Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бетюнская С.А. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СУОРУНА ОМОЛЛООНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(29). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(29).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ  СУОРУНА  ОМОЛЛООНА

Бетюнская  Сардана  Александровна

студент  3  курса,  кафедра  русской  и  зарубежной  литературы  СВФУ,  РФ,  г.  Якутск

Е-mail

Сизых  Оксана  Васильевна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  доцент  СВФУ,  РФ,  г.  Якутск

 

Суорун  Омоллоон  —  имя,  которое  знакомо  якутскому  читателю  с  самых  ранних  лет.  В  1920-е  годы  его  произведения  завоевали  сердце  народа.  Они  учили  добру,  звали  к  строительству  новой  жизни.  Человек,  щедро  одаренный  от  природы,  глубокий  знаток  истории,  культуры  родного  народа,  Суорун  Омоллоон  многогранно  талантлив.  Он  –  поэт,  прозаик,  драматург  и  публицист,  театральный  деятель  и  народный  учитель,  автор  учебников  якутского  языка  и  учебного  пособия  «Якутский  фольклор».  За  заслуги  в  области  педагогических  наук  награжден  медалью  К.Д.  Ушинского.  Написал  около  тридцати  детских  рассказов  и  повестей,  тепло  принятых  юными  читателями.  Организатор  и  создатель  ныне  широко  известного,  уникального  музея  политической  ссылки  в  селе  Черкех  Алексеевского  района.  Суорун  Омоллоон  был  не  только  «тружеником  пера»,  но  и  активным  общественным  деятелем.  Известна  обстоятельная  монография  доктора  филологических  наук,  старшего  научного  сотрудника  Института  Гуманитарных  исследований  и  проблем  малочисленных  народов  Севера  Сибирского  отделения  РАН  А.А.  Билюкиной  о  творческой  судьбе  Суоруна  Омоллоона  [1].

Псевдоним  Суорун  Омоллоон  этимологически  имеет  следующее  значение.  «Суорун»  —  крепкий,  серьезный,  неустрашимый,  целеустремленный.  «Омоллоон»  —  родоначальник  Ботурусского  улуса  (округа),  первый  внесший  ясак  за  свой  улус.

Православное  имя  Суоруна  Омоллона  совсем  не  похоже  на  таинственное  якутское  и  звучит  как  глубинно  русское:  Дмитрий  Кононович  Сивцев.

Дмитрий  Кононович  Сивцев  родился  14  сентября  1906  года  в  Жехсогонском  наслеге  Ботурусского  улуса  (в  настоящее  время  Таттинский  улус)  в  семье  крестьянина-середняка.  «Я  родился  за  одиннадцать  дней  до  Великой  Октябрьской  социалистической  революции,  —  вспоминал  Дмитрий  Кононович.  —  Я  знаю  прошлое  своей  Якутии,  как  биение  и  боль  своего  сердца.  Родился  я  в  юрте,  обмазанной  толстым  слоем  глины.  Пол  в  юрте  был  земляной.  Окна  ледяные,  скот  стоял  тут  же  во  второй  половине  жилья.  Тьма  была  беспросветная»  [2,  с.  8].

Героический  эпос  олонхо,  народные  легенды  и  предания,  сказки  и  скороговорки,  услышанные  любознательным  мальчиком  в  длинные  зимние  вечера  у  камелька,  раскрыли  перед  ним  очаровательный  мир  фантазии  и  пробудили  интерес  к  творчеству.  «Я  вырос  среди  многочисленных  и  удивительно  талантливых  носителей  якутского  народного  фольклора,  —  рассказывал  Суорун  Омоллоон.  —  Популярные  сказители-олонхосуты  были  моими  близкими  знакомыми,  которых  мне  часто  приходилось  слушать  сам  того  не  сознавая,  я  крепко  сдружился  с  народным  творчеством»  [2,  с.  8].

Д.К.  Сивцеву  выпало  редкое  в  то  время  счастье:  7-летним  мальчиком  в  числе  немногих  якутских  детей  попасть  в  школу.  Но  уже  учеником  6  класса,  лишившись  отца,  он  вынужден  бросить  учебу.  Только  в  1923  году  ему  удалось  возобновить  ее.  Он  окончил  7-й  класс  и  поступил  в  Якутский  педагогический  техникум.  В  годы  учебы  в  техникуме  Д.К.  Сивцев  посещает  литературный  кружок.  В  рукописном  журнале  кружка  стали  появляться  первые  произведения  начинающего  писателя.  Тогда  же  он  вошел  в  национальную  труппу  при  Русском  театре  в  г.  Якутске.  Связь  с  театром  сыграла  большую  роль  в  творческой  судьбе  писателя.

В  1925  году  Суорун  Омоллоон  написал  рассказ  «Афанас».  Прототипом  главного  героя-ревкомовца  стал  Кирик  Аянитов,  зверски  убитый  бандитами  в  родном  наслеге  писателя.  По  собственному  признанию,  Суорун  Омоллоон  начал  писать,  «когда  учился  в  начальной  школе.  Написал  свой  первый  стишок  на  русском  языке»  [5,  с.  13].  В  дореволюционные  время  преподавание  в  якутских  школах  велось  на  русском  языке  и  воспитывались  школьники  на  произведениях  русской  классической  литературы:  А.С.  Пушкина,  Л.Н.  Толстого,  Н.А.  Некрасова,  А.В.  Кольцова,  которые  способствовали  формированию  в  будущем  писателе  устремленности  ко  всему  прогрессивному  и  высокому.  Как  отмечает  Суорун  Омоллон:  «Чтение  дневниковых  записей  Чехова,  Толстого  помогли  определить  мою  гражданскую  позицию,  понять  главное  в  моей  жизни:  всеми  силами  стремиться  к  улучшению  жизни  народа,  к  торжеству  справедливости.  Много  думал,  пристально  вглядывался  во  все,  что  меня  окружало,  некоторые  мысли  не  давали  мне  покоя  и  вылились  в  строки.  Писал  о  жизни  моего  народа,  о  дивных  красотах  родной  земли,  высмеивал  косность,  невежество  —  все,  что  мешало  строить  новую  жизнь.  В  1920—1930-е  годы  были  написаны  проза  в  стихах  «Река  Лена»,  комедия  «Лентяй»  (под  влиянием  «Мертвых  душ»  Гоголя),  рассказы  «Анчик»,  «Горе-соха»,  «Ачаа»  и  др.»  [5,  с.  13]. 

Первое  художественное  произведение  Суоруна  Омоллона  опубликовано  в  1926  году  в  журнале  «Чолбон».  Это  стихотворение  в  прозе  «Река  Лена»,  которое  звучит  как  гимн  девственной  красоте  родной  природы  и  как  страстный  призыв  не  нарушать  ее  первозданности:  «Цените  и  любите,  друзья,  свою  родную  природу,  ее  дары  и  красоты.  Защищайте  ее,  сохраните  ее  для  себя,  для  своих  детей  и  для  всех  людей,  уважающих  жизнь  и  красоту».

Сначала  на  литературном  поприще  Суорун-Омоллоон  выступил  как  прозаик.  Его  рассказы  «Анчик»,  «Охонон»,  «Горе-соха»,  разнообразные  по  тематике,  четкие  по  идейному  замыслу  и  богатые  по  эмоциональной  окраске,  стали  хрестоматийными.  Например,  в  рассказе  «Анчик»  повествуется  о  несчастной  судьбе  молодой  якутки,  павшей,  как  многие  ее  сверстницы,  жертвой  социального  гнета  и  жестоких  законов  патриархально-феодального  строя.  Переживания  героя  рассказа  Мычара,  сохранившего  до  глубокой  старости  свою  любовь  к  Анчик,  перед  которой  он  чувствовал  вину,  описаны  в  произведении  с  драматической  пронзительностью  [3,  с.  3].

Одним  из  заметных  произведений  детской  литературы  стал  рассказ  Суорун  Омоллоона  «Чечески».  Без  снисхождения  к  «детскому  восприятию»,  впечатляюще  повествуется  о  мужественном  поведении  мальчика  в  сложных  для  его  семьи  жизненных  обстоятельствах.  Чечески  потрясен,  увидев,  что  его  отец  с  конокрадом  свежевали  похищенную  колхозную  скотину.  Ребенок  переживает,  но  воздерживается  от  доноса  на  отца.  Мальчик  решает,  что  должен  убедить  отца  признаться  властям.  Психологическая  мотивировка  раздумий,  чувств  и  поступков  сына  и  отца  правдивы.  У  отца  целая  гамма  переживаний:  от  гнева  на  сына,  досады,  до  признания  его  правоты  и  раскаяния.  Природа  то  сочувствует  героям,  то  осуждает,  то  независима  от  происходящего.  В  голодное  время  «месяц  выплывает,  округлившись  словно  лицо  сытого  человека».

В  рассказе  отсутствует  прямолинейное  назидание.  Нравственная  проблема  разрешается  художественно  через  внутреннюю  борьбу  в  душах  героев  [1,  с.  36].

Суорун  Омоллоон  своими  талантливо  написанными  рассказами  внес  большой  вклад  в  становление  и  развитие  жанра  рассказа  в  якутской  прозе.

В  1926  году  он  написал  свою  первую  комедию  «Лентяй»,  где  сатирически  изобразил  социальные  проблемы  дореволюционной  действительности.  В  30—40-е  годы  Суорун  Омоллоон  полон  новых  замыслов,  он  с  головой  окунулся  в  драматургию.  Его  драма  «Кузнец  Кюкюр»  —  одно  из  лучших  произведений  якутской  драматургии.  Зная  боли  и  заботы  дореволюционного  села,  он  с  глубоким  проникновением  раскрыл  в  своей  драме  человеческие  характеры,  их  становление  в  период  коллективизации.

«Вспоминаю  годы  учебы  в  педтехникуме  и  участие  в  качестве  артиста  в  якутской  национальной  труппе.  Мое  знакомство  с  драматургией  великого  Шекспира  как-то  само  по  себе  подтолкнуло  меня  к  увлечению  драматургией.  Стал  писать  пьесы,  которые  охотно  ставила  национальная  труппа  (позже  —  драматический  театр  им.  П.  Ойунского).  В  50-е  годы  увлекся  музыкальной  драматургией,  писал  либретто  к  операм  и  балетам»  [5,  с.  13].

Весь  долгий  писательский  путь  Суорун  Омоллоона  проникнут  интернациональным  пафосом,  который  объединяет  все  его  произведения.  В  этом  он  проявляет  верность  традициям  своих  литературных  учителей  —  А.Е.  Кулаковского,  П.А.  Ойунского  [4,  с.  18].

Кульминационные  вехи  истории  страны:  становление  советской  власти,  период  коллективизации,  гражданская  и  Отечественная  войны,  построение  социализма  пережиты  и  прочувствованы  Суорунном  Омоллоном.  Его  судьба  тесно  переплелась  с  судьбой  страны.  В  годы  войны  писатель  занимался  патриотической  публицистикой:  повесть  «Оксана»  о  борьбе  партизан  на  Украине,  пьеса  «За  Родину».

Мир...  Как  сохранить  его  для  народа,  как  уберечь  маленькую,  хрупкую  землю  от  ядерного  пожара.  Эти  мысли  не  давали  писателю  покоя.  Об  этом  строки  из  его  драмы  «Ньургун  Боотур»:

Пусть  живет  на  белом  свете,

Без  тревог  и  без  скорбей,

Беспечальное,  как  дети,

Племя  солнечных  людей.

Без  страданий  и  без  резней,

Без  губительной  войны,

Под  высоким  небом  звездным

Мирно  люди  жить  должны.

В  блеске  солнечного  света

Расцветай,  моя  страна.

Будет  Родина  одна…»  [5,  с.  13]. 

Без  Суоруна  Омоллоона  нельзя  представить  Якутию  ХХ  века,  как  нельзя  без  его  произведений  написать  историю  литературы  и  общественной  мысли  не  только  Якутии,  но  и  России.

Суорун  Омоллон  —  это  яркая  страница  в  истории  и  жизни  якутского  народа.

 

Список  литературы:

  1. Билюкина  А.А.  Суорун  Омоллоон.  Страницы  жизни  и  творчества.  Якутск:  ИГИ  АН  РС(Я),  2006.  —  120  с.
  2. Егоров  А.  Народный  писатель  //  Эдэр  коммунист,  1976.  12  сентября.  —  с.  8.
  3. Сивцев  В.  Слово  о  народном  писателе  //  Социалистическая  Якутия,  1986.  17  сентября.  —  с.  3.
  4. Спиридонов  И.Г.  Великое  притяжение:  жизнь  и  творчество  Д.К.  Сивцева-Суорун  Омоллоона».  Якутск:  ИГИ  АН  РС(Я),  2006.  —  60  с. 
  5. Судьба  писателя  //  Молодежь  Якутии,  №  110.  1986.  13  сентября.  —  с.  13.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.