Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сафина Р.А. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ УРАЛЬСКОЙ РОСПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

РАЗВИТИЕ  ТРАДИЦИЙ  УРАЛЬСКОЙ  РОСПИСИ  ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ  XX  ВЕКА

Сафина  Регина  Александровна

магистрант  2  курса,  ФИИД,  МГТУ,  РФ,  г.  Магнитогорск

E-mail: 

Соколова  Марина  Станиславовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  чл.  СДР,  проф.  каф.  худож.  металла  и  керамики,  МГТУ,  РФ,  г.  Магнитогорск

 

Народные  промыслы  на  Урале  имеют  многовековую  историю.  Они  начали  развиваться  более  трех  веков  назад,  когда  в  нашем  крае  стали  строиться  первые  заводские  поселения,  и  население  его  существенно  выросло  за  счет  переселенцев  из  Центральной  России. 

Изначально  традиционные  уральские  ремесла  отличались  разнообразием  направлений  и    стилей.  Их  развивали  талантливые  самобытные  мастера.  Но,  не  смотря  на  это,  к  концу  XIX  —  началу  XX  века,  многие  народные  промыслы  пришли  в  упадок.

Возрождение  традиционных  народных  художественных  промыслов  в  нашей  стране  началось  только  после  победы  социалистической  революции.  В  20—30–е  годы  мастеров  объединили  в  артели,  которые  становились  производственной  базой  возрождения  промыслов,  базой,  на  основе  которой  воссоздавались  творческие  коллективы  мастеров.  Мастера  не  только  изучали  искусство  русского  крестьянства,  но  искали  конкретные  пути  использования  его  наследия,  формы  работы  с  кустарями-художниками  [1].

 

Описание: Лаковые подносы Нижнего Тагила и Жостово

Рисунок  1.  «Свадьба  Петра  I»,  автор  Бородин,  1874  г.  Нижний  Тагил

 

На  Урале  существуют  промыслы  по  дереву,  металлу  и  бересте,  например  как  Нижне-Тагильская  лаковая  роспись,  Пермская  береста,  Уральская  домовая  роспись  и  многие  другие.  Если  в  предвоенные  годы  шла  речь  о  восстановлении  самых  крупных  центров  народного  художественного  ремесла,  в  основном  известных  раньше,  то  в  50—70–е  годы  в  связи  с  широкой  экспедиционной  деятельностью  основное  внимание  уделяется  угасшим  или  угасающим  очагам  неизвестных  или  почти  неизвестных  ранее  промыслов,  находящихся  преимущественно  в  районах  Севера,  Урала  и  Сибири  [2].

 

Описание: obvinskaya_rosa.jpg

Рисунок  2.  Образцы  старых  изделий  Обвинской  росписи

 

Активное  участие  в  возрождении  традиционных  росписей  своего  края  принимают  предприятия  Урала:  Нижне-Тагильский  завод  эмалированной  посуды,  Краснокамская  фабрика  детской  игрушки,  Сысертский  завод  керамических  изделий,  Невьянский  завод  художественной  керамики.  В  последние  годы  появились  новые  производства,  на  которых  складываются  творческие  коллективы.

Всеобщий  интерес  к  своему  прошлому,  повышение  национального  самосознания  вызывает  внимательное  отношение  к  национальным  формам  искусства,  в  том  числе  к  традиционному  декоративно-прикладному  искусству  и  его  дальнейшему  развитию.  Во  многих  городах  появляются  предприятия,  перед  которыми  ставятся  задачи  организации  производства  художественных  изделий  и  сувениров  с  использованием  местных  художественных  традиций.  На  Урале  восстановление  художественных  промыслов  происходит  в  том  же  направлении,  как  и  в  других  регионах.  Большое  внимание  привлекает  искусство  росписи.  Народные  кистевые  росписи  весьма  жизнеспособны,  и  возрождение  их  обещающее.  Целесообразность  этого  подтверждается  анализом  складывающейся  конъюнктуры  рынка,  требующей  не  абстрактных  сувениров,  а  вполне  конкретных  изделий  бытового  назначения,  форма  и  декор  которых  были  бы  связаны  с  местной  культурой,  что  полностью  соответствует  лучшим  традициям  народного  прикладного  искусства. 

 

Рисунок  3.  Берестяные  расписные  бураки

 

Уральская  кистевая  роспись,  как  показывает  ее  изучение,  оказалась  искусством  глубоко  традиционным,  тесно  связанным  с  бытом  и  культурой  русского  народа.  Поэтому  творческие  коллективы  Научно-исследовательского  института  художественной  промышленности  и  предприятий  народных  художественных  промыслов  Урала,  Приуралья  и  Западной  Сибири  объединили  свои  усилия  для  возрождения  местных  традиционных  форм  народных  росписей.  Так  же  активное  участие  в  возрождении  уральской  росписи  принимал  В.А.  Барадулин  —  исследователь  и  главный  специалист  по  художественным  промыслам  и  ремеслам.  Находка  новых,  ранее  невиданных  произведений,  повлекла  за  собой  поиск  центров  народной  декоративной  росписи.  Центрами  уральской  росписи  являются:  Нижнесалдинск,  Невьянск,  Нижний-Тагил  (роспись  по  металлу)  (рис.  1);  Кунгур,  Обвинский  регион  (роспись  прялок)  (рис.  2);  Нижняя  Салда,  Прокопьевская  Салда;  (роспись  берестяных  изделий)  (рис.  3);  Алапаевск  (роспись  по  дереву)  (рис.  4)  [3].  Творческими  коллективами  было  вынесено  решение  о  целесообразности  восстановления  росписи  на  базе  предприятий  народных  художественных  промыслов,  занимающихся  выпуском  изделий,  соответственно  —  о  выполнении  всего  комплекса  экспериментально-творческих  работ  по  возрождению  росписи.  Однако  любые  попытки  восстановления  исчезнувшего  искусства  были  бы  бессмысленны,  если  бы  оно  себя  изжило,  если  бы  эта  работа  не  находила  отзвука  у  наших  современников.  Сейчас  с  уверенностью  можно  сказать,  что  жители  Урала  не  утратили  интереса  к  яркой  и  нарядной  росписи.

 

Описание: 0_99598_da649af7_L.jpg

Рисунок  4.  Белая  горница

 

На  Урале  еще  сохранилось  немало  утвари  и  домов,  роспись  которых  уже  потускнела,  и,  казалось  бы,  потеряла  свою  привлекательность,  но  их    хранят  и  берегут.  Самобытная  роспись  способствует  формированию  особого  колорита  внутреннего  убранства  дома.  Закономерным  можно  считать  и  появление  резных  раскрашенных  домов,  называемых  «уральскими  теремками»  [2].

Процесс  возрождения  любой  разновидности  традиционной  уральской  росписи  прошел  несколько  этапов.  Сначала  восстанавливают  приемы  письма  и  технологию  росписи  с  созданием  на  их  основе  современного  ассортимента  художественных,  утилитарных  изделий.  Затем  проводят  производственное  апробирование  восстановленных  приемов  и  технологии.  И  одновременно  обучение  художников  и  мастеров  специфическим  особенностям  этих  приемов.  И  наконец,  наступает  третий  этап,  когда  роспись  приживается  на  предприятии,  налаживается  выпуск  изделий,  и  она  начинает  жить  своей  собственной  жизнью,  подчиняясь  законам  развития  искусства  нашего  времени. 

 

Описание: 14.JPG

Рисунок  5.  Холодильник,  выполненный  в  Уральской  росписи

 

Все  шире  проявляющаяся  потребность  украсить  современный  быт  подсказала  идею  создания  вещей,  которые  помимо  своей  практической  ценности  смогли  бы  стать  хорошим  украшением  (рис.  5).  Уральская  роспись  как  нельзя  лучше  соответствует  этому  —  простые  цветовые  сочетания,  цветной  фон,  крупные  мотивы  позволяют  сделать  особый  ассортимент.  Имеется  в  виду  не  мелкие,  сувениры,  что  с  комода  перешли  на  книжные  полки,  а  вещи  утилитарные,  с  которыми  человек  встречается  ежедневно.  В  современном  жилище  они  станут  активным  цветовым  пятном,  привлекающим  внимание,  а  роспись  будет  восприниматься  как  самоценное  произведение  [1].  Все  очевиднее  необходимость  в  украшении  предметов,  предназначенных  для  кухни:  кухонных  досок  (рис.  6),  совков,  чашек,  предметов  праздничного  стола  —  конфетниц,  подносов  для  пирога  и  хлеба. 

 

Описание: http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/xod/rospis/ros52.jpg

Рисунок  6.  Набор  разделочных  досок  выполненный  в  Уральской  росписи

 

Уральская  роспись  достаточно  размашиста,  поэтому  художниками  были  предложены  оптимальные  размеры  изделий,  для  того,  чтобы  они  органически  вписались  в  современный  дом.  Формы  расписываемых  изделий  довольно  разнообразные,  чтобы  проверить  на  них  основные  композиции  с  «букетом»,  «кустом»,  «гирляндой»,  «веткой».  Первые  удачные  опыты  по  использованию  уральской  росписи  и  переосмыслению  ее  традиций  в  создании  единичных  вещей  позволили  приступить  к  решению  новых,  более  сложных  задач.  После  появления  разделочных  досок  и  чаш  стал  возможным  следующий  шаг  —  разработка  комплектов.  Их  отличает  подчеркнутая  функциональность,  ими  удобно  пользоваться,  их  легко  представить  в  современной  кухне,  где  благодаря  красочной  росписи  они  становятся  одним  из  ярких  цветовых  акцентов  интерьера. 

Уральской  росписью  занимались  такие  предприятия  как:  Каменск-Уральский  (роспись  стен,  потолка,  дверей  и  мебели),  фирма  ООО  «Лаковая  живопись  Урала»  в  городе  Нижний-Тагил  (металл)  и  многие  другие.

Сегодня  на  предприятиях  художественных  промыслов  происходит  активное  и  в  высшей  степени  творческое  освоение  традиций  уральской  росписи.  Уже  на  самых  первых  порах  возрождения  основных  приемов  они  воспринимаются  сквозь  призму  собственного  художественного  видения.  В  результате  происходит  значительная  творческая  корректировка  и  дальнейшее  развитие  традиции  [1].  Мастера  и  художники  неизбежно,  и  это  совершенно  естественно  для  творческого  процесса,  изменяют  цветовую  гамму,  изменяют  характер  мотивов.  Но  сохраняются  основные  особенности  уральской  кистевой  росписи,  ее  мощный  цветовой  строй,  монументальные  декоративные  композиции.  Однако  для  оформления  современных  вещей  набора  типовых  композиций  явно  недостаточно,  размеры  и  форма  их  основываются  на  иных  исходных  данных,  определяемых  зачастую  новой  функцией  предмета,  его  предполагаемым  местом  в  быту.  Известно,  что  эстетические  качества  материала  и  художественная  ценность  самого  предмета  сейчас  приобретает  очень  большое  значение  [2].  Поэтому  в  современных  вещах  повышается  интерес  к  искусству  кистевой  росписи.  И  мастера  стремятся  к  выявлению  ее  новых,  не  использованных  ранее  возможностей,  к  поискам  новых  направлений.

Это  творческое  напряжение  постоянно  поддерживается  появлением  в  производстве  предметов,  хотя  выросших  из  традиции,  но  не  имеющих  аналогии  в  прошлом,  являющихся  отражением  новой  эпохи,  ее  запросов  и  изменившихся  художественных  представлений.

На  основании  собранного  материала  можно  сделать  вывод  об  Уральской  росписи,  интерес  к  которой,  возрос  в  последнее  время.  Восстановление  традиций  и  технологий  является  условием  возрождения  народного  промысла.  Роспись  все  настойчивей  и  уверенней  входит  в  наш  быт.  Мастера  чтут  вековые  традиции,  хранят  секреты  и  создают  новые  самобытные  изделия,  которые  не  спутать  ни  с  какими  другими.

 

Список  литературы:

1.Барадулин  В.А.  Уральская  народная  живопись  по  дереву,  бересте  и  металлу.  Свердловск:  Средн.  Урал.  кн.  изд-во,  1982.

2.Барадулин  В.А.  Народные  росписи  Урала  и  Приуралья.  Крестьянский  расписной  дом.  Л.:  Изд.  Художник  РСФСР,  1988.

3.Соколова  М.  С.  Художественная  роспись  по  дереву.  Технология  народных  художественных  промыслов:  Учеб.  Пособие  для  студ.  высш.  учеб.  Заведений.  М.:  Гуманит.  Изд.  Центр  ВЛАДОС,  2002.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.