Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ ТЫВЫ
Ендан Шораан Чедер-оолович
студент 5 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
E-mail: arjaanashoraan@mail.ru
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ХГУ им.Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
E-mail: GEleNa219@ya.ru
Декоративно-прикладное искусство сложное и многогранное явление культуры. Охватывая многие виды народного промысла — резьба по дереву, ювелирное, резьба по камню, фольклор, бытовое искусство, оно живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Анализ традиционной культуры различных народов, в частности тувинского, показал, что, к сожалению, неизбежен естественный процесс отмирания некоторых видов художественной деятельности в связи с модернизацией общества, сменой образа жизни. Поэтому, необходимо чтобы одной из основ, на которой строится содержание образования в национальной системе, стало приобщению учащихся к национальной культуре тувинцев и через нее к общечеловеческим, общероссийским духовным ценностям. При этом целесообразно учитывать возрастные и этнопсихологические особенности учащихся (в образовательных учреждениях кожууна приобщение к культуре тувинцев осуществляется с дошкольного возраста); содержание материала о национальной культуре преподносить не как констатацию того, что было и как было, а как ориентацию на национальное самосознание, осмысление роли и места родного языка в развитии личности, познание народных традиций, обычаев, истории этноса как субъекта Российской Федерации; добиваться простоты и выразительности содержания материалов, сюжетной занимательности, доступности, яркости национальных образов, а также возможности передачи национального образа в разнообразной деятельности, связи с жизненной перспективой.
В декоративно-прикладном искусстве в большом объеме реализуется национально-региональный компонент содержания образования. Изучение традиционного народного декоративно-прикладного искусства Тувы позволяет педагогам воспитывать у учащихся любовь и уважение к культуре тувинского народа как части общечеловеческой культуры [3].
Концепция воспитания учащихся профессиональных училищ, ориентированная на раскрытие и актуализацию их личностного потенциала, позволяет оптимизировать учебный процесс и воспитательную работу в соответствии с современными требованиями. Большое значение при этом придается учебным дисциплинам, каждая из которых, будь то «Основы ИЗО» или «Композиция», обладает своими возможностями. В процессе занятий происходит знакомство обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров камнерезного искусства, художников живописцев, искусствоведов и др., формируются умения пользоваться выразительными средствами других видов искусства для выражения художественного образа в традиционном прикладном искусстве.
В условиях профессионального училища решаются также задачи трудового воспитания обучающихся, такие как формирование основ культуры умственного и физического труда, развитие познавательного интереса к знаниям, развитие потребности в творческом труде, вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, воспитание трудолюбия, целеустремленности и предприимчивости,.
Эстетическое воспитание обучающихся профучилищ направлено на развитие творческой личности будущего художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, способствует превращению их в носителя традиционной культуры, национального менталитета, при этом способствует повышению уровня профессиональной подготовки.
Анализ роли современного образования в традиционном прикладном искусстве показал, что сейчас наступил период становления непрерывного профессионального образования в народных художественных промыслах [2].
Художественные промыслы тувинского народа имеют многовековую историю и отличаются уникальностью и своеобразием. По свидетельству Министерства культуры Тувы, в настоящее время в республике в сфере народно-художественных промыслов занято около 360 мастеров-умельцев, Основные виды деятельности этих мастеров — это изготовление национальной утвари и музыкальных инструментов, пошив национальной одежды, обуви и головных уборов, а также камнерезное искусство, художественная обработка металла, ювелирное дело, резьба и роспись по дереву, обработка войлока, тиснение по коже [5].
Наибольшее распространение традиционные народные промыслы имеют в Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Эрзинском, Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском и Кызылском районах Тувы. Но, к сожалению, и в Туве многие художественные ремесла начинают забываться, утрачиваются традиции и навыки мастерства.
В Бай-Тайгинском кожууне сохранились традиционные технологии отдельных видов декоративно-прикладного искусства, в связи чем, этот кожуун не зря называют «родиной мастеров». Поэтому именно в этом кожууне для подготовки кадров по декоративно-прикладному искусству для Республики Тыва было создано профессиональное училище № 13, девизом которого стало: «Мы наследники предков искусства». А главной задачей коллектива училища является обеспечение ориентации на подготовку рабочих и специалистов преимущественно по народно-прикладному профилю, позволяющую выпускникам учебного заведения адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы [1].
Народные художественные промыслы невозможно представить без народных мастеров, передающих молодому поколению уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства. Поэтому педагоги, преподаватели учебных дисциплин и мастера производственного обучения активно и плодотворное сотрудничают со знаменитыми мастерами декоративного прикладного искусства данного региона. Воспитательному потенциалу художественных традиций народных мастеров педагогический коллектив уделяет огромное внимание, пытается создать благоприятную атмосферу, способствующую проявлению у учащихся интереса к учебе, выявлению талантов и творческих способностей. Каждый учащийся охвачен полезной деятельностью. В планах мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей предусмотрены мероприятия нравственно-этического, патриотического, интернационального, религиозного и правого направления. Большое внимание уделяется культуре поведения, этике общения учащихся. Совокупный поиск оптимальных методов и форм воспитания и обучения, основанных на принципах народной педагогики, способствует возрождению еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений.
В данный момент в училище обучаются по профессиям: «Изготовитель художественных изделий из дерева», «Резчик по камню», «Вышивальщица». В камнерезном искусстве с новой технологией обработки камня учащихся обучают изготовлению художественных изделий тувинской малой пластики в скифском «зверином стиле», сюжетно-тематический диапазон и иконографический характер которых закреплен многолетней традицией. Резчиков по дереву мастера обучают умело обрабатывать дерево, создавать из него высокохудожественные изделия. Изделия из дерева, изготовленные обучающимися: национальные культовые ложки «Тос карак», деспи (корыто) и другие художественные изделия пользуются большим спросом у населения. Учащиеся группы «Вышивальщица» умело заимствуя из народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, так и современные швы, создавая новые образцы народного творчества. Подготовка в училище дает возможность обучащимся стать достойными продолжателями потомственного творчества народных мастеров [4].
Мастера производственного обучения воспитывают обучающихся через декоративно-прикладное творчество, знакомство с традициями и обычаями тувинского народа. Для осуществления духовно-нравственного воспитания, с целью сохранения наследия тувинского народа, традиционно проводился цикл мероприятий «Шагаа-биле» — открытые уроки, знакомящие учащихся с обрядами и обычаями тувинского народа, конкурс «Кожумака кончуг-ла мен», «Особенности национальной культуры».
В специфических условиях практики учебного производственного процесса училища необходимо тщательно учитывать особенности конкретных традиций художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел данного региона.
Училище за все годы существования и по сей день имеет тесные партнерские отношения со знаменитыми народными мастерами, мастерами камнерезного искусства, художниками, с искусствоведами Республики Тыва и Бай-Тайгинского кожууна: Дойбухаа Д.Х., Хунан К.Т., Саая К.М., Кочаа С.Х., Шомбул В.С.
Для успешного развития творческих способностей преподаватели и мастера производственного обучения проводят с учащимися большую работу. Это реализация учебных программ, проведение учебных дисциплин и учебных практик, организация и проведение внеклассных мероприятий, экскурсий в музеи, в мастерские художников и мастеров камнерезов, организация участия учащихся в выставках различного уровня, в конкурсах профессионального мастерства, в республиканском Слете рабочих профессий и т. д. В училище создан творческий центр декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.
Уроки учебной практики и учебных дисциплин декоративно-прикладного искусства базируются на оптимальном использовании обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов направлены на развитие творческих, художественно-изобразительных способностей каждого учащегося. Для этого преподаватели учебных дисциплин и мастера производственного обучения стараются как можно более плодотворно использовать потенциал народных традиций местных художественных промыслов. Народных мастеров камнерезного искусства Дондук Дойбу-Хаа, Хунан Киров приглашают на производственную практику, чтобы узнать традиционную народную технологии. Благодаря народным мастерам учащиеся осваивают технологические и технические приемы обработки различных материалов, выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров.
Сегодня, в связи с развитием туризма в Туве возрастает интерес к народному декоративно-прикладному искусству, увеличивается и потребность в традиционных изделиях народных мастеров, растет потребность в изящны и недорогих сувенирах, отражающих специфику нашего региона,. Владея уникальными приемами этого ремесла, сохраняя при этом народные традиции, работы наших учащихся находят признание и у специалистов и у рядовых граждан-покупателей. Почти каждая вещь, созданная учащимся и мастером, служит прекрасным подарком сувениром, знаком памяти о национальной культуре народов. Поэтому наши учащиеся всегда принимают участие в различных выставках-ярмарках, фестивалях, которые проходят в кожууне, в республике и даже за пределами Республики Тыва. Благодаря таким фестивалям и конкурсам у учащихся проявляется еще более глубокий интерес к своим специальностям и появляется воодушевление, что их работы и труд достойно оценены.
Такая целенаправленная работа по использованию потенциала народных традиций мастеров позволяет учащимся профессиональных училищ поможет сделать первые шаги по пути к овладению художественным ремеслом, достигнуть творческих вершин и будет способствовать развитию местных художественных промыслов.
Список литературы:
1.Историческая справка | Профессиональное училище № 13 с. Тээли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pu-13.edu17.ru/about/istoricheskaya-spravka// (дата обращения 12.12.2013).
2.Культура Тувы: прошлое и настоящее: сборник материалов научно-практических конференций. Вып.2. Редактор-составитель: Е.К. Карелина. Кемерово: КемГУКИ, 2006. — 224 с.
3.Люди центра Азии. Т. 4. / под ред. Н.М. Антуфьевой. Кызыл: ООО Редакция газеты «Центр Азии», 2011. — 832 с.: ил.
4.Наши профессии | Профессиональное училище № 13 с. Тээли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pu-13.edu17.ru/about/nashi-professii/ (дата обращения 12.12.2013).
5.Тува — колыбель скифской культуры // Культура и искусство Тувы: ежеквартал. журн. / М-во культуры Респ. Тыва. 2001. апр. — 59 с.
дипломов
Оставить комментарий