Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 сентября 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Германова Е.Н., Жахова И.Г. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕКОМ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(24). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(24).pdf (дата обращения: 15.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПРИЯТИЕ  АРХИТЕКТУРНЫХ  ФОРМ  ЧЕЛОВЕКОМ

Германова  Елизавета  Николаевна

студент  Смоленского  государственного  университета,  5  курса,  художественно-графического  факультета,  кафедры  дизайн  архитектурной  среды  и  технической  графики,  РФ,  г.  Смоленск

E-mail: 

Жахова  Ирина  Геннадьевна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  дизайн  архитектурной  среды  и  технической  графики  Смоленского  государственного  университета,  РФ,  г.  Смоленск

 

"Нет  истинного  творчества  без  мастерства,  без  высокой  требовательности,  упорства  и  работоспособности,  без  таланта,  который  на  девять  десятых  состоит  из  труда.  Однако  все  эти  существенные  и  необходимые  качества  ничего  не  стоят  без  художественной  концепции  мира,  без  мировоззрения,  вне  целостной  системы  эстетического  восприятия  действительности"

Ю.Б.  Борев

 

Эстетика  считается  наукой  о  чувственности  человека.  Её  предметом  является  окружающая  человека  действительность,  формы  и  нормы  эстетического  чувства.  Эстетика  изучает  происхождение  этого  чувства,  отношение  к  окружающей  среде,  предметам  искусства,  другому  человеку.  В  некотором  роде  эстетику  можно  назвать  философским  учением  о  понятии  и  форме  прекрасного  в  искусстве,  природе  и  человеческой  жизни.  А.Ф.  Лосев  считал,  что  источником  эстетических  чувств  может  быть  любая  сторона  общественной  жизни.  Она  развивается  и  изменяется  под  воздействием  окружающей  среды  и  социума.  Эстетическими  чувствами  считается  реакция  человека  на  эстетическую  сторону  действительности.  Субъективное  суждение,  оценивающее  красоту  любых  предметов,  которое  одинаково  реагирует  и  на  произведения  искусства,  и  на  природу,  и  на  самих  людей.  Эстетическое  восприятие  помогает  нам  чувствовать  красоту,  сопереживать  предметам  искусства,  получая  удовольствие  или  излучая  негативные  эмоцииВоспринимая  эстетическую  составляющую  окружающей  среды,  человек  вступает  в  контакт  с  социумом,  принимая  в  нем  активное  участие.  Каждое  произведение  искусства  уникальным  образом  воздействует  на  личность  человека  и  становится  его  достоянием.  Это  процесс  эстетического  воздействия  объекта  культуры  на  человека. 

Восприятие  человеком  объектов  окружающей  реальности  происходит  по  законам,  давно  выявленным  человечеством  и  несущим  объективный  характер.  Предметы  искусства  воспринимаются  по  принципам,  являющихся  незыблемыми  для  многих  поколений.  Они  проходят  многие  стили  и  направления,  оставаясь  неизменными.  Изменения  настолько  мало  затрагивают  основы  восприятия  индивида,  потому  что  основа  вкуса  адаптируется  к  новому  времени  и  прививается  новому  поколению  практически  в  неизменном  виде  [1].  Архитектура  является  сложным  и  многоуровневым  процессом,  который  порождает  эстетическое  восприятие  окружающего  нас  пространства.  Каждый  зодчий  стремится  создать,  что  то  великолепное,  завораживающее  своей  уникальностью  и  неповторимостью,  что  то,  что  повлияет  на  жизнь  окружающих  путем  улучшения  внешнего  облика  города  и  создания  оптимальной  среды  пребывания  социума.

Городская  среда  имеет  непосредственное  влияние  на  эстетическое  восприятие  человека,  именно  поэтому  современным  городам  необходимо  совершенствовать  эстетические  составляющие  форм  и  объектов.  Глаз  человека,  наслаждающийся  эстетическим  зрелищем,  воспринимает  не  простоту  или  сложность  структуры,  он  оценивает  выразительность  и  богатство  форм,  полноту  и  четко  выраженную  смысловую  нагрузку  элементов.  Художественное  произведение,  выполненное  со  знанием  порядка  и  методами  воздействия  на  зрителя,  может  оказать  положительное  или  отрицательное  влияние  на  направление  деятельности  человека  [2].  Другими  словами,  одни  художественные  произведения  искусства  способны  вдохновлять  и  побуждать  к  активной  жизненной  позиции  и  положительному  восприятию  окружающей  среды,  напротив,  другие  могут  вызывать  чувство  угнетения  и  потерянности.  Архитектурный  облик  любого  города  формируется  на  протяжении  определённого  временного  периода,  охватывающего  различные  исторические  этапы.  Каждому  времени  свойственен  свой  стиль  со  своими  эстетическими  принципами.  Архитекторы  уделяли  значительное  внимание  эстетической  составляющей  облика  города.  Исторически  сложившиеся  стили  создавали  гармоничную  городскую  среду,  которая  благотворно  влияет  на  эмоциональную  природу  человека.  Синтез  стилей,  которые  веками  сочетались  в  одном  городе,  придает  ему  собственную  выразительность  и  неповторимость. 

В  XX  веке  в  связи  с  бурным  развитием  промышленности  и  производства  обозначилась  другая  проблема.  Здания,  представляющие  собой  функциональные  блоки,  негативно  сказываются  на  эстетическом  восприятии  жителей  города.  Их  создатели  недостаточно  заботились  об  эстетической  составляющей  городской  застройки:  промышленная  архитектура  носит  утилитарный  характер  и  полностью  зависит  от  функциональной  составляющей  здания.  Это  значит,  что  при  проектировании  промышленных  объектов  об  эстетической  стороне  думали  в  последнюю  очередь.  Современный  город  требует  не  просто  пересмотра  отдельных  элементов  архитектурных  ансамблей  города,  но  и  изменения  структуры  зданий  и  сооружений.  Сейчас  важно  решать  не  только  проблему  функциональности  объектов,  но  и  учитывать  степень  влияния  архитектурной  среды  на  человека,  которая  в  настоящее  время  вызывает  лишь  негативные  ассоциации.  Если  обратить  внимание  на  промышленные  здания,  созданные  в  XXI  веке,  можно  заметить  попытки  создания  эстетичного  вида  сооружений.  Это  можно  объяснить  тем,  что  промышленные  блоки  стали  требовать  меньшего  строительного  объема,  что  положительно  сказалось  на  внешнем  виде. 

Высокий  эстетический  уровень  застройки  положительно  сказывается  на  внешнем  облике  города,  что  в  свою  очередь,  развивает  эстетическое  восприятие  социума  и  повышает  работоспособность  каждого  человека. 

Именно  поэтому  архитектор,  при  разработке  проекта  должен  учитывать  не  только  техническую  сторону  сооружения,  которая  повлияет  на  стоимость  и  строительные  конструкции  здания,  но  и  не  забывать  об  эстетической  составляющей  внешнего  облика  проектируемого  объекта.  В  искусстве  существуют  проблемы,  которые  необходимо  решать.  Таковыми  являются  проблемы  формы,  пространства,  композиции.  Так  как  человек  не  воспринимает  архитектурный  ансамбль  как  единое  целое,  а  путь  восприятия  идет  постепенно,  раскрывая  новые  уровни,  один  за  другим,  то  архитектор  должен  решать  вышеперечисленные  проблемы  в  их  взаимодействии,  используя  законы  пропорций,  динамики  и  ритма,  придавая  законченный  вид  архитектурной  композиции,  учитывая  последовательность  восприятия  человеком  окружающей  среды  [3]. 

Основной  задачей  современной  эстетики  является  развитие  в  людях  не  бездумной  способности  созерцания  и  любования  объектами  искусства,  а  организация  пространства,  которое  могло  бы  пробудить  энергию,  направленную  на  улучшение  качества  окружающей  действительности.  Современная  эстетика  может  и  должна  делать  практически  нужные  решения  и  давать  ответ  на  потребность  человека  жить  и  передвигаться  в  пространстве,  жить,  что  значит  полно  чувствовать,  понимать  и  совершенствоваться.  Архитектура  своей  активной  силой,  системой  организации  и  оформления  вещных  форм  и  видимого  пространства  должна  этому  способствовать,  чтобы  быть  не  только  «полезной»  в  узком  утилитарном  смысле,  но  глубоко  социально  полезной,  как  культурный,  организующий  и  радующий  жизненный  фактор.

 

Список  литературы:

  1. Борев  Ю.Б.  М,:  Высш.шк.,  2002  —  511  с.
  2. Говорит  Москва.  Первоисточники.  К.Зелинский.  Идиалогия  и  задачи  советской  архитектуры.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.ruthеnia.ru(дата  обращения  5.09.2014).
  3. Гофман  В.Л.  Фабрично-заводская  архитектура.  Изд.  2  доп.,  Кубуч,  тип.  «Ленингр.  Правда».  1935.
  4. Дженкс,  Чарльз  «Язык  архитектуры  постмодернизма»  /  пер.  с  англ.  д.  архитектуры  А.В.  Рябушина,  к.  иск.  В.Л.  Хайта.  М.:  Стройиздат,  1985,  —  137  с.
  5. Изобразительное  и  декоративное  искусство.  Архитектура:  терминологический  словарь./  Под  общ.  ред.  А.М.  Кантора.  М.:  Эллис  Лак,  1997.  —  736  с.
  6. Ковалев  А.Я.,  Ковалев  В.А.  Промышленная  архитектура  Советской  России.  М.:  Стройиздат,  1980.  —  159  с.
  7. Современная  русская  архитектура  и  западные  параллели.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  Тheory.totylarch.com  (дата  обращения  9.09.2014).
  8. Холодова  Л.П.  История  архитектуры  металлургических  заводов  Урала  второй  половины  XIX  —  начала  ХХ  вв.:  Учебное  пособие.  М.:  1986.  —  96  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Вячеслав 04.09.2017 15:37
Хорошо, то что надо.

Оставить комментарий