Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Михалчева А.В. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА TEENAGER В РОМАНЕ ДЖ. СЭЛИНДЖЕРА «THE CATCHER IN THE RYE» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ  КОНЦЕПТА  TEENAGER  В  РОМАНЕ  ДЖ.  СЭЛИНДЖЕРА  «THE  CATCHER  IN  THE  RYE»

Михалчева  Анастасия  Витальевна

студент  5  курса,  кафедра  английской  филологии  ТГПУ  им.  Л.Н.  Толстого,  РФ,  г.  Тула

E-mailanastasia-mikhalcheva@rambler.ru

Игнатова  Ирина  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  доцент  ТГПУ  им.  Л.Н.  Толстого,  РФ,  г.  Тула

 

Языковые  значения  могут  быть  исследованы  с  различных  позиций  в  когнитивной  лингвистике,  но  одним  из  актуальных  направлений  является  фреймовая  семантика.  В  настоящее  время  под  фреймовой  семантикой  понимают  определенный  метод  исследования  взаимодействия  семантики  языковых  значений  и  мыслительного  пространства.  С  помощью  фреймовой  семантики  возможно  моделирование  принципов  структурирования  и  передачи  определенной  части  опыта  человека,  его  знаний  значений  языковых  единиц  и  тех  способов  активации  знаний,  которые  обеспечивают  процесс  понимания  в  языковой  коммуникации  [1,  с.  37].

Ключевым  понятием  фреймовой  семантики  является  понятие  фрейма,  который  понимается  как  стереотипная  ситуация  определенного  сценария.  Каждый  фрейм  следует  рассматривать  как  сеть  из  нескольких  вершин  и  отношений.  На  самом  верхнем  уровне  фрейма  находится  фиксированная  информация  о  состоянии  объекта,  эта  информация  является  истинной  вне  зависимости  от  контекста  рассмотрения  объекта  и  соответствует  имени  фрейма.  Следующий  уровень  —  уровень  терминальных  слотов  (терминалов),  который  отражает  относящуюся  к  моделируемому  объекту  конкретную  информацию  [2].

Рассмотрим  фреймовую  модель  концепта  teenager,  которая  была  выявлена  в  романе  Дж.  Сэлинджера  «The  Catcher  in  the  Rye».

Мы  выделили  следующие  терминалы  данного  фрейма:

·     Feelings  and  emotions

·     Education

·     Family

·     Behavior

·     Relationships  with  grown-ups

·     Outlook

Рассмотрим  каждый  из  терминалов  подробнее.

Терминал  1.  FEELINGS  and  EMOTIONS

Всем  известно,  что  подростки,  по  мере  своего  взросления,  испытывают  яркую  и  разнообразную  палитру  эмоций,  с  которыми  им  очень  трудно  совладать.  Как  правило,  подростки  чаще  испытывают  отрицательные  эмоции,  сталкиваясь  с  новыми  проблемами  и  пытаясь  осознать  всю  сущность  «взрослого»  мира.  Рассмотрим  эмоциональную  составляющую  концепта  teenager,  представленную  в  данном  произведении.

a)  Positive

·     We  all  started  throwing  snowballs  and  horsing  around  all  over  the  place.  It  was  very  childish,  but  everybody  was  enjoying  it  [3;  7].

b)  Negative

·     I  felt  so  lonesome.  I  almost  wished  I  was  dead  [3,  с.  49].

·     Did  you  ever  get  fed  up?  I  mean  did  you  ever  get  scared  that  everything  was  going  to  go  lousy  unless  you  did  something?  [3,  с.  131].

·     I  was  sort  of  crying  [3,  с.  54].

·     I  felt  pretty  sad  [3,  с.  16].

Данные  примеры  показывают,  что  отрицательные  эмоции  преобладают  у  подростка.  Главный  герой  испытывает  положительные  эмоции  только  тогда,  когда  он  делает  что-то  детское.  С  другой  стороны,  подростка  постоянно  преследует  чувство  одиночества,  непринадлежности  к  миру.  Частотное  употребление  прилагательного  lonesome  доказывает,  что  Холден  на  протяжении  всего  романа  постоянно  чувствует  себя  одиноким  и  никому  не  нужным.  Такие  чувства  вполне  свойственны  подростку.  Холден  ненавидит  тот  мир,  в  котором  он  живет.  Такой  максимализм  является  отличительной  чертой  данного  возрастного  периода.

Терминал  2.  EDUCATION

Наибольшее  количество  времени  подросток  обычно  проводит  в  школе.  В  исследуемом  случае,  это  закрытая  школа,  где  подростки  не  только  получают  знания,  но  и  живут.  Соответственно,  отношение  главного  героя  к  образованию  также  играет  большую  роль  в  выделении  признаков  исследуемого  концепта.

a)  School:

·     I  didn’t  know  anybody  there  that  was  splendid  and  clear-thinking.  May  be  2  guys.  And  they  probably  came  to  Pencey  that  way  [3;  4].

·     Only  seniors  were  allowed  to  bring  girls  with  them.  It  was  a  terrible  school,  no  matter  how  you  looked  at  it  [3,  с.  5].

·     Quite  a  few  guys  came  from  wealthy  families,  but  it  (Pencey)  was  full  of  crooks.  The  more  expensive  school  is,  the  more  crooks  it  has  [3,  с.  6].

·     That’s  about  the  forth  school  I’ve  gone  to  [3,  с.  11].

·     One  of  the  biggest  reasons  I  left  Elkton  Hills  was  because  I  was  surrounded  by  phonies  [3,  с.  15]

·     All  you  do  is  study  so  that  you  can  learn  enough  to  be  smart  enough  to  be  able  to  buy  a  goddam  Cadillac  some  day,  and  you  have  to  keep  making  believe  you  give  a  damn  if  the  football  team  loses,  and  all  you  do  is  talk  about  girls  and  liquor  and  sex  all  day,  and  everybody  sticks  together  in  these  dirty  little  goddam  cliques  [3,  с.  132].

b)  Teachers

·     You  can’t  stop  a  teacher  from  they  want  to  do  something.  They  just  do  it  [3,  с.  13].

·     He  wouldn’t  have  understood  it  anyway.  It  wasn’t  up  his  alley  at  all  [3,  с.  15].

·     He  started  off  with  fifty  corny  jokes…  He  made  a  speech  that  lasted  about  ten  hours  [3,  с.  18].

·     You  don’t  have  to  think  too  harsh  when  you  talk  to  a  teacher  [3,  с.  15].

·     He  was  a  nice  old  guy  that  didn’t  know  his  ass  from  his  elbow  [3,  с.  10].

·     I  could  think  a  terrific  lecture  coming  on  [3,  с.  12].

Из  приведенных  примеров  можно  сделать  вывод,  что  у  главного  героя  отрицательное  отношение  к  школе.  Он  не  понимает  сущности  образования  и  считает,  что  школа  нужна  лишь  для  того,  чтобы  заработать  на  хорошую  машину,  на  выпивку,  девушек  и  другие  развлечения  —  все  то,  что  присуще  миру  взрослых.  Он  не  понимает,  что  школа  нужна  и  для  социализации  личности,  для  передачи  общечеловеческих  ценностей.  Герой  часто  меняет  школы  не  потому,  что  там  плохое  образование,  а  потому  что  его  не  устраивает  сложившаяся  обстановка  в  школе  и  его  сверстники.  Он  считает,  что  школа  ничему  не  учит,  руководители  продажны  и  заботятся  только  о  своем  благосостоянии. 

С  другой  стороны,  мы  видим,  что  Холден  понимает  всю  трудность  работы  преподавателя,  но  тем  не  менее  не  испытывает  глубокого  уважения  к  своим  учителям,  даже  к  тем,  с  которыми  у  него  сложились  теплые  отношения.  Известно,  что  у  подростка  начинаются  проблемы  в  отношениях  с  взрослыми  в  данном  возрасте.  Так  и  у  нашего  героя  отношения  становятся  напряженными.  Мы  видим,  что  он  пренебрежительно  относится  к  старшему  поколению.  Он  считает,  что  взрослые  люди  не  способны  понять  современных  молодых  людей,  они  живут  в  своем  «устаревшем»  мире.  Он  считает,  что  с  возрастом  люди  глупеют.  Холден  насмехается  над  их  манерой  речи,  пустой  болтовней  и  тратой  драгоценного  времени  подростков.  Также  он  считает,  что  взрослые  постоянно  читают  им  мораль,  пытаются  научить  их  чему-то,  хотя  подростки  все  уже  «знают».  Для  него  хороший  взрослый  —  тот,  кто  близок  по  духу,  не  пытается  переделывать  и  читать  мораль.

Терминал  3.  FAMILY

Отношения  в  семье  играют  важнейшую  роль  в  подростковом  возрасте.  Именно  от  них  зависит  состояние  подростка  в  такой  тяжелый  для  него  период  времени.  Родители  должны  поддерживать  его,  помогать  найти  себя  и  облегчить  процесс  взросления.  Рассмотрим,  как  это  выражено  в  анализируемом  романе.

a)  Parents

·     Lousy  childhood  [3;  3].

·     She  bought  me  the  wrong  kind  of  skates…but  it  made  me  sad  anyway  [3,  с.  53].

·     The  worst  he’ll  do,  he’ll  give  me  hell  again,  and  then  he’ll  send  me  to  that  military  school  [3,  с.  167].

b)  Siblings

·     He  comes  over  and  visits  me  practically  every  week  end  [3;  3].

·     He  is  out  in  Hollywood,  D.B.,  being  a  prostitute  [3;  3].

·     He’s  going  to  drive  me  home  when  I  go  home  next  month.  [3;  3].

·     He  (Allie)  was  the  most  intelligent  member  in  the  family.  He  was  also  the  nicest  [3,  с.  40].

·     You  never  saw  a  little  kid  so  pretty  and  smart  [3,  с.  68].

Как  мы  знаем,  для  подростков  очень  важно  общение  со  сверстниками,  а  контакты  с  взрослыми  все  чаще  теряют  свою  значимость.  Так  и  у  нашего  героя  сложились  прекрасные  отношения  с  братом  и  сестрой.  Холден  очень  уважает  своего  старшего  брата  и  жалеет,  что  он  перестал  писать  книги  и  «продался»  Голливуду.  Именно  ему  герой  рассказал  всю  свою  историю,  и  именно  от  него  он  ждет  поддержки  и  помощи.  Свою  сестру  он  боготворит.  Она  «самая  умная  и  самая  симпатичная»  и  развита  не  по  годам.  Холден  заботится  о  ней,  старается  уберечь  от  всех  горестей  и  недостатков  современного  мира.

С  родителями  все  обстоит  сложнее.  Холден  их  любит,  но  он  уже  не  считает  их  авторитетными,  он  не  хочет  расстраивать  маму,  но,  тем  не  менее,  не  хочет  ей  угодить.  Его  родители  заняты  в  своем  другом,  «взрослом»  мире,  им  не  хватает  времени  на  детей.  Об  этом  говорит  тот  факт,  что  Холдена  навещает  лишь  его  брат,  и  именно  он  отвезет  подростка  домой.

Также  следует  учитывать,  что  на  становление  личности  Холдена  в  огромной  степени  повлияла  смерть  от  лейкемии  его  младшего  обрата,  которого  герой  очень  любил.  Возможно,  автор  пытается  показать,  что  на  подростка  влияет  как  прошлое,  так  и  настоящее.  Его  взгляд  на  мир  и  окружающих  резко  изменился  после  той  трагической  потери.

Терминал  4.  BEHAVIOUR

В  подростковом  возрасте  меняется  и  поведение  молодых  людей.  Подростки  пытаются  вести  себя  по-взрослому,  но  в  то  же  время  требуют  снисхождения  и  поблажек  со  стороны  взрослых.  Им  тяжело  осознать  свое  положение  в  мире.

a)  Mature

·     I  look  older  than  I  am  [3,  с.  5].

·     I  have  grey  hair  [3,  с.  5].

·     I  ordered  Scotch  and  soda,  which  is  my  favourite  drink,  next  to  frozen  Daiquiris  [3,  с.  86].

·     I’m  quite  a  heavy  smoker  [3,  с.  7].

b)  Childish

·     I  act  quite  young  for  my  age  sometimes  [3,  с.  50].

·     I  can  be  quite  sarcastic  when  I’m  in  the  mood  [3,  с.  23].

·     I  was  pretty  sadistic  with  him  quite  often  [3,  с.  24].

·     All  I  need  is  an  audience.  I’m  exhibitionist  [3,  с.  25].

·     I  was  a  little  premature  [3,  с.  35].

Подростковый  возраст  —  это  период  перехода  из  детства  в  мир  взрослых.  Так  и  Холден  старается  вести  себя  по-взрослому,  ходит  по  клубам,  заказывает  алкоголь,  курит.  В  его  понимании  уже  наличие  седых  волос,  делает  его  взрослым.  Он  не  понимает,  что  раз  уж  хочешь  казаться  взрослым,  нужно  вести  себя  разумно  и  сдержанно.  В  то  же  время  он  находит  радость  в  ребячестве:  играет  в  снежки,  дразнит  друзей.  Он  как  ребенок  часто  грубит  и  насмехается  над  другими.  В  этом  возрасте  очень  распространена  жестокость  по  отношению  к  чужим  недостаткам,  которая  проявляется  и  у  Холдена.  Как  и  любому  подростку,  ему  нужна  компания,  зрители  его  поступков. 

Терминал  5.  OUTLOOK

В  этом  возрасте  меняется  отношение  к  людям  и  к  миру  в  целом.  Подростки  начинают  замечать  вещи  и  явления,  на  которые  они  раньше  не  обращали  внимания.  Они  начинают  понимать,  что  значит  взрослая  жизнь  и  взрослые  обязательства.

a)  Growing  up

·     Thousands  of  kids,  and  nobody’s  around  —  nobody  big,  I  mean  —  except  me.  And  I’m  standing  on  the  edge  of  some  crazy  cliff.  What  I  have  to  do,  I  have  to  catch  everybody  if  they  go  over  the  cliff  [3,  с.  174].

·     I  would  pretend  I  was  one  of  those  deaf-mutes.  That  way  I  wouldn’t  have  to  have  any  goddam  stupid  useless  conversations  with  anybody  [3,  с.  199].

·     There  wouldn’t  be  marvelous  places  to  go  after  I  went  to  college  and  all.  I’d  be  entirely  different  …  It  wouldn’t  be  the  same  at  all  [3,  с.  134].

b)  World  as  it  is

·     People  never  believe  you  [3,  с.  38].

·     In  New  York  money  really  talks  [3,  с.  70].

·     He  is  a  terrific  snob  and  he  won’t  hardly  even  talk  to  you  unless  you’re  a  big  shot  or  a  celebrity  or  something  [3,  с.  45].

·     You  take  somebody  that  cries  their  goddam  eyes  out  over  phony  stuff  in  the  movies,  and  nine  times  out  of  ten  they’re  mean  bastards  at  heart  [3,  с.  141].

В  данном  терминале  мы  рассматриваем  отношение  подростка  к  процессу  и  результату  взросления,  а  также  его  отношение  к  устройству  мира  в  целом.  Он  считает,  что  взросление  имеет  негативный  характер.  Он  думает,  что  после  окончания  университета  он  станет  взрослым,  и  ему  придется  делать  все  те  ненужные  и  противные  ему  вещи,  от  которых  сейчас  хочется  сбежать.  Он  хочет  спасти  всех  детей  от  взросления,  чтобы  они  сохранили  свою  простоту  и  оригинальность  мышления.  Он  хочет,  чтобы  весь  мир  оставил  его  в  покое.

Также  он  не  хочет  взрослеть,  так  как  мир,  который  есть  сейчас,  ему  не  нравится.  Он  убежден,  что  весь  мир  держится  на  деньгах.  Люди  погружены  в  себя,  ничего  не  замечая.  Он  считает,  что  как  только  человек  становится  популярным,  он  сразу  портится,  он  начинает  притворяться  и  уже  заботится  не  о  том,  что  он  делает,  а  о  том,  какое  впечатление  он  производит  на  своих  почитателей. 

Таким  образом,  фреймовый  анализ  способов  репрезентации  изучаемого  концепта  «teenager»  в  романе  Дж.  Сэлинджера  “The  Catcher  in  the  Rye”  позволяет  утверждать,  что  в  произведении  представлены  следующие  признаки  изучаемого  концепта:

а.   человек  в  возрасте  от  13  до  19  (в  романе  ему  17);

б.  стадия  между  детством  и  взрослостью,  когда  человек  превращается  из  зависимого  ребенка  в  молодого  взрослого,  который  может  самостоятельно  позаботиться  о  себе.

в.   отрицательное  отношение  к  образованию;

г.   проблемы  во  взаимоотношениях  с  родителями;

д.  поиск  независимости  от  родителей  и  окружающего  мира;

е.   негативный  взгляд  на  устройство  мира;

ж. противоречивые  эмоции.

Можно  сказать,  что  в  романе  описывается  среднестатистический  подросток.  Он  переживает  подростковый  кризис,  происходит  замена  старых  ценностей  на  новые.  Также  мы  можем  проследить  причины  такого  особенного  поведения  данного  подростка:  трагедия  в  семье,  недостаточное  внимание  со  стороны  родителей  (зарабатывают  деньги  в  ущерб  времени,  проведенному  с  детьми),  избалованность  подроста  материальным  достатком.

Мы  видим,  что  из-за  определенных  событий  в  жизни  сейчас  уже  практически  взрослый  человек  переживает  серьезный  подростковый  кризис,  страдает  от  непонимания  со  стороны  взрослых,  отказывается  принимать  их  точку  зрения.  Мы  наблюдаем  все  характерные  признаки  такого  кризиса:  противоречивые  эмоции,  агрессивность,  критическое  отношение  ко  всему  происходящему  в  мире  (всем  правят  деньги,  все  со  временем  портится),  снижение  значимости  образования  (нужно  только  для  хорошего  заработка).  Подростку  хочется,  чтобы  все  оставили  его  в  покое.  Он  не  хочет  взрослеть,  так  как  не  хочет  принимать  на  себя  все  те  обязательства,  которые  должны  выполнять  взрослые.  Он  наивно  относится  к  миру.  Также  мы  видим,  что  подростку  становятся  важнее  отношения  со  сверстниками  и  людьми  чуть  старше  его,  которые  через  все  это  прошли  совсем  недавно,  а  авторитет  остальных  взрослых  исчезает.

Таким  образом,  концепт  «teenager»,  представленный  в  романе,  объективируется  через  вербализацию  как  лексикографически  закрепленных  признаков  слова-репрезентанта  данной  ментальной  сущности,  так  и  ее  периферийных  признаков.  Соответственно,  можно  сделать  вывод,  что  в  романе  представлен  обычный  подросток  со  своими  обычными  проблемами,  с  которыми  каждый  взрослеющий  ребенок  сталкивается  на  этой  ступени  психологического  и  физического  развития.

 

Список  литературы:

  1. Болдырев  Н.Н.  Фреймовая  семантика  как  метод  когнитивного  анализа  языковых  единиц  [Текст]  /  Н.Н.  Болдырев  //  Проблемы  современной  филологии.  –  Мичуринск,  —  2000.  —  №  1.  —  С.  37—45.
  2. Минский,  М.  Фреймы  для  представления  знаний  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://royallib.com/read/minskiy_marvin/freymi_dlya_predstavleniya_znaniy.html#0  (Дата  обращения  13.03.2015).
  3. Сэлинджер  Д.  Над  пропастью  во  ржи:  книга  для  чтения  на  английском  языке  [Текст]  /  Д.  Сэлинджер.  СПб.:  Антология,  2005.  —  256  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.