Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА У КУРСАНТОВ И СОТРУДНИКОВ ОВД
Пульман Мария Юрьевна
студент 5 курса, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
На сегодняшний день компетентностный подход все больше вызывает интерес у исследователей в рамках психологической, социальной, педагогической наук. Их работа основана на разработке групп, классов компетенций, которыми должен обладать человек, взаимодействуя в обществе, функционируя в определенной профессиональной деятельности. Кроме того, возникает необходимость в оценке возможности приобретения данных компетенций в высших учебных заведениях и при необходимости корректировке образовательных стандартов.
Из этого следует, что круг профессиональных деятельностей, затрагиваемых компетентностным подходом, многообразен. Не исключением является и деятельность в ОВД. В ряды необходимых компетенций, которыми должен обладать тот или иной сотрудник ОВД входит, помимо сугубо профессиональных, и социальная, коммуникативная компетентности. Наше исследование направлено на изучение именно коммуникативной компетентности, как профессионально-важного качества личности.
Проблеме изучения коммуникативной компетентности именно сотрудников ОВД уделялось внимание следующими представителями отечественной психологической науки: А.В. Батаршевым, С.П. Безносовым, В.Л. Васильевым, А.Т. Иваницким, Л.А. Петровской, А.М. Столяренко, Г.С. Трофимовой, А.Г. Шестаковым и др.
Так, Г.С. Трофимова коммуникативную компетентность рассматривала как способность, обусловленная опытом межличностного общения, уровнем развития, обученности и воспитанности, в основе которой лежат гуманистические качества личности и которая обеспечивает результативность деятельности общения [по 5]. Л.А. Петровская также понимает компетентность в общении как способность, но акцент она делает на самом взаимодействии, выделяя главным установление и поддержание необходимых контактов с людьми [3].
Следует отметить повышение актуальности исследования коммуникативной компетентности у представителей ОВД также в связи с тем, что, на данный момент существует проблема эффективного взаимодействия сотрудников ОВД и физических лиц. Это проявляется в возникновении частых конфликтных ситуаций, разногласий, непониманий, попустительского либо властного отношения представителей ОВД к мирным гражданам, нередко нуждающихся в помощи. Поэтому возникает острая необходимость исследования данного феномена и поиска тех личностных качеств, взаимосвязь с которыми приводит к тому или иному уровню развития коммуникативной компетентности.
Одним из таких личностных качеств, по нашему мнению, являются стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Именно проблеме особенностей развития коммуникативной компетентности у курсантов и сотрудников ОВД во взаимосвязи с предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликтных ситуациях было посвящено наше эмпирическое исследование. Следует отметить, что коммуникативная компетентность подразделялась на три типа: компетентный, агрессивный и защитный тип реагирования в ситуациях общения (по методике Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха) [2]. А двухмерная модель Томаса-Килмена была взята за основу выделения стратегий поведения в конфликтных ситуациях, к которым относятся соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление и компромисс [4].
Эмпирическая работа была основана на двух предположениях. Первое заключалось в том, что действительно существует взаимосвязь коммуникативной компетентности и стратегий поведения в конфликте, которая выражается в следующих утверждениях: компетентный тип реагирования в коммуникативных ситуациях согласуется со стратегиями сотрудничества и компромисса; агрессивный тип реагирования — со стратегией соперничества; защитный тип реагирования — со стратегией приспособления и избегания. Второе же предположение связано с различиями в уровне выраженности типов коммуникативной компетентности у курсантов и сотрудников ОВД.
Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России. В нем приняли участие 55 человек: 26 курсантов 4 курса и 29 заочников — сотрудников подразделений ОВД со стажем работы от 5 до 25 лет.
Можно выделить следующие этапы выполненной работы:
1. обоснование диагностических методов исследования для выявления коммуникативной компетентности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях курсантов и сотрудников ОВД;
2. выявление типа реагирования в коммуникативных ситуациях (тип коммуникативной компетентности) у курсантов и сотрудников ОВД;
3. определение ведущих стратегий поведения в конфликтных ситуациях у курсантов и сотрудников ОВД;
4. определение характера взаимосвязи коммуникативной компетентности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
5. сравнение ведущих типов коммуникативной компетентности у курсантов и сотрудников ОВД;
6. анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования;
7. разработка рекомендаций по повышению коммуникативной компетентности.
Диагностические методы исследования были согласованы с теоретическим анализом проблемы коммуникативной компетентности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях, точнее выделение конкретных типов двух феноменов. Соответственно, для диагностики коммуникативной компетентности был использован тест коммуникативных умений Л. Михельсона, а с целью определения ведущих стратегий поведения в конфликтных ситуациях — Тест Томаса-Килменна «Стили конфликтного поведения».
Полученные результаты в результате исследования курсантов и сотрудников ОВД были отдельно обработаны; составлены диаграммы (в количественном и процентном соотношении выраженности показателей в выборке) и сделаны выводы. Для определения характера взаимосвязи использовался статистический пакет SPSS, коэффициент корреляции χ2 Пирсона. Для сравнения результатов курсантов и сотрудников ОВД был использован статистический пакет SPSS, дисперсионный анализ.
По результатам проведенного исследования нам удалось установить следующие факты.
Полученные данные по тесту коммуникативных умений Михельсона (Рис. 1) показывают, что и курсанты и сотрудники ОВД отдают предпочтение компетентному типу реагирования в коммуникативных ситуациях — 70,4 % и 67,8 % соответственно. Это говорит о том, что в большинстве случаев, требующих межличностного общения, они способны открыто проявлять свои чувства, мысли и желания, строить продуктивное, характеризуемое достижением собственных поставленных целей, взаимодействие. Гораздо реже, и курсанты и сотрудники ОВД отдают предпочтение зависимому типу реагирования в коммуникативных ситуациях — 19,8 и 25,7 %. При этом наблюдается зависимость от чужого мнения, и стремление приспособиться к желаниям и действиям других людей. Несколько увеличенные проценты частоты проявления данного типа реагирования у сотрудников ОВД (6—7 %) можно интерпретировать, как особенности профессиональной деятельности, которые заключаются в ригидности и невыраженности собственного мнения в пользу точки зрения выше стоящего начальства. Данный феномен находит отголосок в теоретическом анализе литературы; так, Борисова С.Е. пишет про стереотипы, приводящие к профессиональной деформации сотрудников ОВД. Такими являются стереотипы «догматического следования приказам» и «начальник всегда прав», названия которых говорят сами за себя [1, с. 3—26].
Наконец, агрессивный тип реагирования, который, несомненно, имеет место быть, выражен в достаточно низких и близких показателях у курсантов и сотрудников ОВД: 10 и 6,5 % соответственно. В данном варианте может проявляться нетерпимость и отрицание другой точки зрения, однако, глядя на суммарный результат, можно представить лишь единичные случаи применения агрессивного типа реагирования. Например, ситуация уверенности и компетентности в деятельности у руководителя одним из отделов ОВД. Для курсантов это может быть вариант появления максимализма и эгоцентризма.
Таким образом, при всем разнообразии проявления типов реагирования в коммуникативных ситуациях, мы можем наблюдать значительное преобладание именно компетентного, что дает нам сделать вывод о высоком развитии уровня коммуникативной компетентности у курсантов и сотрудников ОВД.
Рисунок 1. Процентное соотношение частоты проявлений различных типов реагирования в коммуникативных ситуациях у курсантов и сотрудников ОВД
Статистическая проверка различий в коммуникативной компетентности у курсантов и у сотрудников ОВД показала наличие различий в уровне проявления зависимого типа реагирования в коммуникативных ситуациях: сотрудники ОВД чаще, чем курсанты используют данный тип реагирования, по причине выше названных причин.
Данные по тесту Томаса-Килменна (Рис. 2) показали явные сходства в выбираемых стратегиях поведения в конфликте у курсантов и сотрудников ОВД.
Рисунок 2 Распределение ведущих стратегий поведения в конфликте у курсантов и сотрудников ОВД
Наиболее ярко это проявляется при выборе стиля сотрудничества и приспособления (по 6,7 и 23,3 % соответственно). Низкий выбор стиля сотрудничества как у курсантов, так и у сотрудников ОВД, можно вновь проинтерпретировать с помощью особенностей профессиональной деятельности: регламентация и сжатые сроки выполнения работы не позволяет им уделить время поиску наиболее оптимального и для всех наиболее выгодного решения из возникающей трудной или конфликтной ситуации. Что касается относительно среднего выбора стиля приспособления среди остальных, также можно объяснить подверженностью безоговорочно выполнять приказы начальства и отдавать предпочтение его точке зрения.
Достаточно низкий процент выбора имеет стиль избегания или уклонения (всего 3,3 % у курсантов и 13,3 % у сотрудников ОВД). Мы можем свидетельствовать об их готовности решать конфликтные ситуации, не откладывать на более поздний срок. Более высокий процент частоты встречаемости данной стратегии среди сотрудников ОВД является признаком несформированности собственной позиции, а уж тем более ее аргументации.
Средние процентные показатели имеет стиль соперничества, однако мы видим различия в частоте выбора: у курсантов он встречается в 2 раза чаще, чем у сотрудников ОВД (20 и 10 % соответственно). Это объяснимо, во-первых, возрастными особенностями (юношеский возраст характеризуется максимализмом, идеализации, сформированного однобокого взгляда), а также отсутствием стажа работы у курсантов в ОВД, в которых как мы ранее утверждали, собственная точка зрения искажается и значительно корректируется (с возможным размытием своих границ). В целом, таких курсантов характеризует активная позиция в конфликте, отсутствие предрасположенности к сотрудничеству с другими людьми, стремление в первую очередь удовлетворить собственные интересы, зачастую в ущерб интересам других, применяя различные методы внушения и вынуждения.
Доминирующей стратегией поведения в конфликтных ситуациях и у курсантов и у сотрудников ОВД оказался компромисс (30 и 43,3 % соответственно). Это выражается в желании удовлетворить и собственные интересы, и удовлетворить своего оппонента, при этом уступая некоторыми своими целями и задачами. Как мы знаем, стратегия достаточно эффективна при невозможности использовать стратегию сотрудничества, что является показательным в специфике деятельности ОВД.
В целом, следует отметить, что выбираемые стратегии имеют достаточно средние показатели, и невозможно определить ведущие. Такая усредненность показывает гибкость и разнообразие применяемых способов взаимодействия при общении и конфликтных ситуациях. А значит доказывает наши полученные результаты по типам реагирования в коммуникативных ситуациях: преобладающее число и курсантов и сотрудников ОВД проявляют высокую коммуникативную компетентность.
Однако стоит также заострить внимание на другом взаимодоказываемом факте: чаще имеет место встречаемость зависимого типа реагирования, а также стиля приспособления и избегания именно у сотрудников ОВД из-за специфики профессиональной деятельности и сформированных личностных качеств, которые при отсутствии психологической работы могут привести к профессиональной деформации. Поэтому целесообразно составить рекомендации, как для курсантов (в виде просветительской работы), так и для сотрудников ОВД (в виде профилактической работы) для избегания профессионального выгорания.
Установление характера взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и стратегиями поведения в конфликте и у курсантов, и у сотрудников ОВД показало наличие единственной среди прочих статистически значимой связи между агрессивным типом реагирования и стилем соперничества в конфликте, а также отрицательной взаимосвязи со стилем приспособления: его применение сведено к минимуму при агрессивном типе реагирования. В остальных случаях коммуникативная компетентность не соотносится с выбираемыми стратегиями поведения в конфликтах ни у курсантов, ни у сотрудников ОВД, что обуславливает вывод о наличии других, более значимых личностных качеств, которые не зависят от ситуативных факторов.
Таким образом, мы имеем возможность сделать вывод о высоком развитии коммуникативной компетентности, однако с подверженностью к использованию зависимого типа реагирования в ситуациях общения у сотрудников ОВД. Решение полученного результата исследования мы предположили в разработке рекомендаций для сотрудников ОВД, заключающихся в уменьшении конформности и повышении уверенности в себе и собственных силах. Нам представляет важным включить в рекомендации, в первую очередь, проведение профилактической беседы, а также использования различных тренинговых упражнений согласованных с поставленными целями.
Список литературы:
1.Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции и ее профилактика. Орел, 2005. — Стр. 3—26.
2.Карелин А.А. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М., — 2001. — Т. 2. — С. 50—53.
3.Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.:МГУ, 1989. — 216 с.
4.Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов / Д.Г. Скотт. СПб.: ВИС, 1994. — 210 с.
5.Титова С.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 176 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий