Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКА
Пустобаева Елена Игоревна
cтудент 4 курса, факультет психологии и дефектологии, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», РФ, г. Саранск
E-mail: pustobaeva-elena@yandex.ru
Савинова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», РФ, г. Саранск
E-mail: stanya2610@yandex.ru
Одной из важнейших задач современной школы является выпуск психологически здоровой личности, имеющей правильные жизненные позиции и ориентиры. Подростковый возраст — период активного становления ценностной структуры личности. Именно в это время у подростков формируется система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, общее понимание мира. Жизненные позиции начинают складываться в определенное мировоззрение. В связи с этим, в условиях образовательного учреждения очень важно обеспечить подростку психологически безопасную среду, способствующую формированию ценностных ориентаций, а также обеспечивающее гармоничное развитие личности в целом.
В современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как стержень сознания, являются важнейшим элементом внутренней структуры личности, концентрирующий жизненный опыт индивида и представляющий систему переживаний.
К.К. Платонов под ценностными ориентациями понимает компонент структуры личности, который выражает внутреннюю характеристику личностных отношений к действительности [10].
В.Д. Шадриков [13] и Е.А. Климов [6] рассматривают систему ценностных ориентаций как важный механизм регуляции деятельности, в результате которого ценности становятся важнейшим внутренним источником развития личности и определяют ее жизненную перспективу.
Изучая ценностные ориентации личности в молодом возрасте, С.В. Молчанов установил, что структура ценностей современной молодежи отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех. Значимость благосклонности (забота о благополучии других людей и общества) существенно снижается, а наименее предпочитаемыми оказываются ценности традиций [10].
В работах польского ученого Б. Идзиковски большое внимание уделяется системе и типам ценностных ориентаций подростков. Система включает в себя три основных компонента: познавательный, эмоциональный и деятельностный. Выделенные компоненты образуются двумя главными видами ценностей: признаваемыми — состояние сознания субъекта, которое называется ценностными ориентациями и осознаваемыми — отражаются в деятельности субъекта, определяются как жизненные ориентации [3].
Исследования в сфере ценностей в современном обществе в отношении современной молодежи были и остаются актуальными [1].
Таким образом, анализ психологической и психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать ценностные ориентации как совокупность мотивов, потребностей, интересов, норм поведения личности, которые могут определять установки на отношения, толерантность и социально значимую деятельность.
Понятие «психологическая безопасность» стало рассматриваться в психологии сравнительно недавно. М.А. Котик раскрывает сущность психологической безопасности в аспекте профессиональной деятельности людей в предметной сфере. Автор впервые дает развернутое определение психологической безопасности, под которой он понимает отрасль психологической науки, изучающую психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, а также пути использования психологии для повышения безопасности деятельности [7].
Т.С. Кабаченко под психологической безопасностью понимает состояние информационной среды и условия жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, индивидуальности, функционирования и развития социальных субъектов [4].
Ю.В. Варданян и Е.Н. Руськина рассматривают психологическую безопасность субъекта образования. Под этим термином они понимают состояние защищенности субъекта образования и его психологическое благополучие, которое может быть достигнуто в результате владения им приемами нейтрализации и преодоления психологической опасности, наличия атмосферы психологической безопасности учебного заведения, созданной совместными усилиями всех участников образовательного процесса: учащимися (дошкольником, младшим школьником, подростком, старшеклассником, студентом), педагогом (воспитателем, учителем, преподавателем), родителем [2].
Е.Н. Руськина подчеркивает, что одним из приоритетных направлений психологии в настоящее время является изучение проблемы психологической безопасности личности. Актуальность данного направления психологических исследований обусловлена значительным количеством источников психологической угрозы, наносящих значительный ущерб психическому и психологическому здоровью личности, вызывающих негативные эмоциональные переживания, проблемы в области межличностных отношений, замедление интеллектуального развития и т. д. [12].
С целью исследование ценностных ориентаций и определения их влияния на психологическую безопасность подростков нами было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ РМ «Рузаевский детский дом-школа № 1» Республики Мордовия. В эксперименте приняли участие учащиеся 9 классов, в количестве — 36 человек.
Исходя из цели исследования, нами были подобраны следующие методики:
Для определения ценностных ориентаций подростка: «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [5], «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) [8].
Для определения психологической безопасности: «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина) [5], «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте) [9].
С помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» мы проанализировали иерархию ценностей по двум классам: терминальные и инструментальные. По результатам подсчёта, мы выяснили, что подростков по классу терминальных ценностей преобладают такие ценности, как «здоровье» (24 %), «материально-обеспеченная жизнь» (20 %), «развлечения» (18 %). Абсолютно незначимыми оказались терминальные ценности — «творчество», «уверенность в себе», «развитие».
В иерархии инструментальных ценностей преобладающими оказались следующие ценности: «жизнерадостность» (28 %), «образованность» (18 %), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (18 %). Незначимыми оказались такие инструментальные ценности как «самоконтроль», «терпимость», «широта взглядов».
С помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) мы исследовали реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях. Исследование показало, что наиболее выраженными ценностями у подростков являются «высокое материальное благосостояние» (28 %), «здоровье» (24 %), «приятное времяпрепровождение», «отдых» (16 %). Наименее выраженные ценности — «поиск и наслаждение прекрасным» (1 %), «помощь и милосердие к другим людям» (1 %).
По результатам проведенных методик и их качественного анализа, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладают материальные, физиологические и гедонистические ценности, наименее значимыми являются социальные и духовно-нравственные ценности.
Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина) позволила нам измерить уровень ситуативной и личностной тревожности. По полученным результатам по шкале ситуативной тревожности большинству подростков присущ умеренный уровень тревожности (66 %), высокий уровень тревожности наблюдается у 17 % подростков, низкий уровень присущ 17 % от общего числа испытуемых.
По шкале личностной тревожности большинству испытуемых присущ умеренный уровень тревожности (58 %), высокий уровень наблюдается у 34 % испытуемых, низкий — у 8 % от общего числа испытуемых.
Опросник «Индекс жизненного стиля» (Плутчик-Келлерман-Конте) предназначен для исследования уровня напряженности 8 основных психологических защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация). По результатам проведенной методики наиболее выраженными оказались такие механизмы психологических защит как проекция (16 %) и рационализация (15 %). Проекция — это собственное подсознательное влечение (достоинство или недостаток) переносимое на другого человека. Рационализация — это создание такой логической схемы, которая сохраняет от неприятной ситуации.
Следовательно, можно отметить, что у подростков выражен умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности, а также развиты такие механизмы психологической защиты как проекция и рационализация.
По результатам проведенных методик для определения ценностных ориентаций подростка и их качественного анализа, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладают материальные, физиологические и гедонистические ценности, наименее значимыми являются социальные и духовно-нравственные ценности.
По шкалам личностной и ситуативной тревожности большинству испытуемых присущ умеренный уровень тревожности.
Наиболее выраженными оказались такие механизмы психологических защит как проекция и рационализация. Проекция относится к деструктивном виду психологической защиты, а рационализация к конструктивному.
Следовательно, мы можем сделать вывод, о том, что ценностные ориентации влияют на психологическую безопасность личности. Из проведенного исследования явно прослеживается, что материальные, физиологические и гедонистические ценности свойственны подросткам с умеренной ситуативной и личностной тревожностью, а также подросткам, которые используют такие механизмы психологических защит как проекция и рационализация. Тем самым, формируя у подростков социальные и духовно-нравственные ценности, мы, возможно, сможем повысить психологическую безопасность подростка — снизить ситуативную и личностную тревожность, снизить частоту использования механизмов психологической защиты.
Cписок литературы:
- Бадретдинова Г.З. О молодежной духовной культуре: проблема поворота к человеку как «ценности» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9.
- Варданян Ю.В., Руськина Е.Н. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования // Интеграция образования. — 2011. — № 1. — С. 79—82.
- Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше. М., 1997. — 349 c.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 539 с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. — 57 с.
- Котик М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. СПб. : Питер, 2006. — 207 с.
- Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://world-psychology.ru/diagnostika-cennostnyx-orientacij-bubnov/
- Методика «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/14.html
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 254 с.
- Райгородский Д.Я. Подросток и семья. М.: Бахрах-М, 2013. — 656 с.
- Руськина Е.Н. Формирование психологической защиты школьников от манипулирования: основные положения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2009. — № 1. — С. 316—321.
- Шадриков В.Д. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: ВЕКС, 1998. — 165 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий