Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВАЙОЛЕНСОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО М. ХВЫЛЕВОГО
Нужняк Марина Станиславовна
студент 5 курса, кафедра украинского языка и литературы ЧНПУ имени Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов
E-mail: marina.nuzhnyak@mail.ru
Сазонова Елена Владимировна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент ЧНПУ имени Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов
В работе предполагается рассмотреть понятие «агрессия» как ключевое в творчествае Мыколы Хвылевого, раскрыть признаки, характерные для вайоленсологии, на тематических и образных уровнях литературных произведениях Мыколы Хвылевого.
Феномен агрессии всегда привлекал к себе внимание общества. Поэтому не удивительно, что первые попытки проанализировать это явление, понять его причины осуществлялись еще в донаучных период — в сфере религии. Появление в начале ХХ века двух мощных теоретико-методологических направлений — психоанализа и бихевиоризма – обусловила два основных подхода к проблеме агрессии: как к врожденному свойству (учение о «Танатосе» Зигмунда Фройда ) и как реакции на неблагоприятный внешний стимул (концепция «фрустрации — агрессии» Д. Долларда и Н. Миллера) [1]. Проблема агрессивного поведения личности уже почти полвека является объектом исследований в различных гуманитарных науках (психологии, биологии, социологии, экологии). Изменения в обществе, которые вызвали социальные конфликты, рост насилия, поставили феномен агрессии в центр внимания психологии. То, что проблема агрессивного поведения личности является одной из актуальных как в психологической так и в других гуманитарных (социология, криминология) и естественных науках (медицина, биология, физиология и т. д.), обусловило появление ряда методологических проблем. Основным из них является наличие различных определений, теорий, моделей. Актуальность этого феномена в наше время обуславливается следующими факторами. Во-первых, уже сама по себе агрессия является серьезной психолого-педагогической проблемой ведь приводит к «экстремальным» явлениям (криминальное поведение и т. д.). Во-вторых, различные формы третирования человека могут приводить к целому ряду опасных последствий, начиная с академической неуспеваемости и заканчивая появлением психологических расстройств. В-третьих, явление агрессии, которое было раньше проблемой преимущественно западных обществ, в последние годы распространилось, к сожалению, и в нашей стране.
Агрессия — это поведение, которое наносит вред другим людям. Агрессия проявляется в избиении других людей, в вербальных угрозах, враждебных насмешках, шутках, а также содержит косвенные формы физической и вербальной агрессии (бойкот, враждебная мимика и жестикуляция).
Исследователи разделяют комплекс демографических, индивидуально-психологических и социально-психологических факторов, которые прямо или косвенно влияют на появление и особенности проявлений агрессии. Следует отметить, что подавляющее большинство этих факторов совпадает с уже известными факторами агрессивного поведения (насилие в семье, влияние асоциальных субкультур сверстников, характерологические особенности и т. п.). Также было обнаружено, что существуют различия в распределении ролей в данных ситуациях (мужчины чаще выступают в роли агрессора, они больше склонны к проявлениям агрессии физического типа, а девушки - к вербальной и социальной. Поскольку агрессивная ситуация по своим характеристикам является разновидностью интенсивной длительной стрессовой ситуации, то она имеет серьезные психологические последствия. Как жертвы, так и агрессоры подвержены нервно-психическим расстройствам (различные расстройства поведения, депрессии), что может привести к совершению преступлений.
В настоящее время существует междисциплинарное направление исследований такого рода социальных явлений, получившее название вайоленсология — (англ. violence — насилие и гр. logos — слово, учение). Это — отрасль знания, изучающая природу человеческой агрессивности и ее политическое проявление. В рамках вайоленсологии исследуются, в основном, 4 направления в объяснении человеческой агрессивности: биогенетическое (этологическое), психологичное, экологическое и социальное.
Анализируя творчество Мыколы Хвылевого, целесообразно опираться на основные принципы вайоленсиологии.
Произведения Хвылевого полные болью писателя-романтика, который потерял веру, ему изменила его же мечта. Вместо желанной «загорной коммунны» он получил страшную действительность. Речь идет о тоталитарной системе, основанной на разрушении личности, поскольку главным своим заданием система ставила «отнять то, чем владел», вырвать с корнем». В чем и проявлялись агрессия и насилие в отношении писателя.
События в новелле «Я(Романтика)» разворачиваются на фоне войны, а это в свою очередь само собой подразумевает насилие: «Атака за атакой […]Опять вспыхивали дымки на горизонте. Над городом облаком стоит пыль [...] А тут бухали пушки. Летели кавалеристы. Отходили на север тачанки, обозы [....] В огороде стояла энергичная перестрелка» [4, c. 323—324]. Именно в такой атмосфере будут происходит дальнейшие события в новелле.
Подтверждением вайоленсологической основы произведения также являются слова обывателя: «Тогда из каждого угла смотрит настоящая и воистину ужасная смерть: Здесь заседает садизм!» [4, c. 324]. Что же такое садизм? В широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. Таким образом, герои сами признают, что поклоняются насилию и агрессии, творят их собственными действиями в отношении людей.
Перед нами главный герой, с обобщенным именем «Я», руководитель одной из большевистский троек, что вершат революционные «правосудия», расстреливая сотни инакомыслящих: «Дело все. Доктор Тагабат, как вы думаете?
Доктор (динамически):
— Расстрелять!» [4, c. 325].
В то же время, мы не можем обвинять во всем главного героя, безликого «Я», который сомневается во многих своих решениях. Он является марионеткой в руках умелого кукловода, такого же агрессора и садиста, как и «Я», а возможно, еще более жестокого. Именно с легкого взмаха его руки творятся ужасные вещи, подписываются приговоры без какого-либо сожаления: «Но, когда доктор Тагабат бросил на бархатный ковер пустую бутылку и четко написал свою фамилию под постановлением — «Расстрел» — меня внезапно взяло отчаяние. Этот доктор с широким лбом и белой лысиной, с холодным умом и с камнем вместо сердца, — это он и мой безысходный хозяин, мой звериный инстинкт. И я, главковерх, черного трибунала коммуны, — ничтожество в его руках, которая отдалась на волю хищной стихии» [4, c. 326].
Главного героя постоянно одолевают сомнения, муки совести: «...К расстрелу присуждено: Шесть! Я возвращаюсь и смотрю туда, и тогда вдруг вспоминаю, что шесть на моей совести. Шесть на моей совести? Нет, это неправда. Шесть сотен, шесть тысяч, шесть миллионов — тьма на моей совести!» [4, c. 326]. Так, может, он на самом деле не такой жестокий, каким его хотят видеть? Возможно, среди мира насилия и агрессии, именно он станет спасителем невинных людей? Но, к сожалению, следующим своим поступком он убивает какие-либо надежны на это: «... Мужчина упал на колени и просил милости. Я с силой толкнул его ногой — и он раскинулся на спине. Женщина приложила траур к виску и в отчаянии опустилась на стол. Женщина сказала глухо и мертво: Слушайте, я мать троих детей! Я: Расстрелять!» [4, c. 330].
Но самым большим испытанием как для героя новеллы, так и для читателей является эпизод, когда «Я» видит свою мать, которая приговорена к расстрелу. Именно это является последним испытанием на верность «черному трибуналу», которое, в отличии от предыдущих, проходит через душу и сердце героя, касается его существования и жизни матери. Главный персонаж должен решиться, и не последнюю роль в этом решении сыграет тот самый кукловод: «Но тот холодно посмотрел на меня и сказал: Ну, ну, тише, предатель коммуны! Сумей расправиться и с «мамой» (он подчеркнул «с мамой»), как умел расправляться с другими» [4, c. 332].
Моментом перелома героя стал эпизод, когда ему отказывают в праве остаться с матерью наедине. В настоящее время «Я» не способен на бунт, он равнодушен ко всему, даже к самому святому, что есть в жизни — матери.
Поэтому он без сопротивления делает то, что требуют от него другие — становится матереубийцей: «Мать! Говорю тебе: иди ко мне! Я должен убить тебя. И режет мой мозг невеселый голос. Я снова слышу, как мать говорит, что я (ее мятежный сын) совсем замучил себя» [4, c. 338].
Глубокое психологическое впечатление несет эпизод самого убийства: «Тогда я в томлении, охвачен пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку за шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом поднял маузер и нажал спуск на висок. Как усеченный колос, наклонилась она на меня» [4, c. 338]. Именно после содеянного герой автоматически превращается в человека, перестающего существовать морально. У него в жизни появляются навязчивые идеи убийства, насилия, жестокости, которые будут ему верной спутницей всю оставшуюся жизнь.
Доказательством того, что произведения Мыколы Хвылевого пропитаны насилием и агрессией, является также его новелла «Мать».
Уже в эпиграфе к новелле мы читаем слова Тычины:
«Приехали к матери три сына:
Три сына воины…» [4, c. 536]. Именно «три сына воины» наталкивает нас на вполне логическое умозаключение о том, что произведение основывается именно на насилии, вражде, возможно, убийстве.
В начале произведения мы сталкиваемся с вполне мирной картиной, где мать-одиночка воспитывает своих сыновей Андрея и Остапа. Но очень скоро картина меняется на жестокое побоище, которое приносит с собой война: «Так проходили дни, месяцы и, наконец, годы. По селам, городам и городкам свирепствовала гражданская война. То тут, то там сверкали пожары, и дни исполнились пулеметным татаканьям. То тут, то там разрывались снаряды, и банды бродили по всем большим и малым степных путях. То эти победят, то те, и казалось полумертвой матери, что этому никогда не будет конца и она уже никогда не найдет прежнего покоя» [4, c. 537]. Именно на фоне этих событий и будет развиваться история о братоубийцах.
Уже с раннего детства «сама судьба повела двух братьев по разным дорогам и случилось так, как в сентиментальных народных сказках: один всегда носил чистенький костюмчик и уже с детства имел тенденцию сделаться отрицательным типом, а второй и не снимал засаленной рубашки. И поэтому у Остапа, как и следовало ожидать, всегда играла на лице веселая улыбка, а Андрей никогда не улыбался: он всегда смотрел на мир суровым взглядом неудовлетворенной человека» [4, c. 537]. Уже в этот период братья недолюбливали друг друга, что стало почвой для настоящей вражды в будущем.
«В 1914 году, как известно, началась большая европейская война. В это время Остап был уже в восьмом классе гимназии, а Андрей, закончив ремесленных школу, работал в местечковой кузнице. В это время мать уже не знала прежней нищеты, потому что хоть от старшего сына еще и не было помощи, но зато Андрей теперь каждый месяц приносил ей какой-то заработок» [4, c. 538]. Получилось, что Андрей помогал матери, как мог, в то время, как Остап всячески игнорировал нужды своей семьи и эгоистично придавал значение только собственной персоне.
Но вот суровая реальность войны начала наносить свои удары по семье: «Тогда и пришёл первый удар для матери. Пришёл тогда, когда Остап вдруг заявил за ужином, что он решил идти добровольцем на фронт и что он хочет этим решением, так сказать, почтить память своего отца…Тогда мать перенесла следующий удар. Задумала война отобрать у нее и ее второго сына, и позвали Андрея к военной службе. Но не пошел на военную службу, и объявлено было его дезертиром» [4, c. 539—540]. Как видим, два брата выбрали диаметрально разные дороги. Вполне логично предположить, что со временем они встретятся и эта встреча будет отнюдь не любящих родственников.
Вполне символическое видение матери об этой будущей встречи: «Тогда где-то вдруг ударил гром и метнулась молния. Будто кто-то мудрый и великий взялся убедить мать, что ничего бесконечного нет, и взялся найти ей долгожданный покой. И еще раз ударил гром и метнулась молния: это отступал за свой родной городок ее родной сын Андрей и наседал на него его родной брат Остап» [4, c. 542]. Именно так все и произойдет. Мы видим мир насилия, в котором увязли два брата, погрязшие в своих разных политических убеждениях, они оказались по разные стороны баррикад. Они являются живим воплощением агрессии, которую направляют не только друг на друга, а так же и на ни в чем неповинную мать: «Она бросилась к порогу и увидела, наконец, своего дорогого Андрея. Но и его увидела таким же далеким и чужим, как и Остапа. Он даже не поздравил ее, он даже не смотрел на нее и, как неприрученный зверь, все время прятал на полу свои некогда добрые глаза. Спасибо тебе, что ты меня родила и воспитала, но не гордись этим! Потому породить — это совсем не трудная штука... и даже некоторое удовольствие...Ха-ха! А воспитать — это твой природный долг... Ну, словом, я хочу жить и во имя каких-то благородных побуждений совсем не думаю подставлять свою голову своему брату Андрею!» [4, c. 544]. Вот такую благодарность получила мать за все годы воспитания своих любимых сыновей.
Но все же, ключевым моментом, который говорит нам о вайоленсологической природе данного произведения является следующий эпизод: «Мать уже видит, как крадется к ее затененной кровати ее младший дорогой сын. Она хочет предупредить его и сказать ему, что не Остап, а она, его мать, лежит на кровати, и почему-то не может этого сделать. Да и зачем предупреждать, когда так приятно мечтать. И она продолжает мечтать. И мечтает она о счастливой жизни, и мечтает, пока к ней подходит Андрей, пока случилось то, чего и следовало ожидать... Он действительно подошел. Подошел братоубийца тихо, неслышно и остановился как призрак. Но как же он стоит? Неужели и теперь не конец! Нет, пожалуй, теперь конец! И тогда вдруг ударило. Это Андрей, думая, что на кровати лежит его брат Остап, спешит выполнить свой гражданский долг. И вместо грез, перед материнскими глазами вдруг загорелись какие-то розовые потусторонние миры. Мать даже не успела вскрикнуть. Матери уже не было. И совершенно зря топор снова падала на голову и так настойчиво бухал в предутренней темноте. Матери уже не было...» [4, c. 546]. Момент, пропитан агрессией, показывает нам, что для Андрея нет ничего святого в этой жизни, будь то брат или мать. «Матери уже не было» — фрaзa, как рефрен, несколько раз повторяясь, мaксимaльно сосредоточивает внимание читaтеля нa конечном результате, к которому автор вел с первых строк произведения — «сыны-воины».
В данной работе была сделана попытка проанализировать творчество Мыколы Хвылевого с новой, вайоленсологической, точки зрения. Агрессивная природа произведений автора — яркое подтверждение враждебных ситуаций в обществе, когда молодые люди пытливо пытаются реализоваться, ищут для этого соответствующую их мироощущению идеологическую платформу, которая в силу шаткости общественного положения оказывается порочной по отношению к нормам морали. Насильственное поведение героев в отношении своих близких логично рассматривать именно с вайоленсологичной позиции.
Список литературы:
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. М.: ИС РАН, 1996 — 546 с.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5. — С. 3—18.
- Хвильовий М. Твори: У 2 т. К.: Дніпро, 1997. Т. 1: Поезія. Оповідання. Новели. Повісті. — 650 с.
дипломов
Оставить комментарий