Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАТЕГОРИИ «ДУХОВНОСТЬ»
Шаров Алексей Александрович
магистрант 2 курса, факультета психолого-педагогического и специального образования, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
E-mail: sha555da@mail.ru
Рудзинская Танзиля Фаатовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент СГУ им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Одной из глобальных проблем является потеря современным человеком духовности. В связи с этим вопрос о человеческой духовности на сегодняшний день является актуальным. Само понятие «духовность» имеет различные определения. Исследователи по-разному трактуют смысл и содержание данной категории [1]. В современной российской науке, в частности в философии и психологии нет единой трактовки в определении понятия «духовность» [2].
В философском аспекте духовность понимается как совокупность нравственного, эстетического и познавательного начала. Во взглядах русских мыслителей XIX—XX веков (Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и др.), духовность ассоциируется с таким понятием, как «ценность» [4]. М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В.Г. Федотова, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман понимали под духовностью «ценностное содержание сознания» [3].
По В. Франклу, духовность — базис человеческого бытия, наряду с биологическими, психологическими структурами человека. С точки зрения В.И. Слободчикова, духовность — родовое определение способа жизни человека. Духовность определяет жизненный смысл конкретного человека, открывает путь к долгу, любви, красоте, совести, очевидности [1].
В истории выделяют два аспекта понимания духовности: религиозный и секулярный. Религиозный аспект — осознание и переживание человеком связи с божественной основой (началом). В рамках секулярного (светского, гражданского) аспекта, духовность рассматривается в более широких вариантах значений [3].
Понятие «духовность» включает в себя такие элементы, как: потребности, нравственность, самосознание, ценности, ориентация на высшие ценности (любовь, красота, истина и т. д.) [3]. К главным источникам духовности субъекта можно отнести: этические, эстетические нормы, которые являются основой поведения в повседневной жизни. Можно предположить, что главная функция духовности — становление и развитие гармонии в отношениях людей в обществе [1].
Н.В. Марьясова подразумевает под духовностью отношение человека к себе и миру в целом [2]. Другими словами, духовность — это основа мировоззрения.
Особую актуальность представляет рассмотрение понятия «духовность» и составляющих его характеристик в аспекте психолого-педагогической деятельности, оказывающей огромное влияние на воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.
Проблемы духовности рассматривались в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. На современном этапе развития науки духовность изучается в работах Д.А. Леонтьева, В.П. Зинченко, В.В. Гостева и других авторов [2].
В психологии на современном этапе духовность можно рассматривать как идеальный и реальный феномены. Роль идеалов заключается в том, что происходит их соотношение с реальностью, открывается перспектива развития человека. Реальная духовность определяется не выбранными раз и навсегда ценностями и смыслами, а открытостью к взаимодействию, развитию с другими ценностями и смыслами [1].
В психологии духовность определяется, прежде всего, как утверждение нравственных ценностей, осмысление в совокупности ценностей личности и приоритетов в жизни. Духовность как качество выражается в доминировании духовных ценностей в общей системе ценностей отдельного индивида. Наличие духовных ценностей явно недостаточно, чтобы полагать, что личность духовна. Крайне важно, чтобы поступки, деяния и поведение человека в целом соответствовало этим ценностям в разных, порой непростых обстоятельствах. Духовность отдельной личности может трактоваться как основной фактор самореализации в различных видах социальной активности [1].
Д.А. Леонтьев понимает духовность как характерный для личности высший уровень саморегуляции [1]. Сущность человеческой духовности является многоплановой. Она проявляется в 3 параллелях: как психическое образование, как форма качеств личности и как процесс личностного развития [7]. Важнейшая роль духовности — регуляция деятельности и поведения индивида, взаимоотношения его с другими людьми [2].
Психологический аспект духовности заключается в симбиозе индивидуального, творческого с общечеловеческим, универсальным. Духовность не может быть совместима с эгоцентризмом, эгоизмом. Духовная жизнь обращена к другому индивиду, социуму. Проявляется духовность в потребностях и способностях к познанию, созиданию мира [1].
Несмотря на множество точек зрения на понятие «духовность» в философии, психологии, можно выделить основное ядро в понимании духовности. Её можно рассматривать как высшую человеческую подструктуру, которая выполняет системообразующую, интегрирующую функцию в становлении целостной психической картины личности; духовность играет основополагающую роль в регуляции поведения, деятельности в целом и отдельных видов деятельности человека в частности. Можно выделить основные психологические характеристики духовности:
· ценности,
· ценностные ориентации,
· ответственность за поступки и поведение [2].
Духовность можно рассматривать как взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных возможностей человека. «Духовность сопричастна с интеллектуальностью, но она не есть сами интеллектуальные способности, это та сила, которая концентрирует возможности человека» [3].
С.И. Хохлов определяет понятие «духовность» (применительно к педагогике), как «способность и умение правильно оценивать, выбирать истинные нравственные ценности и в соответствии с ними определять и бесконфликтно осуществлять свои поступки, общение, поведение, образ жизни в педагогическом взаимодействии с учащимися».
Из данного определения вытекают следующие компоненты духовности:
· обращение к высшим ценностям (любовь к человечеству, природе, себе и окружающим, учащимся);
· наличие мотивации к развитию и саморазвитию самого педагога, приобщение к этим качествам учащихся,
Выделяются такие показатели духовности, как:
· наличие определенных качеств личности (открытое отношение к окружающим, благородство, понимание, эмоциональная устойчивость, стремление к общению, сострадание);
· достаточный уровень развития познавательных процессов;
· стремление к творческой деятельности;
· развитая физическая и умственная работоспособность;
· интерес к педагогической деятельности;
· внутренняя свобода;
· здравый смысл, который проявляется во взаимообогащающих, развивающих отношениях с воспитанниками;
· гуманистическое отношение к миру в целом и к отдельным его составляющим в частности.
В качестве меры духовности педагога можно определить степень ответственности и свободы, а именно: ответственность перед другими людьми, самим собой (совестью), Богом. Духовность необходимо рассматривать не в контексте отдельного личностного качества, а как целостную систему качеств, которые положительно влияют не только на личность, но и на социум в целом.
Уровень сформированности духовной культуры у педагогов, психологов, можно определить наличием, либо отсутствием следующих характеристик:
· любовь к миру и отдельным его составляющим;
· способность принимать воспитанников с их положительными и отрицательными качествами;
· непринятие конфликтов, отсутствие желания к осуждению, обсуждению других личностей;
· согласованность мыслей и действий со своими принципами;
· нежелание проявлять обиду, злость, зависть на учащихся, коллег, окружающих [6].
В педагогическом ракурсе духовность следует понимать как достаточный уровень саморазвития, саморегуляции личности [3].
В современной педагогической науке проблема становления и развития духовности у воспитанников считается одной из актуальных. На сегодняшний день стало очевидным, что воспитание только тогда будет основой для развития человеческой личности, когда будет обращение к духовному началу. Содержание образования на различных его ступенях преимущественно ориентировано на формирование, развитие интеллектуальных возможностей и способностей, а усвоение духовных ценностей выражается в приобщении к ценностям культуры, искусства, морали. Современные образовательные системы не готовы в полной мере способствовать разрешению кризиса духовности, ввиду рассмотрения человека, учащегося, лишь со стороны его психофизиологических, социальных характеристик. В современных исследованиях, основанных на позициях традиционной педагогической науки, духовное воспитание рассматривается как религиозное или нравственное. Важной на сегодняшний день целью системы образования является воспитание духовности.
К задачам духовного воспитания в системе образования можно отнести:
· формирование представлений о духовном мире личности,
· развитие умений к познанию духовных ценностей, качеств человека,
· развитие способностей к самовыражению, самопостижению духовной деятельности [5].
Духовность как результат воспитания подразумевает под собой наличие гуманистически ориентированных, позитивных чувств, способность к рефлексии, усвоение подрастающим поколением человеческих ценностей [3].
В понимании духовности можно выделить два аспекта:
· индивидуальный (свойственное человеку),
· трансцендентный (находящиеся вне человека).
Духовное воспитание подрастающего поколения направлено на формирование «человеческого в человеке», а именно того, что объединяет людей и выделяет из многообразного мира живых существ [5].
Важно определить духовные ценности, которые необходимо прививать и формировать у подрастающего поколения в процессе воспитания и обучения. К таким ценностям можно отнести:
· «абсолютные ценности» (Добро, Истина, Красота),
· патриотизм,
· основы религиозных знаний,
· толерантность,
· вежливость, уважение, прощение [3].
Таким образом, понятие «духовности» трактуется по-разному в различных отраслях науки, отсутствует общепринятое определение данного понятия в психологии, философии. К основополагающим духовным ценностям можно отнести: «абсолютные ценности», нравственные, моральные, культурные ценности, основы религии, толерантность, патриотизм. Духовность в психолого-педагогическом аспекте можно понимать как сложившуюся, динамическую систему нравственных ценностей у педагогов, психологов, посредством которой определяются взаимодействия с другими участниками образовательной среды, окружающими людьми и обществом в целом. В психолого-педагогической деятельности на современном этапе важным является воспитание духовности, а именно: привитие и дальнейшее формирование духовных ценностей подрастающему поколению.
Список литературы:
- Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 12. — С. 189—193.
- Бусова Ю.В. Проблема определения понятия «духовность» в науке // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 412 с.
- Веселова Е.В. Педагогический аспект понятия духовность // Художественная культура: личность, творчество, досуг: Материалы региональной научно-практической конференции. 18—19 октября 2004 г. / Под ред. Р.И. Трипольского, Л.С. Беляевой. Мурманск: МГПУ, — 2004. — Т. 1. — С. 27—29.
- Москалюк Н.Ю. Социально-философский анализ духовности сотрудников пограничных органов // Вестник ТОГУ. — 2010. — № 2. (17) — С. 271—276.
- Никитенко С.Н. Педагогика духовности: взгляд с позиции гуманитарной педагогической парадигмы // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ № 3 (17). 2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-duhovnost-v-sovremenoy-psihologii (дата обращения: 01.09.2014).
- Хохлов С.И. К понятию духовности в образовании // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2010. — № 4. — С. 34—39.
- Щеткин Ю.Ю. К вопросу о понимании духовности личности на основе библейских текстов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, — 2013. — № 2 (69). — C. 209—215.
дипломов
Оставить комментарий