Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шевченко М.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСОБЕННОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ  МЕТОДОВ  В  ФОРМИРОВАНИИ  НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Шевченко  Мария  Вадимовна

студент  3  курса,  кафедра  дошкольного  и  специального  (дефектологического)  образования  НИУ  «БелГУ»,  РФ,  г.  Белгород

E-mailshevchenko-mary2012@yandex.ru

Галимская  Ольга  Генриховна

научный  руководитель,  преподаватель  НИУ  «БелГУ»,  РФ,  г.  Белгород

 

Нравственное  воспитание  дошкольников  в  условиях  современного  дошкольного  образовательного  учреждения  является  важной  задачей  воспитания.  В  настоящее  время  педагоги  наблюдают  тенденцию  к  увеличению  детской  эгоистичности,  жестокости,  агрессивности,  лености,  лживости,  эмоциональной  глухоты,  грубости.  К  сожалению,  все  чаще  можно  встретить  насилие  и  жестокость,  в  связи  с  этим  проблема  нравственного  воспитания  приобретает  особую  значимость.

Анализируя  результаты  исследований  доктора  психологических  наук  Н.В.  Мельниковой,  посвященных  проблемам  нравственного  развития  детей  дошкольного  возраста  о  степени  сформированности  нравственных  представлений  (честность,  доброта,  ответственность,  дисциплинированность  и  др.),  показывают,  что  39  %  детей  имеют  полное  и  четкое  представление  о  нравственном  качестве,  19  %  правильное,  но  недостаточно  четкое  и  полное  представление  о  нравственном  качестве,  42  %  имеют  неправильное  представление  о  нравственных  качествах  [4].

На  сегодняшний  день  подбор  и  эффективное  применение  разнообразных  методов  формирования  нравственных  представлений  и  моральных  качеств  личности  является  одной  из  первостепенных  задач  для  педагогов  детских  садов.

Также  следует  отметить,  что  проблема  становления  нравственности  дошкольников  включает  в  себя  ряд  специфических  черт,  вследствие  которых  возникает  трудность  ее  дифференцировки  и  выделения  в  отдельный  раздел.  В  связи  с  этим  процесс  нравственного  воспитания  представляет  собой  организацию  ребенка  на  разрешение  конфликтов  и  преодоление  проблем,  а  это  в  свою  очередь  должно  найти  отражение  во  всех  видах  детской  деятельности  в  течение  всей  повседневной  жизни.

По  мнению  И.Ф.  Харламова  нравственность  —  составная  часть  интегрированного  подхода  к  воспитанию  личности  «Формирование  нравственности  является  переводом  моральных  норм,  требований  и  правил  в  знания,  навыки  и  привычки  поведения  личности  и  их  неукоснительное  соблюдение».  Нравственность  образована  от  слова  «нравы».  В  переводе  с  латинского,  нравы  —  морас  —  мораль  [6,  с.  97].

Нравственное  воспитание  —  это  целенаправленный  процесс  приобщения  детей  к  моральным  ценностям  общества  [2,  с.  103].

В  дошкольном  возрасте  происходит  формирование  нравственных  представлений  о  труде  людей  и  его  значении  в  воспитании  коллективизма,  о  явлениях  общественной  жизни,  патриотизме,  об  уважительном  отношении  к  взрослым,  правильном  поведении  в  обществе  сверстников  (почему  надо  делиться  игрушками,  как  заботиться  о  младших  и  договариваться  друг  с  другом  в  различных  вопросах)  [1,  с.  45].

Сформированность  нравственных  представлений  служит  основой  развития  мотивов  поведения,  побуждающих  дошкольников  к  различным  поступкам  в  жизни.

Во  все  времена  вопросы  нравственного  воспитания  детей  имели  особую  значимость  и  никогда  не  утратят  свою  ценность.

Первый  греческий  философ  и  педагог  Платон  (427—347  гг.  до  н.  э.)  утверждал,  что  приближение  к  высшей  идее  блага  может  осуществляться  в  первую  очередь  посредством  воспитания,  в  том  числе  и  нравственного,  которому  он  придавал  важнейшее  значение.

Крупнейший  философ  и  ученый  Древней  Греции  Аристотель,  в  области  нравственного  воспитания  выдвигал  деятельное,  волевое  начало,  особую  роль  придавал  упражнениям  в  нравственных  поступках  и  навыках  [3].

Свое  дальнейшее  развитие  проблемы  нравственного  воспитания  отразилось  в  работах  Я.А.  Коменского,  Д.  Локка,  Р.  Оуэна,  И.Г.  Песталоцци,  Ж.Ж.  Руссо  и  других  ученых.

Гениальный  русский  писатель  и  педагог  Л.Н.  Толстой  давал  высокую  оценку  нравственному  воспитанию.  Он  считал,  что  самая  важная  наука,  которую  должен  знать  человек,  это  наука  о  том,  как  жить,  делая  как  можно  больше  добра  и  как  можно  меньше  зла.

Современные  педагоги  и  психологи  большое  внимание  уделяют  вопросам  нравственного  воспитания.  В  исследованиях  М.А.  Бесовой,  О.С.  Богдановой,  Л.Р.  Болотиной,  В.В.  Поповой,  Л.И.  Романовой  рациональность  нравственного  воспитания  во  многом  зависит  от  правильной  организации  деятельности  детей  в  коллективе  и  эффективного  ее  сочетания  с  методами  убеждения,  накопления  положительного  нравственного  опыта.  Исследователи  подчеркивают  важность  развития  нравственных  отношений  и  воспитания  нравственных  чувств  детей.

Выдающиеся  педагоги  (Л.И.  Божович,  Л.С.  Выготский,  А.В.  Запорожец,  Я.З.  Неверович,  Д.Б.  Эльконин  и  др.)  считали  дошкольный  возраст  периодом  зарождения  и  формирования  морали,  норм  нравственности  и  этических  инстанций.

Нравственное  развитие  детей  дошкольного  возраста  включает  в  себя  три  взаимосвязанные  сферы.  В  когнитивной  сфере  (сфере  нравственных  представлений,  знаний  и  суждений),  ребенок  овладевает  различными  сторонами  общественного  морального  сознания,  и  в  первую  очередь  критериями  моральной  оценки,  осознанием  моральных  требований.  Дети  учатся  самостоятельно  соблюдать  нормы  морали,  даже  если  ее  нарушение  связано  с  личной  выгодой  и  ребенок  уверен  в  безнаказанности  [5,  с.  304].

У  старших  дошкольников  возрастает  уровень  нравственной  воспитанности,  а  также  расширяются  возможности  нравственного  воспитания.  Большое  значение  в  процессе  нравственного  воспитания  имеет  накопление  знаний  о  нормах  и  правилах  морали.

С  одной  стороны,  накопление  знаний  и  расширение  нравственного  опыта  приводит  к  дальнейшему  углублению  и  разграничению  нравственных  представлений  детей  старшего  дошкольного  возраста,  а  с  другой  стороны  к  обобщенности,  которая  приближает  их  к  элементарным  понятиям  о  нравственности  и  морали  (о  дружбе,  взаимопомощи,  вежливости  и  др.).  Сфера  нравственных  представлений  включает  в  себя  знания  о  нормах  и  правилах  поведения  в  социуме,  о  моральных  качествах  человека,  имеющих  особую  ценность  (о  честности,  справедливости,  ответственности,  доброжелательности,  скромности).  В  ходе  освоения  нравственных  представлений  дошкольник  наиболее  полно  осмысляет  содержание  поступков,  получает  возможность  понять  необходимость  выполнения  норм  и  требований,  что  помогает  сформировать  нравственные  оценки  и  мотивы  поведения.

Итак,  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  складываются  следующие  нравственные  представления:  собственные  моральные  суждения  и  оценки,  первоначальное  понимание  общественного  смысла  нравственной  нормы,  увеличивается  действенность  нравственных  представлений  и  социальная  нравственность,  т.  е.  поведение  ребенка  начинает  опосредоваться  нравственной  нормой.

Воспитание  нравственности  наиболее  эффективно  осуществляется  только  в  рамках  целостного  педагогического  процесса,  который  соответствует  нормам  морали,  организации  жизни  воспитанника  с  учетом  возраста  и  индивидуальных  особенностей.  В  результате  целостного  педагогического  процесса  происходит  формирование  нравственно  зрелой  личности  во  взаимосвязи  ее  сознания,  нравственной  совести,  чувств,  силы  воли,  навыков  и  привычек  [2,  с.  106].

Немаловажно,  чтобы  весь  режим  дошкольного  образовательного  учреждения,  повседневная  жизнь  детей  была  наполнена  общением  и  разнообразной  содержательной  деятельностью,  что  в  свою  очередь  способствует  развитию  духовного  мира  детей.  При  решении  данной  задачи,  воспитатель  создает  благоприятную  основу  для  формирования  нравственных  качеств  личности  и  положительных  черт  характера.

В  ходе  общения  с  взрослыми  у  ребенка  развивается  эмоциональное  и  рассудочное  отношение  к  нравственным  нормам  и  их  выполнению.

Огромное  значение  на  формирование  нравственных  представлений  оказывают  методы,  используемые  в  работе  педагога.  Рассмотрение  разных  методов  нравственного  воспитания  дают  возможность  наиболее  четко  определить  способы  достижения  поставленной  цели,  то  есть  способы  формирования  нравственных  представлений.

Методы  нравственного  воспитания  детей  дошкольного  возраста  применяются  взаимосвязано,  в  комплексе,  а  не  изолированно  друг  от  друга.  Возраст  детей  и  главная  воспитательная  задача  служат  основаниями  для  подбора  методов,  используемых  комплексно  (К  примеру:  объяснение  +  упражнения  +  поощрение  и  т.  п.).

С  целью  формирования  нравственных  представлений  в  работу  с  детьми  можно  включить  проведение  бесед,  игр,  чтение  художественной  литературы  и  рисования.

Эффективным  методом  уточнения  систематизации  нравственных  представлений  старших  дошкольников  является  этическая  беседа,  ее  следует  проводить  5—7  раз  в  год,  т.  е.  один  раз  в  течение  полутора-двух  месяцев.

Для  формирования  воспитания  культуры  поведения  можно  порекомендовать  использование  цикла  этических  бесед:  «Поведение  за  столом»,  «Игра  в  гости»,  «Прощание  перед  сном»,  «Утреннее  приветствие»,  «Вежливая  просьба».  Данные  беседы  сформируют  представления  детей  об  этикете,  умение  вежливо  выражать  свою  просьбу,  научат  говорить  культурные  слова  при  встрече  и  прощании.

Использование  сюжетно-ролевых  игр  «Дочки-матери»,  «Зоопарк»  поможет  воспитать  в  детях  заботу,  доброту  и  любовь,  игра  «Птица  благодарности»  сформирует  у  воспитанников  детского  сада  умения  говорить  вежливые  слова.

Включение  в  воспитательно-образовательную  работу  рисования  «Благородное  сердце»,  творческого  задания  на  прогулке  поможет  сформировать  у  детей  вежливость  и  благодарность,  чтение  художественного  произведения  «Кто  вырастил  яблочко»  сформирует  нравственные  представления.

Таким  образом,  при  формировании  у  старших  дошкольников  нравственных  представлений  в  воспитательно-образовательном  процессе  ДОУ  важно  использовать  следующие  методы:  наблюдение,  беседу,  образцы  поведения  (чтение  художественной  литературы,  игровой  метод).  С  этой  целью  в  работу  следует  включать  цикл  этических  бесед,  рисование,  чтение  сказки,  истории  и  проведение  различных  игр.

 

Список  литературы:

  1. Дошкольная  педагогика  /  под  ред.  В.И.  Ядэшко.  М.:  Просвещение,1978.  —  416  с. 
  2. Козлова  С.А.  Дошкольная  педагогика.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2004.  —  416  с. 
  3. Ломбина  Т.Н.,  Лукша  В.Г.  Развитие  нравственного  чувства  у  дошкольников  //  Психолог  в  детском  саду.  —  2010.  —  №  2.  —  С.  68—87.
  4. Мельникова  Н.В.  Развитие  нравственной  сферы  личности  дошкольника:  Дисс.  …  д-ра  психол.  наук.  Курган,  2009.  —  344  с. 
  5. Урунтаева  Г.А.  Дошкольная  психология:  учебное  пособие  для  учащихся  СПУЗ.  М.:  «Академия»,  1996.  —  336  с. 
  6. Штольц  Х.,  Рудольф  Р.  Как  воспитать  нравственное  поведение:  кн  для  учителя.  М.:  Просвещение,  1986.  —  80  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.