Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ТРУДОВЫМИ ПРАВАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Фоминых Александра Сергеевна
студент юридического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Киров
Ложкина Татьяна Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Киров
На современном этапе одним из самых существенных и социально значимых для общества является вопрос о защите прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних является одним из важнейших направлений деятельности любого современного государства. По прогрессивности развития и закрепления в законодательстве разных стран способов защиты прав несовершеннолетних, можно судить об уровне зрелости общества, о его ценностях и нравственном состоянии. Несмотря на то, что законодатель при определении государственной политики руководствуется общими семейными и моральными принципами, правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних далеко от идеала. В том, числе определенные правовые проблемы возникают в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних.
Перед рассмотрением вопроса об осуществлении прокурорского надзора за трудовыми правами несовершеннолетних, следует остановиться на определении понятия данной категории лиц.
В российском праве существуют отрасли законодательства, которые трактуют данное понятие с разных точек зрения.
Гражданское законодательство использует 2 термина: малолетний и несовершеннолетний. Под последним понимается лицо, в возрасте от 14 до 18 лет [2]. Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации, стороной трудовых отношений может быть несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет [10]. Семейный кодекс Российской Федерации не разграничивает понятия малолетний и несовершеннолетний, указывая в ст. 54, что «ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)» [9].
18 лет — это обычный возраст совершеннолетия в государствах-членах Совета Европы. Если Конвенция ООН о правах ребенка определяет людей в возрасте до 18 лет как детей [5], то в обычной речи термин «молодые люди» часто используется для описания людей в возрасте старше 12 или 13 лет. Также люди, которым 13—17 лет, обычно определяют себя скорее как «молодые люди», чем как «дети» и часто предпочитают, чтобы к ним так обращались.
Следовательно, в российском законодательстве не сформировалось единого определения термина несовершеннолетние, что в свою очередь приводит к нарушению прав несовершеннолетних со стороны работодателей.
Общеизвестно, что зачастую работодатели используют труд несовершеннолетних, ущемляя, тем самым, их конституционные права. В российском научном обществе активно обсуждается острая проблема незаконной эксплуатации несовершеннолетних в таких сферах как предоставление интимных услуг, детская порнография, а также и в других преступных целях, нарушая, тем самым, психическое и физическое здоровье несовершеннолетних.
Согласно ст.ст. 8, 24 Международного пакта от 16.12.1966 года «О гражданских и политических правах» никто не имеет права принуждать несовершеннолетнего к принудительному или обязательному труду и каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на защиту со стороны семьи, общества и государства [6].
Согласно российскому законодательству защиту прав несовершеннолетних со стороны государства обеспечивают органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и органы прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации создана для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и несовершеннолетних граждан. Данные направления в работе прокуратуры представляют собой приоритетные векторы ее правоохранительной деятельности.
В настоящее время в российском обществе наблюдается тенденция стремления подростков с ранних лет самостоятельно зарабатывать для обеспечения своих нужд. Несовершеннолетние, как субъекты трудовых правоотношений, относятся к наиболее незащищенным слоям общества. Поэтому защита и охрана трудовой деятельности детей должна быть первостепенной задачей органов прокуратуры Российской Федерации.
Согласно аналитическим данным по исполнению трудового законодательства и охраны труда при занятости несовершеннолетних, представленных прокурором Юсьвинского района Пермского края, выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства. В частности, работодатели нарушают требования, предъявляемые к трудовому договору (не оговаривают сроки выплаты заработной платы), заключают их с несовершеннолетними без разрешения на то одного из родителей (опекунов), пренебрегают исполнением своей обязанности по оформлению трудовых книжек. В результате выявленных нарушений, виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности [8].
В связи с обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления его профилактической направленности 26 ноября 2007 года был издан Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» № 188, но положений о защите трудовых прав несовершеннолетних в нем почти не встречается, лишь в п. 8 указано: «Решительно пресекать все формы экономической эксплуатации несовершеннолетних» [7].
На наш взгляд, в современной российской правоприменительной практике окончательно не сложился механизм защиты несовершеннолетних от незаконной их эксплуатации в сфере трудовых отношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан [3]. Однако в судебной правоприменительной практике встречаются случаи, когда суды отказывают прокурору в принятии заявления в защиту несовершеннолетнего в порядке ст. 45 ГПК РФ. Они обосновывают это тем, что в интересах несовершеннолетних могут обращаться только их законные представители, тем самым суды не признают несовершеннолетних участниками гражданско-процессуальных правоотношений, так как они не обладают в полном объеме гражданской процессуальной дееспособностью.
Данный вывод суда представляется спорным потому, что суды в своих решениях иногда ссылаются на ч. 5 ст. 37 ГПК о защите интересов детей законными представителями [3] и не учитывают того, что статья подразумевает альтернативу при защите прав несовершеннолетних и допускает защиту интересов несовершеннолетних иными лицами, которым это право предоставлено федеральным законом. В ч. 1 ст. 45 ГПК закреплено право прокурора предъявлять заявления в защиту лиц, не способных по возрасту защитить нарушенное право [3]. Логично, что в эту категорию попадают и несовершеннолетние.
Для того, чтобы устранить противоречия, которые возникают в судебной практике по поводу права прокурора на обращение в суд в защиту несовершеннолетнего, на наш взгляд необходимо закрепить в ч. 1 ст. 45 ГПК норму о том, что прокурор может обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего, независимо от наличия у него законных представителей, что в последующем позволит избежать двойственного толкования судьями ч. 1 ст. 45 ГПК.
Другой насущной проблемой в области осуществления прокурорского надзора является отсутствие рабочих мест при трудоустройстве несовершеннолетних. Особое беспокойство вызывает категория социально незащищенных детей, а также несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, выпущенных из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Таких несовершеннолетних необходимо трудоустраивать в обязательном порядке, создавать рабочие места, осуществлять квотирование рабочих мест [1].
С учетом международно-правовых актов в России в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку до 18 лет гарантированы вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, льготы, ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации [11]. Тогда как Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» норм о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних не предусмотрено, а лишь в ст. 13 предусмотрено установление квоты для приема на работу инвалидов [4].
Согласно ст. 272 Трудового кодекса Российской Федерации, особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением [10].
Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации имеются законы о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних. Например, Закон Забайкальского края «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан» от 16 декабря 2013 года № 895-ЗЗК; Закон Республики Мордовия от 07 февраля 2005 года № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите».
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что в настоящее время региональный законодатель не в полном объеме использует предоставленные ему возможности опережающего регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, что обусловлено различными факторами, в частности экономической и политической нестабильностью, неопределенностью целей и задач такого регулирования, недостаточностью опыта правотворческой деятельности и др.
Показательным примером служит Кировская область, в которой на данный момент отсутствует закон о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних и других категорий граждан, за исключением инвалидов, положение которых регулируется Законом Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» от 30.06.2003 № 174-ЗО.
В свою очередь утративший силу Закон Кировской области «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы» от 03.11.98 № 64-ЗО выделял шесть групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (в т. ч. несовершеннолетних). На наш взгляд, утрата данным законом силы увеличила пробелы федерального законодательства и снова обострила проблемы квотирования рабочих мест несовершеннолетних в Кировской области.
Хотелось бы обратить внимание, что согласно ст. 9 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов [12].
На основании данной нормы прокуроры субъектов Российской Федерации могут обратиться с правотворческой инициативой в законодательные органы субъекта с предложением о принятии подобных нормативных актов в тех регионах, где они отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем в статьях 13, 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» законодательно закрепить возможность квотирования мест для трудоустройства несовершеннолетних, что позволит восполнить пробелы в федеральном законодательстве.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль прокурорского надзора в сфере трудовых прав несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений в работе Прокуратуры РФ. Однако данная деятельность требует законодательной регламентации для более эффективной защиты несовершеннолетних при реализации ими права на труд.
Список литературы:
- Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола» / Отв. ред. О.В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)// «Собрание законодательства РФ», — 05.12.1994, — № 32, — ст. 3301.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) «Российская газета», № 220, 20.11.2002.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2013) «Собрание законодательства Рф» № 17, 22.04.1996, стр. 1915.
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах». «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, 1994.
- Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», «Законность», № 2, 2008
- Прокуратура Пермского края: 2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://prokuror.perm.ru/directions/protections_of_minors/2014/09/17/7550 (дата обращения: 20.09.2014).
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. От 05.05.2014)// «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
- «Трудовой кодекс Российской федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «Российская газета», № 147, 05.08.1998.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», — 20.11.1995, — № 47, — ст. 4472.
дипломов
Оставить комментарий