Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТУИЦИИ С ЭМПАТИЕЙ И ОБЩИТЕЛЬНОСТЬЮ
Тягунова Алина Валерьевна
студент 4 курса, факультета психологии, валеологии и спорта КГУ, РФ, г. Курган
E -mail: alinatyagunova@yandex.ru
Николаева Ирина Александровна
научный руководитель канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии КГУ, РФ, г. Курган
В последние годы проблема интуиции привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания, особенно психологии. Уже в античной философии под интуицией мыслители понимали непосредственное усмотрение реально существующего положения вещей. На протяжении времён произошла метаморфоза: об интуиции начали говорить, как о влиятельном факторе современного научного знания [3].
За последние несколько десятилетий, психологи раскрывают большое влияние бессознательных процессов на многие аспекты жизни, от того как люди воспринимают и реагируют на других до того, как мы принимаем нравственные решения [9].
Теории интуиции . В 1970 году Сеймур Эпштейн разработал теорию «когнитивного опыта». В ней он делает предположение, что люди обрабатывают информацию с помощью двух систем: осознанного познания и опытного без осознания познания. «Интуиция — это только то, что мы узнали, без осознания самого этого факта. Иногда эта информация приносит пользу, иногда она неадекватна», — говорит Эпштейн.
Томас Гилович выделил два вида мышления — «система один» и «система два». «Система один» интуитивна, коренится в личном опыте, проникнута эмоциями и заинтересована в ситуациях «здесь и сейчас». «Система два» основана на логике и дедукции, протекает медленно, анализирует шансы и выбирает наиболее рациональное решение. Преимущество «системы один» в её быстроте, решения основываются на выживании. Так как интуиция работает на инстинктивном уровне, её решения убедительны [6].
Интуиция может быть полезна в определённых обстоятельствах, Полезная интуиция может позволить нам точно ориентироваться в социальном мире. Но она также может привести нас и в заблуждение. Поэтому Робин Хогарт [7] советует «воспитывать» интуицию — удостовериться, что есть хорошая обратная связь, которую мы получаем после принятия решения.
Преимущества и недостатки интуиции .
Точно определить, каким образом работает интуиция, сложно, однако ее отличает несколько особенностей: посредством интуиции можно получать практически любую информацию; количество принимаемой информации практически неограниченно, так как с помощью интуитивного восприятия можно обработать интенсивный информационный поток; для эффективной работы интуиции необходимо желание и готовность человека не только воспринимать информацию, но и доводить ее до уровня сознания.
Интуиция безусловно обладает как сильной стороной, такой как быстродействие (способность к прямому и непосредственному знанию до рационального анализа), так и слабой — она зачастую приводит к совершению ошибок. Иногда первое впечатление может быть чрезвычайно обманчивым.
Исследования показывают, что интуиция несмотря на свои недостатки, является неотъемлемой частью нашего мышления. Мы можем улучшить качество мышления, если будем сравнивать предчувствия, внутренний голос и инстинктивное чувство с интуицией [5].
Социальная интуиция
Изучению социальной интуиции, посвятили свои труды Налини Эмбади (Nalini Ambady), Тимоти Уилсон (Timothy Wilson), Роберт Розенталь (Robert Rosenthal), Джонатан Скулер (Jonathan Schooler), Дэвид Майерс (David Myers), Сеймур Эпштейн (Seymour Epstein), Малькольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell), Томас Гилович (Thomas Gilovich), Франк Берниери (Frank Bernieri), Кеннет Савицки (Kenneth Savitsky).
Социальную интуицию можно определить, как наши спонтанные умозаключения относительно качеств человека, моральная интуиция, заразительность настроения и точность эмпатии [5].
Исследователи обнаружили, что в некоторых случаях наша социальная интуиция удивительна — иногда мы можем определить значительное количество информации о личности или навыках человека за несколько секунд. В других случаях, люди могут быть социально слепы — не обращая внимания на эти нюансы. Берниери отмечает, что люди могут отвлекаться на самые заметные и видимые аспекты личности человека. Физическая привлекательность и обаяние (большей частью которого является экстраверсия) могут скрыть внутренние «слои луковицы» [8].
Иногда мы не стремимся угадать чью-то личность или интеллект на основе первого впечатления, мы просто хотим знать, насколько хороши они будут в определенной квалификации или наборе навыков, например, преподавания [8].
Интуиция вдвойне предвзята. Так же как мы думаем, что можем постигать интуитивно других, мы думаем, что другие замечают и оценивают наш внешний вид, поведение и эмоции больше, чем это есть на самом деле, говорит Кеннет Савицкий. Он называет это явление «иллюзия прозрачности». Такое смещение создаёт проблемы с коммуникацией. Люди переоценивают, насколько негативно будут оценивать их другие, потому что наши недостатки, более актуальны для нас, чем для других, говорит Савицкий [6].
Интуиция связана с эмпатией, но разграничение между ними проводится не всегда верно. Эмпатия обычно предполагает общие эмоциональные переживания, в то время как интуиция соотносится с индивидуальными мыслями и идеями, которые могут и не сообщаться кому-либо в момент их появления. Эмпатические реакции являются информацией, но основе которой часто возникает интуитивное понимание. Также эмпатию называют эмоциональной интуицией. В.В. Бойко отмечает, что интуиция наравне с эмоциональной отзывчивостью составляет основу эмпатии [1].
Многие ученые полагают, что интуиция базируется на когда-то пережитом опыте. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту, информация обрабатывается очень быстро и тут же автоматически связывается с прошлым опытом [4]. Логично предположить связь интуиции с общительностью как частью опыта: чем больше общительность, тем больше опыт взаимоотношений с другими людьми — следовательно, тем сильнее развита интуиция.
Цель исследования : изучить значение эмпатии и уровня общительности для социальной интуиции. Предмет: взаимосвязь интуиции с эмпатией и общительностью. Гипотезы: 1) уровень эмпатии прямо соотносится с уровнем интуиции; 2) чем выше уровень общительности, тем выше уровень интуиции.
Организация исследования : корреляционный анализ Спирмена, Сравнение контрастных групп с помощью критерия U Манна-Уитни и сравнения средних. Испытуемые — 30 студентов 18—23 лет.
Методики: Поскольку нет разработанного инструментария для изучения интуиции, были использованы следующие методики исследования:
· «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского;
· опросник уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Показатели: уровень эмпатии; рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии;
· самооценка уровня интуиции по 10 бальной шкале;
· для определения групп интуитивного типа и не интуитивного типа был использован опросник Д. Кейрси «Определение психологического портрета и типа темперамента» [2]. Показатели: N-фактор (интуитивы), S-фактор (сенсорики).
Результаты и обсуждение.
По опроснику Кейрси были выделены 12 испытуемых с высоким уровнем (интуитивный тип) и 18 с низким уровнем (неинтуитивный тип) интуиции. Для каждой группы были собраны данные по эмпатическим способностям, общительности и самооценки интуиции. Средние показатели двух групп показаны на Рисунке 1.
В методике «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, чем выше полученный бал, тем меньше уровень общительности, поэтому для удобства на Рисунке 1 и Таблице 1, мы обозначили эту шкалу как уровень необщительности.
Рисунок 1. Сравнение средних показателей контрастных групп
У интуитивного типа, в среднем, выявлен меньший уровень общительности, чем у не интуитивного (Рисунок 1).
Также эти группы отличаются по уровню эмпатии, у интуитивного типа показатель находится на среднем уровне, у не интуитивного на заниженном уровне. (23 балла — средний уровень; 18 баллов — заниженный уровень).
Из полученных результатов мы также видим превосходство интуитивного типа по рациональному каналу эмпатии. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий «шлюзы» эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Таблица 1.
Результаты корреляционного анализа изучаемых переменных
Рацио нальный канал эмпатии |
Эмоцио нальный канал эмпатии |
Интуи тивный канал эмпатии |
Установки, способ ствующие эмпатии |
Прони кающая способ ность к эмпатии |
Иденти фикация в эмпатии |
Уровень эмпатии |
|
Уровень необщи-тельности |
0,49* |
0,44* |
0,4* |
||||
Само-оценка интуиции |
0.38 * |
* P < 0,05
Связь общительности, эмпатии и интуции видна из корреляционного анализа Спирмена. В таблице 1 мы видим прямую связь эмпатии и необщительности. Эти данные заставляют сделать целый ряд предположений:
· возможно, чрезмерная общительность проявляется в простых, поверхностных контактах, без осознания нюансов другого человека, без установления глубокого контакта. Такой вид общения не требует интуитивного понимания другого.
· возможно, что интуиция формируется не в непосредственном общении, а в наблюдении за общением других;
· возможно, необщительность и трудности в общении стимулируют интерес человека к межличностным отношениям. Много думая над своими неудачами и пытаясь предупредить свои ошибки, необщительные люди развивают свою социальную интуицию.
Наши результаты все же не могут заставить нас полностью отказаться от выдвинутой гипотезы, поскольку только в общении мы сможем получить информацию и опыт понимания других. Поэтому низкий уровень общительности тоже не может дать глубокого понимания другого человека.
Данные таблицы 1 показывают наличие прямой связи между необщительностью и рациональным каналом эмпатии, а также между необщительностью и эмоциональным каналом эмпатии. Т. е. фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Чем меньше общительность — тем выше рациональный и эмоциональный канал эмпатии. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Возможно, прямая связь с необщительностью говорит о поверхностном отношении к общению без проникновения в эмоциональный фон другого человека и отсутствие углублённого понимания сущности другого человека.
Также мы видим связь между самооценкой интуиции и идентификацией в эмпатии (Таблица 1). Это показывает нам сложность феномена интуиции и, возможно, механизма её формирования. Существуют врождённые предпосылки к переработке информации, но вероятно есть и другие механизмы формирования интуиции. Возможно, это механизм идентификации. Если человек склонен к идентификации с другими, он чувствует свое эмоциональное понимание их и воспринимает это как свою способность к интуиции.
Выводы. Гипотезы подтвердились частично. 1. Уровень общей эмпатии связан с интуицией по Кейрси. 2. Идентификация в эмпатии осознаётся человеком как способность интуитивного понимания другого. 3. Для изучаемых аспектов интуиции значимы рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии и идентификация, что указывает на разные механизмы и разную природу интуиции. 4. Уровень общительности, возможно, имеет нелинейную связь с уровнем интуиции и эмпатии.
Полученные результаты взаимосвязи общительности, эмпатии и интуиции интересны, их целесообразно проверить на более широких выборках и с использованием других методик.
Список литературы:
1.Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер; 2008. — 417 с.
2.Бруннер Е.Ю. Определение психологического портрета и типа темперамента. Опросник Д. Кейрси. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-metodiks/20/214-keirsi (дата обращения: 27.08.2014).
3.Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М.: «Наука», 1978. — 192 с.
4.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А.. Общая психотерапия: Рук. для врачей/ 4-е изд., перераб. и доп. Мн.: Выш. шк., 1999. — 524 с.
5.Майерс Д. Интуиция. СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
6.Greer M. When intuition misfires. // Monitor on Psychology — 2005. — Vol. 36. — № 3. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.apa.org/monitor/mar05/misfires.aspx (дата обращения: 04.09.2014).
7.Hogarth R. Educating Intuition. University Of Chicago Press. 2010.
8.Winerman L. 'Thin slices' of life. // Monitor on Psychology — 2005. — Vol. 36. — № 3. — [Электронный ресурс — Режим доступа. — URL: http://www.apa.org/monitor/mar05/slices.aspx (дата обращения: 04.09.2014).
9.Winerman L. What we know without knowing how. // Monitor on Psychology — 2005. — Vol. 36. — № 3. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.apa.org/monitor/mar05/knowing.aspx (дата обращения: 03.09.2014).
дипломов
Оставить комментарий