Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Клочко К.П. ДЕКАДАНС XX ВЕКА — КЛЮЧ К РЕНЕССАНСУ ВЕКА XXI-ГО? // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf (дата обращения: 12.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ДЕКАДАНС  XX  ВЕКА  —  КЛЮЧ  К  РЕНЕССАНСУ  ВЕКА  XXI-ГО?

Клочко  Ксения  Павловна

студент  1  курса  УФФ  ФГБОУ  СтГАУ,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mail:  ks.klo@yandex.ru

Гуляк  Иван  Иванович

научный  руководитель,  д-р  ф.  наук,  профессор,  кафедра  философии  и  истории,  РФ,  г.  Ставрополь

 

Сегодня,  в  эпоху,  когда  человечество  постепенно  покидает  индустриальное  общество  и  переходит  к  постиндустриальному,  много  внимания  уделяется  проблемам  экономической,  политической,  социальной  сфер  жизни.  Духовная  составляющая  не  остаётся  без  поддержки,  однако  само  направление  её  развития  кажется  размытым,  приобретшим  неясные  очертания  после  едва  окончившегося  декаданса  XX  века.  Ориентир  предстоит  найти  нашему  молодому  поколению,  но  чтобы  избрать  верный  путь  и  сделать  в  направлении  его  подлинно  верный  шаг,  необходимо  обратиться  к  истории  и  выявить  закономерности  развития  культурного  феномена  как  такового.

Нам  не  следует  забывать  о  том,  что  двадцатый,  ныне  ушедший  век  был  полон  разладов  и  противоречий.  На  него  пришлись  две  страшные  мировые  войны,  огромный  технический  рывок  вперёд,  компьютеризация  и  освоение  космического  пространства.  В  такой  короткий  срок  знания  человечества  преумножились  многократно,  и  непросто  было  привыкнуть  к  стремительному  темпу  сменяющих  друг  друга  событий  и  явлений.  Скорость  прогресса  была  слишком  высока,  человечество  едва  поспевало  за  ней,  отсюда  и  родилась  необходимость  выразить  все  волнения  людских  умов  в  искусстве.  В  конце  XIX  века  началась  культурная  революция,  которая  окончательно  разорвала  связь  века  двадцатого  с  уже  устоявшимися  традициями  —  жажда  поиска  новых  духовных  ценностей  привела  к  коренному  изменению  мировоззрения  людей,  живших  в  то  время.  Острейшие  социальные  конфликты  порождали  непонимание  и  растерянность  у  общества,  вскрыли  его  смутное  предчувствие  радикальных  перерождений  несметного  количества  человеческих  душ.  Человечество  балансировало  на  грани,  необходимы  были  иные  идеалы  и  убеждения  взамен  старых,  исполинских  воззрений,  насильно  сброшенных  с  пьедестала,  возведённого  предыдущими  поколениями.

Искусство  не  могло  оставаться  в  стороне,  интеллигенция,  не  умевшая  безмолвствовать,  видя  страдания  народов,  чутко  отзывалась  на  малейшие  колебания  спокойствия  в  целом  мире.  Максим  Горький  предвидел  кровавое  для  Российской  империи  время  —  второй  десяток  XX  века  —  ещё  в  далёком  1902  году,  написав  свой  именитый  белый  стих  «Песня  о  буревестнике».  Произведение  всколыхнуло  общественные  массы,  этот  клик  подхватили  другие  писатели  и  поэты,  с  утроенной  мощью  обрушив  всю  силу  своих  грандиозных  трудов  на  не  подготовленных  к  этому  людей,  большая  часть  которых  оказалась  не  в  силах  принять  приближавшиеся  метаморфозы  с  должной  уверенностью  в  завтрашнем  дне.  В  столетие,  особенно  падкое  на  крупномасштабные  вооружённые  столкновения,  выходившие  за  пределы  локальных  конфликтов,  и  модернизированные  орудия  массового  поражения,  «сила  гнева,  пламя  страсти  и  уверенность  в  победе»,  предрекаемые  Буревестником,  были  как  никогда  необходимы  российскому  народу.

Однако  на  этом  преобразование  культуры  как  в  Российской  империи,  так  и  в  Европе  не  завершилось.  Искажение  реализма,  господствовавшего  в  XIX  веке,  и  последовавшая  за  этим  замена  его  на  авангардизм  повлекли  за  собой  последствия  необычайного  охвата.  Прежде  всего,  искусство  стало  расцениваться  как  «некое  магическое  средство  воздействия  на  общество»  [7,  с.  6],  религиозная  тематика  смешалась  с  демонической  и  прочно  вошла  в  культурную  жизнь  общества.  Среди  представителей  раннего  авангардизма  в  России  нельзя  не  отметить  Михаила  Врубеля,  чьи  полотна,  с  которых  глядят  на  нас  гордые,  не  сломленные  тысячелетней  борьбой,  низвергнутые  во  мрак  ангелы,  в  мученических,  но  титанических  позах,  исполненных  неугасимой  внутренней  энергии  и  лишённых  какой  бы  то  ни  было  кротости,  по-прежнему  волнуют  каждого  своего  зрителя.

Увлечение  демонизмом  —  одна  из  характерных  черт  декаданса  XX  века.  Тогда  искусство  стало  считаться  порождением  не  Божьей  искры,  направляемой  рукой  человека,  но  итогом  греховной  связи  личности  творца  с  силами  тёмными  и  потусторонними.  В  период  потрясений  войнами  и  революциями  вера  в  Бога  испытывалась  нещадными  испытаниями,  потому-то  приверженцы  искусства  находили  отклик  своих  сердечных  порывов  в  мистическом  и  необъятном  таинстве,  которое  подвергалось  резкому  осуждению  со  стороны  церкви.

Сам  же  Врубель  любил  повторять,  что  «демона  нельзя  путать  с  чёртом  или  дьяволом;  ибо  чёрт  по-гречески  —  «рогатый»,  дьявол  —  «клеветник»,  демон  же  значит  «душа».  Художник,  всю  сознательную  жизнь  бывший  страстным  христианином,  признавался  в  том,  что  черпал  вдохновение  из  небольшой  книжонки,  которую  всегда  носил  с  собой,  перечитывая  по  многу  раз.  То  был  лермонтовский  «Демон»,  образ  которого,  выраженный  в  незатейливых  строках  великого  русского  поэта:  «Он  был  похож  на  вечер  ясный:  ни  день,  ни  ночь,  —  ни  мрак,  ни  свет»,  запечатлелся  клеймом  на  всём  творчестве  Врубеля,  наделив  его  поистине  колдовским  умением  изобличать  перед  нами  страдания  падшего  небесного  создания.

Помимо  демонизма  в  авангардном  искусстве  проявило  себя  новое  направление,  позднее  вошедшее  в  историю  как  экспрессионизм.  Его  видными  представителями  были  такие  выдающиеся  художники,  как  Мунк,  Пикассо,  Модильяни,  Стриндберг,  Стравинский  —  во  всех  областях  культурной  жизни  зажглись  авантюрные  и  вызывающие  звёзды,  чьё  творчество  и  сегодня  подлежит  бурному  обсуждению  теперь  уже  современных  критиков.  Единой  оценки  касаемо  произведений  этих  деятелей  искусства  до  сих  пор  нет.

Экспрессионизм  был  обжигающим  глотком  свежего  воздуха,  по  мнению  самих  приверженцев  данного  направления:  он  позволил  им  выйти  за  опостылевшие  рамки  гармоничных  форм  и  перейти  к  буйству  абстракции,  выплеску  всех  накопившихся  эмоций  на  холст  или  бумагу  при  помощи  чернил  либо  красок.  Экспрессионисты  верили  в  непреложную  истину,  которая  заключалась  в  следующем  убеждении:  «Человек  живёт  во  враждебном  ему  мире,  отчуждённый,  он  ищет  способ  и  возможность  избавиться  от  переполняющих  его  чувств,  позволить  дисгармонии  и  далее  уничтожать  разрываемый  порочными  страстями  мир».  Некий  животный  страх  перед  окружающей  человека,  словно  кокон,  реальностью  и  исходящее  отсюда  разочарование,  кроящееся  в  противоречии  между  внешним  динамизмом  и  личностным  верованием  в  недвижность  мира,  отсутствие  у  него  стремления  к  самосовершенствованию  —  вот  что  было  основным  двигателем  экспрессионизма.  Протест  против  сложившихся  ценностных  ориентаций,  намеренное  деформирование  привычных  каноничных  образцов  и  попытки  отыскать  и  утвердить  обновлённое  видение  жизни  лишь  поддерживали  базовую  идею,  на  которую  опирались  экспрессионисты,  верша  свои  творения  в  искусстве.

Все  направления,  которые  частично  были  упомянуты  ранее,  позднее  объединённые  учёными-исследователями  в  единый  термин  «авангард»,  стали  прорывом  в  искусстве  XX  века.  Период  декаданса,  символизировавшийся  невыразимым  смятением  в  человеческих  умах,  продолжался  почти  сто  лет,  пока  не  подошло  время  нашему  XXI  веку  показать  себя  во  всей  красе.

Выросшие  на  произведениях  по  большей  части  минувшего  столетия,  мы  впитали  в  себя  опыт  прошлых  поколений  деятелей  искусства,  вместе  с  ними  пережили  события,  которым  хорошо  бы  было  никогда  не  повторяться  вновь.  И  какой  вывод  можем  сделать  мы,  опора  грядущей  мировой  культуры,  у  которой  есть  возможность  перенять  эстафету  правопреемства  у  предков?  Верно,  обобщение  напрашивается  лишь  одно.  За  всяким  упадком  следует  подъём  необыкновенно  могучий  и  от  того  не  менее  долгожданный.  Десять  веков  потребовалось  человечеству,  чтобы  освободиться  от  цепей  Средневековья,  вернуться  к  канонам  античности,  восхвалявшим  всё  прекрасное  в  человеке,  венце  Божьего  творения.  При  сегодняшнем  галопирующем  движении  вперёд  не  сократится  ли  срок  повторного  перехода  до  одного  века,  именуемого  двадцатым?

Пусть  пока,  несомненно,  рано  утверждать,  что  искусство  встало  на  следующую,  принципиально  отличную  от  пройденных  ступень  своего  развития.  Пусть  мы  преждевременно  верим  в  то,  что  в  скором  будущем  мир  потрясут  грандиозные  мысли  человеческого  гения,  нашедшего  свежие  формы  и  виды  в  творчестве,  где,  казалось  бы,  почти  всё  было  прежде  оговорено  и  обнародовано.  Пусть  мы  только  надеемся  на  то,  что  наши  сверстники  откроют  перед  нами  двери  в  бескрайние  горизонты,  созданные  чужим  сознанием,  пусть.  Перемены  уже  замерли  у  порогов  наших  с  вами  домов,  осталось  пустить  их  внутрь  и  позволить  им  захватить  власть  над  музыкой,  живописью,  литературой...

Исследователи  дарят  нам  оптимистичные  прогнозы,  отмечая  появившуюся  совсем  недавно  тенденцию  возвращения  искусства  к  истокам  классицизма.  Не  призывает  ли  это  нас  задуматься  о  том,  что  мы  всё-таки  движемся  в  правильном  направлении,  которое  избрали  сами?  Не  исключено,  что  новая  культурная  революция  близка  —  эпоха  сама  подводит  людей  к  ней.

А  что  же  до  главного  действующего  лица  XXI  века  —  прогресса  в  человеческих  душах?

Он,  бесспорно,  живёт  и  взращивается  в  нас,  стараясь  предугадать  миг,  когда  наступит  его  пора  открыто  показаться  нам  на  глаза  в  своём  великолепии  и  невинной  простоте.

За  каждым  декадансом  следует  свой  ренессанс.

 

Список  литературы:

  1. Гуляк  И.И.  «Национальная  идея»:  к  постановке  проблемы//  В  сборнике:  Проект  модернизации  России  до  2020  года:  проблемы,  альтернативы,  возможности  и  перспективы  Материалы  краевого  научного  семинара,  г.  Ставрополь,  27  ноября  2008  г.  Ответственный  редактор  Гуляк  И.И.,  Ставропольский  государственный  аграрный  университет.  Ставрополь,  2009.  —  С.  22—31.
  2. Гуляк  И.И.  Диалог  культур:  самобытность,  глобализация,  толерантность//  Социально-гуманитарные  знания.  —  2010.  —  №  7.  —  С.  196—199.
  3. Гуляк  И.И.  К  вопросу  конструирования  государственной  политики  Российской  Федерации  (региональный  аспект)//  В  сборнике:  Формирование  культуры  мира  и  толерантности  в  полиэтноконфессиональной  молодежной  и  студенческой  среде  2013.  —  С.  13—21.
  4. Гуляк  И.И.  Определение  понятия  «гражданская  идентичность»  в  современной  России//  В  сборнике:  АКТУАЛЬНЫЕ  ФИЛОСОФСКИЕ  И  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  СОВРЕМЕННОГО  НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ  2013.  —  С.  65—69.
  5. Гуляк  И.И.  Ценности  и  национальные  идеи  в  российском  менталитете  //  Социально-гуманитарные  знания.  Общественный  фонд  «Содействие  Юг»,  М.,  —  2009.  —  №  12.  —  С.  129—133.
  6. Гуляк  И.И.,  Канц  Н.А.  К  вопросу  о  политическом  дискурсе:  слова  и  смыслы//  Социально-гуманитарные  знания.  —  2009.  —  №  9.  —  С.  293—296.
  7. Лихвар  В.Д.,  Подольская  Е.А.,  Погорелый  Д.Е.  Новейший  культурологический  словарь.  М.,  2010.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий