Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Кузнецова Полина Эдуардовна
студент 3 курса, кафедра общей и клинической психологии факультета психологии НИУ БелГу, РФ, г. Белгород
Бойченко Янина Сергеевна
научный руководитель, аспирант «МосГУ», ассистент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ «БелГу», РФ, г. Белгород
Каждый из нас ежедневно испытывает тревогу по какому-либо поводу и в большинстве случаев тревожное состояние вызывают совсем незначительные причины. Чувство тревожности мешает жить человеку, может привести его к одиночеству. Тревожный человек находится в постоянном внутреннем напряжении, а большинство трудностей представляются им как непредвиденная беда. Безусловно, тревожность накладывает отпечаток на поведении человека, отражается на его взаимоотношениях с окружающими людьми, влияет на деловую активность. Статистика, полученная британскими социологами, демонстрирует то, что число тревожных людей растет с каждым годом и в достаточно большом количестве. В связи с этим общество нужно привлечь к проблеме тревожности, так как подобное состояние может привести человека не только к небольшому стрессу, но и к паническим состояниям, фобиям, обсессивному поведению. Поэтому проблема, выбранная нами для исследования, является актуальной на сегодняшний день.
Объяснение понятия тревожность впервые было введено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Первое упоминание слова «тревожный» отмечается в словарях с 1771. Имеются различные варианты объяснения данного понятия [2].
По мнению Р.С. Немова и В.В. Давыдова [5; 7], тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Василий Васильевич подчеркивает, что склонность испытывать беспокойство, проявляется и в тех жизненных ситуациях, которые к этому совсем не предполагают.
Тревога — необоснованный страх. Так, немецкий философ Пауль Тилих писал, что тревога — это реакция на угрозу небытия. Это страх к чему-то, что не имеет четкого образа, но угрожает человеку потерей и утратой своего «Я» [8].
Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в результате нарушения форм внутри — и межличностного общения [9].
Российский исследователь М. Литвак и американский психолог Кэрролл Изард сошлись во мнении о том, что тревога — это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций, одной из которых является страх, а другими её компонентами являются чувства печали, вины и стыда. Чаще всего источники тревоги являются бессознательными, их невозможно логически объяснить и они направлены на будущее [2; 4; 6].
А.М. Прихожан склонна считать, что тревожное состояние ощущается человеком в виде напряжения, озабоченности, беспокойства, в результате чего возникают чувства неизбежной неудачи, тоски, бессилия, одиночества и невозможности принять правильное решение [8].
Какие же факторы влияют на появление тревожности?
По последним полученным данным принято считать, что имеется два вида факторов: 1) субъктивные — это индивидуальные особенности личности, влияющие на процесс роста уровни тревожности, к ним относят высокий уровень нейротизма, неуравновешенность нервно — психических процессов, преобладание эмоций, имеющих негативное происхождение; 2) объективная группа факторов — внешние факторы, как правило связанные с выполнением трудовой деятельности, например неблагоприятный психологический климат в коллективе, утомляемость из-за неудобного графика работы, однообразие рабочего дня и т. п. [1].
На основе исследований Р.Л. Астахова (2000) [3], тревожность связана с показателями шизотимии, нейротизма, покорности, озабоченности, страха.
Кроме этого, есть данные, свидетельствующие о корреляции показателей уровня тревожности с уровнем самооценки. Так, В.Ф. Сафин определил, что высокий уровень самооценки релевантен относительно низкому уровню тревожности, и наоборот, увеличение показателей тревожности соотносится с понижением уровня самооценки [9].
Целью исследования, которое мы провели на базе НИУ БелГу, стало изучение гендерных особенностей проявления тревожности в юношеском возрасте. На основании вышеперечисленных исследований и их результатов, мы выдвинули гипотезу о том, что уровень тревожности в юношеском возрасте связан с показателями нейротизма и самооценки и данная связь имеет гендерную специфику.
Мы предположили, что у учащихся с высоким уровнем тревожности и нейротизма результаты самооценки будут низкими, а юноши, имеющие низкие и средние показатели, будут отличатся высоким уровнем самооценки. А также, по нашему мнению, показатели данных характеристик будут различными у юношей и девушек, в связи с гендерными особенностями.
Актуальность нашего исследования заключалась, во-первых, в научной значимости проблемы изучения тревожности, а с другой стороны, в высоком интересе психологии к особенностям личности в юношеский период. Так как в этом возрасте человек сталкивается с большим количеством проблем, которые могут вызвать состояние повышенной тревожности: установление дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.
В исследовании приняли участие 50 студентов НИУ БелГу, среди которых 25 юношей и 25 девушек, в возрасте от 18-ти до 20-ти лет (по периодизации Э. Эриксона). В качестве испытуемых выступили девушки с факультета психологии и юноши, обучающиеся на факультете информационных технологий и прикладной математики в 2013—2014 учебном году.
При проведении исследования мы использовали следующие методы: методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе); личностный опросник Г. Айзенка (1963 г.); тест-опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалева; методы математического анализа данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, дисперсионный анализ).
Проведя психологическую диагностику изучения гендерных особенностей тревожности в юношеском возрасте мы достигли следующих результатов.
В генеральной выборке, исследованных нами респондентов, результаты распределились следующим образом: 2 % юношей и девушек имеют низкий уровень тревожности, 35 % — средний с тенденцией к низкому, 26 % — средний с тенденцией к высокому, 35 % — высокий уровень тревожности и 2 % обладают очень высоким уровнем тревожности.
Высокий уровень тревоги свидетельствует о повышенной возбудимости центральной нервной системы и высокой вероятности наличия вегетососудистой дистонии с ее характерными проявлениями. Тревожная личность характеризуется низкой самооценкой, боязнью опять потерпеть неудачу, стремлением избежать неуспеха, конформизмом, но также и развитым чувством ответственности, совестливости, обязательности, скромности, высокой чувствительностью и способностью сопереживать другим людям.
Очень высокий уровень тревоги говорит об угрозе устойчивого невроза, психастении. Люди этого круга отличаются нерешительностью, тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и слов, повышенной обязательностью и ответственностью, большой зависимостью от мнений и отношений других, они реагируют повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки.
Выполнив анализ полученных результатов, нам удалось выяснить, что высокий и очень высокий уровень тревожности более характерен для девушек (33 % девушек — средний с тенденцией к высокому, 46 % — высокий уровень тревожности, 4 % — очень высокий уровень тревожности). В выборке юношей преобладает средний уровень тревожности (4 % — низкий уровень тревожности, 52 % — средний с тенденцией к низкому, 20 % — средний с тенденцией к высокому, 24 % — высокий уровень) с тенденцией к низкому, что является нормой.
Распределение генеральной выборки по уровню нейротизма мы определили у респондентов с помощью личностного опросника Айзенка. Нейротизм, рассматриваемый Г. Айзенком в качестве одной из важнейшей детерминант человеческого поведения относится к числу свойств личности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов.
Полученный результат: у 20 % выборки низкий уровень нейротизма, 36 % юношей и девушек имеют средний уровень нейротизма, 34 % — высокий уровень и 10 % обладают очень высоким уровнем нейротизма. Ни одна девушка из выборки не обладает низким уровнем нейротизма — 0 %, у 44 % респонденток средний уровень нейротизма, 40 % девушек имеют высокий уровень нейротизма и у 16 % мы видим очень высокий уровень нейротизма. Среди юношей результаты распределились следующим образом: 40 % юношей имеют низкий уровень нейротизма, 28 % — средний, 28 % — высокий и у 4 % респондентов наблюдается очень высокий уровень нейротизма.
И последней характеристикой, которую мы изучили, является уровень самооценки. Больше чем у половины респондентов выявлен низкий уровень самооценки — 53 %, 31 % юношей и девушек имеют средний уровень самооценки, у 16 % выборки уровень самооценки является высоким.
В нашей выборке оказалось, что у подавляющего большинства девушек выявлен низкий уровень самооценки (71 % девушек имеют низкую самооценку, 25 % среднюю, а у 4 % девушек самооценка высокая). У юношей преобладает высокий и средний уровень самооценки (одинаковое количество парней имеют низкий и средний уровень самооценки — 36 %, у 28 % юношей наблюдается высокий уровень самооценки). Полагаем, что большинство юношей являются уверенными в себе людьми, трезво и адекватно воспринимающими реальность.
В результате корреляционного анализа нами была установлена отрицательная связь тревожности с самооценкой у девушек (r=-0,53 при p≤0,01) и юношей (r=-0,89 при p≤0,01), что свидетельствует о том, что чем ниже уровень тревожности у девушек и юношей, тем выше их самооценка. Полученные нами данные подтверждаются исследованиями В.Ф. Сафина, А.М. Прихожан и другими [8]. Связь тревожности с нейротизмом является положительной у девушек (r=0,79 при p≤0,01) и юношей (r=0,83 при p≤0,01) и подтверждает то, что увеличение тревожности приводит к увеличению нейротизма.
С помощью дисперсионного анализа мы определили влияние фактора пола на проявление тревожности в выборке испытуемых. Мы выяснили, что пол как независимая переменная оказывает существенное влияние на проявление изучаемых нами показателей (fкр (0,05; 1; 48) = 4). Юноши и девушки значительно отличаются друг от друга по изученным нами параметрам, так у большинства девушек был выявлен повышенный уровень тревожности и нейротизма, что указывает на наличие у них более выраженной эмоциональной неустойчивости и склонности к невротическим расстройствам. Результаты исследования юношей показали, что для них свойственен низкий и нормальный уровень, изучаемых параметров, поэтому парней из нашей выборки можно охарактеризовать как сдержанных, уверенных в себе, инициативных и не зависящих от мнения окружающих личностей. Таким образом, наша гипотеза о гендерной специфике проявления тревожности, самооценки и нейротизма подтвердилась. Подтверждение полученных нами результатов можно найти и прочесть в работах выдающихся психологов, доказавших, что тревожность связана с показателями особенностей свойств нервной системы и самооценкой. (Р.Л. Астахов, В.Д. Небылицын, Ю.А. Катыгин) [3].
Список литературы:
- Айзенк Х. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. — с. 224—247.
- Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. СПб., 2001. — 146 с.
- Астахов Р.Л. Тревожность как фактор трансформации личности подростков // Психология ХХI века: Тезисы Межд. Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000. — с. 160—168.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. — учеб. Пособие для вузов. М.: Академия: Смысл, 2004. — 541 с.
- Вард И. Фобия. М.: Проспект, 2002. — 78 с.
- Кэррол Э.И. Психология эмоций. СПб.: «Питер», 2007. — 327 с.
- Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 608 с.
- Прихожан А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика / А.М. Прихожан // Школьный психолог. — 2004. — № 8. — С. 16—22.
- Хван А.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте: диагностика / А.А. Хван. Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. — 252 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий