Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИРИЖЕРОВ И ПИАНИСТОВ
Алабушева Наталья Павловна
студент 3 курса, факультет психологии, валеологии и спорта КГУ, РФ, г. Курган
E-mail: nataliaalabusheva2606@yandex.ru
Мальцева Лариса Валентиновна
научный руководитель, кан. пед. наук, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии КГУ, РФ, г. Курган
Актуальность проблемы исследования. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи различных интересных специальностей. В современных условиях в российском обществе постоянно растет потребность в компетентных специалистах в самых разных областях профессиональной деятельности. Успешность профессиональной деятельности во многом определяется соответствием личности профессионала требованиям рынка труда и профессии. В связи с чем, наличие и развитие профессионально-важных качеств является непременным условием успешной реализации профессиональных функций.
Высокий уровень развития профессионально - важных качеств является важным условием удовлетворенности трудом и, в свою очередь, дополнительным мотиватором для дальнейшего развития. Чем большее удовлетворение приносит труд, тем выше желание выполнять его эффективно и тем выше мотивация к профессиональному самосовершенствованию, развитию у себя профессионально важных качеств.
Наибольшее формирование профессионально-важных качеств происходит во время профессионального обучения, когда студенты проходят определенные этапы личностного и профессионального развития.
Профессия музыканта — это одна из сложных, потому что помимо музыкальных способностей и особой профессиональной подготовки (владения навыками и умениями) музыканты должны обладать определенными психологическими качествами, важными для успешной профессиональной деятельности.
Актуальность данного исследования заключается в попытке проанализировать особенности личностных и профессионально важных качеств студентов и преподавателей музыкальных профессиональных образовательных учреждений, а также сравнить их в контексте специфики исполнительской и дирижерской деятельности.
Степень разработанности научной проблемы. Изучением комплекса личностных и профессионально важных качеств личности занимались: Е.А. Климов, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.С. Шелепова, А.А. Крылов и другие.
Цель исследования: выявить психологические особенности музыкантов.
Объект исследования: личностные и профессионально важные качества музыкантов.
Предмет исследования: общее и различное в профессионально-личностных особенностях пианистов и дирижеров.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать теоретические материалы по проблеме исследования.
2. Изучить основные положения, касающиеся понятия и содержания профессионально важных качеств.
3. Подобрать диагностический инструментарий.
4. Выявить и проанализировать личностные и профессионально важные качества музыкантов.
5. Сравнить психологические особенности музыкантов студентов и преподавателей.
6. Сравнить психологические особенности пианистов и дирижеров.
7. Сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что студенты и преподаватели музыкальных средних и высших учебных заведений, а также пианисты и дирижеры имеют различные психологические особенности.
Методы и методики исследования:
1. обзорно-аналитический метод;
2. эмпирические методы:
· методика диагностики межличностных отношений Т. Лири,
· методика диагностики темперамента Г. Айзенка;
3. методы математической обработки и анализа данных: метод математического сравнения (расчет U-критерия Манна-Уитни) с применением программы Microsoft Excel для windows.
Теоретическая основа исследования. В работе мы опираемся на следующие теоретические концепции и подходы:
$1· общенаучные принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович). С.Л. Рубинштейн показал, что проблема самоопределения не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, ибо отношение человека к самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему.
· исследования Л.И. Божович, где профессиональное самоопределение изучается в контексте анализа психологических закономерностей формирования личности. Показано, что самоопределение является «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» (Божович, 1968).
· теоретические аспекты проблемы самоопределения (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская), где профессиональное самоопределение рассматривается в связи с исследованиями жизненного пути человека.
· концепция профессионального самоопределения Е.А. Климова.
· взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения (Н.С. Пряжников).
Опытно-экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие студенты и преподаватели Курганского областного музыкального колледжа имени Шостаковича, а также студенты и преподаватели учебных музыкальных заведений из других городов методом онлайн-тестирования в количестве 80 человек.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли комплекса личностно-профессиональных качеств в процессе профессионального становления личности музыканта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практической исполнительской и дирижерской работе, в процессе обучения студентов музыкальных учебных заведений, а также в дальнейших научных изысканиях. По результатам нашего исследования можно разработать рекомендации по развитию профессионально-важных качеств у музыкантов.
Достоверность и надёжность положений, выводов и рекомендаций обусловлены логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами, гипотезой и репрезентативным объёмом выборки, предварительной апробацией применяемых методик.
Теоретическое обоснование проблемы. К профессионально важным качествам музыкантов исследователи относят музыкальную память, музыкальный слух, чувство ритма, моторная память, способность к импровизации, настойчивость [3]. К. Ольхов считает, что мастерство музыканта зависит не только от знаний и умений, но и от профессионально важных качеств, способствующих профессионализму и успеху в музыкальной деятельности [1].
Анализ теоретических источников показал, что из специфических качеств дирижера выделяют: волевые качества, наличие концентрированного внимания, коммуникабельность, быстроту реакции и другие. Это связано с особенностями профессии дирижера, а именно:
1. универсальность дирижерской профессии
2. периодичность стрессовой ситуации
3. риск принятия ответственных решений
4. публичный характер деятельности дирижера
5. временной характер музыкальной деятельности
6. необходимость воздействия на коллектив и подчинению его своей воле.
Для любого вида музыкально-исполнительской деятельности характерна направленность на достижение успеха. Деятельность музыканта всегда проходит с большим психоэмоциональным напряжением в связи с постоянной нехваткой времени, с изнурительными репетициями. Это касается в первую очередь профессии дирижера.
Г.Л. Ержемский в книге «Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика» пишет, что профессия дирижера — многоаспектна. Она затрагивает много задач и функций, которые связаны не только с музыкальной стороной деятельности, поэтому она изучается различными дисциплинами: психология творчества, социальная психология, психологическая кибернетика, психофизиология, психолингвистика и биомеханика. Специфика дирижерской деятельности заключается в воссоздании многоголосой конструкции, в реализации которой задействовано большое количество людей. Дирижера можно сравнить с многофункциональным органом, который моделирует и предвосхищает исполнительский процесс. Руководитель всегда опережает своими психологическими действиями ответные реакции коллектива. Коммуникативный язык дирижера состоит их двух составляющих: конвенциональной и экспрессивной. Первая составляющая — это совокупность профессиональных автоматических движений, которые сложились в субъективном опыте дирижера, которые отражают динамику развития музыкального материала во времени и пространстве. Вторая представляет собой комплекс выразительных движений, которые отражают тончайшие нюансы эмоций, чувств, уточняют смысл передаваемой информации. В профессиональной деятельности дирижера эти две структуры всегда находятся в едином комплексе. Дирижер несет на себе ответственность за весь исполнительский процесс, он обладает всеми прерогативами власти [2].
Е.С. Борисова, психолог и специалист по музыкальной психологии, в своей работе «Психологическое исследование личностных особенностей дирижера-хормейстера» пишет, что наряду с эмоционально-волевыми качествами дирижера выделяется экстравертированность, в основе которой лежат такие свойства как выраженная коммуникабельность, открытость и готовность к сотрудничеству. Также среди дирижеров наблюдается преобладание холерического темперамента, этим людям свойственны повышенная возбудимость, яркая выраженность эмоциональных переживаний, импульсивность, энергичность, легкое переключение с одного на другое, инициативность, способность работать на износ [1].
По данным исследований среди пианистов преобладает тип темперамента флегматический, для них не свойственна общительность, социальная адаптированность, гибкость поведения, они мало зависят от группы, самодостаточны, имеют низкую социальную активность, успешно выполняют работу, требующую терпения. Игра на фортепиано требует таких личностных качеств как музыкальная одаренность, воля, твердость характера, целеустремленность, сосредоточенность и внимание.
Т.В. Чащина, преподаватель игры на фортепиано в своей статье «Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии детской школы искусств» пишет следующее: «полноценная деятельность пианиста требует от него применения своих знаний и умений по различным теоретическим курсам, артистизма, комплекс психологических качеств — большой объем внимания, высокая работоспособность, находчивость в неожиданных ситуациях, воля и выдержка, мобильность реакции. Также пианист должен испытывать особую любовь к своему делу» [5].
Профессия, избираемая музыкантом, должна находиться в соответствии с его психодинамическими особенностями. Решающими здесь могут оказаться именно психологические показатели. Мы считаем, что определенный набор характеристик эмоционально-волевой сферы личности дирижера-хормейстера обуславливают его эффективную профессиональную деятельность, не нанося урон собственному здоровью, так как дирижерско-хоровая профессия требует, очевидно, высокой эмоциональности и, одновременно, эмоциональной устойчивости [1].
Результаты эмпирического исследования. По результатам проведенного исследования нами было установлено, что музыканты дирижеры и пианисты имеют сходные и различные психологические свойства, которые составляют профессионально важные качества музыкантов своей специализации.
Анализ результатов по изучению типа темперамента говорят о том, что у преподавателей дирижеров преобладающий тип темперамента — холерический (45 %), также сангвинический (40 %), малую часть составляют представители меланхоличного и флегматичного темперамента. У преподавателей пианистов главенствующим является флегматичный тип темперамента 40 %.
Среди студентов дирижеров большинство холериков 50 % и всего 5 % меланхоликов. У студентов пианистов преобладает меланхоличный тип темперамента — 50 %. Данной части музыкантов свойственны низкая психическая активность, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость, ранимость. Их отличает высокая эмоциональная чувствительность, застенчивость и нерешительность.
При сравнительном анализе групп можно выявить различия по показателям шкалы «Экстраверсия». Среди студентов дирижеров очевидно преобладание экстравертов, следовательно, это люди общительные, с большим количеством социальных контактов, а среди преподавателей и студентов пианистов — преобладание интровертов, что характеризует их как людей сдержанных и спокойных, склонных к мечтательности.
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Высокие показатели по данной шкале у студентов-дирижеров и пианистов: средний балл составляет 16,65 15,4 балла соответственно. Следовательно, им присущи характеристики эмоциональной нестабильности (нейротизма), заключающиеся в повышенной чувствительности и эмоциональности, тревожности. Такие люди болезненно переживают неудачи, имеют выраженную тенденцию к беспокойству, озабоченности, депрессивным реакциям. Они импульсивны и впечатлительны, склонны к раздражительности, неустойчивы в стрессовых ситуациях.
Преподаватели же наоборот имеют балл ниже 12 и 10 баллов. Данная часть музыкантов характеризуется эмоциональной устойчивостью (стабильностью). Всем им, очевидно, присуща выраженная черта ситуативной целенаправленности, сохранения организованного поведения в стрессовой ситуации. Их основными характеристиками являются отсутствие большой напряженности, склонность к лидерству, общительность, высокая социальная адаптированность.
Наименее выражен подчиненный тип отношения (3,45) у преподавателей дирижеров, это объясняется волевыми качествами необходимыми для управления хором или оркестром дирижеру необходима так называемая исполнительская воля. По утверждению Б.М. Теплова, она заключается в умении подчинять аудиторию своей воле [4].
Самые высокие показатели по дружелюбному и альтруистическому типам отношений также являются дирижеры преподаватели, что можно объяснить их умением работать с большим коллективом. Наименьший показатель по этим же типам отношений наблюдается у студентов пианистов.
Результаты математической статистики (расчет U-критерия Манна-Уитни) показали следующее. По показателю экстраверсии преподаватели дирижеры и пианисты, и студенты пианисты имеют сходные значения. По критерию Манна-Уитни их различия лежат в зоне незначимости. Эти значения ниже показателей у студентов дирижеров, различия лежат в зоне значимости. Следовательно, студенты дирижеры, в отличие от других групп испытуемых, имеют большое количество социальных контактов, общительны, склонны к лидерству, беззаботны и оптимистичны. Для них типична импульсивность, вспыльчивость, предпочитают действовать, имеет склонность к агрессивности.
Показатель нейротизма различается у группы преподавателей и группы студентов. У первых значения ниже, различия лежат в зоне значимости. Эти результаты говорят о том, что преподаватели более устойчивы к стрессовым ситуациям, менее тревожны, что связано с опытом работы в музыкальной деятельности.
По критерию зависимости у преподавателей обеих специальностей и студентов дирижеров наблюдаются существенные различия со студентами пианистами. У последних значения по данному критерию гораздо выше, различия находятся в зоне значимости. Следовательно, студенты пианисты с удовольствием принимают помощь и советы своих наставников, осторожны, зависимы от чужого мнения, ведущая потребность — признание со стороны окружающих людей.
Различия в зоне значимости по показателю альтруизма наблюдаются у преподавателей дирижеров, имеющих высокие значения, и студентов пианистов. Это означает, что преподаватели дирижеры умеют подбодрить своих подопечных, отзывчивы, могут принести свои интересы в жертву, бескорыстны, обладают артистичностью, коммуникабельны.
По показателям «эгоистичность», «дружелюбие», «агрессия», «подозрительность» у всех групп особых различий нет, так как они находятся в зоне незначимости.
Выводы. Было установлено, что дирижеры обладают высокой эмоциональностью, и в то же время эмоциональной устойчивостью, экстравертированностью, склонностью к лидерству, инициативностью, социальной активность, дружелюбием, склонностью к альтруизму, эти качества рассматриваются как профессионально важные для данной специальности, так как дирижер должен управлять и взаимодействовать с коллективом.
Также в процессе эмпирического исследования были определены профессионально важные качества пианистов: сдержанность, интровертированность, рассудительность, склонность к самоанализу, выносливость, сентиментальность. Это связано с тем, что пианисты не взаимодействуют с коллективом, они сосредоточены на своем внутренним содержании.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что, независимо от того, что всех испытуемых объединяет общее направление деятельности — музыка, они имеют различные профессионально психологические качества, связанные со спецификой их деятельности. Результаты данного эмпирического исследования можно применять для разработки рекомендаций по развитию профессионально-важных качеств у музыкантов или при выборе профессии у старшеклассников, собирающихся поступать в музыкальные заведения.
Список литературы:
- Борисова Е.С., Психологическое исследование личностных особенностей дирижера-хормейстера [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://terramusic.nm.ru/art1.htm (дата обращения 20.04.2014).
- Ержемский Г.Л., Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. Спб.:Музыка, 1979.
- Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л.:Музыка, 1979.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.].
- Чащина Т.В, преподаватель фортепиано в своей статье «Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии детской школы искусств» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://festival.1september.ru/articles/586955/ (дата обращения 20.04.2014).
дипломов
Оставить комментарий