Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Калюжная Г.Р., Штель Т.Л., Емельяненко Е.Е. [и др.] ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ВЛАСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ  РЕЛИГИИ  И  ВЛАСТИ

Конышева  Екатерина  Евгеньевна

Калюжная  Галина  Романовна

Штель  Татьяна  Леонидовна

Емельяненко  Екатерина  Евгеньевна

Лисовая  Ксения  Александровна

Потапов  Артем  Михайлович

студенты  3  курса,  кафедра  философии  НИ  ТПУ,  РФ,  г.  Томск

Е-mail:  katena704@yandex.ru

Ардашкин  Игорь  Борисович

научный  руководитель,  д-р  фил.  наук,  доцент,  профессор  кафедры  философии  НИ  ТПУ,  РФ,  г.  Томск

 

Если  обратиться  к  истокам  человечества  и  просмотреть  весь  путь  его  развития  до  сегодняшних  дней,  то  можно  заметить,  что  религия  и  власть  тесно  взаимосвязаны.

Данная  тема  часто  обсуждается  в  средствах  массовых  коммуникаций,  но,  к  сожалению,  заметно  меньше  разработана  политологами  и  религиоведами.

Следует  рассмотреть  данный  вопрос  более  подробней,  на  примере  крупных  религиозных  течений,  а  так  же  выяснить,  в  чем  причина  такого  тесного  переплетения  религии  и  власти,  и  как  это  проявляется  на  сегодняшний  день?

Религиозное  самосознание  возникло,  наверное,  с  того  момента,  когда  в  еще  покатой  и  низколобой  голове  питекантропа  оформились  первые  осознанные  мысли.  Шло  время  развивалось  сознание,  технологии,  процесс  эволюции  не  мог  оставить  в  стороне  религию.

С  появлением  государств  религия  неизбежно  слилась  с  властью  и  во  многом  стала  определяющим  инструментом  политики.  Жрецы,  шаманы,  и  прочие  виды  священников  концентрировали  в  руках  огромные  богатства  и  влияние.  Нередко  даже  верховный  понтифик  имел  всю  полноту  власти  и,  тогда  государство  становилось  теократическим.

Христианство  в  IV  веке  стало  государственной  религией  Римской  империи,  а  церковь  переросла  в  сложную  иерархическую  структуру,  в  которую  вошли  религиозные  ордена,  миссии,  партии  и  ассоциации.  В  то  же  время,  существовали  такие  религиозные  движения,  которые  имели  форму  ересей,  расколов  и  сект.  Религия  оказала  значительное  влияние  на  социальную  и  политическую  жизнь  Европы.

И  во  многих  других  уголках  мира,  религия  и  как  средство  политики,  и  как  институт  также  существовала  в  самые  давние  времена.  Все  Евразийские  и  восточные  деспотии,  ханства,  каганаты,  империи  имели,  в  большинстве  своем,  религиозную  основу. 

С  приближением  эпохи  современных  государств  многие  мировые  религии  стремились  подчинить  себе  население  целых  государств,  в  чем  они  достаточно  преуспели.  Не  безосновательно  стали  возниккать  такие  понятия,  как  православная  Русь,  христианская  Европа,  мусульманский  Восток,  Святая  Земля  (Израиль)  и  т.  п.  Эрих  Фромм  в  этой  связи  писал:  «Трагедия  всех  великих  религий  заключается  в  том,  что  они  нарушают  и  извращают  принципы  свободы,  как  только  становятся  массовыми  организациями,  управляемыми  религиозной  бюрократией.  Религиозная  организация  и  люди,  её  представляющие,  в  какой-то  степени  начинают  занимать  место  семьи,  племени  и  государства.  Они  связывают  человека,  вместо  того,  чтобы  оставить  его  свободным,  и  человек  начинает  поклоняться  не  Богу,  а  группе,  которая  претендует  на  то,  чтобы  говорить  от  его  имени»  [4,  с.  364—365].

Религия  и  власть  это  неотъемлемая  часть  в  жизни  каждого  народа.  Религия  и  власть  не  только  похожи  друг  на  друга,  но  порой,  сливаются  воедино.  Религия  —  это,  прежде  всего,  основа  жизни  народа,  а  власть  призвана  защищать  эту  основу  жизни,  ее  народ,  а  также  устанавливать  дисциплину  и  призывать  к  порядку.

Политические  веяния  разделяют  и  сталкивают  людей.  Сфера  политики  —  сфера  борьбы  за  власть,  порой  трудно  совместимых  с  канонами  нравственности.

Экономические  интересы  и  прежде  всего  потребности  людей  зависит  от  политики.  Люди,  обладающие  властью  и  богатством  используют,  государственную  силу  ради  упрочения  своего  положения  и  своей  выгоды.  Власть  и  стремление  к  ней  —  одно  из  мощных  эмоциональных  переживаний  и  сильнейших  влечений  человечества,  выходящее  за  рамки  материальных  ценностей  и  интересов.

С  широким  распространением  Христианства,  а  затем  и  Ислама,  роль  религии  в  управлении  держав  не  только  не  снизилась,  но  и  наоборот  повысилась,  так  как  монотеизм  сделал  всеохватной  человеческую  жизнь,  как  Бог,  будучи  в  представлениях  людей  Всемогущем,  стал  всем,  а  для  многих  и  единственным  смыслом  существования.

В  этих  условиях  власти  священников  подчинялись  даже  короли  и  султаны.  Римский  Папа  был  единственным,  кто  смешал  монархов  в  Европе.  Даже  надменные  деспоты  Востока  склоняли  колена  в  храмах  и  подчинялись  религиозным  правилам.

Но  шло  время,  знания  человека  росли,  население  становилось  все  более  грамотным.

Уже  в  эпоху  Возрождения  непогрешимость  Библии  была  поставлена  под  сомнение,  чему  также  способствовала  начатая  Лютером  реформация,  породившая  множество  различных  дискуссий.  В  том  числе,  а  если  вообще  Бог,  а  если  и  есть,  то  почему  мы  должны  верить  именно  в  тот  его  образ,  что  нам  предполагает  Библия?

Революция  во  Франции  1789—1794  года  привела  к  мощному  атеистическому  всплеску,  как  впрочем,  и  ученые  труды  многих  философов  в  первую  очередь  Дибро  и  Вольтера.  Многие  мыслители  отмечали,  что  библейский  образ  Всевышнего  Бога  не  соответствует  гуманистическим  представлениям  о  Высшем  разуме.

Научные  открытия,  в  первую  очередь  теория  Эволюции  Дарвина  и  естественного  отбора,  а  также  ряд  археологических  раскопок,  доказавших  наличие  различных  слоев  и  куда  более  древний  образ  Земли,  привело  к  тому,  что  уже  в  девятнадцатом  веке  авторитет  церкви  среди  интеллектуальной  элиты  стал  снижаться.

Первым  по  настоящему  светским  государством  стала  Франция,  хотя  после  реставрации  Бурбонов,  и  произошел  временный  откат  к  клерикализму. 

Клерикальное  государство  —  это  государство,  где  церковь  имеет  государственный  статус  и  является  частью  общей  чиновничьей  машины  управления.

Но  настоящий  расцвет  светских  представлений  произошел  после  победы  Великой  Октябрьской  Революции  в  России.  Церковь  реально  была  отделена  от  государства,  власть  стала  по-настоящему  светской.  Даже  пускай  и  сдержано  насаждался  атеизм  в  качестве  официальной  идеологии.  Хотя  во  время  ВОВ,  во  властной  советской  системе  появились  элементы  клерикализма,  в  частности  ограниченной  поддержки  церквей  и  частичного  возврата  ранее  конфискованного  имущества.  Также  был  окончательно  восстановлен  институт  патриархата.

При  Никите  Хрущеве,  наоборот,  вопреки  провозглашенной  в  советской  конституцией  свободе  совести  происходило  преследование  верующих  с  негласным  запретом  занимать  высокие  должности  в  государственном  аппарате.  В  отношении  не  православных  конфессий  нередко  дело  доходило  и  до  уголовного  преследования.

После  краха  коммунистической  системы  произошел  откат  в  атеистических  представлениях,  кое-где  клерикалы  вернули  свои  позиции.  Отдельные  элементы  клерикализма,  не  смотря  на  формальное  закрепление  светского  государства  в  конституции,  существуют  и  в  России,  что  вызывает  многочисленные  дискуссии.

В  исторической  перспективе  представление  о  Боге,  религии  будет  неизбежно  меняться  и  Православию  придется  эволюционировать  вместе  со  всей  человеческой  цивилизаций  или  уступить  свои  позиции.  В  этом  плане  существование  религии  может  быть  вечным,  как  человечества  в  целом,  но  формы  и  содержания  постоянно  меняться.

Светская  модель  государства,  в  которой  всем  религиям  и  идеологиям  обеспечены  равные  условия  и  существует  свободная  конкуренция  между  ними,  наиболее  подходит  для  эволюции  и  религиозных  представлений.  Тем  более  если  равная  конкуренция  на  политических  выборах  повышает  качество  власть  то...

Почему  бы  не  перенести  подобную  аналогию  и  на  вопросы  вероисповеданий.  Ведь  даже  глубоко  верующий,  но  умный  человек  понимает  —  что  раз  Бог  Творец  допустил  существования  множества  верований,  то  значит,  это  произошло  по  его  Священной  воле.

То  есть  клерикализм,  создающий  льготные  условия,  той  или  иной  религиозной  концессии  противоречит  замыслу  Всевышнего,  желающего,  чтобы  у  людей  было  свобода  в  выборе  верований,  и  конкуренция  представлений  о  Творце  мирозданий.  Ибо  сам  Бог  нелицеприятен,  и  он  хочет,  чтобы  люди  развивались  посредством  борьбы  и  эволюции.

Тем  не  менее,  даже  в  либеральной  Европе  есть  много  клерикальных  стран  и  одно  теократическое  государство  Ватикан.  По  факту  клерикальной  страной  можно  назвать  и  США,  несмотря  на  то,  что  первая  поправка  к  конституции  гласит:  государство  не  имеет  право  устанавливать  в  государстве  официальную  религию.

Очень  сильна  роль  религии  в  большинстве  исламских  стран.  В  некоторых  из  них,  например  Саудовской  Аравии,  отказ  от  исповедования  Ислама,  карается  смертной  казнью.  Во  многих  мусульманских  государствах  есть  уголовная  ответственность  за  критические  высказывания  в  адрес  тех  или  иных  догматов  Ислама.

Традиционно,  более  толерантны  буддисты  и  сходные  с  ними  верования.  Как  правило,  такие  страны,  являют  реально  светскими  и,  например,  конкурирующие  верования,  такие  как  Христианство  и  Ислам  активно  увеличивают  свои  ряды.

В  части  за  последние  семьдесят  лет  процент  христиан  в  Южной  Корее  увеличился  в  несколько  раз,  достигнув  половины  населения.  В  десятки  раз  выросло  количество  христиан  и  в  Китае,  и  в  других  странах  Азии,  а  так  же  в  Африке.  Существенных  успехов  в  миссионерской  экспансии  достиг  и  Ислам,  особенно  в  странах  африканского  континента.

В  целом  в  мире  растет  понимание,  что  нет  плохих  религий,  есть  только  нехорошие  люди,  а  значит,  Светская  форма  правления  будет  и  далее  завоевывать  новые  позиции,  как  и  на  государственном  уровне,  так  и  в  сознания  людей.

 

Список  литературы:

  1. Ардашкин  И.Б.  Психология  религий:  Учебное  пособие  Томск,  2010.
  2. Аринин  Е.И.  Религиоведение  (введение  в  основные  концепции  и  термины):  учебное  пособие  М.:  Академический  проект,  2004.  —  317  с.
  3. Фрейд  З.  Религия  и  общество:  Хрестоматия  по  социологии  религии.  М.,  1996.
  4. Фромм  Э.  Психоанализ  и  религия  М.:  АСТ,  2010  —  С.  364—365.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.