Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рахманкулова Г.И., Кузьмина К.М. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf (дата обращения: 23.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАРОДНЫЕ  ТРАДИЦИИ  В  СОВРЕМЕННОЙ  ОДЕЖДЕ

Рахманкулова  Гульназ  Ильнуровна

студент  3  курса,  кафедра  дизайна  костюма  ОГИС,  РФ,  г.  Омск

Кузьмина  Ксения  Михайловна

студент  4  курса,  кафедра  дизайна  костюма  ОГИС,  РФ,  г.  Омск

E-mail: 

Катаева  Светлана  Борисовна

научный  руководитель  канд.  техн.  наук,  кафедра  дизайна  костюма  ОГИС,  РФ,  г.  Омск

E-mail: 

Медведь  Людмила  Витальевна

научный  руководитель  профессор,  кафедра  дизайна  костюма  ОГИС,  РФ,  г.  Омск

Герасимова  Юлия  Львовна

научный  руководитель  доцент,  кафедра  дизайна  костюма  ОГИС,  РФ,  РФ,  г.  Омск

 

Показать  богатство  культурного  наследия  наших  предков,  заинтересовать  молодежь  историей  этнических  народов,  передать  все  самое  лучшее  будущему  поколению  можно  с  помощью  одежды.  Она  является  важнейшим  атрибутом  любого  народа,  имеет  глубокий  духовный  смысл  и  силу  оберега. 

Все  чаще  на  модных  показах  одежды  можно  встретить  коллекции  с  этническими  элементами.  Возвращение  к  истокам  нашего  бытия,  к  традициям,  народному  творчеству  —  неотъемлемая  часть  нашей  жизни.

Целью  статьи  является  исследование  культурных  традиций  наших  предков  и  возрождение  их  с  помощью  интерпретации  элементов  в  комплекты  современной  авторской  одежды.

Еще  сто  лет  назад  по  одежде  узнавали  статус  человека,  откуда  он  родом,  чем  занимается  и  интересуется.  По  костюму  складывалось  первое  впечатление  о  человеке.  Этнографы  доказали,  что  одежда,  кроме  утилитарного  имеет  социально-культурное  назначение  и  напрямую  связана  с  традициями  народа,  его  верованиями,  представлениями  о  добре  и  зле.  Костюм  отражает  жизнь  народа,  его  мировоззрение,  нравственно-этические,  социально-исторические,  политические,  философские  и  художественно-эстетические  взгляды.  Он  тесно  связан  с  народным  бытом  и  обрядами.

Костюм  как  феномен  культуры  является  формой  опредмечивания  человеческой  ментальности,  духовности  в  материально-созидательной  деятельности  человека  и  как  результат  социокультурного  способа  деятельного  бытия  человека,  содержит  информацию  о  совместном  опыте,  а  также  может  выступать  как  некий  невербальный  язык  культуры  [1,  с.  86].

Природно-климатические  условия,  образ  жизни  и  вид  деятельности  человека  влияют  на  возникновение  местной  одежды.  Специфические  элементы  в  костюме  несут  в  себе  народные  знания,  мистическую  нагрузку  и  отражают  его.  Духовное  своеобразие  народа  проявляется  не  только  в  языке,  песнях,  поэзии,  молитве,  сказках,  но  и  в  костюме.  Каждая  новая  эпоха  приносит  костюмы  нового  кроя,  новой  формы,  цвета  и  содержания.  Костюм  отражает  события  истории  и  особенности  народного  быта. 

Уже  три  года  подряд  осенью  в  Омске  проходит  Всероссийский  фестиваль  искусства  и  дизайна  «Сибирская  этника».  Мероприятие  проводят  с  целью  приобщения  к  культурному  наследию  народов  Сибири  и  этнических  групп.  Фестиваль  решает  задачи  выявления  и  поддержки  талантливой  молодежи,  вовлечение  в  творческое  применение  знаний  и  умений  в  области  дизайна  одежды  и  аксессуаров.  Он  способствует  развитию  творческого  и  технического  мастерства,  стимулирует  изучение  научных  основ  дизайна  одежды,  создает  условия  для  формирования  интересов  молодежи  к  социально-культурной  направленности  их  творчества.  В  этом  году  фестиваль  проходил  под  девизом  —  «Сибирь:  от  культурной  традиции  к  глобальным  трендам».  Такое  мероприятие  дает  возможность  молодым  дизайнерам  продемонстрировать  свои  ассоциации,  видение  народной  культуры,  творчества  с  помощью  костюма,  отображающего  соединение  традиционной  культуры  с  современным  искусством  и  массовой  культурой. 

Фестиваль  «Сибирская  этника  —  2014»  стал  незабываемым  культурным  событием  осени.  В  нем  участвовали  самые  яркие  и  креативные  молодые  дизайнеры  из  Омска,  Красноярска,  Иркутска,  Томска,  Новосибирска,  Тюмени,  Санкт-Петербурга,  Горно-Алтайска,  Костромы,  Екатеринбурга,  Барнаула  и  др.  Уникальные  авторские  работы  были  представлены  в  прекрасном  здании  Омского  областного  музея  имени  М.А.  Врубеля.  Для  проведения  дефиле  были  приглашены  модели  из  лучших  агентств  города  Омска.

Каждый  год  авторы  статьи  принимают  участие  в  конкурсе  молодых  дизайнеров  и  представляют  на  суд  жюри  комплекты  одежды  в  этническом  стиле.  В  2014  году  авторские  комплекты  были  удостоены  призовых  мест  в  номинации  «Этнический  город».

Творческим  источником  комплекта  представленного  на  рис.  1.  является  сказочный  персонаж  Баба-Яга.  В  сказках  она  ведёт  себя  по-разному,  то  ворует  маленьких  детей,  то  помогает  доброму  молодцу.  Часто  Бабу-Ягу  представляют  энергичной,  злой,  не  молодой  женщиной  одетой  в  лохмотья  старой  одежды.  У  неё  растрепанные  волосы,  а  живёт  она  в  избе  в  дремучем  лесу.  Для  нас  Баба-Яга  —  символ  вечности  и  неприкосновенности,  это  незабываемый  и  мистический  персонаж,  вдохновляющий  своей  неопределенностью.  Она  интерпретируется  как  страстная  девушка  несущая  все  традиции  и  умения  древности.  Авторский  комплект  состоит  из  пальто,  платья,  брюк,  головного  убора,  митенок  и  галстука.  Пальто  с  нашитой  пряжей,  имитирующей  лохмотья,  было  изготовлено  вручную.  Оно  собрано  из  разно-фактурных  фасонных  нитей,  равномерно  разложенных  и  настроченных  на  основу.  Платье  в  пол,  как  признак  закрытости,  трапециевидного  кроя  с  втачным  рукавом  и  стояче-отложным  воротником.  Оно  изготовлено  из  хлопчатобумажного  материала.  Воздушные  трикотажные  брюки,  добавляющие  фактурность  образу  связаны  на  ручной  вязальной  машине  5-го  класса  переплетением  кулирная  гладь  из  фасонной  пряжи.  И,  конечно  же,  аксессуары,  без  которых  нельзя  было  обойтись.  Галстук  состоит  из  валяных  шариков,  соединённых  между  собой,  которые  напоминают  плоды  вишни.

 

Рисунок  1.  Комплект  одежды  «Вечная»  автор  Кузьмина  Ксения

 

Для  создания  комплекта,  представленного  на  рис.  2,  использовалась  тема  почитаемого  божества,  матери  всех  духов  и  богатства  земли  —  Берегини. 

Богиня,  охраняющая  все  живое,  бережет  от  злых  духов  и  предсказывает  будущее.  Она  символ  чистоты  и  целомудрия,  живущая  в  воде.  Ее  представляли  в  виде  белоствольной  березы.  В  славянском  фольклоре  она  русалка.  Образ,  который  был  выбран  для  конкурса  эта  та  же  Берегиня,  но  с  особенной  женственностью.  Длинное  платье  молочного  цвета  из  льняной  материи  символизирует  чистоту  и  целомудренность  образа.  Оно  прямого  покроя  со  складками  по  линии  талии,  складки  расшиты  бисером.  Легкий  воздушный  кардиган  напоминает  гармонию  природы  её  таинственность  и  прозаичность.  Полотна  для  кардигана  изготовлены  регулярным  способом  на  ручной  вязальной  машине  “Silver”  прессовым  переплетением  с  отбором  игл.  В  них  сочетаются  два  вида  пряжи:  мохер  и  вискоза,  которые  противоположны  по  своей  фактуре  и  внешнему  виду.  Завершает  образ  комплект  аксессуаров  который  создает  эффект  шума  листвы  деревьев.  Авторские  ожерелье  и  серьги  собраны  из  стекляруса  и  бисера  по  цвету  сочетающиеся  с  комплектом  одежды.

Чтоб  обращаться  к  давности  нужно  изучать  фольклорные  и  современные  произведения.  У  каждого  племени  были  свои  боги  и  мифы,  в  каждом  произведении  они  трактуются  по  разному,  но  благодаря  этому  мы  можем  познать  быт  и  верования  наших  предков,  как  и  где  они  жили.  Они  поклонялись  духам  воды,  ведь  в  то  время  не  было  дорог,  и  передвижения  были  только  по  воде. 

 

Рисунок  2.  Комплект  одежды  «Ловец  дней»  автор  Рахманкулова  Гульназ

 

Обращение  к  изучению  творческого  наследия  предшествующих  поколений  позволяет  нам  не  только  знать,  но  и  любить  и  уважать  культуру  своего  и  других  народов.  Наше  искусство  станет  от  этого  богаче,  красочнее  и  многограннее.

 

Список  литературы:

1.Бодрова  А.Ш.  Традиционный  костюм  коренных  народов  Сибири  как  отражение  эмпирической  реальности  /  А.Ш.  Бодрова  //  Вестник  ТГПУ.  Серия:  Гуманитарные  науки  (история,  археология).  —  2004.  —  №  4  (41).  —  С.  85—90.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий