Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭЛЕГИЯ И СОНЕТ В ЛИРИКЕ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ
Спиридонова Кристина Сергеевна
студент 4 курса, кафедра истории русской литературы XX века, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск
E-mail: schris@yandex.ru
В современных работах исследователи (В. Толмачёв, Н. Богомолов, С. Бочаров, Ю. Левин) так или иначе фиксируют наличие в поэзии В.Ф. Ходасевича метапоэтической рефлексии. Прежде всего, это присутствие различных стиховедческих терминов — в том числе названий лирических жанров.
Среди лакун, неосвоенных сторон поэтического мира В. Ходасевича остаётся проблема функционирования в нём классических лирических жанров, в первую очередь — сонета и элегии, в то время как данный аспект позволяет уточнить формы диалога поэта ХХ века с классической традицией.
Объектом нашего исследования стали следующие стихотворения Ходасевича: «Поэт. Элегия» (1907 год, из книги «Молодость»), «Элегия («Взгляни, как наша ночь пуста и молчалива…»)» (1908 год, из книги «Счастливый домик») и «Элегия (Деревья Кронверкского сада…)» (1921 год, из книги «Тяжелая лира»); «Поэту» (1908 год, из книги «Счастливый домик») и «Похороны. Сонет» (1928 год, из не собранного в книги).
Итак, в корпусе поэтических текстов В. Ходасевича действительно есть большое количество таких, в которых с разной степенью присутствия можно вычленить тему поэтической саморефлексии, а именно жанровую специфику. Вероятнее всего это можно объяснить тем, что Ходасевич считал себя продолжателем пушкинской традиции, а, следовательно, продолжал создавать стихотворения в классических жанрах.
Всего в составе стиховедческих терминов было выделено 13 наименований жанров. Несмотря на тот факт, что наиболее частотными наименованиями лирических жанров являются романс (5 раз) и стансы (4 раза), наше внимание всё же было обращено на номинации жанров элегии и сонета, которые употребляются 3 и 2 раза соответственно. Это связано с тем, что элегия и сонет представляют собой классические, традиционные жанры (опора на данные виды жанров представляется нам наиболее актуальной), причём прямо противоположные: элегия возникла в Древней Греции, претерпела наибольшие изменения, и жанрообразующими критериями её является содержание (мотивы); сонет же возник гораздо позже элегии в западных странах, менее всего был подвержен изменениям, и важными для его характеристики являются формальные признаки, причём в их единстве с содержанием.
В качестве объектов исследования были выбраны такие поэтические тексты, в которых в заглавие или подзаголовок вынесен термин, означающий название жанра элегии и твёрдой формы сонета, или непосредственно употреблён в самом тексте — как пример наиболее акцентированного внимания автора на жанровом определении своих лирических произведений и внимания к самому явлению сонета.
Обратившись к существующим исследованиям, посвящённым анализу выбранных нами стихотворений, мы обнаружили, что в научной литературе не предложено целостного анализа ни одного из выбранных нами поэтических текстов, а об «Элегии («Взгляни, как наша ночь пуста и молчалива…»)» нет ни одного упоминания. О специфике элегии и сонета практически не упоминается ни в одном из рассмотренных нами исследований. Следовательно, делать выводы о специфике данных явлений в творчестве В. Ходасевича представляется возможным на основании аналитических разборов текстов обозначенных стихотворений.
В общих чертах трансформацию жанра элегии в лирике В. Ходасевича можно охарактеризовать следующим образом: 1) диалог с культурной традицией; 2) сознание лирического героя как средоточие «памяти жанра»; 3) мифопоэтика как способ воплощения темы поэтической саморефлексии. А сонет в творчестве данного поэта трансформируется следующим образом: 1) семантика адресованного лирического сюжета; 2) индивидуальный лирический вариант сонета.
В заглавии стихотворения «Поэт. Элегия» напрямую отражается тема поэта и поэзии, а слово «элегия» в подзаголовке является своеобразным жанровым уточнением, то есть служит не столько определением жанра, сколько обозначением специфической темы написанного стихотворения. Через жанровое уточнение «элегия» В. Ходасевич указывает на то, что в данном лирическом произведении он рефлексирует по поводу сложившейся и бытовавшей в то время элегической традиции. Таким образом, стихотворение «Поэт. Элегия» является полемическим диалогом поэта с предшественниками и со своими современниками, со сложившейся элегической традицией и её романтическими клише.
При анализе «Элегии («Взгляни, как наша ночь пуста и молчалива…»)» мы заключаем, что данный термин не является прямым обозначением выбранной жанровой формы. Такое заглавие позволяет провести параллель между элегией как традиционным лирическим жанром и элегией как метонимией понятия поэзии. Данный текст представляет собой размышления, выдержанные в элегическим модусе художественности, лирического героя не столько непосредственно о жанре элегии, сколько о творческой, вдохновенной природе поэзии.
Анализ текста «Элегия («Деревья Кронверкского сада…»)» позволяет сделать вывод: данный поэтический текст выдержан в жанре элегии, следовательно, жанровая номинация, вынесенная в заглавие, напрямую характеризует жанровую форму произведения. Однако специфична затронутая тема природы поэтического вдохновения, причём жанр элегии оказывается единственно возможной формой для реализации данной темы.
Строки стихотворения «Поэту», в которых употреблен термин «сонет», являются центральными с точки зрения выражения поэтически саморефлективных смыслов данного стихотворения. И хотя на первый взгляд кажется, что речь и идёт конкретно о сонете, здесь затронута более глубокая тема — поэт и поэзия. Термин «сонет» используется в метонимической функции — обозначает поэзию как таковую, а также используется в качестве примера классической, традиционной твёрдой формы, требующей строгого соблюдения исторически сложившихся и неизменно существующих на протяжении нескольких веков норм и правил сложения сонета.
Вынесенное в подзаголовок авторского варианта сонета «Похороны. Сонет» наименование твёрдой формы «сонет» является прямой отсылкой к жанру стихотворения, а также объясняется намеренным акцентированием внимания на следовании традиции (в данном случае — французской поэзии), а также на своеобразный опыт «игры» с данной жанровой формой.
Таким образом, можно утверждать, что лирике Ходасевича свойственна поэтическая саморефлексия, реализующаяся на уровне жанровой поэтики произведений. Существует несколько областей, охватываемых саморефлексией: собственное поэтическое мастерство творчество современных поэтов, русская поэзия в её истоках и развитии.
Список литературы:
1.Богомолов Н.А. Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича // Ходасевич В. Стихотворения / Вступит. статья Н.А. Богомолова, сост., подг. текста и примеч. Н.А. Богомолова и Волчека. Л.: Сов. писатель, 1989. — С. 5—48.
2.Бочаров С.Г. «Памятник» Ходасевича // Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906—1922. М.: Согласие, 1996. — С. 5—56.
3.Вейдле В.В. Поэзия Ходасевича // Русская литература. М., 1989. № 2.
4.Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. — 548 с.
5.Левин Ю.И. О поэзии Вл. Ходасевича // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. — С. 209—267.
6.Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
7.Толмачёв В.М. Владислав Ходасевич. Материалы к творческой биографии // Российский литературоведческий журнал. М., 1994. № 5—6.
8.Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века / Науч. ред. В.А. Суханов. М.: Языки славянской культуры, 2008. — 328 с.
9.Ходасевич В. Стихотворения / Вступит. статья Н.А. Богомолова, сост., подг. текста и примеч. Н.А. Богомолова и Волчека. Л.: Сов. писатель, 1989. — 464 с.
10.Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906—1922. М.: Согласие, 1996. — 592 с.
11.Bethea D.M. Vladislav Khodasevich. His life and Art. New Jersey, Princeton, 1983.
дипломов
Оставить комментарий