Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ануфриева К.В. ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ ФЕДОСКИНО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(29). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(29).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ  СЮЖЕТЫ  ЛАКОВОЙ  ЖИВОПИСИ  ФЕДОСКИНО

Ануфриева  Ксения  Васильевна

студент  4  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ,  РФ,  г.  Абакан

E-mail: 

Киштеева  Оксана  Вячеславовна

научный  руководитель,  канд.  культурологии,  доцент  кафедры  декоративно-прикладного  искусства  ХГУ,  РФ,  г.  Абакан

 

В  мировой  художественной  культуре  искусство  лаковой  живописи  является  одним  из  самых  древнейших.  Его  изучение  и  понимание  особо  важно  для  составления  общей  картины  декоративно-прикладного  творчества.  Лаковая  миниатюра  Федоскино  —  уникальное  явление  народной  культуры.  Впитав  в  себя  наработанные  веками  достижения  лакового  искусства  Запада  и  Востока,  она  обогатила  его  неповторимым  национальным  опытом  и  самобытностью,  расширила  рамки  его  образного  мира. 

Всестороннему  изучению  такого  вида  декоративно-прикладного  искусства  как  федоскинская  миниатюра,  на  сегодняшний  день  придается  большое  значение.  Связано  это,  прежде  всего,  с  необходимостью  сохранения  и  приумножения  историко-культурного  наследия.

Федоскинские  художники  воспитаны  на  богатой  художественной  традиции.  Это  понятие  очень  емкое,  в  него  входят  не  только  старинная  техника  живописи,  практика  работы  с  папье-маше  и  творческие  навыки,  передаваемые  от  мастера  к  ученику.  Удивительная  красота  окружающей  природы  создает  особое  чувство  гармонии  мира;  предания  о  жизни  многих  поколений  мастеров  вызывают  ощущения  непрерывности  творческого  процесса  во  времени  и  единства  художественных  истоков.  Так  и  рождается  тот  уникальный  изобразительный  язык,  что  позволяет  мастеру  осуществить  свои  творческие  замыслы  в  гармоничных  и  выразительных  формах  [2,  с.  25].

Художественный  уровень  лукутинских  изделий  был  неровен.  Наряду  с  вещами  уникальными,  исполненными  с  незаурядным  мастерством,  производилось  немало  вещей  посредственных.  Если  первые  продавались  по  сказочно  высокой  цене,  вторые  шли  почти  за  бесценок.  В  творческих  копиях  и  самостоятельных  композициях  безвестных  лукутинских  умельцев,  выполненных  для  привилегированных  классов  —  дворянства,  состоятельного  купечества,  —  принимался  во  внимание  утонченный  художественный  вкус  аристократической  публики.  Учитывалось  предположительное  окружение  в  той  среде,  где  ей  предстоит  жить.  Мастерами  использовались  мифологические  сюжеты,  аллегорические  сценки,  осваивался  исторический  и  бытовой  жанр,  жанр  портрета,  натюрморт  —  словом,  все,  что  можно  было  почерпнуть  в  русском  и  зарубежном  классическом  станковом  искусстве  [3,  с.  6].  По  словам  А.В.  Бакушинского  в  этих  произведениях  «…  отражался  стиль  большого  искусства  того  времени,  влияния  классицизма  и  романтики,  назревающие  реалистические  тенденции»  [1,  с.2  69].  Изделия,  расписываемые  для  потребителей  «второго  сорта»  —  зажиточных  крестьян,  мелкопоместных  дворян,  купцов,  чиновников,  мещан,  существенно  отличались  от  первых  уровнем  художественного  исполнения  лаковой  миниатюры.  Отличались  они  и  содержанием.  Изображались  сценки  из  городского  и  крестьянского  быта  (рис.  1,  2),  народные  гулянья  (рис.  3,  4),  изредка  попадались  драматические  сюжеты. 

 

Рисунок  1.  Бытовой  сюжет  —  плетение  лаптей

 

Рисунок  2.  Бытовой  сюжет  —  игра  в  карты

 

Рисунок  3.  Народная  забава  —  петушиные  бои

 

Рисунок  4.  Народное  гулянье  на  Масленицу

 

На  миниатюрах  воспроизводились  косари  (рис.  5),  пряхи,  девушки  у  плетней  в  красивых  нарядах,  добродушные  старики,  нежные  матери  (рис.  6).  Были  и  молодецкие  тройки  (рис.  7),  и  торжественные  чаепития  (рис.  8).

 

Рисунок  5.  Возвращение  с  покоса

 

Рисунок  6.  Нежное  материнство

 

Федоскино

Рисунок  7.  Лаковая  миниатюра  с  изображением  зимней  тройки

 

Рисунок  8.  Чаепитие

 

Обращение  к  демократическому  станковому  искусству  в  раннюю  пору  развития  промысла  способствовало  развитию  творческой  инициативы  мастеров.  Сложению  их  творческого  лица.  Так  в  первой  половине  XIX  века  на  творчество  лукутинцев  большое  влияние  оказали  художники  школы  А.Г.  Веницианова.  Именно  народное  начало  предопределило  рождение  подлинного,  высокохудожественного  стиля  лукутинской  миниатюры.

В  коллекции  Эрмитажа  хранятся  несколько  лукутинских  изделий.  На  коробочке,  обитой  внутри  оловом  для  лучшего  хранения  табака,  воспроизведен  погрудный  портрет  Петра  I  в  зеленом  кафтане  (рис.  9).  Другая  табакерка  —  с  горизонтальным  изображением  мчащейся  тройки  лошадей.  Лихой  кучер  в  красной  рубахе,  синем  кафтане,  словно  не  замечая  быстрой  езды,  обернулся  к  девице-красе,  которая  вместе  с  подругой  увлеченно  слушает  его,  как  видно  плутовские  россказни  (рис.  10).

 

Рисунок  9.  Табакерка  с  портретом  Петра  I на  перламутре.  Работа  фабрики  П.  и  А.  Лукутиных.  1840-е  гг.

 

Рисунок  10.  Табакерка  с  изображением  летней  тройки.  Работа  фабрики  П.  и  А.  Лукутиных.  1850-е  гг.

 

Названными  сюжетами  не  ограничивалась  роспись  лукутинских  табакерок  и  коробок.  Часто  на  них  художники  писали  виды  Москвы  —  храм  Василия  Блаженного,  Красную  площадь,  Кремль  со  стороны  Москвы-реки.  В  федоскинском  музее  хранится  коробка  с  миниатюрой  «Кремль  со  стороны  Балчуга».  Четким  силуэтом  смотрится  мост,  а  за  ним,  на  втором  плане,  —  кремлевские  башни,  храмы,  колокольня  и  дворцы.  Другая  миниатюра  тех  же  лет  —  «Старая  Красная  площадь»  —  воспроизводит  ее  вид  со  стороны  исторического  музея.  Стройным  силуэтом  смотрится  храм  Василия  Блаженного,  уравновешиваемый  Спасской  башней  Кремля.  На  первом  плане  памятник  Минину  и  Пожарскому,  удачно  размещенный  между  храмом  и  Кремлем.  Четко  выписаны  здания  напротив  Кремля.  Здесь  и  нарядные  дамы,  и  разодетые  извозчики  с  экипажами  изображенные  весьма  непосредственно  и  наивно.  Изображая  старый  Петербург,  лукутинские  мастера  подражали  работам  Ф.Я.  Алексеева  [3,  с.  10].

В  работах  лукутинских  мастеров  налицо  наивность  в  изображении  сценок  деревенского  быта,  идиллический  взгляд  на  окружающую  жизнь,  свойственные  народному  искусству.  Они  свидетельствуют  об  отсутствии  профессиональной  подготовки  художников.  В  лукутинских  сюжетах  может  быть  нарушены  перспектива,  пропорции  человеческой  фигуры  (например,  дети  могут  выглядеть  маленькими  взрослыми).  Встречается  условное  решение  пространства.  Эти  признаки  обусловлены  спецификой  эстетического  мировосприятия  художники,  вышедшего  из  крестьянской  среды.  Но  не  в  этом  своеобразие  лукутинских  традиций.  В  лукутинских  и  федоскинских  миниатюрах  всегда  заметно  стремление  живописца  не  просто  украсить  вещь,  а  провести  рассказ,  причем  в  доступной  реалистической  форме,  о  жизни  и  быте  крестьян  и  горожан,  о  народных  обычаях  или  привычках,  об  окружающей  природе.  Так  же  можно  объяснить  и  интерес  художника  к  этнографическим  типам,  к  изображению  жизни  разных  сословий.  Эти  достоинства  лукутинской  живописи  отмечает  один  из  исследователей  федоскинской  миниатюры  а.  И.  Грязнов:  «Если,  скажем,  славная  плеяда  великих  мастеров  отечественной  живописи  XVIII  и  XIX  веков  дорога  нам  не  только  тем,  что  явила  пример  совершенного  мастерства  кисти,  но,  пожалуй,  главным  образом  тем,  что  она  отразила  подлинную  жизнь  России  своего  времени,  то  и  известные  авторы  федоскинских  миниатюр  оставили  нам  ценнейшие  памятники  ушедшего  народного  быта»  [3,  с.  11].

До  революции  художественное  руководство  кустарными  промыслами  осуществлялось  земством.  Точка  зрения  земства:  кустарь  –  не  творец,  он  только  ремесленник-копиист.  После  революции  необходимо  было  реалистическую  лукутинскую  традицию  периода  расцвета  промысла  восстановить  поддержать  и  развить,  приближая  к  реализму  нового  времени.

У  федоскинских  мастеров  было  еще  великое  неверие  в  свои  творческие  возможности.  Отсюда  их  приверженность  к  традиционной  лукутинской  тематике,  апробированным  сюжетам  —  тройкам,  чаепитиям,  хороводам,  народным  гуляньям  на  селе.  В  эпоху  индустриализации,  электрификации,  коллективизации  одними  тройками,  чаепитиями  уже  было  не  обойтись,  хотя  последние  мастерски  писал  в  30-х  годах  Н.П.  Цыбин.  Немало  замечательных  произведений  в  жанре  натюрморта  остаили  И.А.  Платонов,  братья  А.С.  и  И.С.  Семеновы,  В.С.  Бородкин,  К.Н.  Рановский,  но  это  была  новая  ступень  в  поисках  новых  форм  реализма,  самостоятельного  творчества  в  новых  условиях.  Нужен  был  новый  шаг,  и  первыми  его  сделали  А.А.  Кругликов,  И.С.  Семенов,  В.С.  Бородкин,  В.И.  Лавров,  Н.П.  Петров  [4].

Вроде  достаточно  традиционно  решена  сцена  чаепития  в  миниатюре  И.С.  Семенова  «Чаепитие  в  семье  колхозника»  (1934)  —  тот  же  самовар,  чайничек,  подогреваемый  на  нем,  но  здесь  угадан  новый  тип  женщины-колхозницы,  подмечены  детали  нового  быта,  кажется  привычным  разворот  фигуры,  но  в  лицах  ощущается  свежесть,  а  в  позах  —  раскованность.

В  30-е  годы  федоскинские  мастера  копируют  в  основном  жанровые  полотна  русских  и  советских  художников:  П.А.  Федотова,  В.Е.  и  К.Е.  Маковских,  Б.В.  Иогансона,  А.М.  Герасимова,  М.Б.  Грекова,  Ф.С.  Богородского  и  многих  других.  При  этом  изучается  специфика  жанровой  картины  —  закономерности  композиции,  колористическое  решение,  светотеневая  моделировка  натуры.

В  годы  Великой  Отечественной  войны  творческая  жизнь  в  Федоскино  прервалась  лишь  на  несколько  месяцев.  Линия  фронта  пролегла  в  нескольких  километрах  от  села.  Коллекция  лукутинской  и  федоскинской  живописи  была  надежно  спрятана  и  сохранена.  В  трудные  военные  годы  было  принято  Постановление  СНК  РСФСР  (от  7  февраля  1943  года,  №  128)  о  восстановлении  и  дальнейшем  развитии  художественных  промыслов.  Были  выделены  средства,  художественные  материалы  и  оборудование.

Многие  произведения  федоскинских  мастеров  в  эти  годы  были  связаны  с  событиями  военного  периода  или  героическими  традициями  русской  истории  написал  миниатюру  А.А.  Кругликов  «Победа  под  Полтавой»,  И.С.  Семенов  —  «Салют  Москвы»,  М.К.  Попенов  —  «Портрет  маршала  Ф.И.  Толбухина».  Еще  больший  размах  деятельность  артели  получает  по  возвращении  из  армии  ряда  художников,  окончивших  федоскинскую  школу  незадолго  до  войны:  М.Г.  Пашинина,  В.Д.  Липицкого,  С.П.  Рогатова,  И.И.  Страхова,  П.Н.  Давыдова,  В.Д.М.  Орлова,  П.С.  Давыдова.  Одна  за  другой  появляются  миниатюры,  посвященные  военной  тематике.  М.Г.  Пашинин  пишет  «Салют  Победы»,  В.Д.  Липицкий  —  композицию  «Героический  фронт  и  тыл»,  П.Н.  Давыдов  —  миниатюру  «Освободители»  [3,  с.  13].

Наряду  с  традиционными  лукутинскими  сюжетами  значительное  место  в  федоскинской  живописи  занимаю  русская  сказка,  пейзаж  и  натюрморт.  Художники  много  рисуют  с  натуры.  Этюды  и  зарисовки  ложатся  в  основу  одухотворенных  пейзажей  И.И.  Страхова,  С.П.  Рогатова.  В  этих  пейзажах  впечатления,  почерпнутые  в  этюдах  с  натуры,  сложно  переплетаются  с  творческим  замыслом,  фантазией  художника.  Появляются  произведения  бытового  жанра,  композиционные  портреты  А.С.  Пушкина,  М.Ю.  Лермантова  написанные  М.Г.  Пашининым  и  В.Д.  Липицким,  сюжетные  композиции  на  ленинскую  тему.  П.С.  Давыдов  создает  произведение  «Максим  Горький  на  Волге».

Принципиально  новый  этап  в  истории  федоскинской  миниатюрной  живописи,  ознаменованный  ростом  авторского  начала,  пришелся  лишь  на  конец  1950-х  годах.  Художники  создают  оригинальные  авторские  произведения,  в  которых  творчески  переосмысливаются  традиции  федоскинской  миниатюры.  Основные  темы  их  творчества  —  природа  Подмосковья,  Русские  песни  и  сказки,  героическое  прошлое  России. 

Портретное  направление  в  Федоскино  продолжают  старые  традиции  лукутинских  лаков.  В  основе  миниатюры  лежат  картины,  рисунки,  фотографии,  а  художник  привносит  лишь  соответственное  восприятие  первоисточника,  не  отклоняясь  от  оригинала.  Что  бы  ни  писали  федоскинские  мастера,  будь  то  бытовой  жанр,  пейзаж,  натюрморт,  в  основе  всех  их  творческих  дерзаний  видна  сознательная  ориентация  на  создание  достоверных,  правдивых  реалистических  художественных  образов,  созвучных  современности  [3,  с.  14].

Проведенное  исследование  позволяет  нам  сформулировать  основные  выводы  и  положения:

·     лаковая  миниатюра  Федоскина  —  уникальный  и  своеобразный  вид  декоративно-прикладного  искусства,  что  обусловлено  слиянием  во  едино  его  двух  особенностей:  профессионального  и  подлинно  народного;

·     темы  и  сюжеты  федоскинских  миниатюр  крайне  разнообразны,  различны  также  творческие  подчерки  и  пристрастия  художников-миниатюристов.  Традиционными  сюжетами  композиций  являются:  «чаепитие»,  «тройки»,  пейзаж,  портрет,  тема  нежного  материнства,  сцены  народных  гуляний,  крестьянского  быта  и  сказок;

·     по  богатству  декоративных  приемов,  форме  изделий,  живописному  мастерству,  умелому  использованию  сочетания  разных  материалов  произведения  федоскинских  мастеров  занимают,  несомненно,  лидирующее  место  среди  культурного  наследия  искусства  лаковой  миниатюры.

 

Список  литературы:

1.Бокушинский  А.В.  Исследования  и  статьи.  Избранные  искусствоведческие  труды.  М.:  Советский  художник,  1981.  —  352  с.

2.Крестовская  Н.О.,  Мастера  Федоскино:  Учитель  и  его  ученики:  Альбом.  М.:  Интербук-бизнес,  2003.  —  159  с.:  с  ил.

3.Малахов  Н.Я.  Федоскино.  М.:  Изобразительное  искусство,  1984.  —  186  с.:  с  ил.

4.Федоскинская  лаковая  живопись  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://arttechnika.info/fedoskinskaya-lakovaya-zhivopis/   (дата  обращения  09.06  2014). 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.