Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова А.А. ПИКАССО — МАСТЕР ЭПАТАЖА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПИКАССО  —  МАСТЕР  ЭПАТАЖА

Иванова  Анастасия  Алексеевна

студент  1  курса,  кафедра  СКТ  АФ  СПбГУП,  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

Е-mailBaton4ik95@mail.ru

Николенко  Надежда  Николаевна

научный  руководитель,  магистр  искусствоведения,  старший  преподаватель  квфедры  СКТ,АФ  СПбГУП,  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

 

«Пикассо  пришел  в  этот  мир,  чтобы  хорошенько  встряхнуть  его,  вывернуть  наизнанку  и  снабдить  его  другими  глазами». 

Рафаэль  Альберти

 

Прошло  более  сорока  лет  со  дня  смерти  Пабло  Пикассо,  но  до  сих  пор  не  утихают  споры  вокруг  художественного  наследия  уникального  художника.  Дискуссионные  площадки  интернета  заполнены  диаметрально  противоположными  мнениями  как  профессионалов,  так  и  любителей  искусства.  Для  многих  их  них  вопрос  остается  открытым:  кем  же  являлся  великий  испанец  —  гением,  совершившим  революционный  переворот  в  изобразительном  искусстве  или  харизматичным  гипнотизером,  в  поле  влияния  которого  попали  миллионы  ценителей  живописи?  В  чем  секрет  притягательности  картин  Пикассо?  Почему  его  творения  так  популярны  и  дороги  по  сей  день?  Особенно  ожесточенные  споры  идут  по  поводу  художественной  ценности  картин,  написанных  в  стиле  кубизма.  Поклонники  творчества  Пикассо  считают  его  работы  непревзойденными  шедеврами,  противники  открыто  называют  кубистические  картины  откровенным  издевательством  над  зрителем,  людям,  далеким  от  искусства,  они  кажутся  похожими  на  детские  рисунки,  которые  способен  нарисовать  практически  каждый.  Кстати,  сам  художник  действительно  восхищался  рисунками  детей  и  считал  их  образцом  чистого  искусства,  свободного  от  строгих  рамок  правил  техники  и  жанра:  «В  их  возрасте  я  рисовал  как  Рафаэль,  но  мне  потребовалась  целая  жизнь,  чтобы  научиться  рисовать  как  они»  [3].  Мне  представляется,  что  секрет  притягательной  магии  творений  Пикассо  следует  искать  в  личности  самого  основателя  кубизма,  сильнейшая  энергетика  которого  присутствует  в  его  картинах.  Под  энергетикой  обычно  понимают  некий  дар  притягивать  к  себе  людей  и  оказывать  на  них  определенное  влияние.  У  Пикассо  способность  психологически  воздействовать  на  окружающих  была  феноменальной,  поэтому  она  не  могла  не  проявиться  в  его  картинах.  Неукротимый  характер,  взрывной  андалузский  темперамент,  неистовая  жажда  жизни,  творческая  смелость,  нестандартный  взгляд  на  окружающий  мир  и  абсолютная  уверенность  в  собственной  исключительности  создали  условия  для  появления  особенного  интереса  любителей  искусства  к  художнику  и  его  эксцентричному  творчеству.  Подобной  силы  эгоцентризм,  ощущение  избранности  требовали  признания  и  славы.  В  юности  художник  написал  на  одном  из  автопортретов  фразу  «Я-король»,  которая  впоследствии  стала  лозунгом  всей  его  будущей  жизни. 

Пикассо  одним  из  первых  нашел  наиболее  короткий  и  надежный  путь  к  славе  —  эпатаж.  Художник  понял,  что  в  эпатаже  скрыта  поразительная  энергия,  способная  изменить  очень  многое.  Именно  путем  эпатажа,  проторенным  Пикассо,  пойдет  множество  персонажей  творческого  бомонда,  в  том  числе  и  наши  звездные  современники.  Испанец  как  никто  другой  умел  удивлять  и  эпатировать.  Само  слово  «эпатаж»  происходит  от  французского  глагола  “épater”  —  ошеломлять,  приводить  в  сильнейшее  изумление.  Как  известно,  эпатаж  —  запланированное  демонстративное  нарушение  общепринятых  норм,  традиций  с  целью  привлечения  внимания  и  создания  возможности  выделиться  среди  остальных.  Эпатажная  информация  изумляет,  шокирует  и  надолго  остается  в  памяти.  Так  организована  человеческая  психика:  чем  необычней,  ярче  и  эксцентричней  выглядит  то  или  иное  явление,  тем  больший  интерес  оно  порождает  у  публики.  Кубизм  родился  благодаря  желанию  удивить,  обратить  всеобщее  внимание  на  себя  и  свои  творения.  Художник  искал  формы,  стиль,  отличные  от  образцов  традиционной  реалистичной  живописи.  Простым  сходством  удивить  кого-либо  было  уже  трудно.  К  тому  же  в  начале  ХХ-го  века  обычные  фотографии  стали  теснить  картины,  нарисованные  в  реалистическом  жанре.  Пикассо  одним  из  первых  понял,  что  после  изобретения  фотографии  художник  должен  искать  новые  приемы  и  техники  для  передачи  не  просто  информации-изображения,  а  чувства,  впечатления,  настроения,  и  это  важнее  фотографической  точности.  Помимо  Пикассо  поисками  новых  форм  в  живописи  занимались  и  другие  художники,  намеренно  искажая  отражаемую  реальность.  Но,  благодаря  особенностям  личности,  именно  у  Пикассо  хватило  смелости,  можно  сказать,  дерзости  шокировать  своими  творениями  даже  коллег  по  цеху.  Считается,  что  увлечение  африканской  скульптурой  подтолкнуло  художника  к  созданию  первой  картины  в  жанре  кубистической  живописи,  но  сам  Пикассо  утверждал,  что  он  тогда  еще  не  начал  интересоваться  африканским  искусством.  Скандально  известная  картина,  созданная  художником  в  1907  году  и  получившая  название  «Авиньонские  девицы»,  изменила  направление  развития  искусства,  создала  его  новое  понимание.  На  огромном  полотне  изображены  пять  угловатых  женщин  с  острыми  и  грубыми  формами  тел.  Две  из  них  особенно  агрессивно  смотрят  на  зрителя,  у  женщины  в  правом  верхнем  углу  нет  глаза.  Специально  избранный  Пикассо  большой  формат  картины  только  добавляет  зловещей  монументальности.  Фигура  в  нижнем  правом  углу  страшно  деформирована  —  ее  голова  вывернута  так,  словно  ей  свернули  шею.  Никто  никогда  не  создавал  ничего  похожего  на  столь  безумное  уродство.  Картина  выглядит  так,  будто  ее  изрезали  ножом:  резкие  изломанные  линии,  явная  асимметрия,  грубо  закрашенные  детали,  искаженные  пропорции,  изображения  фигур  разбиты  на  отдельные  фрагменты.  Возникает  ощущение,  что  Пикассо  создавал  ее  одним  творческим  порывом:  быстро,  обрывисто,  хаотично.  Но  исследователи  обнаружили  около  700  набросков  к  картине.  Это  означает,  что  «Авиньонские  девицы»  были  созданы  не  благодаря  творческому  вдохновению,  а  путем  сознательного  длительного  поиска  новой  формы  живописи,  способной  привлечь  максимальное  внимание  зрителей.  Известно,  что  реакция  на  картину  превзошла  все  ожидания  автора.  После  ее  демонстрации  в  парижском  бомонде  распространились  слухи,  что  Пикассо  сошел  с  ума.  Художник  Андре  Дерен  заявил,  что  Пикассо  остается  только  повеситься  над  «Авиньонскими  девицами».  Даже  близкий  друг,  художник  Брак,  так  прокомментировал  свое  впечатление:  «Твоя  живопись  —  все  равно,  что  питаться  паклей  и  парафином  вместо  нормальной  пищи»  [1].  Поэт  Илья  Эренбург,  побывав  на  выставке  картин  Пикассо  в  Париже,  стал  свидетелем  того,  как  на  улице  рядом  с  музеем  люди  настолько  эмоционально  обсуждали  увиденное,  что  полицейские  были  вынуждены  вмешаться  в  их  ожесточенные  споры.  Сам  художник,  казалось,  был  удивительно  рад  общественному  шуму  вокруг  своих  творений  и  отказывался  их  комментировать,  создавая  еще  большую  интригу.  Цель  была  достигнута:  публика  была  выведена  из  состояния  эмоционального  равновесия,  о  Пикассо  заговорил  весь  Париж.  Художник  еще  не  раз  заставит  зрителей  негодовать  и  возмущаться,  став  настоящим  виртуозом  в  искусстве  творческого  эпатажа.  Кубизм,  кубистические  трактовки  форм,  открытые  испанцем,  больше  никогда  не  уходили  полностью  из  его  творчества.

Секрет  картин  Пикассо  кроется  еще  и  в  неком  гипнотическом  воздействии  на  неискушенного  зрителя  ХХ-го  века,  воспитанном  на  академической  реалистичной  живописи.  Глядя  на  работы  художника,  зрителям  виделись  некие  загадки,  головоломные  ребусы,  тайные  смыслы,  зашифрованные  в  геометрических  формах.  На  подсознательном  уровне  разглядывание  геометрических  фигур  оказывает  вполне  определенное  влияние  на  восприятие  увиденного,  не  случайно  во  многих  религиях  геометрические  формы  имеют  священное  значение.  Например,  разглядывая  округлые,  плавные  линии  мы  успокаиваемся,  отдыхаем.  Рассматривание  изломанных  фигур  с  острыми  углами  и  разорванными  краями  вызывает  чувство  дисгармонии,  тревожности,  опасности,  внутреннего  протеста.  В  результате  психика  невольно  приходит  в  состояние  возбуждения  и  обеспечивает  соответствующую  эмоциональную  реакцию  на  рассматриваемый  объект.

Меценат  и  миллионер  Сергей  Щукин  приобрел  в  1908  году  картину  Пикассо  «Женщина  с  веером».  Его  впечатления  от  силы  эмоционально-психологического  воздействия  картины  очень  показательны:  «Когда  я  привез  картину  в  Москву,  то  долго  не  вешал  ее  на  стену.  Она  враждовала  со  всеми  и  вносила  резкий  диссонанс  во  все  собрание.  Прошел  приблизительно  месяц,  и  я  стал  сознавать,  что,  не  взглянув  на  картину,  чувствую  себя  за  обедом  не  по  себе,  мне  чего-то  не  хватало.  Тогда  я  начал  глядеть  на  нее  дольше,  у  меня  было  такое  ощущение,  точно  я  набрал  в  рот  куски  битого  стекла.  И  вот  в  один  день  я  ужаснулся.  Я  почувствовал  в  картине,  несмотря  на  то,  что  она  была  бессюжетная,  железный  стержень,  твердость,  силу...  Я  ужаснулся,  так  как  все  остальные  картины  моей  галереи  вдруг  стали  мне  казаться  без  стержня,  точно  сделанными  из  воды,  и,  что  самое  страшное,  мне  не  хотелось  больше  видеть  их,  они  стали  для  меня  неинтересны  и  бессмысленны.  Мне  стало  с  ними  скучно.  Я  купил  вторую  картину.  Я  уже  чувствовал,  что  не  могу  жить  без  него  [Пикассо].  Я  купил  еще...Он  овладел  мною  окончательно,  и  я  стал  покупать  картину  за  картиной...»  [4].  Так  за  четыре  года  Сергей  Щукин  купил  51  картину  Пикассо.  Раз  в  неделю  он  открывал  свою  галерею  для  столичной  аудитории  и  русские  художники,  пораженные  гипнотической  магией  кубизма,  один  за  другим  стали  использовать  революционные  формы  живописи  в  своем  творчестве.

Таким  образом,  благодаря  Пикассо,  эпатаж  и  стремление  удивить  использованием  необычных  форм,  приемов,  образов  сделались  фирменными  чертами  авангардистов  всех  направлений.  На  длительное  время  эпатаж  стал  практически  гарантированным  способом  получить  необходимое  внимание  и  стать  узнаваемым  среди  многочисленных  конкурентов.  Тщательно  продуманный  и  хорошо  спланированный  эпатаж  обязательно  повлечет  активную  реакцию.  Стиль  художника  породил  массу  подражателей  и  последователей.  Искусство  перестало  быть  механическим  копированием  реальных  объектов  и  явлений.  Наступило  время  идей,  а  не  точности  и  качества  воплощения.  Ключевой  задачей  становится  действенность  искусства  —  оно  должно  изумить,  потрясти,  вывести  из  равновесия.  Возможно,  в  процессе  развития  искусства  художники  так  или  иначе  пришли  бы  к  новым  формам  и  техникам  изображения,  но  процесс  этот  был  бы  более  плавным  и  постепенным.  Пикассо  же  осуществил  его  радикально,  вызвав  большой  общественный  резонанс  и  этим  обессмертив  свое  имя.  Вот  он,  психологический  парадокс  эпатажа:  чем  больше  противники  художника  возмущаются  ситуацией  вокруг  возвеличивания  его  творчества,  тем  дороже  продаются  его  картины.  Пикассо,  знаменитый  своим  бешеным  нравом,  скандальными  поступками,  непомерными  амбициями,  вереницей  бесконечных  романов,  страстью  к  роскошной  жизни,  стремлением  быть  в  центре  общественного  внимания  в  настоящее  время  являлся  бы  идеальной  личностью  для  общества  современных  медийных  персон,  так  любящих  и  активно  использующих  эпатаж.

 

Список  литературы:

  1. Дмитриева  Н.А.  Пикассо.  Москва,  1971  г.  —  125  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.picasso-pablo.ru/library/dmitrieva-picasso5.html  (дата  обращения:  09.02.2015).
  2. Пикассо  и  окрестности.  Сборник  статей.  М.:  Прогресс-Традиция,  2006.  —  296  с.
  3. Романова  Инна.  Бросивший  вызов  самому  себе//Завтра.  —  2010.  —  №  9.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://zavtra.ru/content/view/2010-03-0372/  (дата  обращения:  08.02.2015).
  4. Семенова  Н.Ю.  Московские  коллекционеры:  С.И.  Щукин,  И.А.  Морозов,  И.С.  Остроухов:  Три  судьбы,  три  истории  увлечений  /  Наталия  Семенова.  М.:  Молодая  гвардия,  2010.  —  403  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.tphv-history.ru/books/moskovskie-kollektsyonery.html  (дата  обращения:  09.02.2015).
  5. Стасинопулос-Хаффингтон,  Арианна.  Пикассо.  Творец  и  разрушитель.  [пер.  с  англ.  Светланы  Кузнецовой].  М.:  Rosebud  Publishing,  2014.  —  558  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.