Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Виничук Л.И., Люберцева Л.С., научный р.к. НЕ СМОЛКНЕТ ЗВУК СЕРДЕЦ ОРКЕСТРА! // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

НЕ  СМОЛКНЕТ  ЗВУК  СЕРДЕЦ  ОРКЕСТРА!

Виничук  Лилия  Игоревна

студент  3  курса  ОГОБУ  СПО  Иркутский  музыкальный  колледж  им.  Шопена,  РФ,  г.  Иркутск

E-mail

Люберцева  Людмила  Семеновна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  преподаватель  ОГОБУ  СПО  Иркутский  музыкальный  колледж  им.  Шопена,  РФ,  г.  Иркутск

 

Духовное  развитие  общества  —  одна  из  важнейших  задач  государства  на  современном  этапе.  Издревле  оно  во  многом  осуществлялось  благодаря  непосредственному  общению  личности  с  культурой  и  искусством,  с  богатейшей  сферой  народного  художественного  творчества,  и  в  частности,  музыкального.  Культура  —  драгоценное  достижение  человечества.  Она  многолика,  и  не  только  рядом  и  вокруг,  но  и  внутри  нас.  Неизменной  спутницей  человека,  воздействующей  на  его  внутренний  душевный  мир,  воспитывающей  и  обогащающей,  является  музыка.  На  протяжении  многих  столетий  она  вобрала  в  себя  «самое  высокое,  интересное  и  прекрасное  в  человеке  и  стала  как  бы  зеркалом  русской  души,  вместилищем  всего  лучшего,  что  есть  в  нашем  народе»  [4,  с.  9].

Важнейшая  роль  в  музыкальном  искусстве  принадлежит  исполнительскому  творчеству  музыкантов,  в  результате  которого  музыка,  музыкальные  произведения  становятся  реалиями  звуковой  действительности.  Исполнительское  творчество  развивается  с  появлением  музыкальных  инструментов.  Русский  музыковед  Н.Ф.  Финдейзен,  изучая  историю  музыки  с  древнейших  времен  до  конца  XVIII  века  пишет:  «Совершенно  невозможно  допустить,  чтобы  древние  славяне,  имевшие  общинный  быт,  религиозные  обряды  которых  были  чрезвычайно  развиты,  разнообразны  и  обставлялись  с  декоративной  пышностью,  не  умели  бы  сами  выделывать  свои  музыкальные  инструменты,  совершенно  независимо  от  того,  имелись  ли  аналогичные  инструменты  в  соседних  областях»  [1].  И  действительно  копилка  музыкальных  инструментов  русского  народа  богата  и  разнообразна.  В  толковом  словаре  16  века  «Азбуковники»  встречаются  названия  музыкальных  инструментов:  сопели,  гусли,  смычки.  Музыкальные  инструменты  в  то  время  «связывались  с  язычеством,  дьявольским  искушением,  и  церковь  боролась  с  ними  всеми  мерами,  вплоть  до  запрещения  законодательным  порядком».  Постановления  Стоглавого  собора  1551  года  запрещают  всякие  игрища  «и  в  гусли,  и  в  смычки,  и  сопели,  и  всякую  игру,  зрелища,  пляски…»  [2,  с.  205].

И  все  же,  несмотря  на  запреты,  инструменты  живут,  совершенствуются,  появляются  новые.  Одним  из  любимых  в  народе  инструментов  в  XVII  веке  была  домра.  Исследователи  относят  к  этому  же  веку  создание  столообразных  гуслей,  появление  балалайки,  которую  называют  и  "бала-бойка",  и  "балабайка",  и  все  же  первое  название  за  ней  закрепилось  до  наших  дней  [1].  Еще  в  X  веке  в  России  была  известна  гармоника,  а  к  середине  XIX  века  гармоника  становится  символом  нового  народного  музыкального  инструмента.  Наиболее  совершенный  из  существующих  в  настоящее  время  хроматических  гармоник  является  —  баян.  «Перешагнув  вековой  рубеж  своего  существования  в  этом  обновленном  виде,  русские  народные  инструменты,  безусловно,  доказали  свою  огромную  социальную  значимость,  художественную  ценность  и  жизнеспособность»  [5].

История  русских  народных  инструментов  объединяет  их  сначала  в  различные  ансамбли,  а  затем  и  в  разнообразные  по  составу  оркестры  народных  инструментов.

Первый  подобный  коллектив  был  создан  в  1888  году  в  Санкт-Петербурге  балалаечником  Василием  Васильевичем  Андреевым  как  «Кружок  любителей  игры  на  балалайке»,  после  успешных  концертов  в  России  и  за  рубежом  получивший  название  «Великорусского  оркестра».  После  Октябрьской  революции  оркестры  русских  народных  инструментов  получили  широкое  распространение,  и  существовали  практически  повсеместно:  в  концертных  организациях,  домах  культуры,  клубах  и  т.  п.  [8]. 

Не  смог  стать  исключением  и  мой  родной  город  —  Иркутск.  Весной  1904  года  в  Иркутске  выступал  оркестр  народных  инструментов  под  управлением  ученика  В.В.  Андреева  Игнатия  Левицкого.  В  числе  слушателей  находились  молодые  иркутяне  Владимир  Соснин  и  Пантелеймон  Холодилов.  Зачарованные  игрой  оркестра,  они  бежали  из  дому  и  сопровождали  Левицкого  в  его  гастрольной  поездке  по  Сибири.  Им  было  по  15  лет.  Вскоре  беглецов  вернули  домой,  но  оставить  свою  мечту  они  не  могли,  и,  вернувшись  в  Иркутск,  создали  при  клубе  приказчиков  в  1905  году  первый  домрово-балалаечный  оркестр.  Вставший  во  главе  его  Владимир  Акиндинович  Соснин  был  очень  одаренным  человеком:  прекрасным  рисовальщиком,  интересным  актером,  большим  знатоком  русской  народной  музыки,  отлично  игравшим  на  балалайке.  Энергичный  организатор  и  неутомимый  труженик,  несмотря  на  свою  молодость,  он  сумел  внушить  участникам  оркестра  преданность  идее:  посвятить  свой  оркестр,  служению  народу,  знакомя  его  с  русским  народным  музыкальным  творчеством  и  пропагандируя  народные  инструменты.  Состав  оркестра  был  невелик:  12—15  человек,  почти  все  участники  (за  исключением  двух  учащихся  и  одного  парикмахера)  были  служащими  торговых  предприятий.  Все  они  с  энтузиазмом,  неустанно  и  напряженно  работали  над  освоением  балалаек  и  домр,  и  над  созданием  ансамбля  на  общих  сыгровках,  которые  устраивались  часто  и  бывали  продолжительными.  По  словам  современника,  «с  первых  же  шагов  оркестр  стал  на  правильный  путь  пропаганды  народной  музыки:  пропаганды  мастерством».  Этот  творческий  коллектив  оказался  самым  постоянным  среди  всех,  возникших  при  клубе  приказчиков.  Систематически  выступать  он  стал  в  сезоне  1907/08года.  Кроме  исполнения  собственных  концертных  программ,  оркестр  принимал  участие  в  драматических  спектаклях  с  пением.  В  январе  1909  года  клуб  приказчиков  из-за  обнаруженной  в  нем  карточной  игры  был  закрыт.  Сыгровки  оркестра  стали  проходить  на  квартирах  его  участников.  Для  концертных  выступлений  сценических  площадок  в  городе  было  достаточно.  Коллектив  переживал  трудный  период.  В  1911  году  общество  приказчиков  добилось  разрешения  на  открытие  клуба,  но,  не  имея  уже  постоянного  помещения,  оно  не  могло  вести  систематической  концертной  деятельности.  Украшением  клубных  концертов  по-прежнему  был  оркестр  народных  инструментов.  К  этому  времени,  оставаясь  в  прежнем  составе,  оркестр  окреп  и  творчески  очень  вырос.  Большое  значение  для  расширения  репертуара  и  развития  хорошего  вкуса  оркестрантов  имела  деятельность  Пантелеймона  Степановича  Холодилова  —  ближайшего  помощника  и  друга  Владимира  Соснина,  бессменного  инспектора  и  библиотекаря  оркестра.  С  начала  1910  года  он  начал  заниматься  аранжировками.  Сохранившиеся  в  Иркутске  некоторые  партитуры  народных  песен  и  произведений  русской  и  зарубежной  классики  свидетельствуют  о  незаурядном  мастерстве  П.С.  Холодилова  и  глубоком  знании  им  специфики  народных  инструментов.  Сам  он  почти  всегда  играл  на  домре-теноре,  которая  бережно  хранится  в  городском  музее  среди  народных  инструментов. 

В  1911  году  в  оркестре  появились  первые  солисты-вокалисты:  М.  Захарова,  Л.  Жданова,  А.  Фрайфельд,  которые  исполняли  русские  народные  песни  и  романсы.  Популярность  оркестра  возрастала,  росло  количество  слушателей,  появлялось  все  больше  желающих  в  нем  участвовать,  была  создана  группа  обучающихся  игре  на  балалайке.  В  сезоне  1912/13  года  оркестр  начал  гастрольную  деятельность,  выезжая  с  концертами  на  небольшие  железнодорожные  станции.  Концерты  были  платными  и  давали  оркестру  кое-какие  средства  на  текущие  нужды:  приобретение  и  ремонт  инструментов,  пополнение  нотной  литературы.  Вот  как  пишет  о  своих  впечатлениях  Е.П.  Медведев  (иркутский  музыкант,  чья  жизнь  тесно  связана  с  оркестрами  народных  инструментов):  «В  этом  же  концерте  участвовал  и  «хор  балалаечников»,  или,  как  еще  называли  тогда  русские  народные  оркестры  —  «великорусский  оркестр»…  И  вот  на  эстраде  —  двенадцать  добрых  молодцев.  Иначе  и  нельзя  было  назвать  молодых  ребят,  одетых  в  очень  хорошие  русские  костюмы:  голубые  шелковые  рубахи  со  шнуровыми  опоясками,  русские  шаровары  тонкого  синего  сукна  и  красные  сафьяновые  сапожки.  Небольшой,  переполненный  зал  школы  дрогнул  от  бурных  аплодисментов.  Так  могли  встречать  слушатели  только  горячо  любимых,  хорошо  знакомых  исполнителей».

27  марта  1915  г.  в  клубе  приказчиков  на  Пестеревской  улице  (ныне  ул.  Урицкого)  первый  иркутский  оркестр  народных  инструментов  отпраздновал  свой  10-летний  юбилей.  Перед  большим  концертом  из  двух  отделений  состоялось  чествование  В.А.  Соснина,  П.С.  Холодилова  и  большинства  музыкантов,  первыми  пришедших  в  1905  г.  в  оркестр.

Исследователи  высоко  оценивают  деятельность  первого  иркутского  оркестра:  «Значение  этого  оркестра  заключается  в  том,  что  его  руководители  и  участники  были  ближайшими  преемниками  В.В.  Андреева  и  не  дали  заглохнуть  далеко  рассеянным  семенам  его  исторических  начинаний»  [6,  с.  133—135].

Начинания  первых  руководителей  народного  оркестра  не  осталось  без  последователей.  И  здесь  следует  упомянуть  Евгения  Петровича  Медведева.  Ученик  Беляева  П.Д.  по  классу  скрипки,  в  1908  году  самостоятельно  организовал  оркестр  мандолинистов,  которым  успешно  руководил  до  весны  1913  года.  Мандолина,  потомок  лютни  появилась  в  Италии  в  XVII  веке,  и  уже  в  следующем  столетии  сделалась  самым  распространенным,  самым  любимым  народным  инструментом.  По  форме  мандолина  очень  похожа  на  лютню.  На  ее  восьми  струнах,  настроенных  попарно,  играют  медиатором.  Постепенно  она  стала  популярна  и  в  других  странах.  Свое  распространение  мандолина  получила  очень  быстро,  и  в  далекой  Сибири  была  уже  в  начале  XX  века.  Мандолина  —  это  и  сольный,  и  аккомпанирующий,  и  ансамблевый  инструмент.  В  состав,  как  их  называли  «неаполитанских»  оркестров,  входили  мандолины  и  гитары.  Оркестр  мандолинистов  для  Иркутска  был  большой  редкостью,  и  его  деятельность  с  восторгом  принималась  публикой.

Встреча  Медведева  Е.П.  с  первым  иркутским  оркестром  народных  инструментов  произошла  в  1908году.  Участвуя  в  этом  оркестре,  иногда  становясь  за  дирижерский  пульт,  Евгений  Петрович  стал  верным  рыцарем  этого  вида  искусства.  Первая  империалистическая  война  к  концу  1916  года  расстроила  из-за  мобилизации  ряды  оркестра,  и  его  работа  на  некоторое  время  замерла.  Новая  эпоха  в  его  истории  началась  уже  в  советское  время  [6,  с.  135]. 

Новая  страница  в  истории  развития  Иркутского  оркестра  народных  инструментов  начинается  с  Михаила  Семеновича  Гезунгейта  —  создателя  городского  любительского  оркестра  народных  инструментов  в  Иркутске. 

С  народными  инструментами  Михаил  Гезунгейт  был  знаком  с  юности,  так  как  занимался  в  оркестре  русских  народных  инструментов  во  Дворце  пионеров  и  школьников  у  Константина  Заболоцкого.  В  годы  Великой  Отечественной  войны  получил  тяжёлое  ранение  и  был  комиссован.  В  1946  году,  став  студентом  Иркутского  государственного  университета,  активно  взялся  за  создание  самодеятельного  оркестра  русских  народных  инструментов.  Причиной  этого  стала  страстная  любовь  к  балалайке.  Участники  оркестра  на  протяжении  многих  лет  с  особой  теплотой  вспоминают  дни  увлекательной  юности.  Ведь  для  них  это  была  целая  жизнь,  наполненная  музыкой.  Среди  участников  оркестра  был  и  известный  драматург  Александр  Вампилов,  в  те  годы  первокурсник  университета.  Его  однокурсник  Игорь  Петров  вспоминает:  «мы  записались  в  университетский  струнный  оркестр,  которым  руководил  опытный  музыкант,  энтузиаст  народной  музыки  М.С.  Гезунгейт.  «Струнным»  оркестр  называли,  отличая  его  от  популярного  тогда  в  городе  эстрадного  оркестра  ИГУ  под  управлением  Ю.  Морошина.  Точнее,  он  был  домрово-балалаечным,  андреевского  типа,  с  разделением  инструментов  на  группы  (примы,  альты,  тенора,  басы,  контрабасы),  а  внутри  групп  —  и  на  пульты.  В  отличие  от  распространенных  в  те  годы  «неаполитанских»  оркестров  (мандолины  и  гитары),  оркестр  народных  инструментов  давал  возможность  исполнять  многоголосные  произведения,  даже  с  элементами  полифонии,  в  полной  мере  ощутить  красоту  гармонии,  в  конечном  счете  —  развивать  симфоническое  мышление.  Привлекало  нас  и  то,  что  в  репертуаре  оркестра,  помимо  народной  музыки,  были  и  пьесы  классического  репертуара  —  произведения  В.  Андреева,  И.  Штрауса,  Ф.  Шуберта,  Э.  Грига,  Ж.  Бизе,  П.  Чайковского,  М.  Глинки.  Только  один  из  нас  —  Вадик  Гребенцов  был  подготовленным  музыкантом  (окончил  музыкальную  школу  по  классу  скрипки),  мы  с  Саней  и  Володя  Мутин  играли  до  этого  в  школьных  оркестрах,  а  Борис  Кислов  и  Андрей  Румянцев  учились  играть  и  осваивали  нотную  грамоту  (пройдя  вначале  стадию  «цифровки»)  в  ходе  репетиций.  Игра  в  оркестре  и,  главное,  систематическое  и  углубленное  изучение  мировой  и  отечественной  литературы  (мы  все-таки  были  филологами)  вызвали  естественную  потребность  в  расширении  музыкального  кругозора»  [3]. 

А  в  1960  году  Михаилу  Семеновичу  предложили  создать  городской  народный  оркестр.  Создание  коллектива  было  сопряжено  с  большими  организационными  трудностями:  нехваткой  инструментов,  недостатком  нотного  материала,  отсутствием  постоянного  репетиционного  помещения.  В  сентябре  1960  года  состоялась  первая  репетиция,  а  5  октября  1960  года  в  газете  «Советская  молодёжь»  была  напечатана  заметка  «Скоро  первый  концерт».  В  ней  говорилось,  что  вскоре  зазвучат  в  Иркутской  области  сто  народных  оркестров.  И  сотым  оказался  любительский  оркестр  русских  народных  инструментов.  В  нём  три  концертмейстера  и  главный  дирижёр  —  Михаил  Гезунгейт.  За  свою  историю  с  1960  по  1975  год  оркестр  дал  более  750  концертов  [7].  Концерты  и  репетиции  вспоминает  и  участник  оркестра  Сергей  Осипович  Остроумов  —  домрист,  бывший  собкор  АПН  и  автор  пьесы  об  Александре  Васильевиче  Колчаке,  (спектакль  по  которой  поставлен  на  сцене  Иркутского  академического  драматического  театра  им.  Н.Н.  Охлопкова):  «с  оркестром  по  направлению  обкома  партии  мы  выезжали  с  концертами  по  сёлам  области  в  дни  уборочной  страды.  Выступали  и  на  полевых  станах,  и  в  сельских  клубах.  Где  только  ни  побывал  наш  оркестр:  в  воинских  частях,  у  лесорубов  в  посёлке  Большой  Луг.  Мы  охватывали  своей  агитбригадой  сёла,  посёлки,  деревни  от  Иркутского  района  до  Качугского.  Сельские  жители  с  нетерпением  ждали  нашего  приезда.  С  восторгом  слушатели  встречали  «Плясовую»  иркутского  композитора  Павла  Гоголёва,  написанную  специально  для  оркестра.  Из  классики  сельчанам  больше  всего  нравилась  «Осенняя  песня»  Петра  Ильича  Чайковского  и  песня  Сольвейг  в  драме  Ибсена  «Пер  Гюнт»  в  исполнении  солистки  Нины  Науменко.  На  бис  встречали  и  итальянскую  народную  песню  «Ласточка».…» 

Деятельность  любительских  коллективов  профессионального  уровня  не  остается  незамеченной,  музыканты  города  понимают  важность  развития  народного  исполнительства,  необходимость  профессиональной  подготовки  исполнителей  на  народных  инструментах,  и  особенно  необходим  класс  баяна.  Ведь  традиционно  в  состав  народного  оркестра  включены  следующие  группы:  струнные  щипковые  (домры,  балалайки,  гусли);  духовые  (свирель,  жалейка,  рожки  владимирские);  пневматические  язычковые  (баяны,  гармоники);  ударные  инструменты  (бубны  и  барабаны);  дополнительные  инструменты:  (флейта,  гобой  и  их  разновидности). 

Класс  баяна  открывается  в  музыкальном  училище  в  1943  году.  Учащихся  было  немного  —  один,  два.  И  лишь  к  1958  году  увеличившийся  контингент  позволил  создать  впервые  в  городе  оркестр  тембровых  баянов.  Руководителем  (и  инициатором  создания)  стал  Игорь  Александрович  Соколов  —  уникальный  музыкант,  ветеран  Великой  Отечественной  Войны,  Заслуженный  работник  культуры  РФ.  Игорь  Александрович  был  непререкаемым  авторитетом  для  студентов  и  преподавателей  училища.  Тембровые  баяны,  явление  уникальное,  они  звучат  как  инструменты  симфонического  оркестра,  деревянные  и  медные.  Музыканты  играют  на  баянах,  а  слышится  гобой,  кларнет,  валторна,  туба.  Для  города  это  было  открытием.  Репертуар  оркестра  был  богатым.  Оркестр  существует  до  сих,  пор  радуя  слушателей  удивительными  тембральными  красками.

В  1966  году  на  отделении  открылись  классы  домры  и  балалайки  под  руководством  Георгия  Васильевича  Анциферова,  и  это  позволило  в  1977  году  создать  оркестр  народных  инструментов,  с  включением  всех  групп  инструментов.  Руководителями  оркестра  в  разные  годы  были:  А.  Ильин,  С.Д.  Толстых,  В.Н.  Тихонов,  В.Н.  Арбатский.  Традиции  этого  коллектива  сегодня  сохраняет  и  развивает  художественный  руководитель  Николай  Михайлович  Мочалов.  Под  его  руководством  в  2007  году  коллектив  стал  лауреатом  Международного  видео-конкурса  в  городе  Владивостоке.  Профессиональный  уровень  оркестра  демонстрирует  его  разнообразный  репертуар.  В  репертуаре  оркестра  оригинальные  сочинения  для  оркестра  народных  инструментов  В.  Андреева,  Н.  Будашкина,  П.  Куликова,  П.  Барчунова,  В.  Городовской,  различные  варианты  многочисленных  обработок  народных  песен,  переложения  классических  произведений.

Сегодня  в  городе  Иркутске  успешно  работают  профессиональные,  учебные,  любительские  оркестры  народных  инструментов  различных  составов.  Народное  оркестровое  искусство  активно  развивается.  Для  оркестровых  коллективов  всегда  открыта  главная  сцена  города  в  Иркутской  областной  филармонии.  Там  же  в  2012  году  был  проведен  первый  фестиваль  «Байкальские  струны»,  в  котором  приняли  участие  музыканты  не  только  нашего  города,  но  и  других  городов  России.  Иркутяне  услышали  мастерство  современных  народных  оркестров.

Сохранение  национальных  традиций  в  оркестровом  творчестве  очень  важный  аспект  в  сохранении  культуры  народа.  Играя  в  оркестре,  начинающие  музыканты  с  удовольствием  передают  слушателям  свою  любовь  к  музыкальному  искусству,  и  это  очень  важно  в  становлении  общества,  сохранении  культуры  России.  Пока  звучат  народные  инструменты,  будет  жить  и  Россия.

 

Список  литературы:

1.Бычков  В.  Музыкальные  инструменты  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.paganism.ru/rusinstr.htm

2.Вагнер  Г.К.,  Владышевская  Т.Ф.  Искусство  древней  Руси  [Текст].  М.:  Искусство,  1993.

3.Петров  И.  Гитара,  милая,  звени,  звени  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vampilov.irkutsk.ru/vvamp_v7.htm

4.Соловьев  В.С.  Золотая  книга  русской  культуры  [Текст].  М.:  Белый  город,  2007.

5.Скрябина  Е.Г.  Домровое  исполнительское  искусство:  истоки,  становление,  тенденции  развития:  автореферат  диссертации  на  соискание  ученой  степени  кандидата  искусствоведения  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dissercat.com/content/domrovoe-ispolnitelskoe-iskusstvo-istoki-stanovlenie-tendentsii-razvitiya.

6.Харкеевич  И.Ю.  Музыкальная  культура  Иркутска  [Текст].  Иркутск:  Издательство  Иркутского  университета,1987.

7.Черошников  В.  К  90-летию  М.С.  Гезунгейта.  [Текст]  //Вост.-сиб.  Правда.  2013.  23сентября.

8.Шишаков  Ю.Н.  Инструментовка  для  русского  народного  оркестра  [Текст].  М.:  Музыка,  2005.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.