Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЛЕКСЕМЫ ВРАЧ НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЬИ Н.С. ЛЕСКОВА «ВОПРОС О НАРОДНОМ ЗДОРОВЬЕ И ИНТЕРЕСЫ ВРАЧЕБНОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ»
Мисливец Евгений Валерьевич
студент 4 курса филологического факультета БГУ, РФ, г. Брянск
Е-mail: sad_lud @mail.ru
Садовая Людмила Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры философии, истории и политологии БГУ, РФ, г. Брянск
Ряд ранних публицистических работ Н.С. Лескова посвящен вопросу народного здоровья («О рабочем классе», «Указатель экономический») и критике врачебного сословия («Вопрос о народном здоровье и интересы врачебного сословия в России»), где речь идет, в частности, о тех, кто «обязан облегчать недуги городского и сельского населения» — о врачах. Вопрос народного здоровья, именно народного, не мог не волновать сельского человека Н.С. Лескова, который так сказал о своем народе: «Народ просто надо знать, как саму свою жизнь, не штудируя ее, а живучи ею. Я, слава богу, так и знал его, то есть народ, — знал с детства и без всяких натуг и стараний…». Как говорит Н.С. Лесков, к проблеме народного здоровья публицисты обращались часто, но рассматривали её в «крайней односторонности: одни писали только о страданиях больного народа, а другие твердили о тяжком положении врачей» [2, с. 26].
Н.С. Лесков, описывая всю ситуацию врачебного вопроса, использует следующие языковые средства: врач, лекарка, знахарь, которые формируют тематическую группу «лечебное сословие». Анализируя данные языковые средства в структуре текста, мы видим, что лексема врач предстает доминирующей, так как обнаруживается высокая частотность употребления субстантива и его дериватов — 117 словоупотреблений. Можно предположить, что лексема врач в статье имеет различное смысловое наполнение, поэтому для её исследования мы используем метод бинарных оппозиций, который позволит выявить различные функции лексемы: архаическую, политическую, социальную, этико-аксиологическую и нравственную.
Постоянное противопоставление Н.С. Лесковым врачей и врачебного сословия лекаркам и знахаркам позволяет проанализировать лексему врач через парадигму «свой-чужой». Лексема врач контекстуально определяется как «чужой», в то время как лексемы лекарка и знахарь как «свой». Так, мы видим, что лексема врач наделяется следующими признаками: народ «не любит», испытывает «чувство боязни к полицейскому врачу», (следовательно, он «не свой»), а значит, он и не ходит к нему на прием и, как следствие, «народ гибнет без врачебной помощи». Так «народ не обращается» за помощью к врачам, «потому что видит в них чиновников», а «знахари не чиновники, живут с народом одною жизнью, радуются его радостями и плачут его слезами», то народ пойдет к знахарям, которые «лечат его болезни домашними средствами и теплым словом участия», следовательно, мы видим отстранение народа от врачей. Лексемы лекарка и знахарка выражаются следующими потенциями: «наклонность к чудесному и вера в таинственные силы своих знахарей». Н.С. Лесков так же показывает, что народу, привязанному к своим лекаркам», живется лучше, а главное — спокойнее.
В данной парадигме «свой-чужой», мы видим, что лексеме врач приписываются признаки чуждого, чужеродного, не вызывающего доверия, не понимающего жизни простого народа. Н.С. Лесков фиксирует, что для русского человека «своё», привычное, родное значимее, важнее, чем помощь, польза, выгода.
Оппозицию лексем врача и лекарки можно конкретизировать и через противопоставление «рациональное-иррациональное»: !»лекарка — «знахарка, женщина, которая пользует больных, лечит (у всякой знахарки свое зелье)» [2, с. 27].; «знахарю, убивающему его своим невежественным лечением». Из этого контекста следует, что «народные целители», обладают магической силой, которая противопоставляется врачу, лечащему на основе знаний, «городские общества более сельских знакомы с пользою врачебной науки»; «как бы высоко ни стоял врач по своим научным познаниям»; «вмешательство умного и просвещенного стороннего человека»; «самого просвещенного человека в селении».
Лексема врач в данном отношении ассоциируется с просвещением, знанием, прогрессом, а лексемы лекарка и знахарь характеризуют невежественность, вред делу здоровья. Для народа более значимы древние, архаические верования, чем знания, привнесенные в новое время, и ассоциирующиеся с иноземным влиянием.
Что касается политической функции лексемы врач, то её можно проследить через оппозицию «народ-власть». Лексема врач здесь соотносится с денотатом «власть», потому что народ считает, что врач «в большинстве случаев перестает быть в мнении общества врачом и считается только чиновником». В.И. Даль дает следующее значение слову чиновник — «служащий государю и жалованный чином» [1, с. 124], из которого видно, что чиновник — это служащий государю, а это значит, что он принадлежит власти. Именно поэтому-то врачам народ и не доверяет. В то время как субстантивы, входящие в тематическую группу: знахарь, лекарка, можно отнести к другой части оппозиции «народ», так как они характеризуются как лица, гонимые и преследуемые врачами. Таким образом, политическая функция лексемы врач несет в себе отпечаток государственного представительства, чиновника, то есть того, кому принадлежит власть, а знахарь и лекарка — это люди подневольные, страдающие. В сознании народа положительное отношение, симпатии исключительно на стороне лекарей и знахарей. Этот вывод характеризует значимость для народа тех, кто живет с ним одной жизнью, равен ему.
Социальный смысл лексемы врач, проявляется в следующих признаках, к которым можно отнести топонимические адъективы: городской, уездный, сельский; темпоральные адъективы: молодой, старший; адъективы социального статуса: общественный, полицейский, служащий. Представители врачебного сословия же свободны, так как у них нет пациентов и «молодые врачи сотнями сидят без дела и без заработка». Данные характеристики показывают важность роли врача в обществе во всех его проявлениях. Социальная функция лексемы врач тоже подтверждает статусные различия между врачом и знахарем и, соответственно их дистанцированность.
Этико-аксиологическое значение лексемы врач проявляется в эмоционально-оценочных компонентах лексики: «в терпеливом внимании к жалобам на телесные недуги; в добром слове; вносить блага мира и любви в простые сердца, враждующие вследствие недоразумения; честное и осторожное вмешательство». Данный смысловой ряд выражает образец снятия противопоставления врача лекарям, которое лежит в плане их сближения. Инициатива должна, по мнению Н.С. Лескова, принадлежать врачам и врачебному сословию, только в этом случае у народа появится к ним доверие.
Преодоление двойственности значений лексем врача и лекарки в сознании народа Н.С. Лесков видит в нравственной плоскости. Русскому человеку традиционно свойственна горизонтальная ментальность, поэтому политическая и социальная высота положения врача только отдаляет его от народа. Но если пойти по пути достижения самостоятельности, независимости врача и врачебного сословия, то это будет способствовать повышению доверия у народа и росту ответственности врача за народное здоровье. Самостоятельность врача — это определенная экономическая, политическая и социальная независимость от власти: «предоставление врачам помещений, известного количества земли и некоторых хозяйственных угодий», а с другой стороны — это его выборность городской или сельской общиной: «предоставить общинам выбирать себе врача»; «предоставить сельским врачам право отпуска лекарств» нужно, чтоб врачи не «назначались, а скорее, избирались». «Получая при этом право иметь врачей по собственному выбору и устраивать врачебную часть по своему усмотрению» [2, с. 28].
Врач, выбранный сельской или городской общиной, почувствует, «что не человеческое общество устроено для него, а он создан для человеческого общества»: общественный врач — это тоже, «что и общественный контроль, который будет справедливою и верною оценкою достоинствам практического медика», и «контроль этот вовсе не будет для медика так тяжел, как контроль нынешних “профанов”». Доверие или недоверие к врачу нельзя навязывать обществу,…. а потому нельзя и отнимать у общества права держать известного врача или отвергнуть его. Повышение качества медицинской помощи лежит в русле признания «зависимости врача от общественной власти уездного городка». Процесс этот двусторонний, потому что народ «постигнув выгоды приближения к себе врачей, подумает и о средствах обзавестись своим особым врачом».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что лексема врач действительно выполняет множество функций и выражает следующие семантические значения: чужой, чиновник, служащий, представитель власти, общественный, просвещенный, самостоятельный и т. д.
Полифукциональность лексемы врач отражает однозначность нравственного отношения народа к врачу и врачебному сословию. Подобная ситуация беспокоит Н.С. Лескова и до тех пор, пока в сознании и речи народа сохранится это положение, ситуация с народным здоровьем не изменится к лучшему. Ценность врачебной помощи вторична, а ценность доверия, честности и доброты первична. Врач не признаётся в народе тем, от кого зависит улучшение качества его здоровья. И пока врач не будет признан своим, то есть тем, к кому применимы нравственные оценки, проблема решения народного здоровья останется открытой.
Н.С. Лесков никогда не был равнодушным ни к судьбе одного незнакомого человека, ни к судьбе всего русского народа, ни к судьбе России, их судьбы волновали публициста в равной мере, что впоследствии отразилось в его произведениях. Статьи «Вопрос о народном здоровье и интересы врачебного сословия в России» - показательный тому пример.
Список литературы:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. т. 2. М.: Рус. яз., 1989.
- Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. М., Терра, 1966. т. 30.
отправлен участнику
Оставить комментарий