Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АНТИТЕЗА КАК СРЕДСТВО ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РАССКАЗЕ А. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»
Лунев Устин Дмитриевич
студент 1 курса института экономики и управления Магнитогорского государственного технического университета, РФ, г. Магнитогорск
Гнедых Валентина Николаевна,
научный руководитель, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Магнитогорского государственного технического университета, РФ, г. Магнитогорск
Андрей Платонов — выдающийся русский писатель. В своих произведениях он рассказывает о жизни «низовых» людей особым языком, «трудным соединением обобщающего, умозрительного и простого, конкретного...» [1].
А. Дырдин в статье «Молчание и речь у Андрея Платонова» пишет: «В его произведениях преодолевается разрыв между безмолвием и звучанием мира. Своим парадоксальным языком и способом выражения идеи он устанавливает особые отношения между мышлением и временем. Язык Платонова, внешне неясный, вызывающий своей безусловной независимостью от норм и правил различные истолкования, в содержательных моментах близок глубинным интуициям русской духовной мысли. В ней угадывается полнота первичного Слова [4].
Авторский голос А. Платонова — это не изящный голос, привлекающий своей красотой и оригинальностью, а простой человеческий голос. В одной из записных книжек А. Платонова (8-ая книжка, 1931—1932 гг.) есть тaкие слoва: «Искусство должно умереть — в том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенное, человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нём есть особый, сущий энтузиазм жизни».
Начало XX-го века — переходное время, время революции и войны, время восстановления и строительства, время контраста, когда происходили глобальные по своей исторической значимости для судеб человечества события. Это годы, когда формировался человек и писатель Андрей Платонов. Герои его произведений — одинокие, неустроенные и сирые люди. Объектом его пристального внимания являются душа, страдание, печаль, радость, горе — вся гамма человеческих чувствований, малейшие движения сердца. Произведения А. Платонова — гуманистические, они направлены на преумножение добра на земле. В них писатель сумел с необычайной художественной силой описать судьбы, раскрыть характеры обыкновенных людей, живущих в трудные времена.
Язык А. Платонова тесно переплетён с бытыем. Бытие простого русского народа описано в рассказе «Юшка». В этом небольшом рассказе автор затрагивает прoблемы добра и зла, любви и ненависти, духoвности и мoрального уродства.
Язык писателя определяется многими, разными приемами. Анализируя язык А. Платонова в рассказе «Юшка», находим, что основным художественным приёмом в этом рассказе является антитеза. Антитеза — (от древнегреч. аnti — против, то есть «противоположение», противоположность и thesa — положение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений [5].
Антитеза является одной из наиболее распространённых стилистических фигур. Ее можно найти в народном поэтическом творчестве (пословицы: друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит; умная ложь лучше глупой правды; ученье — свет, а неученье — тьма), в поэтических произведениях (Н.А. Некрасов: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная…»; А.С. Грибоедов: «Дома новы, а предрассудки стары»); А.Н. Майков: «Чем ночь темней, тем ярче звезды») и др., в прозаических (А.С. Пушкин: «Капитанская дочка» — Савельич и Пугачев, Гринев и Швабрин), М.Ю. Лермонтов: «…в одно прекрасное утро я умру (Вернер), …в один прегадкий вечер имел несчастие родиться (Печорин)», И.С. Тургенев: «Отцы и дети (Базаров и Аркадий, Базаров и П.П. Кирсанов)», Л.Н. Толстой: «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сами названия произведений и есть антитеза), М. Горький: «Старуха Изергиль» — Данко и Ларра) и др.
В рассказе А. Платонова «Юшка» антитезу находим и в лексике, и в поведении героев, и в их описании.
Антитеза в лексике:
… Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду.
— Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь. — Зачем ты живёшь?
Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.
… в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал…
— … Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя…
—… все люди, старые и малые, весь народ…
Антитеза в поведении героев и в их описании:
Народ и дети:
… Тогда бы они отбежали от него, и в испуге, и в радости снова бы дразнили его издали…
… на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь — народ тебя любит!...
— Сердце-то у них слепое, да глаза у них зрячие!
— … Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчёту.
—… живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай!
— От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала …
Юшка:
… подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшими. Но живые птицы пели в небе…
Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более болезни и шёл весело дальше, как здоровый человек.
Антитеза помогает Платонову противопоставить Юшку другим людям (народу) и даже детям. Это два несопоставимых полюса, два контрастно выраженных понятия — добро и зло. Платонов слабость и доброту Юшки противопоставляет агрессии, злобе, жестокости, безнравственности людей, которые живут в одном городе с ним, ходят по тем же улицам, испытывают похожие трудности. Юшка — бедный юродивый, страдающий от чахотки. Он маленького роста, худoй, cо cморщенным лицoм и глазами, как у слeпца, в которых всегда стоит влага, «как неостывающие слезы». Ему всего сорoк лет, но окружающим он кaжется глубоким стариком. Нeизлечимая бoлезнь — чахотка — состарила его раньше времени. Чёрствые, бездушные и жeстокие люди oкружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, закидывают камнями, бьют, унижают.
По Платонову, начала добра и зла в человеке неразделимы, неотторжимы и неуничтожимы. Естественное стремление к радoсти и наслаждению регулируется сознанием (или чувством, предчувствием) того, что радость эта может быть сопряжeна с горем для другого человека и в этом плане увеличением зла.
Но А. Платонов верит в людей, в добро. Не случайно в конце рассказа в городок, где от руки «весёлого прохожего» погибает «божье чучело», «юрод негодный», безобидный Юшка, приезжает девушка с мягким чистым лицом, с грустными серыми глазами, сирота, которую Ефим Дмитриевич (Юшка) «поместил … в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом» [6]. Каждый год Юшка навещал сироту, приносил ей деньги на жизнь и учёбу. Девушка закончила университет, стала врачом и приехала к Юшке, чтобы «лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». В этой девушке, как и в Юшке, есть «особый, сущий энтузиазм жизни». Он-то и помогает ей «работать в больнице для чахоточных, лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших» [6]. Доброта девушки является продолжением доброты Юшки.
Подводя итог, скажем, что А. Платонов создал свой простой, обыкновенный и в то же время яркий и совершенно неповторимый язык, в котором антитеза играет очень важную роль. Антитеза помогает автору в достижении цели, помогает раскрывать противоречивую сущность происходящего, воспевать победу любви и добра над злом.
Список литературы:
- Бочаров С.Г. О художественных мирах. Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М.: «Советская Россия», 1985.
- Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Современник, 1982.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис Пресс, 2001.
- Дырдин А.: Молчание и речь у Андрея Платонова. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://platonov.lib.ru/AP/dyrdin2.html
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
- Платонов А. Величие простых сердец. Московский рабочий, 1976.
- Чалмаев В. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. М.: Советский писатель, 1989.
дипломов
Оставить комментарий