Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АРХАИЧНЫЕ МОТИВЫ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА КАК ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ РОСПИСИ ПО ТКАНИ
Качаева Евгения Михайловна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан
Возникновение тканей уходит своими корнями в глубокую древность, это известно из раскопок и многочисленных письменных источников. Еще в древние времена человек умел выращивать растения, перерабатывать волокна, а так же создавать текстильные материалы и изделия.
Человек использовал текстиль для одежды и украшения своего жилья и одновременно с возникновением текстильных изделий появились способы окрашивания тканей и их украшения различными способами — ткани отбеливали, лощили, плиссировали, красили, вышивали бусинами, нитями, золотом [1, c. 74].
Для окраски тканей использовались в основном природные растительные красители, например трава марена давала яркий красный цвет, насыщенный синий цвет индиго получали из листьев тропического кустарника индигоноски красильной. В древности также появились различные способы окрашивания и декорирования текстиля и использовались смолы для резервирования рисунка.
В современное время художественный текстиль массово создается фабричным способом, но, тем не менее, ручная роспись по ткани сохранилась и остается актуальной, по сей день, так как дает возможность создавать авторские произведения в единичном экземпляре, что имеет особую ценность и дает возможность творческого самовыражения.
Мотивом декорирования ткани может послужить любое явление природы, сама природа, исторические события, настроение и эмоции автора, желание показать свое видение какой-то проблемы. Например, таким мотивом может служит архаическое наследие Шарыповского района, и желание чествовать родной район, богатый как природными красотами и ресурсами, так и богатым историческим прошлым.
Элементы архаики в декоре изделий окружающих быт современного человека явление довольно широко распространенное. Каждый человек ежедневно использует множество искусственно созданных вещей окружающих его быт: разные виды одежды, постельное белье, занавески для окон, мебель, посуда, ковры, электроприборы, транспортные средства и пр. И каждый современный человек при выборе вещей обращает внимание на стайлинг изделий, то есть на их эстетически оформленный внешний вид.
Декор изделий, начинается с идеи ее композиционного решения, подбора цветовой гаммы, формы изделия. Мотивы композиций отражают разные представления художника об окружающем мире, для одних источником вдохновения служит повседневный быт, исторические и социально-политические события, для других бесконечный источник вдохновения природа со всеми ее проявлениями, все это составляет круг интересов современного художника
В современном творчестве мастеров сохраняется преемственность поколений, так как изучаются и переосмысливаются старые техники и технологии, на основе представлений о мире древних мастеров и мастеров средних веков рождаются новые сюжеты и технологии.
В наше время появилось такое понятие как дизайн. Это вид проектной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления и формирования объектов [2, с. 10]. Дизайнерским правильно называть метод оформления различных изделий, заключающийся в нахождении наиболее рациональной, удобной, отвечающей данной функции, формы.
Одним из направлений в современном дизайне является обращение к искусству прошлых веков, это перенос архаических мотивов на окружающие предметы — это старинные орнаменты, древние фрески, символы и знаки, народные традиции, фольклор и стилевые особенности различных промыслов прошлого, что позволяет современному художнику-мастеру-дизайнеру сохранять память поколений и на их основе творчески переосмысливать богатое наследие прошлого (Рис. 1).
Рисунок 1. Архаические мотивы росписи на кувшинах
Мастера, создающие высокохудожественные изделия во всех областях народного хозяйства в настоящее время называются дизайнерами. Хотя по сути это те же прикладники, только менее строго соблюдающие определенные каноны, установленные в декоративно- прикладном искусстве, использующие более современные материалы, инструменты и полуфабрикаты, ускоряющие и упрощающие и одновременно усложняющие творческий процесс.
В современном мире мы можем встретить автомобиль, расписанный под «Хохлому», сотовый телефон с мезенской росписью, платье, сшитое под «дымковскую игрушку», посуду с эмблематикой прошлых веков и т. д.
Символика прошлых веков активно используется в современных декоративных мотивах, символическое значение которых в какой-то степени утрачено, однако сохранилась и прочно вошла в нашу жизнь традиция украшать все окружающие человека предметы [8, с. 110].
Окружающую человека предметную среду в прошлые века украшали изображения коней, оленей, птиц, хищных животных, рыб, цветов, человека и пр. Изображения имели определенное значение, которое трактовалось по-разному у разных народов в разные эпохи. Символичным было все, форма, цвет, расположение в пространстве. Если в первобытные времена наскальные изображения оленей были призваны помогать в удачной охоте, то в древние времена изображения тех же оленей использовались для вызывания дождя, который они извлекают, касаясь неба рогами. В современной же символике олень символ гармонии и красоты, отражающий богатство местной фауны [3, с. 36].
Столь же актуальны изображения всевозможных солярных знаков, практически у каждого народа есть изображение «солнышко» — и для всех это символ жизни. Часто встречаются стилизованные растительные и анималистические мотивы орнаментов, изображаемые каждым народом в своей неповторимой стилистике. Так же часто включаются в декоре мифологические и бытовые сюжеты, характерные для каждой местности, широко используется местный фольклор. Каждая область, регион, район, страна уделяют особое внимание, богатству родной земли стараясь увековечить артефакты прошлого в эмблемах, логинах, массовой печатной и сувенирной продукции и пр.
Это распространенное явление нашей эпохи связанное с техническим прогрессом, позволяющим человеку быстро и легко перемещаться в пространстве на большие расстояния и желанием каждого привезти памятную частичку истории, отражающую национальное богатство посещенной земли. И поэтому в этой области мастера прилагают так много усилий в проведении творческих опытов и исследований, позволяющих пропагандировать и прославлять свою землю.
Основой для декоративного осмысления в данной работе служит историко-археологический материал Шарыповского района Красноярского края.
Шарыповский район по праву считается жемчужиной Красноярского края, это уникальный уголок поистине музей под открытым небом. Красоту района обрамляет сеть озер и рек, которых насчитывают более 600, большинство из них сохраняют первозданную красоту и притягивают множество туристов. Район имеет богатую историю, и время, в которое древнее человечество расселялось на территории Сибири, принято называть эпохой палеолита.
Его начало теряется в глубине тысячелетий, 10—15 тысяч лет тому назад на всем пространстве от Урала до Приморья и от Северной Якутии до Монголии жили полубродячие охотничьи племена. В Шарыповском районе известна такая стоянка «Березовый ручей», обнаруженная на крутом берегу реки Береш в 1981 году. Находки на стоянке подтверждают охотничий характер деятельности древних людей населявших данную территорию.
В последующие тысячелетия произошли значительные изменения в жизнедеятельности первобытных племен Сибири, свидетельства этому имеются среди археологического материала, обнаруженного в Шарыповском районе. Появились микролиты − высшее достижение при обработке камня. Они были найдены на нескольких памятниках в Шарыповском районе. Среди них можно назвать «Развилку II», «Берешенское III», «Усть-ПарнаяII», «Ручей Симаков».
Самый надежный способ определения время существования древнего поселения — керамические черепки. Специалистам известно, что в неолите появилась первая глиняная посуда. В связи с этим керамика становится наиболее верным датирующим материалом. По характеру лепки, составу теста и самое главное, по орнаменту она сильно отличалась в разное время у разных племен.
При раскопках поселения Ашпыл археологом С.Б. Гультовым (1984) среди прочей керамики были найдены фрагменты сосудов с прямым, слегка отогнутым наружу венчиком, орнаментированных гладкой качалкой с очень не глубоким рельефом. Сосуды подобного типа характерны для керамики IV слоя многослойной стоянки Казачка на р. Кан, датируемого III тысячелетием до н. э. [4, с. 3].
В 1984 году на Ашпыле и в 1990 году в Ораках археологом С.Б. Гультовым при раскопках была зафиксирована керамика, которую автор определил как «карасевскую», а вторую как «афанасьевскую». В Южной Сибири известно всего 2—3 афанасьевских поселений.
Афанасьевские племена сменили окуневские. Наиболее значительными памятниками окуневского времени являются их произведения искусства: каменные изваяния, петроглифы, костяные и резные фигурки, орнаментика сосудов. В Шарыповском районе на горах Кедровая и Каратаг находятся наскальные рисунки окуневской культуры. (Рис. 2, 3, 4).
Рисунок 2—3. Наскальные изображения на горе Кедровой Шарыповского района
Рисунок.4 Фрагменты наскальных изображений на горе Кедровая Шарыповского района
Самые первые сведения о наличии материалов бронзового века, относящихся к самусьско-окуневскому округу культур в Шарыповском районе, были получены в 1975 году (раскопки двух погребальных сооружений могильника «Парная» Д.Г. Савинов). Далее были находки этой культуры были найдены Г.Н. Курочкиным в 1980 г., 1983 г. (стоянка «Кадат4»). В 1982 г. и 1986 г. находки Э.Б. Вадецкой и С.Б. Гультова в урочище Синючиха близ аэропорта, на берегах реки Темра, на озере Согринском.
Окуневскую культуру сменила андроновская культура. В Шарыповском районе погребальные памятники этой культуры раскапывались в нескольких местах (Ораки, Инголь, Ашпыл, Кошколь, Сартачуль). Керамика, характерная для андроновской культуры, богато орнаментирована тонкими горизонтальными желобками, оттисками зубчатого штампа в различных сочетаниях: елочек, косых и прямых треугольников, зигзагов, меандров. Такая керамика найдена в Темре, Гляден, Согре, Ашпыл и др.
Завершает бронзовый век в Южной Сибири яркая и самобытная карасукская культура, резко отличающаяся от предшественников по керамике, богатству бронзового погребального инвентаря. Керамика с орнаментом в виде пояска из черточек, сетки штрихов, горизонтальных прочерченных полосок, свисающих треугольных фестонов встречается очень часто. В Шарыповском районе такие артефакты обнаружены на поселениях в Ашпыле, Береше, Большом озере, Колбе, Косых Ложках, Согре, Усть-Парной, Холмогорах, Шарыпово [4, с. 8].
В переходный период от бронзовой эпохи к железной в Шарыповском районе в поселениях «Меловый лог» и «Согринское» обнаружена керамика молчановской культуры, для которой характерны крестовый штамп и дугообразный профиль венчика.
Эпоху железа в Шарыповском районе представляет Тагарская культура (рис. 5). Исследование тагарских курганов в районе Сибирская экспедиция посвятила почти 20 лет. Наиболее крупными раскопками были работы в устье ручья Березовского, на озере Ашпыл, в урочище Сопки, на озере Кашколь. Получен огромный научный материал, представленный многочисленными бронзовыми, нередко высокохудожественными, украшенными фигурками животных предметами. Тагарские племена на территории Шарыповского района сохранялись длительное время вплоть до средины I тысячелетия н. э.
Тагарцев сменили таштыкцы, в Шарыповском районе памятники данной культуры обнаружены близ села Ораки и у деревни Косонголь. Особенность украшения керамики, связанной с этим временем использование «полулунного узора» или «подковообразного рисунка».
Рисунок 5. Находки из кургана тагарской культуры в г. Шарыпово
Большинство специалистов определили наличие проживания на территории Шарыповского района племен кулайской культуры, у них хорошо была развита железная и бронзовая металлургия, в поселениях Усть-Парная, Косые Ложки, Шушенская и др. найдены предметы быта с характерными орнаментами в виде «уточки».
О раннем средневековье сведений в Шарыповском районе немного, тем не менее в районе поселений Усть-Парной, Холмогорского обнаружена керамика с пальцевым защипом, определяемая всеми специалистами как «раннесредневековая.
Орнаментированная керамика, которую можно отнести в широком временном диапазоне к тюркоязычным племенам, была собрана на поселениях «Шарыпово», «Темра», «Темра-Железнодорожный мост», «Ораки», «Большое Озеро- Колба», «Холмогорское», «Усть-Парная», «Шушенское», «Поперечка-Береш». По керамике и форме наконечников ученые говорят о присутствии на территории Шарыповского района представителей культуры чаатас (VI—IX вв.), сменившей тюхтятскую культуру (IX—Xвв.) [5, с. 11].
Кроме археологического богатства, Шарыповский район богат легендами и сказаниями, связанными с топонимами, которые сами по себе тоже несут много интересной информации и требуют отдельного рассмотрения [7].
Это богатое археологическое наследие может служить творческим источником для проектирования текстильных изделий, в том числе панно в технике росписи по ткани.
Из исследования по теме выяснено, что ручная роспись ткани появилась практически с момента изобретения способов изготовления тканей. Разнообразные техники росписи материи были известны еще в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах, Индокитае и др. На Руси же были известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, получивших название печатных рисунков с древних времен в Х в. В последние годы батик и выборочное окрашивание обрели популярность в Европе и Америке. На Дальнем Востоке батик используется главным образом для производства одежды, а в современной России роспись ткани получила развитие в основном в качестве формы искусства.
В наше время ручная роспись ткани один из самых популярных видов декорирования ткани, легко позволяющая творчески реализовать авторские идеи, создать интерьерные изюминки своими руками, а также собственный стиль в одежде.
В качестве примера рассмотрим разработанные нами два изделия в технике росписи по ткани с использованием архаичных мотивов (рис. 6).
Первое — шарф из плотной полушерстяной ткани в технике батик. В нем были использованы изображения сосудов, на которых были сделаны способом набивки орнаменты по архаическим мотивам афанасьевской, окуневской, карасукской, тагарской культур, обнаруженных на территориях Шарыповского района. Второе изделие — парео с архаическими мотивами земли Шарыповской. В нем использованы для изображения наскальные рисунки с горы Кедровой и горы Каратаг. В композиции изображены бегущие олени на фоне гор, со стилизованными деревьями. Для образца выбрана ткань светло-коричневого цвета, подчеркивающая древнюю тематику и цвет скал, в парео использованы для нанесения контуров изображений специальные фломастеры для ткани, для создания фона применена узелковая технология окраски ткани, для создания спецэффектов по всему полотну применен способ аэрографии, силуэты оленей окрашены маленькой мягкой кистью.
Рисунок 6. Фрагменты изделий в технике батик с использованием архаичных мотивов
Технология изготовления изделия в технике росписи по ткани интересна и раскрывает широкие возможности для творческого самовыражения. Она позволяет при малых затратах создавать продукцию, способствующую рекламированию артефактов Шарыповского района в рамках развивающегося туризма.
Список литературы:
1.Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. М.: «Народное образование», 2005. — 176 с.
2.Алио Джулиана, Блази Клаудиа, Череза Даниэла и др. Декаративно-прикладное творчество М.: «АРТ-Родник», 2010. — 382 с.
3.Гильман Р.А. Художественная роспись ткани. М.: «Владос», 2008. — 159 с.
4.Красниенко С.В., Субботин А.В. Тропой тысячелетий. Шарыпово, 2000. — 14 с.
5.Комисаренко А.Н., Шамнэ В.В., Князьков Е.М. и др. Край голубых озер. Шарыпово, 2013. — 25 с.
6.Комисаренко А.Н., От Парной до Карабезека. Шапрыпово, 2002. — 44 с.
7.Семенов В.А., Килуновская М.Е., Красниенко С.В. и др. Петроглифы Каратага и горы Кедровой. СПб.: «Российская академия наук», 2000. — 90 с.
8.Символы, знаки./ Под редакцией Аксеновой М. М.: Издательский дом «Аванта+», 2006. — 183 с.
дипломов
Оставить комментарий