидуального  через  эгоцентрическую  речь  к  социализированному,  а  так  как  мне  близка  теория  Выготского  (она  мне  видится  очень  логичной  и  обоснованной),  то  мне  кажется  более  правильной  его  позиция,  суть  которой  заключается  в  переходе  от  социального  к  индивидуальному  через  эгоцентрическую  речь.  Выготский  в  своей  критической  статье  очень  подробно  высказывает  свою  точку  зрения  на  некоторые  аспекты  теории  Пиаже,  поэтому  не  имеет  смысла  ее  переписывать.  Я  считаю,  что  следует  лишь  повторить  основную  идею  Выготского  о  том,  что  ребенок  изначально  максимально  социален,  и  в  ходе  присвоения  социокультурного  опыта,  происходит  процесс  индивидуализации.  Это  многократно  подтверждено  экспериментально  и  обосновано  теоретически. 

Важнейшим  в  концепции  Пиаже  является  его  представление  о  биологической  предопределенности  процесса  умственного  развития.  Я  же,  снова  опираясь  на  культурно-историческую  концепцию,  на  которой  зиждется  вся  отечественная  психология,  не  могу  принять  эту  точку  зрения.  Мне  видится,  что  огромная  роль  в  психическом  развитии  ребенка  принадлежит  обучению,  источником  умственного  развития  ребенка  является  среда,  в  которой  он  находится,  что  абсолютно  противоречит  теории  Пиаже.  Как  и  в  случае  с  психоаналитическими  концепциями,  рассмотренными  мной  выше,  мне  приходится  не  по  душе  подобный  фатализм.  Возможно,  это  потому  что  мне  давно  внушено,  что  «Выготский  —  наше  все»,  но  мне  кажется,  что  у  моей  позиции  есть  и  объективные  основания,  по  крайней  мере,  очень  хотелось  бы  в  это  верить.  При  этом,  безусловно,  идеи  Пиаже  о  мышлении  оказали  сильное  влияние  на  современную  психологию.  Это  подтверждает  хотя  бы  тот  факт,  что  его  работы  цитировались  чаще,  чем  работы  кого-либо  другого,  кроме  Зигмунда  Фрейда.  Описанные  им  стадии  развития  интеллекта  ребенка  вдохновили  многих  исследователей  и  вызвали  конструктивную  критику.  Работа  в  русле  традиций  школы  Пиаже  продолжается  и  после  его  смерти  [1].

Каждый  ученый-психолог  по  большей  части  рассматривает  развитие  с  какой-то  одной  точки  зрения.  Если  мы  говорим  о  развитии  интеллекта,  которым  занимался  Жан  Пиаже,  то  он  изучается  через  генезис  и  формирование  мышления  и  речи.  Социальное  развитие,  которому  уделял  большое  внимание  Эрик  Эриксон,  касается  интеграции  ребенка  с  окружающим  миром  и  объясняет,  как  ребенок  усваивает  семейные  и  общекультурные  ценности.

При  этом  современной  психологии  понятно,  что  в  каждой  точке  жизненного  цикла  существуют  и  биологические,  и  культурные  аспекты  развития.  С  помощью  биологических  процессов  обеспечивается  развитие  и  естественная  «маркировка»  отдельных  стадий.  Фактически,  они  являются  предпосылками  социальной  истории  и  помогают  понять  жизненный  цикл.  Социальная  среда  оказывает  огромное  влияние  на  развитие  человека  на  протяжении  всей  его  жизни.  Именно  социум  задает  ту  систему  отсчета,  относительной  которой  можно  выделить  и  изучить  периоды  или  стадии  жизни.

Безусловно,  рассмотренные  нами  концепции  сыграли  огромную  роль  в  становлении  и  развитии  и  психологии,  в  общем,  и  психологии  развития  и  детской  психологии,  в  частности.  Идеи  этих  ученых  разрабатываются  психологами  в  настоящем  и  взяты  за  основу  новых  теорий  и  даже  школ  психологии.

Эрик  Эриксон,  Жан  Пиаже,  а  также  З.  Фрейд  и  Л.С.  Выготский,  также  упомянутые  нами  в  данной  работе,  привнесли  в  науку  множество  новых  фактов  и  открытий,  которые  позволили  лучше  понять  специфику  детского  развития,  организовать  теоретическую  и  практическую  деятельность  для  дальнейшего  изучения  этой  проблемы.

 

Список  литературы:

  1. Баттерворт  Дж.,  Харрис  М.  Принципы  психологии  развития.  М.:  Когито-Центр,  2000.
  2. Обухова  Л.Ф.  Возрастная  психология  Учебник.  М.:  Российское  педагогическое  агентство.  1996.
  3. Обухова  Л.Ф.,  Бурменская  Г.В.  Жан  Пиаже:  Теория,  эксперименты,  дискуссии.  М.:  Гардарики  2001.
  4. Пиаже  Ж.,  Инхельдер  Б.  Психология  ребенка  Спб.:  Питер  ,  2003.
  5. Фрейд  З.  Психоанализ  сост.  В.М.  Лейбина.  СПб.:  Питер,  2001.
  6. Эриксон  Э.  Детство  и  общество.  М.:  Университетская  книга,  199.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.