Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шубина М.Е. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЧАСТУШЕК (НА МАТЕРИАЛЕ ЧАСТУШЕК КАЗАЧИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СЮЖЕТ  И  КОМПОЗИЦИЯ  СОВРЕМЕННЫХ  ЧАСТУШЕК  (НА  МАТЕРИАЛЕ  ЧАСТУШЕК  КАЗАЧИНСКОГО  РАЙОНА  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ)

Шубина  Мария  Евгеньевна

студент  2  курса,  художественно-графическое  отделение  ЕПК,  РФ,  г.  Енисейск

E-mailirmoiseeva2013@mail.ru

Моисеева  Ирина  Николаевна

научный  руководитель,  преподаватель  русского  языка  и  литературы,  ЕПК,  РФ,  г.  Енисейск

 

Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо?  В  детстве  на  этот  вопрос  родители  сами  давали  нам  ответы,  предлагая-навязывая  своё  понимание,  эталоны  чего-то.  К  счастью,  детство  кончилось.  И  теперь  мы  сами  определяем,  что  красиво,  что  безобразно;  что  художественно,  а  что  поддельно-суррогатно...  В  представленном  мини-исследовании  мы  попытались  ответить  на  вопрос:  частушки  —  это  самодостаточный  жанр  фольклора  или  «окололитературная  попса»?  Это  формы,  построенные  по  законам  литературной  эстетики  или  гастрономическое  приложение  к  сельскому  застолью?  Приглашаем  порассуждать  об  этом  вместе.

Частушки  относятся  к  лирическим  жанрам  фольклора,  наряду  с  обрядовыми,  колыбельными  семейными  и  любовными  песнями.  Лирический  жанр  предполагает  некую  лирику  —  чувства,  эмоции.  А  этого  предостаточно  в  частушках.  В  них  главное  содержание  составляют  не  события,  а  мысли  по  поводу  событий.  Одно  и  то  же  событие  (например,  измена  любимого)  может  вызывать  разные  чувства-и  печаль,  и  сарказм,  и  иронию.  На  эту  характерную  черту  частушек  указывает  Лазутин  С.Г.,  автор  учебного  пособия  «  Поэтика  русского  фольклора»,  ссылаясь  на  слова  известного  исследователя  фольклора  Е.В.  Аничкова,  который  отмечал,  что  в  частушке  лирическое  начало  выражено  более  отчетливо,  чем  в  других  песенных  жанрах  фольклора  [3,  с.  117].

Говоря  о  жанровых  особенностях  частушек,  многие  исследователи  отмечают  их  импровизационный,  экспромтный  характер.  Так  О.В.  Мешкова  в  автореферате  «Эстетическая  природа  частушки»  [4,  с.  45]  приводит  образное  высказывание  об  этой  характерной  особенности  частушек:  «Частушка  не  занята  высшею  правдою,  но  всецело  предаётся  своим  настроениям,  своим  чувствам  и  интересам.  Частушка  —  это  народное  декаденство,  народный  индивидуализм,  народный  импрессионизм»  (П.А.  Флоренский).  И  В.И.  Симаков  своеобразие  частушки  также  связывал  с  экспромтным  характером:  «Частушка  выражает  один  момент,  одно  мимолётное  переживание  человеком  в  данную  минуту»  [1,  с.  211].  Случилось  что-то  —  частушка  как  поэтическое  народное  эхо  эмоционально  отзывается  на  произошедшее.  Она  как  газета,  как  хлеб  должна  быть  свежей.

Эти  жанровые  особенности  отражаются,  естественно,  на  содержании  частушек.  Вот  почему  320  частушек,  собранных  студентами  нашего  колледжа  в  ходе  фольклорной  экспедиции  в  Казачинском  районе  Красноярского  края  (сс.  Казачинское,  Момотово,  д.  Пискуновка),  представляют  собой  народно-поэтическое  «ассорти»,  в  котором  есть  всё  —  и  мысли  о  Родине,  её  истории,  политике,  экономике,  и  пожар  сердца  и  лёд  измены,  и  жизнь  поп-кумиров  ,  и  ничем  неистребимый  оптимизм,  и  быт  сквозь  призму  народной  мудрости.  Но  не  тематическое  богатство  собранного  стало  для  нас  предметом  исследования,  хотя  вполне  могло  бы  быть.

Меня  с  некоторых  пор  (более  вдумчивого  отношения  к  литературе)  волнует  вопрос  о  ценности,  самодостаточности  этого  жанра.  Любой  ли  четырёхстрочный  рифмующийся  куплет  можно  назвать  частушкой  или  у  этого  жанра  есть  свои  законы  построения,  система  образов,  поэтика?  Поиск  ответа  на  этот  вопрос  определил  логику  моего  исследования  и  её  составляющие:

Объект:  устное  народное  творчество

Предмет:  частушки  Казачинского  района

Тема  исследования:  Сюжет  и  композиция  частушек,  собранных  на  территории  Казачинского  района

Проблема:  выявление  особенностей  композиции  и  сюжета  частушек  Казачинского  района.

Нашим  вымышленным  оппонентам,  надеемся  на  это,  думается  будет  понятно,  что  охватить  всё  (и  композицию,  и  систему  образов,  и  поэтику)  в  одном  исследовании  невозможно.  Поэтому  мы  сосредоточились  на  раскрытии  одного  вопроса  —  особенностях  композиции  и  сюжета.

В  фольклористике  принято  выделять  3  композиционные  формы  сюжета:  диалог,  монолог  и  форма  схемы  «описательно-повествовательная  часть  +  монолог  (диалог).  Все  эти  формы  мы  нашли  в  представленных  частушках. 

Диалогическая  форма.  Она  менее  распространена,  чем  монологическая,  как  отмечают  исследователи  [3,  с.  119].  Среди  наших  частушек  с  такой  формой  нашлась  только  одна  из  300!

—  Ох,  лапти  мои,

Куда  вы  шагаете?

—  В  исполком  за  пайком,

Разве  вы  не  знаете.

Форма  сюжета  «Описательно-повествовательная  часть  +  монолог  (диалог)»:

Меня  маменька  будила,  Меня  милый  изменил

Потихоньку  плакала.  И  считает  винною.

—  Вставай,  дочь  моя  родная,  —  Если  я  тебе  малая,

Я  тебя  просватала.  Поищи-ка  длинную.

Частушки  с  такой  формой  организации  сюжета  составляют  лишь  3  %  от  общего  числа  записанных.

Чаще  всего  сюжет  частушек  имеет  монологическую  форму  [3,  с.  123].  И  это  объяснимо,  так  как  эмоции,  мысли  по  поводу  чего-то  чаще  всего  выражаются  форме  монолога,  и  это  естественно.  Эти  монологи  различны  по  своему  содержанию,  а  именно:

1.  монологи-размышления.  Среди  которых  выделяются  монологи-размышления,  в  которых  выражаются  переживания  и  сомнения  автора:

Голубые,  голубые,

Голубые  небеса,

Почему  не  голубые

У  милёночка  глаза?

Эх,  Россия,  эх,  Россия,

Что  же  сделали  с  тобой?

Разгромили,  растащили, 

Нам  оставили  гармонь

Как  видим  из  приведённых  примеров,  размышления  эти  могут  носить  как  частный  характер,  так  и  касаться  болеет  значимого-  судьбы  страны. 

2.  Частушки-повествования.  Как  известно,  любое  повествование  как  тип  речи  имеет  свой  сюжет.  В  частушках  этой  группы  тоже  есть  сюжет,  но  он  очень  миниатюрный  по  форме,  сжат  и  лаконичен.  В  частушках-повествованиях  также  выражаются  всевозможные  мысли  и  чувства,  различные  эмоции.  Но  они  выражаются  не  прямо,  а  посредством  сообщения  о  каких-то  небольших  жизненных  событиях.

Я  качалась  на  качели,

Потеряла  зайца.

А  кому  какое  дело,

Я  люблю  китайца.

Меня  милый  изменил

Полчаса  девятого.

Ровно  в  девять  подошел-

Я  уже  занятая…

3.  Достаточно  часто  можно  встретить  и  описания.  В  частушках-описаниях  создаются  яркие  образы,  и  одновременно  высказывается  отношение  к  ним.  Как  правило,  это  описания  природы  или  портретные  характеристики:

Вот  соперница  моя:  У  моего  милого

Тоненькие  ножки,  Аккуратненький  носок.

Голова  как  у  змеи,  Восемь  курочек  садится,

Голос  как  у  кошки.  А  девятый  —  петушок.

Выше  нами  были  представлены  способы  внешней  организации  сюжета  —  его  композиция.  Теперь  логично  будет  перейти  в  вопросу  о  внутренней  организации  частушек  [2,  с.  165].

1.  Особое  значение  для  частушек  имеет  композиционный  прием  обращенияНадо  сказать,  что  обращения  очень  часто  встречаются  в  частушках,  записанных  в  Казачинском  районеТак  как  частушка  —  публичный  жанр  народного  творчества  и  исполняется  публично,  естественно  обращение  автора  к  слушателям.  Вот  чем,  на  наш  взгляд,  объясняется  частое  употребление  обращений  (10  %).  В  собранных  частушках  встречаются  различные  виды  обращений.

Прямые  обращения.  Они  конкретно  называют  того,  к  кому  адресовано  обращение  (например,  дорога  подруга,  и  др.),  слушатель  в  них,  в  свою  очередь,  тоже  может  ответить  частушкой:

 

Дорога  моя  подруга,

Пойдем  сходим  на  угор.

Там  сидит  девчонка,  плачет,

Её  бросил  ухажер.

Дорога  моя  подруга,

Не  пойду  я  на  угор.

Я  сама  на  той  же  точке  –

Скоро  бросит  ухажер.

Миленький  мой, 

Цветик  огуречный,

Полюбила  я  тебя  –

Ты  не  долговечный.

Часто  (4  %)  в  частушках  можно  встретить  риторические  обращения.  Они  служат  средством  усиления  выражаемой  мысли  и  отличаются  тем,  что  конкретно  никого  не  называют,  не  требуют  какой-либо  реакции  от  тех,  к  кому  обращены,  порой  это  какие-нибудь  предметы  (туфли-говорители,  половицы,  музыкальные  инструменты  и  т.  д.):

Вы,  расстаночки  мои,

Какие  вы  тяжелые.

После  вас,  расстаночки,

Денёчки  не  весёлые.

Ох,  лапти  мои,

Куда  вы  шагаете?

В  исполком  за  пайком,

Разве  вы  не  знаете.

 

Достаточно  часто  встречаются  монологические  частушки-вопросы.  Очень  интересна  форма  риторических  вопросов,  В  ней  так  же,  как  и  в  риторических  обращениях  не  ожидается  никакого  ответа.  Риторические  вопросы  —  это  публичное  размышление  вслух:

У  девчонок  голос  тонкий,

А  у  нас  могучий  бас.

Если  б  не  было  девчонок,

Что  б  мы  делали  без  вас?

Такие  риторические  вопросы  усиливают  психологизм,  эмоциональную  выразительность  частушки.

Аналогично  форме  прямого  обращения  строится  и  прямой  вопрос,  в  нем  точно  называется  тот,  к  кому  обращаются:

Гармонист,  гармонист,

Рубаха  зелёная,

Не  у  тебя  ли,  гармонист

Хата  разваленная?

Говоря  об  особенностях  композиции  и  сюжета  частушек,  следует  обратить  внимание,  на  наш  взгляд,  на  ещё  одну  яркую  композиционную  черту  этого  жанра  —  одночастность  и  двучастность.  В  одночастных  все  строки  представляют  собой  единое  целое  :

Незабудочка  цветочек,

Незадудочка  трава.

Не  забудь  меня,  мой  милый,

Не  забуду  я  тебя.

Сама  садик  посадила, 

Сама  буду  поливать,

Сама  милого  любила,

Сама  буду  забывать.

В  двучастных  частушках  все  строчки  объединены  в  единое  целое,  но  первая  и  вторая  пара  строк  имеют  синтаксическую  законченность  и  смысловую  самостоятельность:

Дождь  идёт,  дождь  идёт

С  неба  голубого.

При  тебе  люблю  тебя,

Без  тебя  другого.

Среди  двучастных  частушек  особый  интерес  вызвали  у  нас  частушки,  построенные  по  принципу  синтаксического  параллелизма:

Нету  лета  без  июня,

А  июня  без  цветов.

Нет  любви  без  поцелуев,

В  поцелуях  вся  любовь.

Незабудочку  садила

В  ручеек  без  корешка.

Привыкай,  моё  сердечко,

Жить  без  милого  дружка.

Была  речка,  была  речка,

А  теперь  сухой  песок.

И  во  мне  было  сердечко, 

Теперь  гравия  кусок.

В  приведенных  частушках  отмечаются  следующие  параллели:  «цветы»  —  «поцелуи»,  «незабудка  без  корешка»  —  «сердце  без  милого»;  «речка»  —  «сердечко».  Подобных  частушек  немного  в  представленном  материале.  И  тем  они  ценнее.

В  большинстве  двучастных  частушек  мы  находим  одно  сложное  предложение,  или  два  простых  различных  по  своему  характеру  предложения.  Смысловые  связи  и  отношения  между  первой  и  второй  парами  строк  в  таких  частушках  могут  быть  самыми  разнообразными:

1.  Когда  вторая  часть  частушки  разъясняет  смысл  ее  первой  части:

Я  корогвушку  доила,

Слеза  упала  в  молоко.

Кого  любила,  уважала,

А  тот  уехал  далеко.

2.  Когда  вторая  часть  частушки  конкретизирует  содержание  первой  части:

Перестройка,  перестройка,

Я  и  перестроилась.

У  соседа  денег  много,

Я  к  нему  пристроилась

3.  Когда  вторая  часть  обобщает  содержание  первой  части,  включает  в  себя  какой-нибудь  вывод  или  заключение:

Я  любила  посмеяться,

Я  любила  пошутить.

Как  услышал  мои  шутки,

Бросил  миленький  любить.

4.  Когда  первая  пара  строк  представляет  собой  повествование,  а  вторая  —  речь  героя:

Я  иду,  иду  дорогой,

Боже  мой,  какая  даль!

Мне  дорога  отвечает  —

Не  придет,  не  ожидай.

5.  Когда  в  первой  части  частушки  говорится  о  причине,  а  во  второй  о  следствии:

Заиграла  шестипалочка,

Запела  песни  я,

Все  четыре  кавалера

Посмотрели  на  меня.

6.  И,  наоборот,  когда  в  первой  части  говорится  о  следствии,  а  во  второй  —  о  причине:

Вы  потише,  господа,

Пол  не  проломите,

У  нас  под  полом  вода,

Вы  не  утоните.

7.  Шуточные  частушки,  в  которых  вторая  часть  показывает  её  полное  несоответствие  действительности  и  даже  абсурдность:

Не  печальтесь,  бабки,  дедки,

Не  считайте  рублики.

Дополнительно  вам  дали

Дырочку  от  бублика.

Думается,  что  данное  исследование  не  даёт  исчерпывающего  ответа  об  особенностях  композиции  и  сюжета  частушек,  записанных  в  ходе  фольклорной  экспедиции  в  Казачинском  районе  Красноярского  края  (сс.  Казачинское,  Момотово,  д.  Пискуновка).  Но  оно  позволяет  сделать  следующие  выводы:

1.  Частушки  как  жанр  современного  фольклора  имеет  право  требовать  к  себе  уважительного  отношения.

2.  Стихийность,  экспромтность  содержания  сочетается  в  этом  жанре  с  осмысленностью,  художественностью  и  взвешенностью  композиции  и  сюжета.

3.  Рассмотренные  особенности  в  построении  сюжета  и  композиции  свидетельствует  о  жанровой  оригинальности  как  частушек  вообще,  так  и  частушек  Казачинского  района.

 

Список  литературы:

  1. Аникин  В.П.  Русский  фольклор:  Учеб.  пособие  для  филол.  спец.  вузов.  М.:  Высшая  школа,  1987.  —  285  с. 
  2. Воловник  Н.С.  У  истоков  русского  фольклора:  Учеб.-метод.  пособие.  М.:  Мособлупрполиграфиздат,  1994.  —  191  с.
  3. Лазутин  С.Г.  Поэтика  русского  фольклора:  Учеб.  пособие  для  филол.  фак.  ун-тов.  М.:  Высш.  Школа,  1981.  —  221  с. 
  4. Мешкова  О.В.  Эстетическая  природа  частушки  //автореферат  диссертации  по  филологии,  специальность  ВАК  РФ  —  10.01.09  —  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://cheloveknauka.com/  (дата  обращения  29.04.14).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.