Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Колесникова Ирина Сергеевна
студент 4 курса факультета психологии и педагогики РГППУ, РФ, г. Екатеринбург
E-mail: ira93.00@mail.ru
Церковникова Наталья Геннадьевна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития РГППУ, РФ, г. Екатеринбург
E-mail: Natalyts@e1.ru
В наше время суицидальное поведение и его последствия являются одной из значимых общественных проблем. Экономическая нестабильность в современных условиях развития российского общества, социальные изменения и недостаток в обращении внимания на категорию людей, подверженных риску суицидального поведения заставляет более пристально к ним присмотреться, выявить причины возникновения этого явления, способы его предупреждения, коррекции.
За один день в мире самоубийство совершают 2300 человек, за год — 800 тысяч человек. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, самоубийства привели в 2008 г. к 814000 смертельных исходов, из которых около 20% пришлось на юношеский и подростковый возраст (для сравнения, в автокатастрофах ежегодно гибнет около 840 тысяч человек в год) [2].
В России, по данным ВОЗ, на 100 тысяч жителей приходится 19,5 случаев самоубийств (2013—2014). В 1990-х годах Россия занимала второе место в мире по частоте самоубийств, в 2013 году — четырнадцатое. Однако по количеству случаев самоубийства подростков Россия в 2013 году занимает одну из лидирующих позиций в мире [1].
Интересен тот факт, что каждый второй человек, который пытался покончить с собой, в течение года повторяет эту попытку, однако уже в более тяжелой форме. Каждый третий человек, покончивший с собой, уже совершал прежде суицидальную попытку.
Многие исследователи считают, что суицидальное поведение достигает максимума в подростковом возрасте. По данным агентства социальной безопасности (АСБ) в России уровень самоубийств среди молодежи составляет 53 случая на 100 тыс. населения [2].
Таким образом, необходимость изучения данной проблемы, вопросов профилактики суицидального поведения, выявления причин и форм суицидального поведения не вызывает сомнений.
Среди зарубежных и отечественных учёных, уделивших внимание данной проблеме, можно отметить A.Л. Галина, М. Гурэна, Э. Дюркгейма, В.Т. Кондратенко, У.П. Короленко, Т. Парсонса, В.А. Тихоненко, Э. Шейдмана, Е. Шир и многих других.
Проблемами суицидов в подростковом возрасте занимались следующие ученые: А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, Ю.М. Бубнов, А.С. Михлин, Н.В. Ярощенко и др.
Нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к суицидальному поведению и акцентуаций характера у подростков, предположив, что эта связь существует.
Методологическим основанием являются теория К. Леонгарда, описанная в работе «Акцентуированные личности» и теория акцентуаций характера А.Е. Личко, а также биологическая, психопатологическая, психологическая и социальная концепции суицидального поведения.
В ходе работы было определено понятие суицида и суицидального поведения, рассмотрены факторы его обуславливающие. Традиционно под самоубийством или суицидом (лат. sui — себя, caedere — убивать) понимается осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные попытки, проявления, а также покушения на собственную жизнь. К покушениям традиционно относят все суицидальные акты, которые не завершились смертью, по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).
Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще осведомлен о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако это не снижает потенциальной опасности подобных действий и может привести к летальному исходу.
К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, высказывания, намеки, которые не сопровождаются какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни [4].
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид характеризуется реальным желанием умереть, не бывает спонтанным, однако может выглядеть довольно неожиданным. Перед совершением истинного суицида человек чаще всего подавлен, угнетен, может находиться в депрессии. Также особенностью истинного суицида считаются размышления и переживания по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом привлечь внимание окружающих и обратить его на свои проблемы, позвать на помощь, вывести на диалог. Также такая форма суицида может быть попыткой шантажа. Смертельный исход в данном случае возможен, однако является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — один из видов суицидального поведения, который не отвечает его признакам в строгом смысле, но имеет ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это различные формы экстремального поведения: быстрая и рискованная езда на автомобиле, занятия опасными видами спорта или добровольные поездки в горячие точки, употребление сильных наркотиков, и самоизоляция и др. [2].
Суицидальное поведение подростков имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями их психического развития на данном этапе.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, авторы считают неадекватное отношение к смерти.
Среди причин суицидального поведения современных подростков можно выделить буллинг, кибермоббинг, словесное унижение в присутствии подростковой группы, ущемление самостоятельности, подражание кумирам, трудности семейных взаимоотношений, дезадаптация, связанная с нарушением социализации и т. д.
Нередко, суицидальное поведение в подростковом возрасте является демонстративным, т. е. без реального желания умереть, а лишь произвести впечатление суицидальной попытки для того, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать к себе интерес, добиться заботы. Не смотря на это, иногда бывает достаточно трудно различить демонстративный и истинный суицид. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу [4].
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и их сглаживанием в дальнейшем. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, которые представляют собой крайние варианты нормального характера. Под влиянием таких факторов как стресс, психотравмирующие ситуации, различные жизненные трудности и проблемы, которыми в полной мере характеризуется подростковый возраст, люди с акцентуациями характера могут иметь склонность к девиантному, в том числе и к суицидальному поведению.
Вопросы акцентуаций характера волновали как отечественных (П.Б. Ганнумкина, В.В. Ковалева, А.Е. Личко и др.), так и зарубежных ученых-психиатров (Э. Кречмера, К. Леонгарда и др.).
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуаций характера) [5].
Эмпирическое исследование феноменов склонности к суицидальному поведению и акцентуаций характера проводилось с помощью следующих методик:
1. Методика суицидального риска (СР-45) П.И. Юнацкевича. Она предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям.
2. Выявление суицидального риска у детей. Авторами методики являются А.А. Кучер, В.П. Костюкевич.
3. Личностный опросник для диагностики акцентуаций характера Шмишека.
Стоит отметить, что некоторые шкалы имеют обратный характер, поэтому отрицательная корреляция может иметь прямое значение. В процессе корреляционного анализа, мы получили значимую прямую взаимосвязь между шкалой суицидальный риск и демонстративность (r = -0,506; p ≤ 0,01). То есть, чем выше показатель демонстративности (что подразумевает под собой живость, подвижность, легкость в установлении контактов, лживость и жажду внимания, почитания и восхищения к своей персоне), тем выше показатель суицидального риска. Возможно, такие результаты связаны с тем, что подростки с помощью такого поведения стараются обратить на себя внимание и вызвать сочувствие, т. е. демонстративное поведение выступает как скрытая просьба о помощи. Часто демонстративность является предпосылкой для попытки суицидального поведения без намерения совершить суицид.
Между шкалой суицидальный риск и шкалой дистимический тип существует значимая прямая взаимосвязь (r = -0,558; p ≤ 0,01). То есть, чем выше показатель по шкале дистимический тип, тем выше показатель суицидального риска. Возможно в данном случае, суицидальное поведение может проявляться как реакция эмоционального дисбаланса. Можно предположить, что такие характеристики, присущие дистимичному поведения, как заниженная самооценка, пессимистические взгляды, угрюмость и замкнутость являются предпосылками формирования суицидального поведения.
Между шкалой суицидальный риск и возбудимость мы получили прямую взаимосвязь (r = -0,434; p ≤ 0,05). То есть, чем выше показатель по шкале возбудимый тип, тем выше показатель склонности к суицидальному риску. Такие результаты можно объяснить тем, что люди с таким типом акцентуации в состоянии эмоционального возбуждения бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение, что вполне может стать причиной внезапного суицида.
Между шкалой суицидальный риск и застревающий тип была обнаружена прямая взаимосвязь (r = -0,416; p ≤ 0,05). То есть, чем выше показатель по шкале застревающий тип, тем выше показатель по шкале суицидальный риск. Возможно, это связано с такими характеристиками этого типа как чувствительность к обидам и огорчениям, уязвимость, подозрительность, долгое переживание произошедших несчастий, отсутствие способности отходить от обид.
Между шкалой суицидальный риск и добровольный уход из жизни была обнаружена значимая взаимосвязь (r = 0,562; p ≤ 0,01). Шкала добровольный уход их жизни является основной шкалой в методике выявления суицидального риска Кучера А.А, Костюкевича В.П., т. е. результат по данной шкале определяет наличие суицидального риска, поэтому данная корреляция логична.
Так же шкала добровольный уход из жизни, как и шкала «Суицидальный риск» коррелирует со шкалой «Демонстративный тип акцентуации» (r = 0,427; p ≤ 0,05), «Возбудимый» (r = 0,536; p ≤ 0,01) и «Дистимический» (r = 0,516; p ≤ 0,01).
Между шкалой тревожный тип и противоправные действия обнаружена обратная корреляция (r = -0,450; p ≤ 0,01). То есть, чем выше показатель шкалы тревожный тип, тем ниже уровень результатов по шкале противоправные действия и наоборот. Можно предположить, что такие результаты обусловлены особенностями тревожного типа акцентуации такими как: робость, неуверенность в себе, пугливость, застенчивость.
Между шкалой тревожность и шкалой отношения с окружающими выявлена обратная корреляция (r = -0,380; p ≤ 0,05). Это может объясняться тем, что тревожность как акцентуация проявляется как неуверенность в себе, робость и застенчивость, что в свою очередь может препятствовать развитию отношений с окружающими и, особенно, общению в группе сверстников.
Между шкалой циклотимический тип и шкалой отношений с окружающими выявлена обратная корреляционная связь (r = -0,392; p ≤ 0,05). То есть, чем выше показатель по шкале циклотимический тип, тем ниже показатель по шкале отношения с окружающими. Можно предположить, что это обусловлено особенностями проявления данного типа акцентуаций, которые препятствуют продуктивному взаимодействию индивида с окружающими: частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у подростка картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. И такие перепады настроения подростка не могут не сказываться на стабильном доверительном отношении со сверстниками и семьей.
В заключении можно сказать, что была достигнута цель исследования — установление взаимосвязи между склонностью к суицидальному поведению и акцентуациями характера в подростковом возрасте. Так как корреляционный анализ показал взаимосвязь добровольного ухода из жизни и суицидального риска с такими акцентуациями как демонстративность, возбудимость и дистимичность, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась.
Виды и формы работы с подростками в образовательной организации по профилактике суцицидального поведения могут быть различными: беседа «Мои жизненные планы», упражнения на социальную компетентность; семинар «Как успешно преодолевать трудности»; сочинение «Мои представления о сильной личности»; обсуждение и анализ поведения в экстремальной жизненной ситуации; встреча с человеком, успешно преодолевшим жизненные трудности; обсуждение примеров жизненной стойкости известных людей и т. п. И, прежде всего, мы должны обращать внимание на профилактику суицидального поведения, вовремя успеть выявить по словесным, поведенческим признакам тех людей, которые склонны к подобному, возможно, неадекватному способу реагирования на сложные жизненные обстоятельства и дистрессы.
Список литературы:
- Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Суицид_в_России (дата обращения 25.11.2014).
- Ефремов В.С. Основы суицидологи. СПб.: Диалект, 2010.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб., 2005.
- Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков. М.: Медицина, 2000.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
дипломов
Оставить комментарий