Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Головунина А.В. ОБРАЗ УМСТВЕННО НЕПОЛНОЦЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 18.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБРАЗ  УМСТВЕННО  НЕПОЛНОЦЕННОГО  ЧЕЛОВЕКА  В  СОВРЕМЕННОЙ  АНГЛОЯЗЫЧНОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

Головунина  Анна  Владимировна

студент  5  курса,  факультет  иностранных  языков,  МарГУ,  РФ,  Республика  Марий  Эл,  г.  Йошкар-Ола

E-mailzelena611@mail.ru

Ефимова  Наталья  Игоревна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  английской

филологии  МарГУ,  РФ,  Республика  Марий  Эл,  г.  Йошкар-Ола

 

Проблема  людей  с  различными  видами  умственной  неполноценности  всегда  была  актуальна,  и  ее  изучением  занимались  не  только  ученые  и  врачи,  но  и  люди  искусства.  Она  была  раскрыта  в  фильмах  (например,  «Человек  дождя»,  режиссер  Барри  Левинсон,  1988  г.),  в  литературных  произведениях  («Тим»  Колина  Маккалоу,  1974  г.),  а  также  на  театральной  сцене  (постановка  «Пролетая  над  гнездом  кукушки»  в  адаптации  Дейла  Вассермана).

  Несмотря  на  все  попытки  государства  помочь  в  реабилитации  и  социальной  адаптации  людей  с  подобными  отклонениями,  общество  так  и  не  научилось  адекватно  к  ним  относиться,  что  можно  увидеть  в  романе  и  одноименном  рассказе  «Цветы  для  Элджернона»  Дэниэла  Киза  (Flowers  for  Algernon,  Daniel  Keyes,  1959,  1966),  которые  и  явились  источниками  нашего  исследования.

Актуальность  темы  статьи  обусловлена  не  только  социальной  остротой  материла  исследования,  но  и  художественным  мастерством  Д.  Киза.  Проблема  образов  в  филологии  сложна  и  требует  дополнительного  раскрытия  особенно  в  ситуации,  когда  автор  или  произведения  мало  изучены  или  когда  создан  необычный  персонаж.

Произведение  «Цветы  для  Элджернона»  является  популярным  и  признанным  обществом  (в  1960  году  рассказ  был  удостоен  премии  «Хьюго»,  а  роман  в  1966  году  —  премии  «Небьюла»),  однако  творчество  Дэниэла  Киза  остается  малоизученным,  нам  не  удалось  найти  никаких  исследовательских  работ.  В  сети  фигурируют  только  резюме,  отзывы  и  газетные  статьи  с  описанием  книги.

Цель  нашего  исследования  —  выявление  круга  художественных  средств,  создающих  образ  человека  с  ограниченными  умственными  способностями  в  современном  литературном  произведении  (романе  Д.  Киза  «Цветы  для  Элджернона»  (1966)  и  одноименном  рассказе  (1959)).

Персонажи  могут  быть  описаны  в  различных  аспектах:  физическом,  эмоциональном,  моральном,  духовном,  социальном.  В  литературе  существует  два  основных  способа  создания  образа:  прямой  и  непрямой  [2,  с.  41].

При  анализе  образа  умственно  неполноценного  человека  (образ  Чарли  Гордона)  в  произведении  Д.  Киза  «Цветы  для  Элджернона»  мы  рассмотрим  оба  способа.

В  формировании  нужного  автору  читательского  восприятия  очень  важную  роль  в  нашем  случае  играет  способ  повествования.  Необходимо  отметить,  что  произведения  (и  роман,  и  рассказ)  представлены  в  виде  дневника  Чарли  Гордона,  таким  образом,  читатель  смотрит  на  все  события  глазами  умственно  отсталого  человека.  Это  повествования  от  первого  лица,  причем  максимально  откровенное,  поскольку  это  дневник,  и  автор  его  не  способен  хитрить.  Главный  герой  —  тридцатидвухлетний  Чарли  Гордон:

«I  am  32  yeres  old  and  next  munth  is  my  birthday…»  [3,  с.  6].  Имея  сильное  отставание  в  умственном  развитии  («…with  an  eye-q  of  68»  [4],  «This  isnt  a  very  good  dictionary  for  dumb  people  like  me»  [4]),  Чарли  посещает  специальный  колледж  («…at  the  beekmin  collidge  center  for  retarted  adults…»  [3,  с.  6]),  в  котором  он  учится  читать  и  писать.

Итак,  способ  повествования  от  первого  лица  способствует  созданию  достаточно  четкого  представления  о  герое.  В  этих  записях  представлена  вся  нужная  читателю  информация,  которую  можно  определить  как  косвенные  пути  характеризации  героя. 

Во-первых,  образ  Чарли  Гордона  представлен  через  действие.  Анализируя  его  поступки,  мы  можем  сделать  определенные  выводы  о  его  характере,  а  также  увидеть,  чем  же  он  отличается  от  остальных  людей,  то  есть  увидеть  то,  что  он  является  умственно  неполноценным  человеком.  Так,  например,  будучи  взрослым  мужчиной,  он  задает  вопросы,  которые  свойственно  задавать  детям  («Nobody  ever  tells  me  about  the  babys…»  [3,  с.  19]),  верит  в  приметы  и  носит  с  собой  талисманы  («I  was  very  skared  even  tho  I  had  my  rabbits  foot  in  my  pockit  because  when  I  was  a  kid  I  always  faled  tests  in  school  and  I  spilled  in  to…»  [4]). 

Чарли  —  откровенный  человек,  он  не  стесняется  говорить  о  себе  правду,  даже  если  речь  идет  не  о  самых  его  сильных  сторонах:

«I  toll  ddr  Strauss  and  perfesser  Nemur  I  cant  rite  good…»  [3,  с.  9]

При  любой  возможности  Чарли  старается  узнать  что-то  новое,  чтобы  стать  хотя  бы  чуточку  умнее:

«The  nice  lady  who  give  it  to  me  tolld  me  the  name  and  I  askd  her  how  do  you  spell  it  so  I  can  put  it  down  rite  in  my  progis  riport»  [3,  с.  31].

Особенно  важными  в  нашем  случае  являются  речевые  характеристики  персонажей,  так  как  умственная  отсталость  главного  героя  наиболее  ярко  проиллюстрирована  в  речи  героя.  Мы  легко  можем  проследить  ряд  отклонений,  так  как  оба  произведения  (и  рассказ,  и  роман)  представлены  в  виде  рукописного  дневника  Чарли.

Так,  в  той  части  произведения,  где  герой  еще  не  достиг  высокого  умственного  развития,  можно  проследить  ошибки  в  речи  персонажа.  Назовем  их  маркерами  уровня  образования  персонажа,  которые  показывают  отклонение  от  нормы.  Во-первых,  Чарли  часто  не  знает,  как  пишутся  те  или  иные  слова,  поэтому  мы  видим  большое  количество  орфографических  ошибок  («progris  riport»,  «little  points»,  «a  few  minits»,  «becaus»).  Отметим,  что  графон  является  определяющим  стилистическим  приемом  в  данном  романе  и  рассказе.

Также  можно  заметить  грамматические  ошибки  в  использовании  различных  структур  («I  dint  see  nothing…»  [3,  с.  28]),  ошибки  в  морфологии  («I  was  her  bestist…»  [4]),  тавтологию  (часто  использует  слова,  связанные  с  умственной  деятельностью:  «think»,  «understand»,  «learn»,  «know»).

Чарли  не  знаком  с  правилами  пунктуации,  так,  например,  не  умеет  грамотно  оформлять  прямую  речь,  поэтому  все  диалоги  представлены  как  обыкновенное  повествование:

«I  told  dr  Strauss  and  perfesser  Nemur  I  cant  rite  good  but  he  says  it  don’t  matter  he  says  I  shud  rite  just  like  I  talk  and  like  I  rite  compushishens…»  [3,  с.  11].

Что  касается  стилевых  маркеров,  в  речи  героя  можно  отметить  то,  как  он  обращается  к  людям  во  время  разговора:

«Boy…»:  «Boy  that  woud  surprise  everyone…»,  «Boy  woud  they'be  serprised  to  see  me  smart…»  [4].

«I  bet»:  «Fancy  things  I  bet»  [3,  с.  17].

«Nutty»:  «And  the  nutty  picturs…»  [3,  с.  13].

«Wow»:  «Wow,  I  dont  know  what  it  says…»  [3,  с.  39].

Все  это  можно  отнести  к  маркерам  неформального  разговорного  стиля.

Также  Чарли  часто  использует  профессиональные  (медицинские)  термины:  «science»,  «psychology  laboratory»,  «thematic  apperception  test»,  «inkblot»,  «subconscious  and  conscious».  Это  вновь  характеризует  его  огромное  желание  стать  умным,  он  узнает  значения  сложных  для  него  слов,  учится  их  правильно  писать.

Переходим  к  следующему,  не  менее  важному  средству  создания  образа  героя  —  психологическому  портрету  и  анализу  мотивов.  Способ  повествования,  выбранный  Д.  Кизом,  помогает  нам  увидеть  персонажа  в  действии,  дает  возможность  услышать  его,  наблюдать  и  оценивать  его  самостоятельно.  Мы  являемся  не  просто  свидетелями  череды  событий,  случившихся  с  Чарли  Гордоном,  а  в  прямом  смысле  читаем  его  мысли,  наблюдаем  за  его  внутренними  переживаниями.  Мы  погружаемся  в  его  мир  и  смотрим  на  то,  что  скрыто  от  глаз  окружающих.

Так,  мы  можем  проанализировать  мотивы  Чарли.  Центральным  является  его  желание  стать  умным.  Но  можно  выделить  и  другие.  Например,  он  хочет  понимать  окружающих  его  людей,  когда  они  говорят  на  темы  политики,  экономики  («I  want  to  talk  about  things  like  that…»  [4]),  а  также  добиться  успехов  в  работе  («I  coud  go  back  to  show  the  guys  at  the  bakery  how  smart  I  am  and  talk  with  them  about  things  and  maybe  even  get  to  be  an  assistin  baker»  [3,  с.  43]).  Важным  для  него  становится  цель  завоевать  уважение  и  признание  его  родителей:

«Then  I  was  gone  to  try  and  find  my  mom  and  dad.  They  woud  be  serprised  to  see  how  smart  I  got  because  my  mom  always  wanted  me  too  be  smart  to.  Mabey  they  woudnt  send  me  away  no  more  if  they  see  how  smart  I  am»  [4].

И  одним  из  наиболее  значимых  становится  желание  превзойти  в  интеллектуальном  испытании  мышь  по  имени  Элджернон,  которой  уже  сделали  операцию  по  возвращению  интеллекта:

«…I  hate  that  mouse.  He  always  beets  me…  I  never  new  before  that  I  was  dumber  than  a  mouse…  Maybe  someday  Ill  beat  Algernon»  [4].

Созданию  портрета  Чарли,  описанию  его  внешности  автор  не  уделил  особого  внимания.  Мы  можем  интерпретировать  это  так,  что  центральное  место  занимает  внутренний  мир  персонажа,  и,  иллюстрируя  умственно  неполноценного  героя,  большое  внимание  нужно  уделять  созданию  психологического  портрета,  а  не  описанию  его  облика.

Что  касается  интерьера,  окружающего  мира  вещей  как  одного  из  способов  создания  образа  персонажа,  можно  отметить  то,  что  в  нашем  случае  это  средство  не  было  широко  использовано.  Однако  необходимо  провести  некую  параллель  между  описанием  помещений,  в  которых  оказывался  Чарли,  и  состоянием  его  умственного  развития.  Например,  в  самом  начале,  когда  он  приходит  на  первые  исследования,  мы  видим  пустые  комнаты,  в  которой  кроме  стола  и  стульев  ничего  нет:

«…his  secertery  took  me  to  a  place  that  said  psychdepton  the  door  with  a  long  hall  and  a  lot  of  little  rooms  with  only  a  desk  and  chares»  [3,  с.  12].

Но  постепенно,  по  мере  приближения  операции  и  реабилитации  после  нее,  пространство  вокруг  героя  заполняется,  отражая  приобретение  новых  знаний  и  навыков  Чарли:

«…another  room  with  lots  of  cages  and  animils  they  had  monkys  and  some  mouses…»  [3,  с.  22].

«It  was  a  big  room  with  green  walls  and  lots  of  docters  sitting  around…»  [3,  с.  27].

Говоря  об  имени  персонажа  как  об  одном  из  средств  создания  образа,  можно  сказать,  что  автор  не  прибегал  к  использованию  этого  приема.  Хотя,  возможно,  имя  Чарли  было  выбрано  неслучайно,  ведь  оно  означает  «мужественный,  смелый».  И  действительно,  нужно  быть  очень  сильным  человеком  во  всех  смыслах  этого  слова,  чтобы  преодолеть  трудности,  с  которыми  жил  главный  герой,  умственно  неполноценный  мужчина  с  огромным  желанием  стать  умным.

Подводя  итог,  можно  отметить,  что  для  создания  образа  персонажа  с  отклонениями  в  умственном  развитии  автор  использовал  как  прямой,  так  и  косвенные  способы:  представление  персонажа  через  действие,  речевые  характеристики,  психологический  портрет  и  анализ  мотивов,  описание  окружающего  мира  и  имя  героя.

Проанализировав  образ  главного  героя,  Чарли  Гордона,  мы  выделили  основные  способы  создания  образа,  применяемые  автором.  Среди  них  наиболее  значимыми,  на  наш  взгляд,  является  выбранная  форма  повествования  (дневник  героя)  и,  соответственно,  речевые  характеристики,  в  которых  преобладают  следующие  стилистические  приемы  и  выразительные  средства:  графон,  нарушение  синтаксической  нормы,  преобладание  разговорного  (фамильярного)  или  просторечного  стиля.

 

Список  литературы:

  1. Арнольд  И.В.  Стилистика.  Современный  английский  язык:  Учебник  для  вузов.  4-е  изд.,  испр.  и  доп.  /  И.В.  Арнольд.  М.:  Флинта:  Наука,  2002.  —  384  с.
  2. Борисова  Л.В.  Interpreting  Fiction:  Практическое  пособие  по  интерпретации  текста  (прозы)  на  английском  языке  /  Л.В.  Борисова.  Минск:  Высшая  школа,  1987.  —  102  с.
  3. Keyes  D.  Flowers  for  Algernon  /  D.  Keyes.  Mariner  Books,  2004  —  311  с.
  4. Keyes  D.  Flowers  for  Algernon  (short  story):.  1959.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dorinta19.bizland.ro

 

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий