Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шевченко Т.Д. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ШКОЛЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТАНОВЛЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ПЕЙЗАЖНОЙ  ШКОЛЫ  ЗАБАЙКАЛЬЯ

Шевченко  Татьяна  Дмитриевна

магистрант  2курса,  Кафедра  теории  и  истории,  культуры  искусств  и  дизайна  ЗабГУ,  РФ,  г.  Чита

E-mail fantazytatyana@mail.ru

Кузнецова  Светлана  Григорьевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  Наук,  преп.  ЗабГУ,  РФ,  г.  Чита

 

Статья  посвящена  истории  становления  пейзажной  школы.  Рассматривается  вклад,  внесенный  в  развитие  пейзажного  искусства  Забайкалья  Читинской  художественно-промышленной  школой  и  училищами,  пейзажистами  П.Н.  Резанцевым,  С.Р.  Бирнбаумом,  В.И.  Форовым,  В.В.  Кандалов  и  др.  Анализируются  основные  традиции  преподавания  пейзажной  живописи  в  художественных  училищах  Забайкалья.  И  как  эти  традиции  продолжили  выпускники  в  своем  творчестве.  Так  же  рассматриваются  традиции  пейзажной  живописи  преподавателя  Института  Культуры  и  Искусств  ЗабГУ  С.М.  Павлуцкого,  и  продолжение  этих  традиций  его  студентами.

Актуальность  рассматриваемой  проблемы  определяется  необходимостью  изучения  культурных  и  художественных  традиций  пейзажной  живописи  Забайкалья.  Которые  сформировались  на  протяжении  длительного  временного  периода.  История  развития  традиций  забайкальского  пейзажа  является  интересным  историческим  и  культурным  феноменом.  Но  эта  тема  не  была  еще  предметом  специального  комплексного  исследования.  Чтобы  создать  цельную  картину  истории  становления  пейзажной  школы  Забайкалья  необходимо  провести  анализ  творческой  и  выставочной  деятельности  художников-пейзажистов  края.  А  так  же  Художественного  образования.  Введение  новых  сведений  о  истории  развития  пейзажной  живописи  Забайкалья  откроют  перспективу  на  дальнейшее  более  углубленное  изучение.

Главной  задачей  данного  исследования  является  изучение  становления  и  развития  пейзажной  живописи  Забайкалья.  Рассмотрение  пейзажных  традиций  художественных  учебных  заведений,  в  которых  учились  забайкальские  художники. 

В  исследовании  использовались  культурологические  методы  анализа:  структурно-функфиональный,  биографический,  аксиологический,  феноменологический,  деятельностный  и  искусствоведческие:  сравнительно-исторический  и  формальный.

Степень  разработанности  проблемы.  Это  исследование  потребовало  анализа  широкого  пласта  искусствоведческой  литературы.  Первыми  следует  выделить  работы  исследователей  истории  развития  культуры,  в  которых  содержатся  основополагающие  сведения  об  особенностях  развития  пейзажа  и  других  отдельных  видов  изобразительного  искусства.  Здесь  можно  выделить  работы  таких  ученых  и  искусствоведов  как  А.А.  Федоров-Давыдов  «Реализм  в  русской  живописи  XIX  века»  (1933),  М.В.  Алпатов  «Всеобщая  история  искусств»(1955),  Д.В.  Сарабьянов  «Русская  живопись  XIX  в.  среди  европейских  школ:  опыт  сравнительного  исследования»  (1980).  Эти  исследования  посвящены  истории  развития  изобразительного  искусства  и  становления  в  нем  пейзажного  жанра.

Среди  тех,  кто  изучал  развитие  пейзажных  школ  регионов  России,  можно  выделить  диссертации  искусствоведов:  А.В.  Александровой  «Влияние  традиций  мастеров  «Союза  русских  художников»  на  становление  Владимирской  школы  живописи»  (1996)  [5],  А.И.  Струковой  «Ленинградская  пейзажная  школа  и  ее  мастера.  1930-е  —  первая  половина  1940-х  годов»  (2006)  [13],  Ломановой  Т.М.  «Пейзажные  традиции  В.И.  Сурикова  в  творчестве  художников  Красноярского  края  XX  века»  (1998)  [11].  Авторы  данных  работ  изучают  особенности  развития  пейзажной  живописи  в  российских  регионах.  Рассматривается  биография  главных  представителей  создания  художественных  школ.  Отмечается  своеобразие  традиций  русской  школы  пейзажной  живописи  в  разных  регионах,  изучается  решение  проблем  становления  пейзажа.

В  Забайкалье  проблема  эта  до  конца  не  изучена,  первой  приняла  попытку  изучить  пейзажную  живопись  края  кандидат  культурологии  Е.Г.  Иманакова  [8].  В  своих  работах  она  изучила  историю  становления  пейзажной  школы  в  Читинской  области.  Делала  большой  уклон  в  область  изучения  биографии  забайкальских  пейзажистов  начиная  с  1900  года  и  заканчивая  современностью.

Выделяется  статья  С.Г.  Кузнецовой  и  И.В.  Бухоголовой  (2000)  [9].  В  статье  «Традиция  в  творчестве  забайкальских  пейзажистов»  авторы  проводят  анализ  живописных  пейзажей  забайкальских  художников.  Пейзажи  основываются  на  живописной  традиции  русского  реализма.  В  исследовании  рассматривается  проблема  сохранения  и  развития  традиций  русского  искусства.  Авторы  пришли  к  выводу,  что  в  забайкальском  пейзаже  продолжаются  традиции  школы  русского  пейзажа  XIX—XX  вв.  В  своих  произведениях  забайкальские  пейзажисты  повторяют  приемы  последователей  народных  художественных  традиций.  В  пейзажах  забайкальских  художников  отражаются  ценности  русского  народа,  тема  любви  к  родному  краю.

  Сибирь  издавна  привлекала  к  себе  ученых,  писателей  и  художников,  не  только  русских,  но  и  западноевропейских,  исследовавших  ее  природные  богатства  и  этнографию  народов,  ее  населявших.  Не  исключением  было  и  Восточное  Забайкалье.  Для  освоения  этого  богатого  края  в  XVIII—XIX  веках  Российским  правительством  направлялись  академические  экспедиции  Д.Г.  Мессершмидта  (1720—1727),  Г.Ф.  Миллера  (1732—1743),  И.Г.  Гмелина,  П.  Палласа.  В  состав  этих  экспедиций  включались  художники,  обязанные  фиксировать  действия  исследователей:  снятие  видов  острогов  и  городов,  составление  карт,  рисунки  животных  и  растений,  этнографические  зарисовки  (самих  народов  и  средств  их  бытования).  Это  были  художники  Люрсениус  и  Беркан,  М.  Махаев,  Н.  Дмитриев,  Е.  Корнеев,  В.  Петров,  оставившие  после  себя  богатое  художественное  наследие  в  виде  акварелей,  рисунков  тушью  и  пером,  гравюр,  часть  их  которых  впоследствии  была  опубликована.  В  конце  20-х  годов  XIX  века  забайкальцы  имели  возможность  познакомиться  с  образцами  светского  изобразительного  искусства  (портрет,  пейзаж,  анималистический  и  бытовой  жанр)  благодаря  декабристам,  заточенным  в  Читинский  острог  (1827—1830),  а  затем  в  Петровском  заводе  (1830—1839)  [9].

Истоки  собственного  изобразительного  искусства  Забайкалья  уходят  своими  корнями  к  началу  XIX  века  и  связаны  в  первую  очередь  с  творчеством  художника  П.Н.  Рязанцева  (1829—1897),  самостоятельно  постигшего  азы  изобразительного  искусства.  В  его  творчестве  ярко  проявились  реалистические  и  демократические  тенденции  русского  искусства  второй  половины  XIX  века. 

Художник  жил  и  работал  в  административном  центре  Нерчинского  округа  городе  Нерчинске.  Окончив  Нерчинское  уездное  училище,  он  показал  большие  успехи  в  рисовании  и  был  оставлен  там  же  преподавать.  За  26  лет  педагогической  деятельности,  он  активно  работал  творчески,  написав  несколько  десятков  пейзажей,  портретов,  тематических  картин  и  икон  [9].  Но  к  сожалению  до  наших  дней  сохранилась  лишь  незначительная  часть  созданных  им  работ.  Сюжетный  пейзаж  Рязанцева  «Буряты  у  ручья»  (Рис.  1)  и  «Старый  Цугольский  Дацан»  (рис.  2)  написанные  маслом  на  холсте  в  1897  г.  сейчас  хранятся  в  Амурском  областном  краеведческом  музее.

 

Рисунок  1.  «Буряты  у  ручья»

 

Рисунок  2.  «Старый  Цугольский  Дацан»

 

П.Н.  Рязанцев  недолгое  время  был  первым  учителем  и  наставником  Н.И.  Верхотурова  (1865—1944),  ставшего  впоследствии  широко  известным  забайкальским  художником,  удостоенным  звания  академика.  Широкую  известность  он  получил  как  автор  художественных  полотен  на  сибирские  и  революционные  темы:  «Расчет»,  «Накануне  казни»  и  т.  д.  Многие  из  его  произведений  сейчас  хранятся  в  Москве.

Еще  одним  из  талантливых  учеников  П.Н.  Рязанцева  является  А.П.  Колосов,  который  из  преподавателя  искусств  Нерчинского  уездного  училища  смог  вырасти  до  уровня  известного  художника  края.  Он  много  и  плодотворно  работал:  рисовал  виды  Амура  и  прекрасные  таежные  пейзажи.  Делал  портретные  зарисовки  коренного  населения  (гиляков)  и  их  быта,  но,  к  сожалению,  ни  одна  его  работа  до  нашего  времени  не  сохранилась  [10].

На  рубеже  XIX—XX  веков  проблема  профессионального  художественного  образования  в  России  стояла  достаточно  остро.  Принятое  в  1902  году  «Положение  о  художественно-промышленном  образовании»  определило  характер,  цели  и  задачи  художественно-промышленных  учреждений:  рисовальных  классов,  мастерских,  школ,  училищ,  музеев  и  обществ.  К  началу  10-х  годов  XX  века  в  стране  уже  функционировали  17  учебных  заведений  [1].

Забайкальский  отдел  стал  также  организатором  и  вдохновителем  открытия  в  Чите  летом  1913  года  Читинской  художественно-промышленной  школы.  Большая  часть  оформительских  работ  ложилась  на  местные  художественные  ателье,  из  которых  своим  профессиональным  мастерством  выделялось  ателье  живописи  Г.  Энгеля  (1880).  Родившись  в  Саратове,  он  получил  основы  профессионального  образования  заграницей  и  сразу  активно  включился  в  оформительские  работы.  Приехав  в  начале  1910-х  годов  в  Читу,  он  создал  мастерскую,  которая  выполняла  широкий  аспект  работ.  До  сих  пор  ряд  зданий  Читы  хранит  его  росписи  (дом  Энгеля  по  ул.  Декабристов,  в  бывшем  Шумовском  дворце  по  ул.  Ленина,  №  86)  [9].

Первым  директором  стал  художник-педагог  Михаил  Александрович  Рутченко-Короткоручко  (1863—1937),  инициатор  самой  идеи  создания  художественной  школы  и  много  потрудившийся  для  осуществления  этого  проекта.  Его  эстафету  в  1915  году  принял  выпускник  Императорской  Академии  художеств  Николай  Александрович  Вьюнов  (1876—1946),  с  приходом  которого  в  школе  начались  преобразования.  Открытие  рисовальных  классов  для  взрослых  и  детей,  формирование  библиотеки  и  музея.  Введение  новых  предметов  в  школьную  программу  —  учеников  начали  обучать  основам  станковой  живописи  и  графики,  рисованию  с  натуры.  Так  же  большое  внимание  уделялось  пейзажной  живописи  —  каждый  год  проводились  пленэрные  занятия.  Ежегодно  организовывали  отчетные  выставки  учеников  [9].

Первой  художественной  выставкой  персонального  характера  в  истории  культуры  края  стала  открытая  в  апреле  1905  года  выставка  живописных  работ  первого  профессионального  художника,  С.Р.  Бирнбаума  (1863),  выпускника  Императорской  Академии  Художеств,  преподавателя  Читинской  художественно-промышленной  школы,  автора  первого  герба  города  Читы  1902  года.  Главная  тема  выставки  —  воспевание  красоты  нашего  края. 

сновной  жанр,  в  котором  работал  С.Р.  Бирнбаум,  —  пейзаж.  И  хотя  художником  был  создан  не  один  десяток  полотен,  сейчас  нам  известны  только  четыре  произведения:  «Здание  военного  собрания  в  Чите»,  «Тайга»,  «Буряты-пастухи  на  поляне»  и  «Портрет  О.Л.  Еленевой»,  хранящихся  в  коллекции  Читинского  областного  краеведческого  музея  имени  А.К.  Кузнецова,  которые  периодически  участвуют  в  художественных  показах  [9].

К  1917  году  назрела  необходимость  по  преобразованию  школы  в  училище  со  всеми  правами  среднего  профессионального  учебного  заведения,  сделав  его,  центральным  художественно-промышленным  училищем  всей  Сибири.  В  1920  учебном  году  школе  был  дан  статус  училища,  введен  специальный  предмет  —  методика  преподавания  живописи  и  экзамен  по  нему,  а  выпускникам  стало  присваиваться  звание  преподавателя  рисования  начальных  и  высших  начальных  училищ  [9].

Далее  становлению  и  развитию  пейзажной  живописи  в  нашем  крае,  способствовала  творческая  деятельность  забайкальских  педагогов  и  художников,  создавших  учебные  заведения  благодаря  которым  и  началось  развитие  пейзажной  школы  Забайкалья.  Таких  как:  Клавдий  Львович  Мильер,  Иван  Лаврович  Копылов,  Иван  Павлович  Сверкунов,  и  их  выпускникам:  Иван  Терентьевич  Блохин,  Леонид  Степанович  Рыжов,  Ян  Иванович  Шплатов,  Владимир  Иванович  Форов,  Валентин  Васильевич  Кандалов  и  многих  других.

Выпускник  Читинской  художественно  промышленной  школы  1923  года  К.В.  Мильер  долгое  время  преподавал  в  городской  художественной  школе  живопись  и  графику.  У  него  обучался  Л.С.  Рыжов.  Своих  учеников  Мильер  учил  основам  пейзажной  композиции.  Делались  зарисовки  с  натуры,  цветовые  этюды  с  учетом  разного  времени  суток.  В  преподавании  Мильера  доминировали  традиции  русской  живописи.  К  сожалению,  до  нашего  времени  его  работы  не  сохранились.

После  обучения  в  художественной  школе  у  Мильера  Рыжов  поступил  в  Ленинградское  Художественно-  промышленное  училище  имени  В.  Мухиной  (сейчас  Санкт-Петербургской  академии  им.  А.Л.  Штиглица).  Основная  специфика  традиций  обучения  училища  в  1945  году  начала  основываться  на  подготовке  художников  монументального,  декоративно  прикладного  и  промышленного  искусства.

На  протяжении  всего  периода  развития  и  совершенствования  учебного  процесса  главной  профессиональной  задачей  в  училище  являлось  изучение  монументальной  живописи  в  контексте  сложившихся  русских  традициях.  Подготовка  художников-монументалистов,  способных  разрабатывать  и  выполнять  в  материале  живописно-пластические  проекты  разного  жанра.  В  основу  профессиональной  подготовки  художников  был  положен  принцип  синтеза  искусств,  где  тесно  взаимодействуют  живопись  разных  жанров  (в  том  числе  и  пейзажная),  скульптура,  архитектура  и  декоративно-прикладные  искусства.

В  изучении  пейзажной  живописи  опирались  на  традиции  русского  и  мирового  наследия.  В  обучение  была  включена  станковая  живопись,  но  учебные  программы  предусматривали  поиск  новых  форм  и  художественно-образных  решений  архитектурно-художественной  среды  с  помощью  декоративного  подхода.  В  связи  с  этим  преподавателями  была  разработана  методика  обучения  искусству  стенописи,  которая  позволяла  решать  вопросы  синтеза  пейзажной  живописи  и  архитектурной  среды,  базируясь  на  изучении  традиций  русской  национальной  школы  стенописи.

В  1959  году  Рыжов  окончил  училище  —  факультет  монументальной  живописи.  После  этого  сразу  вернулся  в  Читу,  где  и  применил  все  полученные  в  училище  знания.  15  лет  Он  занимался  оформлением  Читы,  придавая  облику  нашего  города  красивый  и  достойный  вид.  Среди  созданных  им  для  родного  города  монументальных  работ  —  интерьеры  аэропорта,  гостиницы  «Метелица»,  кинотеатра  «Удокан»,  диагностического  центра  и  многое  другое  [6].

  В  своем  творчестве  Рыжов  повторяет  пейзажные  традиции  Мухинского  училища.  Именно  по  этому  во  всех  его  картинах  присутствует  некая  декоративность.  Его  городской  пейзаж  «Нерчинск»  (рис.  1)  небольшого  квадратного  формата.  Линия  горизонта  находится  в  нижней  части  картины,  благодаря  чему  создается  чувство  большого  пространства.  На  картине  присутствует  три  плана.  На  первом  плане  мы  наблюдаем  людей  и  лошадей,  На  втором  плане  архитектурные  сооружения,  а  третий  план  занимает  небо.  Композиционным  центром  является  архитектурное  сооружение  слева.  Это  самый  светлый  и  самый  большой  объект  на  картине.  Все  предметы  на  картине  выстроены  так  чтобы  взгляд  зрителя  постепенно  вошел  в  картину.  Работа  выполнена  в  синих,  серых,  темно  коричневых  и  желтых  тонах,  это  наполняет  пейзаж  холодом.  Это  позволяет  выразить  прохладную  осеннюю  погоду.  Доминирует  синий  и  голубой  цвет.  Калоритные  пятна  как  будто  организованы  по  трем  плоскостям.  Нижняя  плоскость  (люди,  лошади,  осфальт)  темные  пятна,  средняя  (архитектурные  сооружения)  и  верхняя  —  (небо).  В  нижней  части  картины  художник  не  уделяет  внимание  реалистическому  построению,  по  этому  картина  смотрится  декоративной.  Нижнюю  часть  картины  он  пишет  цветовыми  пятнами,  стараясь  сильно  не  прописывать  и  не  простаивать  фигуры.  Средний  и  дальний  план  прописывает  академическим  путем,  что  позволяет  зрителю  сконцентрировать  взгляд  в  глубь  картины.  В  манере  его  письма  проскальзывает  декоративный  подход  к  пейзажу.

 

Рисунок  3.  «Нерчинск»  Л.  Рыжов

 

В  Иркутске,  на  базе  классов  рисования  и  черчения  художника  И.Л.  Копылова  открылась  художественная  студия  (1918).  Она  объединила  значительные  творческие  силы  города  и  перешла  в  ведение  Народного  университета  искусств.  Он  состоял  из  отделений  музыкального,  драматического,  живописи  и  ваяния.  В  1920  факультет  живописи  и  ваяния  выделился  в  самостоятельную  Государственную  художественную  мастерскую,  а  в  1929  мастерская  реорганизована  в  Государственные  курсы  изобразительных  искусств.  В  1931  на  базе  курсов  создается  Изопедтехникум,  просуществовавший  10  лет  и  переименованный  в  Иркутское  художественное  училище  [10].  Здесь  на  живописно-педагогическом  профиле,  немало  времени  уделялось  и  изучению  пейзажной  живописи,  В  изучении  пейзажа  строго  опирались  на  традиции  русского  реализма.  Так  же  в  программу  был  включен  академический  рисунок  и  станковая  живопись.  Проводились  пленэрные  занятия,  создавались  живописные  этюды  забайкальских  пейзажей.  Училище  готовило  специалистов  для,  изостудий,  учителей  рисования  и  черчения  для  художественных  и  средних  школ.  Многие  выпускники  Иркутского  училища,  ученики  Копылова,  остались  там  же  преподавать  —  А.И.  Вологдин,  А.П.  Жибинов,  Н.В.  Шабалин  и  других  [10].

И.Т.  Блохин  поступил  в  Иркутское  училище  в  1937  году,  после  трехлетнего  обучения  в  читинской  художественной  студии  И.П.  Сверкунова,  открытой  в  30х  годах.  Преподавателями  Блохина  стали  Г.  Раков  и  А.  Руденко.  Иван  Терентьевич  с  большим  удовольствием  овладевает  мастерством  живописца,  делает  рисунки.  Но  учебу  прервал  призыв  в  армию,  так  как  настал  1940  г.  В  октябре  1945  года  он  вернулся  дамой  в  Читу  и  принял  решение  не  продолжать  учебу,  а  идти  работать.  Устроился  художником  в  Окружной  дом  офицеров  Советской  армии,  где  проработал  полгода.  Затем  его  пригласили  в  читинское  производство  «Художник»  на  должность  художника.  В  это  время  бурным  ходом  идет  его  творческая  деятельность.  В  своих  работах  Блохин  продолжает  повторять  традиции  Пейзажной  школы  Иркутского  училища.  Он  пишет  красоты  природы  Забайкалья,  любимый  и  родной  город,  а  так  же  портреты  героев  войны  и  тружеников  тыла.  Творческий  диапазон  Ивана  Терентьевича  необычно  многообразен.  Его  пейзажи  на  протяжении  всего  его  жизненного  пути  сохранили  верность  принципам  реализма.  Почерк  традиций  его  пейзажной  школы  очень  хорошо  видно  в  его  работах:  «Ранней  весной»  (рис.  4)  и  «Май  в  Забайкалье»  (рис.  5).

Хоть  картина  «Ранней  весной»  и  маленького  размера,  но  как  много  в  ней  глубины  и  воздушного  пространства.  Это  видно  за  счет  правильного  расположения  композиции  в  горизонтальном  формате.  Работа  немного  прямоугольная,  вытянутая.  Мы  зрительно  наблюдаем  в  пейзаже  многоплановость.  На  первом  плане  деревья  (березы)  полянку,  снег,  небольшой  кусочек  озера.  Далее  видны  синие  горы  и  голубое  небо.  Первый  план  прописан  теплыми  (красными,  светло  коричневыми,  розовыми  и  зелеными  оттенками)  На  остальных  (дальних  планах),  мы  видим  холодные  оттенки  гор  и  неба,  что  позволяет  передать  общее  состояние  природы.  Художник  как  будто  говорит  нам,  что  весна  еще  только  началась,  и  до  теплых  летних  дней  еще  далеко.  Большую  часть  картины  занимают  горы,  и  лес,  Блохин  стремится  передать  красоты  Забайкальской  природы  этого  времени  года.  Самыми  темными  по  тону  пятнами  являются  темно  синие  горы  в  дали  и  озеро  на  переднем  плане  в  левой  части  картины.  Но  это  не  мешает  равновесию  композиции,  так  как  справа  мы  наблюдаем  высокие  горы  и  большое  количество  деревьев.  В  Работе  хоть  и  присутствует  большое  количество  темных  оттенков,  но  это  не  мешает  воспринимать  общий  светлый  сюжет  теплого  дня  в  картине.  Что  говорит  о  высоком  уровне  профессионализма  художника.

В  пейзаже  «Май  в  Забайкалье»  линия  горизонта,  расположенная  практически  посередине,  как  будто  делит  картину  на  две  части.  В  композиции  мы  наблюдаем  четыре  основных  плана.  На  первом  изображена  поляна,  далее  на  втором  справа  мы  видим  березы,  с  лева  холм  с  лесным  массивом.  На  третьем  плане  дальнюю  практически  голую  сопку.  За  четвертый  план  можно  посчитать  небо,  а  точнее  облака,  которые  пейзажист  расположил  ближе  к  сопке.

Работа  выполнена  живописно,  присутствуют  только  теплые  тона,  картина  прописана  на  столько  профессионально  что  даже  голубое  небо  кажется  зрителю  по  весеннему  теплым.  Цветовое  решение  художника  очень  четко  передает  состояние  природы  Забайкалья  именно  в  мае.  Мы  наблюдаем  справа  багульный  цвет,  Березы  хоть  и  прописаны  крупными  мазками,  но  цвет  подобран  на  столько  удачно,  что  нам  становится  понятно  —  березы  еще  только  начинают  распускать  листики.  Это  все  говорит  о  продолжении  художником  русских  традиций  реализма  заложенных  в  него  еще  в  Иркутском  Художественном  училище. 

Рисунок  4.  «Ранней  весной»

 

Рисунок  5.  «Май  в  Забайкалье»

 

Если  сравнить  два  этих  весенних  забайкальских  пейзажа  Блохина  то  сразу  становится  понятно  где  весна  только  началась  и  где  она  уже  подходит  к  концу. 

Я.И.  Шплатов  окончил  Иркутское  художественное  училище  в  1957  году.  Приехав  в  Читу  в  1961  году,  работал  в  Читинском  отделении  Художественного  фонда.  В  разные  периоды  творчества  обращался  к  пейзажу,  натюрморту,  портрету.  Большую  часть  своих  сил  вложил  в  творческую  деятельность,  а  именно  в  станковую  живопись.  Наибольших  успехов  добился  в  области  пейзажного  жанра.  Он  тоже  последователь  русской  реалистической  пейзажной  школы.  Он  с  бережным  вниманием  относился  к  окружающей  природе.  Его  Произведения  хранятся  в  музеях  страны  и  за  рубежом,  в  частных  собраниях  [1]. 

В  его  картине  «Начало  лета»  (Рис.  6)  ясно  видны  реалистические  традиции  пейзажной  живописи  Иркутского  училища.  Работа  имеет  прямоугольную,  слегка  широкоформатную  форму.  Композиция  немного  вытянутая,  доминируют  горизонтальные  линии.  Художник  создал  ощущение  глубины  в  картине  за  счет  многоплановости.  На  первом  плане  мы  наблюдаем  песчаную  плоскость  и  деревья.  На  втором  плане  Зеленую  траву,  слева  домики  и  справа  лошадь.  На  третьем  плане  горы,  и  на  четвертом  плане  облака.  Живописец  как  бы  разбивает  пейзаж  по  плоскостям,  не  теряя  при  этом  реалистичности  построения  предметов.  Резкое  очертание  форм  придает  картине  реалистичность.  Самыми  темными  пятнами  прописаны  деревья,  этот  прием  позволяет  задержать  взгляд  зрителя  на  переднем  плане,  а  потом  увести  его  в  глубь  пейзажа.  Дальний  план  выполнен  в  живописном  сочетании  холодных  и  теплых  тонов.  За  счет  этого  пейзажисту  удалось  передать  общее  состояние  забайкальской  природы  в  картине.  Передать  прохладное  настроение  уходящей  весны  и  наступающего  лета. 

 

Рисунок  6.  «Начало  лета»

 

Форов  Владимир  Иванович  В  1958  г.  окончив  Иркутское  художественное  училище  приехал  в  Читу.  Работал  преподавателем  на  художественно-оформительском  отделении  Читинского  музыкального  училища.  За  годы  творчества  им  созданы  десятки  произведений  в  живописи,  графике,  монументальном  искусстве.  Как  живописец  работает  в  основном  в  жанре  пейзажа.  Во  всех  своих  пейзажах  Форов  повторяет  пейзажные  традиции  Иркутского  училища.  Отдает  главное  внимание  реализму.  В  картинах  «Адун-Челон»  (Рис.  7)  и  «Вечер  на  Зунорее»  (Рис.  8)  художником  изображена  забайкальская  природа  в  вечернее  время  суток. 

 

 

Рисунок  7.  «Адун-челон»

 

Рисунок  8.  «Вечер  на  Зунорее»

 

«Адун-челон»  в  переводе  означает  —  табун  каменных  лошадей,  так  называется  хребет  на  юго-востоке  Забайкальского  края,  расположенный  в  18  км  к  юго-западу  от  поселка  Шерловая  Гора.  Он  написал  этот  пейзаж  когда  ездил  туда  летом  в  1972  году.  Картина  имеет  прямоугольный  формат.  Линия  горизонта  расположена  в  верхней  части  картины.  Небо  занимает  лишь  малую  часть  картины,  так  как  большую  роль  играет  изображение  камней.  Художник  стремился  выразить  всю  красоту  этой  местности,  в  то  время  когда  камни  освещает  вечернее  солнце.  Композиционным  центром  является  камень  на  переднем  плане.  Это  самый  крупный  и  самый  светлый  по  тону  объект  в  пейзаже.  Композиция  расположения  предметов  (камней)  ярко  выражена  по  диагонали.  Взгляд  зрителя  уходит  от  правого  нижнего  угла  в  левый  верхний.  Пейзаж  выполнен  в  теплых  коричнево-желтых  тонах.  Преобладает  множество  красных,  розовых,  оранжевых,  бирюзовых  и  голубых  оттенков,  что  делает  картину  очень  живописной  и  реалистичной.

Работа  Форова  «Вечер  на  Зунорее»  очень  похожа  в  цветовой  гамме  на  пейзаж  «Адун-челон».  Художник  использовал  практически  ту  же  цветовую  гамму.  Картина  «Вечер  на  Зунорее»  имеет  прямоугольную  широкоформатную  форму.  Композиция  немного  вытянутая  в  стороны,  малое  количество  элементов  делает  пейзаж  воздушным.  Линия  горизонта  рассоложена  практически  посередине  формата.  На  первом  плане  мы  видим  камень,  который  является  композиционным  центром.  Далее  взгляд  зрителя  падает  на  овраг,  а  потом  на  озеро.  Создается  ощущение,  что  мы  с  берега  смотрим  на  него.  Пейзаж  очень  живописно  выполнен  в  цвете,  спокойные  теплые  тона  передают  ощущение  тихого  вчера.  Спокойная  манера  письма  делает  картину  еще  более  реалистичной.

Валентин  Васильевич  Кандалов  окончив  Иркутское  художественное  училище  в  1965  году,  переехал  в  Забайкалье.  В  этом  же  году,  в  городе  Чите,  начал  преподавать  черчение  и  рисование  в  школах  №  28,  9  и  3.  В  конце  1967  года  начал  работать  художником-оформителем  и  возглавлял  коллектив  художественной  мастерской.  Он  активный  участник  выставок  разного  уровня  —  областных,  зональных,  республиканских,  международных.  В  Творчестве  художник  отдаёт  предпочтение  в  основном  пейзажному  жанру.  В  его  работах  так  же  как  и  в  работах  И.  Блохина,  Я.  Шплатова  и  В.  Форова,  присутствует  продолжение  реалистических  традиций  Иркутского  художественного  училища.  В  его  картине  «Месяц  ноябрь»  (Рис.  9)  присутствует  много  вертикальных  линий,  слегка  наклоненных  влево,  композиционным  центром  является  дерево,  оно  так  же  самое  темное  по  тону  и  наклонено  в  сторону  центра.  Что  позволяет  направлять  взгляд  зрителя  в  глубину  картины.  Работа  выполнена  крупными  мазками.  Но  при  этом  не  теряется  реалистичность  изображения,  потому  что  очень  хорошо  подобран  цвет.  Пейзаж  написан  в  темных,  холодных  (темно-синих,  темно  зеленых  и  коричнево-серых)  тонах,  что  позволяет  художнику  выразить  холодную  и  пасмурную  забайкальскую  осень. 

 

Рисунок  9.  «Месяц  ноябрь»

 

 

Рисунок  10.  «Дождь  прошел»

 

Пейзаж  Кандалова  «Дождь  прошел»  (Рис.  10)  в  своей  композиции  имеет  три  плана,  на  первом  плане  мы  видим  воду  и  отражение  в  ней  неба,  на  втором  плане  поляна,  деревья  и  холлом,  на  третьем  плане  небо  и  тучи.  За  счет  этого  художник  создал  ощущение  глубины  в  картине.  В  композиции  доминируют  горизонтальные  линии.  Художник  пишет  крупные  мазками  не  теряя  при  этом  реалистичности  построения  предметов.  Очень  хороший  подбор  цветовых  тонов  и  оттенков.  Самыми  темными  пятнами  прописана  вода,  этот  прием  позволяет  задержать  взгляд  зрителя  на  переднем  плане,  а  потом  увести  его  в  глубь  пейзажа.  Дальний  план  выполнен  в  живописном  сочетании  холодных  и  теплых  тонов  розового,  коричневого  и  голубого  цвета.  За  счет  этого  пейзажисту  удалось  передать  общее  состояние  вечера  после  дождя.

Еще  один  неоценимый  вклад  в  развитие  пейзажной  школы  края  внес  Забайкальский  художник  С.М.  Павлуцкий.  В  1974  году  он  окончил  Педагогическое  училище  в  Улан-уде.  Потом  живописное  отделение  Владивостокского  художественного  института,  где  в  программу  была  включена  станковая  живопись  и  академический  рисунок.  В  изучении  пейзажной  живописи  там  строго  опирались  на  традиции  русского  реализма.  Часто  проводились  пленэрные  занятия,  на  которых  студенты  писали  живописные  этюды  пейзажей  в  разное  время  суток.  После  окончания  института  он  вернулся  в  Забайкалье.  Начал  работать  в  художественном  училище  и  занялся  творческой  деятельностью.  Его  работы  полны  реализма.  Особенно  это  заметно  в  пейзажах  «В  феврале»  (Рис.  11)  и  «Дело  к  весне»  (Рис.  12).

 

Рисунок  11.  «В  феврале»

 

Рисунок  12.  «Дело  к  весне»

 

Его  картины  привлекают  зрителя  не  только  профессионализмом  в  своем  живописном  исполнении,  но  и  тем,  что  в  них  есть  сюжет.  Это  не  просто  изображение  красивой  Забайкальской  природы.  Мы  видим  движение,  действие  и  определенный  замысел,  который  хочет  передать  нам  Художник.  Запечатленные  сюжеты  из  обычных  забайкальских  деревень  —  любимая  тема  Сергея  Михайловича,  потому  что  он  и  сам  много  лет  прожил  в  деревне.  С  какой  любовью  прописаны  его  пейзажи,  освещенные  и  согретые  лучами  зимнего  солнца.  Это  как  кусочек  его  жизни,  где  он  много  лет  прожил.  Картины  заряжают  своей  энергетикой  покоя  и  размеренности  сельской  жизни.

В  2000  году  было  открыто  художественное  отделение  при  Забайкальском  Гуманитарно-педагогическом  университете  (сейчас  ЗабГУ).  С.М.  Павлуцкий  стал  одним  из  первых  его  преподавателей.

С  2001  года  С.М.  Павлуцкий  преподает  в  ЗабГУ  станковую  живопись.  В  преподавании  опирается  на  реалистические  традиции  русского  пейзажа.  На  пленэрной  практике  Сергей  Михайлович  учит  студентов  передавать  в  пейзаже  состояние  забайкальской  природы  с  помощью  цветовых  и  тональных  отношений.  Работы  его  студентов  Бочкаревой  Н.  (Рис.  13),  Балуевой  Н.  (Рис.  14),  Диановской  О.  (Рис.  15)  привлекают  зрителя  своим  живописным  колоритом.

 

Рисунок  13.  Бочкарева  Н.  «Осень  в  Забайкалье»

 

Рисунок  14.  Балуева  Н.  «Сентябрьский  вечер»

 

Рисунок  15.  Диановская  О.  «В  знойный  полдень»

 

На  становление  характера  человека  огромное  влияние  оказывает  окружающий  мир  —  природные  условия,  этнические  особенности,  социальная  среда,  специфика  семейной  жизни,  уровень  образования,  наличие  или  отсутствие  системы  ценностей.  Особенно  это  касается  творческих  людей.  Эти  традиции  затем  отражаются  в  творчестве,  будь  то  книга,  картина  или  музыка.  В  произведениях  будет  проскальзывать  то,  что  откладывалось  еще  с  детства.  Такой  человек  стремится  рассказать  людям  о  самых  ярких  впечатлениях  его  жизни.  Это  происходит  не  прерывно  в  течении  всего  жизненного  пути. 

В  результате  исследования  можно  сделать  вывод,  что  формированию  пейзажной  школы  в  Забайкалье  способствовали  труды  многих  читинских  живописцев.  Мы  выявили,  что  характерные  черты  региональной  пейзажной  школы  на  протяжении  длительного  времени  основываются  на  традициях  русского  реализма.  Так  же  нужно  отметить,  что  необходимы  комплексные  исследования  о  формировании  изобразительного  искусства  нашего  региона.

 

Список  литературы:

1.Аболина  Р.Я.  Советское  искусство  периода  гражданской  войны  и  первых  лет  строительства  социализма  (1917—1932).  М.,  1962.

2.Александрова  Е.Я.  Художественное  образование  в  России.  М.,  1998.

3.Алпатов  М.В.  Этюды  по  истории  русского  искусства.  Т.  2.  М.,  1967.

4.Алпатов  М.В.  Этюды  по  истории  искусства.  Западно-европейское  искусство.  Русское  и  советское  искусство.  М.,  1979. 

5.Александров  А.В.  Влияние  традиций  мастеров  «союза  русских  художников»  на  становление  владимирской  школ  живописи  //  Грамота.  2014

6.Верхотуров  Н.И.  Мысли  и  воспоминания  художника  //  Театр  и  искусство,  1919,  №  13.

7.Забайкальские  художники  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  URL:  http://www.oldchita.megalink.ru/.html  (дата  обращения:  04.04.2014). 

8.Имонакова  Е.Г.  Художественная  жизнь  Восточного  Забайкалья  как  явление  культуры  второй  половины  XIX  -  первой  четверти  XX  вв.:  Дис.  …  канд.  культ.  наук.  2002.  —  С.  54—55.

9.Кузнецова  С.Г.  Бухоголова  И.В.  Традиция  в  творчестве  забайкальских  художников  //  Грамота.  2013  г.

10.Культурный  слой.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.articles.chita.ru  (дата  обращения:  06.04.2014).

11.Ломанова  Т.М.  Пейзажные  традиции  В.И.  Сурикова  в  творчестве  художников  Красноярского  края  XX  века:  Дис.  …  канд.  культ.  наук.  1998.

12.Пурбуев  Нима  Пурбуевич  —  Художник  и  педагог.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www  zabinfo.ru  (дата  обращения:  04.04.2014).

13.Струковоа  А.И.  Ленинградская  пейзажная  школа  и  ее  мастера.  1930-е  —  первая  половина  1940-х  годов:  Дис.  …  канд.  культ.  наук.  2006.

14.Энциклопедия  Забайкалья  —  новая.  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL::  http://www  ez.chita.ru  (дата  обращения:  03.04.2014).

15.Энциклопедия-хрестоматия  Иркутской  области  и  Байкала  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL::  http://irkipedia.ru  (дата  обращения:  04.04.2014). 

16.Энцеклопедия  Амурский  области.  Амурский  краеведческий  музей  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.museumamur.ru  (дата  обращения  04.04.2014).

17.Электронная  база:  ФГБОУ  ВПО  "СПГХПА  имени  А.Л.  Штиглица  http://www.ghpa.ru  (дата  обращения:  03.04.2014).

18.Эшипельский  М.И.  Поэтика  станкового  пейзажа.  Культурологический  анализ:  Дис.  …  канд.  культ.  наук.  М.,  2009.  —  С.  54—55.

19.Энциклопедия-хрестоматия  Иркутской  области  и  Байкала.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL::  http://irkipedia.ru  (дата  обращения:  05.04.2014).

20.Электронная  Художественная  галерея  Забайкалья.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.zabpictu.ru  (дата  обращения  04.04.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий