Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сомова И.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ МИФОЛОГИИ ДРЕВНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОБРАЗОВ  МИФОЛОГИИ  ДРЕВНОСТИ  В  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОСТРАНСТВА  ДЕТСКОЙ  БИБЛИОТЕКИ

Сомова  Ирина  Евгеньевна

магистрант  2  курс,  ФДНК,  УГУЭС,  РФ,  Республика  Башкортостан,  г.  Уфа

E-mail:  frostymorning@yandex.ru

Миннигулова  Фарида  Муслимовна

научный  руководитель,  канд.  искусствоведения,  доцент  кафедры  «Дизайн  и  искусствоведение»,  ФДНК,  УГУЭС,  РФ,  Республика  Башкортостан,  г.  Уфа

 

Библиотека  —  один  из  древнейших  культурных  институтов.  На  протяжении  веков  библиотека  являлась  хранительницей  знаний  и  опыта  человечества.  Библиотеки  древности  были  очагами  просвещения  своего  времени.

В  современном  мире  роль,  значение  библиотеки  и  сама  библиотека  изменились  под  влиянием  достижений  научного  прогресса.  Однако  те  социальные  и  просветительские  функции,  которые  выполняет  библиотека,  очень  актуальны  и  значимы  и  для  современного  информационного  общества.  Вопрос  о  роли  и  месте  библиотеки  в  воспитании  культуры  чтения  книги  широко  обсуждается  и  является  актуальным  для  нашего  времени  [4,  5].  А  на  формирование  культуры  чтения  у  подростка  определенную  роль  оказывает  библиотечное  пространство,  его  структура  и  художественное  оформление,  от  которых  зависит  создаваемая  атмосфера. 

В  работах  некоторых  современных  архитекторов  выявляются  тенденции,  характерные  для  архитектуры  современных  библиотек.  Например,  Н.Е.  Прянишников  выделяет  три  основных  тренда:  дематериализация,  диснеефикация  и  миниатюризация  [6].  Тенденцию  к  универсализации  и  типизации  в  архитектуре  библиотек  отмечает  С.Ю.  Волженина  [6].  Авторы  считают,  что  многие  российские  библиотеки  стали  похожи  друг  на  друга,  так  же  им  стала  свойственна  неотличимость  от  других  общественных  зданий,  отсутствие  географических  и  национальных  признаков.

Однако,  заглянув  в  прошлое,  мы  увидим  яркие  примеры  известных  библиотек,  которые  и  в  архитектуре,  и  в  оформлении  внутреннего  пространства  отражали  яркие  черты  национальной  культуры,  культурной  эпохи  и  философской  мысли  своего  времени. 

Такие  известные  библиотеки  древности  как  библиотека  Ашшурбанипала  в  Ниневии,  Александрийская  в  Древнем  Египте,  Пергамская  в  Древней  Греции  и  другие  библиотеки  Древнего  Востока,  Греции  и  Рима  выступали  как  хранительницы  научных  и  культурных  достижений  народов.  Они  были  центрами  сосредоточения  культурной  мысли,  способствовали  взаимному  обогащению  культур  различных  стран,  преемственности  в  развитии  науки  и  литературы. 

В  средние  века  центрами  просвещения  были  монастырские  библиотеки.  В  тот  период  специфической  архитектуры  для  библиотек  не  существовало.  Обычно  их  размещали  в  каком-нибудь  освободившемся  старом  здании.

Первыми  архитекторами  библиотек  во  времена  Ренессанса  были  Микеланджело  Буонаротти  и  Якопо  Сансовино  (Татти).  Сансовино  спроектировал  уникальное  здание  для  библиотеки  св.  Марка  [2]  в  Венеции  (1436),  а  великий  Микеланджело  —  великолепную  библиотеку  Лауренциану  [3]  во  Флоренции  (1559).  Таким  образом,  в  эпоху  Возрождения  библиотека  вновь  заняла  достойное  место.  В  том,  что  библиотека  строилась  в  самом  центре  города,  а  также  в  том,  каковы  были  ее  внешний  вид  и  интерьеры,  отразились  новые  представления  о  месте  и  роли  библиотеки  в  жизни  общества,  утвердившиеся  именно  в  эпоху  Возрождения.

Дальнейшее  развитие  архитектурных  стилей  также  коснулось  облика  библиотек.  Ярким  примером  стиля  барокко  в  оформлении  архитектуры  является  библиотека  монастыря  Святого  Флориана  [1],  построенная  Й.Г.  Хайбергером  в  1744  году. 

Изменение  мировоззренческой  позиции  человека  всегда  отражалось  в  архитектуре  библиотеки.  Это  заметно  и  на  примерах  оформления  современных  библиотек.  Однако  сегодня  библиотека  стала  гораздо  более  массовой  по  сравнению  с  древними  веками  и  эпохой  Просвещения.  Количество  библиотек  увеличилось.  И  развитие  современной  массовой  культуры,  отчасти,  привело  к  неотличимости  библиотек  от  других  общественных  зданий.

С  целью  изменения  внешнего  облика  и  внутреннего  пространства  российских  библиотек  сегодня  необходимо,  на  наш  взгляд,  обратиться  к  историческому  культурному  наследию  народов  России  и  всего  мира.  Один  из  общеизвестных  примеров  такого  заимствования  ярко  выражен  в  работах  многих  мыслителей,  поэтов,  архитекторов  Возрождения,  которые  искали  вдохновение  для  своих  работ  в  достижениях  мастеров  Античности.  Обращение  к  мифологии  и  историко-культурному  наследию  народов  различных  регионов  России  для  поиска  идей  оформления  интерьеров  библиотеки  позволило  бы  сохранить  связь  между  поколениями  прошлого  и  настоящего. 

Герои  народных  эпосов  и  мифов  древности  воплотили  в  своих  образах  те  ценности,  которые  были  сформированы  народной  мудростью  на  протяжении  веков.  Как  правило,  эти  образы  имеют  очень  яркий  красочный  характер,  как  положительный,  так  и  отрицательный.  Герои  сказаний  просты  и  понятны.  По  этой  причине,  на  наш  взгляд,  они  должны  очень  удачно  вписаться  в  интерьеры  детских  библиотек,  завлекая  подростка  в  интереснейший  мир  сказок,  преданий  и  мифов.  Тем  самым  пробуждая  у  ребенка  интерес  к  чтению  книги,  к  культуре  и  истории  народов,  которые  издревле  проживали  на  земле,  где  он  родился.

У  башкирского  народа  таким  ярким  героем,  к  образу  которого  можно  обратиться,  является  Урал-Батыр.  Национальный  эпос  очень  подробно  повествует  о  подвигах  и  битвах  героя,  о  его  борьбе  за  счастье  людей.  Возможно,  обращение  к  подобным  сказания  поможет  решить  проблемы  общества  глобального  потребления. 

В  мифологии  Древнего  Египта  одним  из  ярких  представителей  пантеона  богов  является  бог  мудрости  и  знаний  Тот.  Его  почитали  как  мудрейшего  бога,  который  подарил  людям  письменность.  Образ  бога  Тота  является  ярким,  интересным  и  запоминающимся.  В  интерьере  библиотеки  подобный  образ  вписывался  бы  как  нельзя  более  органично,  привлекая  внимание  подростков  к  наследию  и  культуре  древности.

Кетцалькоатль  —  один  из  главных  богов  ацтекского  пантеона,  а  также  историческая  личность.  В  легендах  ацтеков  говорится,  что  за  время  своего  правления  великий  правитель  научил  свой  народ  математике,  астрономии,  письму.  Образ  Кетцалькоатля  также  является  ярким  и  интересным.  Использование  образа  этого  героя,  а  также  приемов  архитектуры  ацтеков  в  оформлении  библиотеки  показало  бы  подростам  красоту  культуры  одной  из  древнейших  цивилизаций  прошлого.

Герои  и  образы  вышеупомянутых  мифов  и  эпосов  —  яркие  и  многогранные.  Использование  их  в  оформлении  художественного  пространства  детской  библиотеки  позволило  бы  привить  интерес  к  чтению  у  подростков  и  сохранить  связь  между  поколениями,  а  библиотеки  сделать  непохожими  на  другие  общественные  здания,  положительно  выделяющимися  на  общем  фоне.

 

Список  литературы:

  1. Википедия.  Свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Святого_Флориана.  Дата  обращения:  03.04.2014.
  2. Википедия.  Свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_св._Марка.  Дата  обращения:  03.04.2014.
  3. Википедия.  Свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_Лауренциана.  Дата  обращения:  03.04.2014.
  4. Карзанова  А.П.  Международный  семинар-практикум  «Библиотека  и  инновации  в  обслуживании  детей  и  подростков»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.childlib.by/news/.  Дата  обращения:  03.04.2014.
  5. Программа  «Поехали».  Ведущая:  Марина  Королева.  Библиотеки:  зачем  они  нужны.  «Эхо  Москвы».  Последний  выпуск:  Среда,  22.06.2011.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://echo.msk.ru/programs/poehali.  Дата  обращения:  03.04.2014.
  6. Прянишников  Н.Е.  //  Информационный  бюллетень  РБА.  —  2012.  —  №  64.  —  С.  74—75.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.