Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Цветкова Н.В. ТЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В ЖИВОПИСИ ВИКТОРА БЫЧКОВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf (дата обращения: 14.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ТЕМА  РУССКОЙ  ДЕРЕВНИ  В  ЖИВОПИСИ  ВИКТОРА  БЫЧКОВА

Цветкова  Наталья  Вадимовна

магистрант  1  курса,  кафедра  музеологии  и  истории  культуры  ВлГУ,  РФ,  г.  Владимир

E-mail tsvetok92@mail.ru

Жарнова  Валентина  Ильинична

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ВлГУ,  РФ,  г.  Владимир

 

Ковровский  художник  Виктор  Алексеевич  Бычков  известен  как  мастер-реалист,  который  не  представляет  своего  творчества  без  пейзажа  родного  края,  а  главное,  без  простого  русского  дома  и  той  атмосферы,  которая  всегда  царила  внутри.

Наши  родители,  бабушки,  дедушки  в  60-е—90-е  годы  покидали  свои  родные  деревеньки  и  ехали  на  заработки  в  город.  Мало  кто  вернулся  обратно.  Да  и  сейчас  все  стремятся  уехать  в  город.  Осиротела  деревня,  остались  одни  старики,  не  едет  молодежь  туда.  Целые  поселения  исчезают  с  карты  России,  а  через  пару  лет  мы  и  вовсе  забудем,  что  такое  русский  дом,  народная  песня,  тихая  деревенская  жизнь,  колодец  и  лес  за  околицей.  Помню  бабушкины  рассказы  о  том,  как  со  слезами  уезжала  она  из  родной  деревни  Пронево  в  город  Ковров,  что  во  Владимирской  области,  на  заработки,  как  каждые  выходные  ездила  домой,  несмотря  на  слякоть  и  мороз.  Дом,  родина  —  вот  что  самое  важное  в  жизни  человека.

В  настоящее  время  современная  русская  деревня  переживает  свой  упадок.  Стоит  только  выехать  нам  за  пределы  Владимира  или  Коврова,  тут  же  мы  увидим  опустевшие,  полуразрушенные  деревеньки.  Когда-то  здесь  кипела  работа,  люди  воспитывали  детей,  занимались  хозяйством.  С  приходом  «рыночных  отношений»  деревня  начала  стремительно  умирать.  Теперь  всюду  стоят  разрушенные  церквушки,  заросшие  крапивой  и  кустами.  Виктор  Бычков  —  один  из  немногих  художников,  который  показывает  нам  то,  что  было  утеряно  не  только  историками-краеведами,  но  и  обществом,  государством,  в  целом.

С  самых  первых  работ  основной  темой  ковровского  художника  стала  русская  глубинка.  Для  художника  родная  деревня  —  это  не  просто  географическое  понятие,  это  образ  Родины.  С  особым,  трепетным  чувством  он  относится  к  российской  глубинке,  и,  работая  над  образом  деревни,  вкладывает  в  него  всю  глубину  своих  чувств  и  переживаний.  В  своих  работах  Виктор  Бычков  уделяет  большое  внимание  сложным,  трудным  для  исполнения  и  поэтому  редким  в  наше  время  масштабным  жанровым  произведениям,  затрагивающим  глубокие,  социально  значимые  темы.

Обратимся  к  некоторым  работам  художника,  наиболее  полно  раскрывающим  эту  тему.  Вот,  например,  изображена  простая  деревенская  изба.  Окна  ее  заколочены  досками,  кровля  искрещена  прорехами.  Идет  осенний  дождь,  скоро  наступит  зима...  Картина  вызывала  бы  ощущение  острой  безысходности,  если  бы  не  вторая  часть  композиции:  открывающиеся  в  левой  части  полотна  небесные  просторы,  сияющие  в  обрамлении  деревьев  стены  православного  храма.  Трудно  представить,  сколько  сегодня  в  России  подобных  этому  осиротевших  домов,  обезлюдевших  деревень,  опустошенных  храмов!  Художник  взял  на  себя  нелегкую  задачу  —  напомнить  нам  об  уходящем  мире  российской  деревни,  где  всегда  во  главу  угла  ставились  непреходящие  ценности:  родная  земля,  русский  деревянный  дом,  чистое  небо,  свежий  хлеб,  ответственность  перед  Богом  и  перед  всем  селом  за  поступки,  за  праведность  жизни.

У  Виктора  Бычкова  есть  серия  полотен,  на  которых  представлены  обветшавшие  и  заброшенные  избы  глухих  деревень,  глядящие  на  нас  пустыми  глазницами  окон,  разрушенные  и  провалившиеся  колодцы,  подгнившие  заборы.  Но  в  каждом  своем  произведении  художник  говорит  о  возможных  путях  возрождения  родной  деревни:  здесь  и  сияние  храма,  и  изображение  деревьев  или  леса,  как  символа  мощи  народа,  корнями  уходящего  в  родную  землю,  в  питающую  его  почву.  Даже  ведро  колодезной  воды  вырастает  в  своей  значимости  до  символа  неубывающего  источника  жизни.  И  начинаешь  понимать:  пока  жив  этот  источник,  жив  и  народ,  есть  и  надежда  на  возрождение  русской  деревенской  жизни.

Мастер  заставляет  нас  задуматься  о  судьбе  наших  родных  деревень  сегодня.  С  этой  серией  перекликаются  произведения,  показывающие  разоренные  деревенские  церкви  и  храмы,  занесенные  снегом  алтари,  покосившиеся  двери  притворов,  осыпающиеся  фрески,  обветшалую  штукатурку  церковных  стен.

Неверно  было  бы  думать,  что  пейзаж  —  это  жанр,  рассказывающий  только  о  красоте  природы.  В  произведениях  Виктора  Бычкова  пейзажная  тема  вырастает  до  сложных  социальных  обобщений;  через  конкретный  образ  художник  выходит  на  важнейшие  культурно-исторические  темы  о  пути  развития  русского  народа.  Художник  остро  переживает  разрушение  традиционной  русской  культуры  под  натиском  западных  «экспериментов»  и  стереотипов.  Подобный  метод  философского  отношения  к  образу  родной  деревни  развивал  в  своих  офортах  другой  известный  владимирский  художник  —  Борис  Французов.  Так,  работа  Виктора  Бычкова  «Свет  вечерний»,  на  мой  взгляд,  отчетливо  перекликается  с  работой  Бориса  Французова  «Вековуха».  Главное,  что  объединяет  эти  работы  —  тема  одиночества.  Французов  изображает  окраину  деревни,  точнее,  один  оставшийся  деревенский  дом.  И  пожилую  женщину.  Посмотрите  на  натруженные  руки  пожилой  женщины,  сгорбленные  плечи…  Та  же  «вековуха»  —  героиня  полотна  Бычкова.  Она  несет  на  своих  иссохших  плечах  корзину  с  сеном  для  коз.  Такие  «вековухи»  живут  практически  в  любой  еще  жилой  деревне.  Еще  Василий  Макарович  Шукшин  лет  сорок  назад  кручинился,  что  нет  желания  у  молодых  оставаться  в  деревнях,  сокрушался,  что  не  получает  деревня  того  развития,  что  город,  а  если  и  дальше  будет  так  продолжаться  —  неминуема  гибель  того,  что  исстари  считалось  основой  основ  Государства  Российского.  И  он  был  прав.  Художники  показали  нам  гибель  деревни:  у  Французова  —  это  один  оставшейся  дом,  у  Бычкова  —  обветшалые  избы  и  разрушающиеся  храмы.

 

Рисунок  1.  Виктор  Бычков  «Свет  вечерний»

 

Рисунок  2.  Борис  Французов  «Вековуха»

 

Теперь  мы  ясно  понимаем,  что  только  деревня,  глубинка  бережно  хранят  народные  традиции,  в  самые  тяжелые  времена  именно  излучают  накопленное  праведниками  тепло,  согревая  души  людей.  Изображение  трагедии  русской  деревни  Виктор  Бычков  принял  как  свое  личное  предназначение.  С  особой  трепетной  любовью  пишет  он  картины  жизни  глубинки,  подмечает  самое  потаенное,  чистое,  что  распознается  не  только  разумом,  но  и  сердцем.

«В  искусстве  только  истинному  художнику,  творящим  своей  душой  и  сердцем,  по  силам  убрать  сор,  разгрести  завалы,  очистить  пространство  нынешней  суетливой  жизни,  и  тогда  прямо  из-под  руки  его  блеснет  тот  яркий,  чудный,  волшебный  свет  веры,  надежды  и  любви.  Эти  христианские  добродетели  исчезают  из  нашего  мира,  уходят  из  человеческих  сердец»  [1,  с.  21]

«В  работах  Виктора  Бычкова  всегда  чувствуется  такое  тихое,  как  бы  растворенное  присутствие  Иисуса  Христа  и  Богородицы,  их  образы  порой  предстают  нашим  глазам  и  совершенно  явственно:  на  иконах,  созданных  старинными  мастерами,  рядом  с  прелестными  полевыми  цветами  или  же  с  распустившимся  душистым  белым  шиповником.  И  все  это  наша  Родина,  очищенная  от  сорного,  наносного  кистью  художника.  Православие,  соборность,  народность  —  три  многовековые  ее  ипостаси.  И  именно  им  художник  непременно  следует  в  своем  творчестве»  [1,  с.  25].

 

Рисунок  3.  Виктор  Бычков  «Натюрморт  со  Спасом»

 

Пока  горит  свеча  в  православном  храме,  жива  наша  Родина,  жива  наша  совесть,  душа,  пусть  и  уставшая.  «Есть  чистые,  нетленные  духовные  ценности,  извечные  жизненные  понятия,  переросшие  в  символы  огромной  важности:  окна  родного  дома,  обрамленные  кружевной  резьбой  наличников,  нежный  лик  ребенка  и  облик  матери.  Наконец,  сердце  России  —  Москва,  к  которой  тянутся  с  верой  и  надеждой  все  дороги  и  тропочки  от  самых  заброшенных,  затерявшихся  деревень.  Но  даже  здесь,  в  тихой  провинциальной  глубинке,  ощущается  грубое,  беспощадное  наступление  на  традиционный  русский  уклад  жизни,  на  само  наше  миропонимание.  И  так  дики,  чужеродны  в  лиричном  пейзаже  вульгарные  импортные  полотенца,  всколыхнувшиеся  на  ветру  и  заслонившие  окна  русского  дома,  что  невольно  становится  страшно  за  судьбу  хрупкой  девочки  из  деревни  Русино,  только  начинавшей  жить  в  сложное  и  противоречивое  время»  [1,  с.  45].  Вся  эта  картина  жизни  хорошо  показана  в  живописном  полотне  мастера  «Деревня  Русино.  Дорога  на  Москву».

 

Рисунок  4.  Виктор  Бычков  «Деревня  Русино.  Дорога  на  Москву»

 

Владимирская  деревня  —  это  свой  жизненный  уклад,  именно  в  деревне  складывались  традиционные  семейные  отношения,  традиционная  культура,  формировался  фольклор.  Деревне  сегодня  нужна  защита,  нужно  переосмысление  происходящего,  нужны  энтузиасты  для  возрождения  русской  деревни  и  русской  культуры,  понимающие  и  ценящие  русские  ценности,  среди  которых  главное  —  отношения  между  людьми.

Мне  выдалась  большая  возможность  быть  лично  знакомой  и  неоднократно  беседовать  с  этим  талантливым,  глубоким,  интереснейшим  художником,  переживающим  за  нашу  Родину,  а  в  первую  очередь  за  Малую  Родину,  этот  уникальный  источник  живой,  целительный  силы,  который,  к  большому  сожалению,  утрачивает  свое  значение  в  современной  жизни.

Время  стремительно  бежит,  многих  вещей  мы  не  замечаем,  что-то  упускаем,  но  мы  должны  помнить,  откуда  мы  родом,  откуда  родом  наши  родители.  Художник  дает  нам  эту  возможность,  вспомнить,  прочувствовать,  глядя  на  полотна,  тот  удивительный  чистый  воздух,  умиротворение,  журчанье  ручья,  полевые  цветы.  «Художник  должен  быть  чутким.  Это  его  обязанность,  если  он  действительно  хочет  быть  русским  художником.  Все  творчество  русский  художников  пропитано  болью  за  русского  человека,  как  говорил  Гоголь,  «того,  в  шинели»,  за  которого  никто  больше  не  заступится»  (Виктор  Бычков).

Проезжая  мимо  погибших  деревень  в  нашей  области,  кажется,  словно  какая-то  страшная  эпидемия  или  война  постигла  наши  владимирские  деревни.  Стоят  дома.  В  них  вещи,  фотографии…  А  людей  нет.  Люди  ушли,  оставив  когда-то  обжитые  края.  Вот  он,  тот  самый  Русский  Крест.  А  ведь  не  деревни  уничтожаются,  уничтожается  целый  пласт  традиционной  русской  культуры,  восполнить  который  невозможно  никакими  научными  изысканиями.  А  ведь,  как  известно,  утратив  культурные  скрепы,  народ  теряет  свою  культурную  и  национальную  идентичность.  Именно  об  этом  заставляют  нас  задуматься  работы  Виктора  Бычкова.

 

Список  литературы:

1.Бычков  В.А.  Россия,  Русь,  храни  себя,  храни!:  Картины  Виктора  Бычкова:  Альбом.  Владимир:  Посад,  2001.  —  93  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий